Элла Джейн Фицджеральд (Ella Jane Fitzgerald) или Фицджералд (Fitzgerald). Родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорте-Ньюс, Виргиния (США) — умерла 15 июня 1996 года в Беверли-Хиллз, Калифорния (США). Американская певица, обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта. 13-кратный лауреат премии «Грэмми». Является одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки.
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.
Росла в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями.
Отец — Уильям Фицджеральд, работал водителем погрузчика.
Мать — Темперанс «Темпи» Фицджеральд, трудилась в прачечной.
Её родители разошлись после рождения дочери, и Элла с матерью были вынуждены переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка, в Йонкерс. Там мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом да Силва. Они стали жить вместе, и в 1923 году у них родилась дочь Франсис да Силва.
Семья жила по принципам методизма, они часто посещали церковь и воскресные службы, Элла с детства изучала Библию и полюбила церковные песнопения. Как и многие чернокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов.
Семья бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. С раннего детства Фицджеральд увлекалась танцами, кино, музыкой и даже спортом: её любимой бейсбольной командой были Лос-Анджелес Доджерс.
Вечерами, оставшись дома одна, она любила разучивать песни с пластинок. Кумиром Эллы была Конни Босуэлл, у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Элла Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и я просто влюбилась в её голос. Я старалась петь как можно более похоже на Босуэлл».
В 1932 году мать Эллы умерла от сердечного приступа. Для юной Фицджеральд это стало страшным ударом. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры. После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе, а позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне, но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной.
Из этой ситуации Элла вышла — участвую в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре «Аполло». 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление. Изначально Фицджеральд планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босуэлл. Поначалу всё шло не слишком гладко, так как девочка до этого ни разу не выступала на сцене, у неё даже не было подходящей сценической одежды.
Первую песню Фицджеральд «The Object of My Affection» пришлось прервать и начать заново, так как у девушки от волнения на мгновение пропал голос. Однако, допев до конца, она в ответ получила одобрительные возгласы и аплодисменты. Далее будучи более уверенной в себе, Элла Фицджеральд с успехом исполнила вторую композицию «Judy» и прошла за кулисы. Победитель определялся в соответствии с реакцией зрителей, и, когда ведущий объявил имя Эллы, зал взорвался овациями. В итоге девушка заняла первое место и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в «Аполло».
В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы. Тогда же саксофонист Бенни Картер, присутствовавший 21 ноября 1934 в Аполло и приметивший начинающую певицу, познакомил её с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом. Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как сообщала The New York Times, «с неохотой подписал контракт с Фицджеральд, так как она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз».
Таким образом Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако первой песней, принёсшей ей наибольшую популярность, на тот момент была — «A-Tisket, A-Tasket» — импровизация на тему детской считалочки, которую Элла написала совместно с Элом Фельдманом в 1938 году. Позже вышло сюжетное продолжение «A-Tisket, A-Tasket» — песня «I Found My Yellow Basket».
16 июня 1939 года Чик Уэбб скончался, и его коллектив был переименован в Ella and Her Famous Orchestra. Элла Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций. По мнению журналистов из The New York Times, однако, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы». Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.
В 1942 году Элла решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. После чего она сотрудничала с Биллом Кенни, Луи Джорданом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджером Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям которого Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более частым, когда он стал исполнять обязанности менеджера певицы, однако записываться на его лейбле она стала лишь через 10 лет.
С приходом конца эры свинга и падения популярности биг-бэндов в джазовой музыке произошли большие перемены. Появился новый развивающийся стиль бибоп позволил Фицджеральд разнообразить своё вокальное мастерство, особенно заметно это стало после начала её совместной работы с Диззи Гиллеспи. Именно в этот период Элла стала использовать элементы скэта в процессе пения, позднее этот стиль стал её основным. Как далее говорила сама певица, во время выступления с Гиллеспи она «просто пыталась копировать звучание духовых инструментов оркестра».
С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия, ибо там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла не боялась экспериментировать и создавать новое». Ещё одна композиция «Oh, Lady Be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.
Элла Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records.
В 1955 году Элла Фицджеральд исполнила яркую роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли». Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах, на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры. Рецензенты из The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно, тот самый момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе».
В 1956 году вышел первый альбом на лейбле Verve Records — Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook, это была первая пластинка-песенник из восьми. Каждый такой песенник представлял собой собрание песен определённого композитора или поэта, чьи сочинения входили в Great American Songbook. Эти записи Фицджеральд включали как классические джазовые стандарты, так и менее известные раритетные композиции. Альбом Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook был единственным, в создании которого помимо самой певицы принимал участие непосредственный автор и сочинитель. Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн также специально для Эллы написали два новых трека — песню «The E and D Blues», а также инструментальную сюиту «Портрет Эллы Фицджеральд».
Серия Songbook оказалась в итоге самым коммерчески успешным проектом Фицджеральд и принесла ей огромную популярность. The New York Times писала, что: «эта коллекция песен была первым в своём роде проектом, посвящённым творчеству какого-то одного автора песен, а поп-альбом стал одним из способов серьёзного изучения музыки».
Ella Fitzgerald — Summertime
В 1972 и 1983 годах Фицджеральд также выпустила пластинки Nice Work If You Can Get It и Ella Loves Cole, посвящённые творчеству Джорджа Гершвина и Коула Портера. А сборник Ella Abraça Jobim, записанный на студии Pablo Records, включал работы Антониу Карлоса Жобина.
В период записи песенников джазовая вокалистка регулярно в течение 40-45-ти недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и за рубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных концертировавших певиц. Одними из самых популярных концертных записей являются: At the Opera House, Ella in Rome, Twelve Nights in Hollywood и Ella in Berlin. Последний альбом включал «Балладу о Мэкки-Ноже», принёсшая Фицджеральд премию «Грэмми». На записи слышно, как во время исполнения номера певица забыла слова, но мастерски вышла из ситуации, используя скэт.
В 1961 году Verve Records была куплена компанией MGM за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза.
На лейбле Capitol Элла выпустила такие альбом, как — «Brighten the Corner» — собрание торжественных песен, сборник традиционных рождественских гимнов — Ella Fitzgerald’s Christmas, альбом в стиле кантри — Misty Blue, а также 30 by Ella — серию из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.
Неожиданный успех концертного альбома 1972 года — Jazz at Santa Monica Civic 72 — сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records — первый его лейбл после продажи Verve. После чего Элла Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом, контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд.
Через год джаз-вокалистка вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге. Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, а голос стал жёстче. Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд была вынуждена прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско.
В 1989 году певица приняла участие в записи альбома Куинси Джонса — Back on the Block, который, впоследствии завоевал несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали Фицджеральд творческой деятельности. В 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось, у неё развивалась катаракта. В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.
В 1993 году из-за последствий диабета врачи ампутировали Фицджеральд обе ноги ниже колен. После очередной госпитализации в 1996 году она провела последние дни жизни в своём доме в Беверли-Хиллз, передвигаясь с помощью инвалидной коляски. Престарелую певицу окружали родственники, в том числе сын Рэй и 12-летняя внучка Элис. В те дни она говорила, что «хотела лишь вдыхать свежий воздух, слушать пение птиц и слышать смех Элис».
15 июня 1996 года Элла Фицджеральд умерла в возрасте 79 лет в Беверли-Хиллз, Калифорния. Певицу похоронили на кладбище Инглвуд-Парк. Жизнеописание Эллы Фицджеральд и архивные материалы хранятся в Смитсоновском институте Национального музея Американской истории. А нотный архив певицы, который содержал по большей части аранжировки песен, сделанные для неё различными музыкантами, хранились в Библиотеке Конгресса. Поваренная книга, рецепты для которой певица активно собирала, была передана библиотеке Шлезингера в Гарвардском университете.
Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как: Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots, трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон.
За свою карьеру Элла Фицджеральд вместе с Луи Армстронгом выпустила три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Также одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой, на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче A Man and His Music + Ella + Jobim (1967), и принимали участие в общих концертах.
Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями. Она обладала меццо-сопрано, но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль третьей октавы.
Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридуолд писал, что в отличие от многих других певцов Элла Фицджеральд обладала поистине уникальным и ценным голосом, звучание которого можно было бы назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. А по мнению Фридуолда, даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным.
Генри Плезентс в своей книге The Great American Popular Singers писал о замечательном голосе Фицджеральд и о том, что её природный певческий диапазон — один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые ему доводилось слушать.
Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса, Фрэнка Синатры, Нэта Кинг Коула, Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана». Помимо этого певицу часто звали на съёмку в рекламных роликах, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию ресторанов общественного питания KFC. Последним участием Эллы в рекламе стала фотосессия для финансовой компании American Express.
По словам Фицджеральд, ей нелегко было выступать перед большими скоплениями людей. Она была очень скромной и застенчивой, не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Позже трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что: «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке, она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке».
В 1998 году в Ньюпорт-Ньюсе при содействии Университета Кристофера Ньюпорта состоялся первый музыкальный фестиваль имени Эллы Фицджеральд, призванный популяризовать джаз и музыкальное наследие Фицджеральд.
В 2007 году, к 90-му дню рождения Фицджеральд, группой музыкантов и певцов был записан совместный трибьют под названием We All Love Ella, песни исполнили Стиви Уандер, Майкл Бубле, Натали Коул, Чака Хан, Куин Латифа, Линда Ронстадт и другие.
10 января 2007 года почтовая служба США объявила о выпуске серии 39-центовых марок, посвящённых Элле Фицджеральд, которые также входят в цикл «Чёрное наследие».
В 2008 году в Ньюпорт-Ньюс в Центре Искусств на Даунинг-Гросс открылся театр имени Эллы Фицджеральд на 276 мест, который расположен всего в нескольких кварталах от места рождения Эллы на Маршалл Авеню.
В городе Йонкерс установлена бронзовая статуя Эллы Фицджеральд, созданная американским скульптором Винни Бэгвелл, гипсовый бюст певицы также установлен в Чепменском университете в городе Ориндж, Калифорния.
Рост Эллы Фицджеральд: 164 сантиметра.
Личная жизнь Эллы Фицджеральд:
С 1941 по 1943 год была замужем за Бенни Корнегеем, торговцем наркотиками и рабочим в местном доке.
В 1947 году вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна, во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи. Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший. В дальнейшем он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за того, что карьера мешала их личной жизни. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане.
Элла Фицджеральд и Рэй Браун
В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило о тайном венчании Эллы и Тора Эйнара Ларсена, норвежца из Осло. Однако позже об этом перестали говорить.
Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Сердечная ассоциация и Национальный медицинский центр «Город Надежды». В 1993 году она основала благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется A Book Just for Me! и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей.
Дискография Эллы Фицджеральд:
1950 — Ella Sings Gershwin
1954 — Songs in a Mellow Mood
1954 — Lullabies of Birdland
1955 — For Sentimental Reasons
1955 — Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
1955 — Sweet and Hot
1956 — Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
1956 — Ella and Louis (совместно с Луи Армстронгом)
1956 — Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
1957 — Ella and Louis Again (совместно с Луи Армстронгом)
1957 — Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (совместно с Дюком Эллингтоном)
1957 — Like Someone in Love
1957 — Porgy and Bess (совместно с Луи Армстронгом)
1958 — Ella Swings Lightly
1958 — Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook
1959 — Get Happy!
1959 — Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
1959 — Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook
1960 — Ella Wishes You a Swinging Christmas
1960 — Hello, Love
1960 — Ella Fitzgerald Sings Songs from «Let No Man Write My Epitaph»
1961 — Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
1961 — Clap Hands, Here Comes Charlie!
1962 — Rhythm Is My Business
1962 — Ella Swings Brightly With Nelson
1962 — Ella Swings Gently With Nelson
1963 — Ella Sings Broadway
1963 — Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
1963 — Ella and Basie!
1963 — These Are the Blues
1964 — Hello, Dolly!
1964 — Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
1965 — Ella at Duke’s Place
1967 — Whisper Not
1967 — Brighten the Corner
1967 — Ella Fitzgerald’s Christmas
1968 — 30 by Ella
1968 — Misty Blue
1969 — Ella
1970 — Things Ain’t What They Used to Be (And You Better Believe It)
1972 — Ella Loves Cole
1973 — Take Love Easy
1974 — Fine and Mellow
1975 — Ella and Oscar
1976 — Fitzgerald and Pass… Again
1978 — Lady Time
1978 — Dream Dancing
1979 — A Classy Pair
1981 — Ella Abraça Jobim
1982 — The Best Is Yet to Come
1983 — Speak Love
1983 — Nice Work If You Can Get It
1986 — Easy Living
1989 — All That Jazz