Эдуард Владимирович Тополь (урожденный Эдуард Хаимович Топельберг). Родился 8 октября 1938 года в Баку. Советский и российский писатель, драматург, кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Эдуард Топельберг, ставший широко известным как Эдуард Тополь, родился 8 октября 1938 года в Баку в еврейской семье.
Во время войны семья была в эвакуации в Сибири.
После войны до 1953 года жили в Полтаве. Как вспоминал Эдуард, в 1953 году, когда в разгаре было «дело врачей», их семье приходилось баррикадироваться дома. «На крыльце у соседей-евреев было написано краской: «Жиды, мы ваши крыши кровью мазать будем»», — рассказывал он.
Служил срочную службу в СА, проходил ее в Эстонии.
С 1957 года публиковал стихи в газетах.
Окончил Азербайджанский государственный университет.
В 1965 году окончил сценарный факультет ВГИКа, мастерская И. Маневича.
Работал в газетах «Социалистический Сумгаит», «Бакинский рабочий», сотрудничал с «Литературной газетой», «Комсомольской правдой». Публиковался в «Юности», «Неве» и других журналах.
С 1965 года — профессиональный киносценарист. Написал несколько сценариев для кинофильмов.
В частности, в 1973 году по его сценарию был снят военный фильм «Юнга Северного флота» (в нем дебютировал актер Игорь Скляр). Картина была поставлена на основе реальных событий Великой Отечественной войны, а сценарий фильма написан с использованием материалов из автобиографических книг бывших юнг — писателей Валентина Пикуля и Виталия Гузанова.
В 1977 году написал сценарий к картине «Несовершеннолетние» кинорежиссёра Владимира Рогового. Фильм стал лидером советского кинопроката 1977 года (44,6 млн зрителей).
В октябре 1978 года эмигрировал в США. Первое время он писал рассказы для русской газеты, публиковали раз в неделю, ему платили по 25 долларов. Потом за 150 долларов в неделю редактировал еврейские религиозные книги для издательства «Ал Тидом».
Затем состоялся как писатель. Эдуард Тополь в полной мере использовал состояние холодной войны между СССР и США. Его антисоветские романы получили широкое признание на Западе. Сам он вспоминал: «Над Америкой и над всем цивилизованным миром висела советская ядерная дубинка, Запад этого монстра очень боялся и пытался понять, что же творится у него внутри. Я попробовал рассказать об этом, а жанр определила та публика, для которой я писал. Ведь почти все, что на Западе было написано про СССР до меня, было публицистикой, издавалось крошечными тиражами и в основном для профессуры. А массовый читатель предпочитал читать триллеры с напряженным сюжетом, напряженной фабулой. Поэтому «Красная площадь», «Журналист для Брежнева», «Чужое лицо» и другие мои произведения были написаны в этом жанре, и их издавали как в твердом переплете, так и в мягкой обложке, а тираж книг в мягкой обложке в США начинается с полумиллиона экземпляров».
Подробно он описал это в своей автобиографической книге «Игра в кино».
В США было издано семь романов Тополя. Рецензии на его книги были в «Нью-Йорк таймс», в десятках провинциальных газет. Наибольшую известность Тополю принесли остросюжетные романы — как и классические детективы, так и написанные в жанре политической или шпионской беллетристики. Его книги «Красная площадь», «Журналист для Брежнева», «Чужое лицо», «Красный газ» и другие были переведены на полтора десятка языков.
Роман «Завтра в России» (1987), написанный в жанре альтернативноисторического политического детектива предсказал события возникновения ГКЧП. Автор эротических романов «Россия в постели», «Новая Россия в постели», «Невинная Настя».
Автор романа-расследования «Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»».
В 1998 году опубликовал в «АиФ» скандально известное письмо Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам («Возлюбите Россию, Борис Абрамович!» — см. ниже).
В 2000-е продолжил писать сценарии к фильмам — «Красная площадь», «У. Е.», «Ванечка», «Чужое лицо».
В 2007 году создал свой продюсерский центр на Мосфильме.
В 2008 году на экраны вышел фильм «На краю стою», где Тополь выступил в качестве продюсера, автора сценария и сорежиссера. В 2010 году снял полнометражный документальный фильм «Трубач из России».
«Я верю в силу слова. По Слову Его был сотворен мир. Словом можно сделать все. У меня был тяжелый период жизни, когда я был уже одной ногой по ту сторону бытия, меня оттуда вытащил один экстрасенс. «Моя энергия должна быть чистой, я не могу лечить людей грязными руками», — говорил он мне. И это сошлось с моим пониманием того, что я делаю. Нужно писать так, чтобы читателю легко было читать, чтобы он свободно дышал в тексте. Когда мне не хватает дыхания прочесть свою фразу, то это первый признак того, что с этой фразой нужно что-то делать. Каждое слово заряжено энергетикой автора. Я не разрешаю себе работать, если я выпил, небрит или не выспался», — говорил Эдуард Тополь.
С 2017 года живёт в Израиле в городе Нетании.
Эдуард Тополь
Личная жизнь Эдуарда Тополя:
Дважды был женат.
Первый брак был ранним. От него у писателя осталась дочь.
Вторая жена — Юлия. Познакомился с ней, когда снимал комнату в горной деревушке на севере от Нью-Йорка — прямо на берегу озера. Он вспоминал: «Однажды из окна я увидел юную женщину в купальнике. Я тут же бросил писанину, надел плавки и рванул за ней. Подплыл, что-то сказал, она ответила по-русски. Оказалось, Юлия приехала в гости к дедушке, который жил в США со времен Второй мировой войны, но она его прежде ни разу не видела. Дедушка, как выяснилось, знал мои произведения и запретил Юле даже приближаться к этому «страшному человеку». Но через пять дней я пригласил Юлю на экскурсию в Нью-Йорк, и она согласилась. В Москву она больше не вернулась, хотя ее там ждали муж и ученики — Юлия преподавала историю. В Штатах она окончила курсы косметологов».
В 60 лет Эдуард Тополь во второй раз стал отцом — Юлия родила ему сына. Как рассказывал Тополь, завести ребенка им посоветовал экстрасенс: «Я много лет дружил с учеником Мессинга Александром Тетельбоймом… он вылечил меня от серьезного недуга — просто вернул с того света. Он настаивал, чтобы мы с Юлией завели ребенка. Я сопротивлялся, ведь мне было под 60, но он меня убедил. И это стало огромным допингом».
Библиография Эдуарда Тополя:
Красный газ
Журналист для Брежнева (совместно с Ф. Незнанским)
Красная площадь (совместно с Ф. Незнанским)
Невинная Настя, или Сто первых мужчин
Россия в постели
Новая Россия в постели
Китайский проезд
Настоящая любовь, или Жизнь как роман
Роман о любви и терроре, или Двое в «Норд-Осте»
Кремлёвская жена
Чужое лицо
Русская семёрка
Любожид
Русская дива
Свободный полёт одинокой блондинки (совместно с А. Стефановичем)
Завтра в России
Игра в кино
Убийца на экспорт
Охота за русской мафией
Московский полёт
Влюблённый Достоевский
Я хочу твою девушку (совместно с А. Стефановичем)
У. Е. Откровенный роман
Интимные связи
На краю стою
Братство Маргариты
Рассказы для серьёзных детей и несерьёзных взрослых
Любовь, пираты и…
Dermo!
Женское время, или Война полов
В погоне за наваждением. Наследники Стива Джобса
Пьесы работы Эдуарда Тополя:
Любовь с первого взгляда
Голосовые связки
Братство Маргариты
Четыре чемодана из «Шереметьево-2»
Режиссерские работы Эдуарда Тополя:
2008 — На краю стою
Сценарии Эдуарда Тополя:
1968 — Там, где длинная зима
1971 — Море нашей надежды
1973 — Юнга Северного флота
1973 — Открытие
1975 — Любовь с первого взгляда
1976 — Несовершеннолетние
1978 — Ошибки юности
2004 — Красная площадь
2006 — У. Е.
2007 — Ванечка
2008 — Монтана
2008 — На краю стою
2011 — Чужое лицо
Продюсерские работы Эдуарда Тополя:
2008 — На краю стою
«Возлюбите Россию, Борис Абрамович!»
Открытое письмо Березовскому, Гусинскому, Смоленскому, Ходорковскому и остальным олигархам
Все началось с факса, который я послал Б.А. Березовскому 26 июня с. г. В нем было сказано: «Уважаемый Борис Абрамович! По мнению моих издателей, успех моих книг вызван напряженным интересом западного читателя к реальным фигурам, творящим современную российскую историю: Брежневу, Андропову, Горбачеву, Ельцину и их окружению. Сейчас я приступаю к работе над книгой, завершающей панораму России конца двадцатого века, и совершенно очевидно, что лучшего прототипа для главного героя, вовлеченного в захватывающий поток нынешних российских катаклизмов, чем Б.А. Березовский, и лучшей драматургии, чем Ваша феноменальная биография, профессиональный писатель не найдет и даже искать не станет. Надеюсь, Вы понимаете, насколько значимы могут оказаться наши встречи для построения автором образа человека, влияющего на ход русской истории конца двадцатого века».
Через два дня я был принят Березовским в его «Доме приемов» на Новокузнецкой, 40. В старинном особняке, реставрированном с новорусским размахом и роскошью, вышколенные секретари подавали мне чай, а Борис Абрамович Березовский — телефонные трубки и записки от министров и руководителей администрации президента. В ответ на мою благодарность за аудиенцию в столь напряженное время Б. А. заметил, чуть усмехнувшись:
— Вы же все равно будете писать…
Я понял, что этот прием — вынужденный, и перешел к сути своего визита:
— Борис Абрамович, истинный замысел моей книги вот в чем. На телевидении, как вы знаете, есть программа «Куклы». Там действуют куклы Ельцина, Ястржембского, Черномырдина, Куликова и прочие. Но главный кукловод — за экраном, и его фамилия — Шендерович. А в жизни есть российское правительство — Ельцин, Кириенко, Федоров, Степашин. Но главный кукловод имеет длинную еврейскую фамилию — Березовско-Гусинско-Смоленско-Ходорковский и так далее. То есть впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить ее? Что вы собираетесь сделать с этой страной? Уронить ее в хаос нищеты и войн или поднять из грязи? И понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет? И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия?
— Знаете… — затруднился с ответом Б.А. — Мы, конечно, видим, что финансовая власть оказалась в еврейских руках, но с точки зрения исторической ответственности мы на это никогда не смотрели…
— И никогда в своем узком кругу не обсуждали эту тему?
— Нет. Мы просто видели эту непропорциональность и старались выдвинуть во власть сильного финансового олигарха русской национальности. Но из этого ничего не вышло.
— Почему? И вообще, как так получилось, что все или почти все деньги этой страны оказались в еврейских руках? Неужели нет талантливых русских финансистов? Ведь в старой России были недюжинные коммерческие таланты — Морозов, Третьяков…
— Знаете, — сказал Б.А., — конечно, талантливые банкиры есть и среди русских. Но в этой профессии второй главный фактор — наличие воли. Евреи умеют проигрывать и подниматься снова. Это, наверное, наш исторический опыт. Но даже самые талантливые новые русские — нет, они не держат удар, они после первого проигрыша выпадают из игры навсегда. К сожалению.
— Допустим. Но раз уж так случилось, что у нас вся финансовая власть, а правительство состоит из полуевреев Кириенко и Чубайса, вы ощущаете всю меру риска, которому вы подвергаете наш народ в случае обвала России в пропасть? Антисемитские погромы могут обратиться в новый Холокост.
— Это исключено, — сказал Б.А. — Знаете, какой сейчас процент антисемитизма в России? Всего восемь процентов! Это проверено научно!
…БОРИС Абрамович, я не стану сейчас публиковать все содержание двух наших встреч. Не в них дело. А в том, что за два месяца, прошедших со дня нашего знакомства, Россия таки ухнула в финансовую пропасть и стоит сейчас в одном шаге от кошмара социального безумия. А вы — я имею в виду и лично вас, и всех остальных евреев-олигархов — так и не осознали это как ЕВРЕЙСКУЮ трагедию. Да, так случилось, что при распаде СССР и развале советского режима вы смогли оказаться ближе всех к пирогу. Талант, еврейская сметливость и сила воли помогли вам не упустить эту удачу и приумножить ее.
Но если вы думаете, что это ваша личная заслуга, вы трагически заблуждаетесь! А если полагаете, что просто так, ни за что ни про что избраны Богом стать суперфинансистом и суперолигархом, вы просто тяжко грешите. Да, мы избранники Божьи и мы действительно избранный Им народ, но мы избраны не для личного обогащения, а токмо для того, чтобы вывести народы мира из язычества и варварства в мир десяти заповедей цивилизации — не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего… И этот процесс еще не закончен, о нет!
Посему нам и даны наши таланты, сметливость, быстрота ума и та самая воля, которой вы так гордитесь. Когда каждый из нас окажется там, наверху. Он, Всевышний, не станет спрашивать, что плохого или хорошего мы совершили на земле, Он задаст нам только один вопрос, Он скажет. «Я дал тебе такой-то талант, а на что ты его употребил? Ты употребил его на приобщение к цивилизации народа, к которому Я тебя послал, к его процветанию и гуманности, или ты воспользовался Моим даром для того, чтобы набить свой сейф миллиардом долларов и трахнуть миллион красивых женщин?».
И отвечать мы будем соответственно размеру полученного Дара и нашим способам его употребления.
Но мы с вами, конечно, атеисты, Борис Абрамович, и ваши друзья-олигархи тоже. Поэтому загробные кары нам не страшны, мы выше этих пошлых и детских сентенций. Как говорят в народе, не учите меня жить, лучше помогите материально. Так вот, я хочу сказать вам совершенно материально: забудем на минуту о десятках тысяч евреев, которых при первой волне погромов вырежут новые российские черносотенцы, забудем об их детях и матерях. Но даже если, забыв о них, вы успеете улететь из России на своих личных самолетах, вы все равно будете кончеными людьми — вы потеряете доступ к рычагам власти и экономики этой страны, вы станете просто беженцами на иноязычной чужбине. Для вас это, поверьте моему опыту, будет смерти подобно — даже при наличии ваших счетов в швейцарских банках.
И потому тот факт, что ни свой Божий дар, ни свои деньги вы все еще не употребили на благо этой страны и этого народа, — это самоубийству подобно.
А теперь вспомним — все-таки вспомним, Борис Абрамович, обо всех остальных евреях и полуевреях, населяющих эту страну. Знаете, когда в Германии все немецкие деньги оказались в руках еврейских банкиров, думавших лишь о приумножении своих богатств и власти, там появился Гитлер, и кончилось это Холокостом. Новые же русские чернорубашечники и фашисты восходят при вас, сегодня, на тучной ниве российской беды, и если вы хотите знать, чем это кончится, возьмите кинохронику Освенцима и посмотрите в глаза тем детям, которые стоят там за колючей проволокой. А ведь немцы были великой и цивилизованной европейской нацией, ни один их поэт не сказал о них. «Страшен немецкий бунт, бессмысленный и беспощадный». Так неужели вы всерьез верите, что в России сегодня лишь восемь процентов антисемитов? Или вы думаете, что погром — это уже исторический фантом, архаизм и, как вы выразились, «это исключено».
Хрена с два, Борис Абрамович (извините за русский язык)!
В 1953 г. я пережил погром в Полтаве — тогда, в период «дела врачей», на полтавском Подоле уже начались настоящие погромы, и мы, несколько еврейских семей в центре города, забаррикадировавшись в квартирах, трое суток не выходили на улицу, а когда вышли, то прочли на своем крыльце «Жиды, мы вашей кровью крыши мазать будем!». И потому я знаю и помню, как это легко начинается только дай нищему и злому гарантию ненаказуемости, он пойдет жечь, насиловать и грабить везде — и в Полтаве, и в Москве, и в Лос-Анджелесе.
Я РОДИЛСЯ родился в Баку, Борис Абрамович, и там же прошла моя юность. И у меня есть друг, он был фантастически богат даже в советское время, то есть тогда, когда вы жили на 120 рэ кандидата наук, а для плотских утех пользовались однокомнатной квартирой своего приятеля. Однажды домашние разбудили моего друга среди ночи, сказали: там пришли какие-то люди, хотят с тобой поговорить. Он встал, оделся и вышел. В прихожей стояли две рыдающие азербайджанки. Они сказали: «Леонид, помогите нам! Наш отец умер, он лежит в морге, в больнице, и врачи собираются его препарировать. Но наш мусульманский закон запрещает это. Мянулюм, умоляем: остановите их, помогите нам получить тело нашего отца неизуродованным!..» Мой друг поехал в больницу, нашел дежурного врача, тот оказался тоже азербайджанцем. И мой друг сказал ему: «Как же ты, азербайджанец, можешь нарушать закон своего народа, как ты можешь допустить, чтобы я, еврей, приехал просить тебя уважать твой мусульманский обычай?!»
Конечно, он дал тому врачу взятку и выкупил тело отца тех женщин. Иначе и быть не могло — те женщины знали, к кому они шли за помощью, у моего приятеля была всебакинская репутация благотворителя. Знаете, чем это обернулось? Когда годы спустя в Баку начались армянские погромы, его возлюбленная, армянка, бежала из дома и пряталась в квартире своей бабушки. Он приехал за ней, чтобы вывезти из Баку. Но по дороге в аэропорт она сказала, что хочет в последний раз взглянуть на свой дом. «Он весь разбит, разорен, я уже был там!» — сказал ей Леня. «Все равно. Пожалуйста, я хочу на прощание взглянуть на свой дом». Он привез ее к ее дому. Забор был сломан, сад разбит, дом сожжен и разрушен. Она ходила по руинам и собирала уцелевшие семейные фотографии и подстаканники. И в это время во двор ввалилась толпа разъяренных погромщиков — кто-то из соседей сообщил им, что «армянка вернулась». «Ты когда-нибудь видел лицо разъяренной толпы? — рассказывал мне Леня. — Они шли прямо на нас, моя невеста стояла у меня за спиной, и я понял, что сейчас мы погибнем. Их было двести человек, в руках — топоры, дубины, обрезки труб. У меня был пистолет, но я понимал, что не успею даже сунуть руку в карман. И вдруг в тот последний момент, когда уже кто-то взмахнул дубиной или топором, вперед выскочил какой-то старик и закричал по-азербайджански: «Стойте! Я знаю этого человека! Этот человек всегда делал нам только добро! Клянусь предками — весь Баку это знает! Он должен уйти отсюда живым!» И, представляешь, они — погромщики! — раздвинулись, они сделали живой коридор, и мы с Адой прошли сквозь эту толпу к моей машине, сели и уехали в аэропорт».
ВЫ ЖЕ умный человек, Борис Абрамович, вы уже поняли, почему я рассказал о своем друге. ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЖДЫЙ ЕВРЕЙ. Деньги, которые дает нам Бог при феодализме ли, социализме или капитализме, даны не нам, а через нас — тем людям, среди которых мы живем. Только тогда наши прибыли будут приумножаться — по воле Его. И только тогда мы — евреи.
Сегодня народ, среди которого мы живем, в настоящей беде. В стране нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародерство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины, на панели. Так скиньтесь же, черт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на ее кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. И скиньтесь не только деньгами — скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России из пропасти и излечение ее от лагерно-совковой морали и этики. Люди, которых вы спасете, оградят нас и вас от погромов, а матери ваши, ваши еврейские матери, скажут вам тихое «мазул тоф!».
А иначе какой-нибудь очередной Климов напишет роман «Еврейская власть» — об истреблении евреями русского народа. Вы этого хотите, Борисы Олигарховичи?
(«Аргументы и факты», №38, 1998 г.)