Изольда Извицкая получила широкую известность после выхода фильма Григория Чухрая «Сорок первый», в котором она снималась вместе с Олегом Стриженовым. Историей любви пылкой революционерки и белогвардейского офицера засматривались миллионы зрителей. Лента была показана на Каннском кинофестивале, получила специальный приз, а молодая актриса попала в центр всеобщего внимания. Грациозная и пронзительная Извицкая сразу вошла в число звезд советского кино. Впоследствии она исполнила ряд других ярких ролей, хотя такого успеха уже не было. Но Изольда Извицкая получила известность еще и своей загадочной смертью, породившей множество сплетен, слухов и домыслов…
Изольда Васильевна Извицкая. Родилась 21 июня 1932 года в Дзержинске (ныне Нижегородская область) — умерла 1 марта 1971 года в Москве. Советская киноактриса.
Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Дзержинске (ныне Нижегородская область).
Отец — химик, работал на местном комбинате.
Мать — театральный педагог.
Занималась в драматическом кружке при Дворце пионеров, где заведующей работала её мать.
С ранних лет хотела стать профессиональной актрисой, хотя и боялась своего желания. Сохранился дневник Извицкой, в котором есть запись от 16 февраля 1949 года (ей было шестнадцать лет): «Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня — и вдруг артистка?!».
Однако именно в театральный она отправилась сразу после окончания школы и без проблем поступила с первого раза.
В 1955 году закончила ВГИК, курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
В кино дебютировала в 1954 году с роли Настеньки в фильме «»Богатырь» идёт в Марто».
А первый успех к ней пришел в 1955-м, когда на экраны вышла лента «Первый эшелон», в котором она исполнила роль Анны Залогиной.
Изольда Извицкая в фильме «Первый эшелон»
Сразу после окончания ВГИКа режиссёр Григорий Чухрай пригласил ее в свою картину «Сорок первый» по одноимённой повести Б. Лавренёва. Поначалу на главные роли планировались Екатерина Савинова и Юрий Яковлев, однако по разным причинам ни один из них в картину так и не попал. И тогда на съёмочной площадке появились уже популярный Олег Стриженов и Изольда Извицкая.
В фильме она исполнила роль Марии Филатовны Басовой — Марютки.
Картина вышла на экраны страны в 1956 году и была восторженно встречена зрителями. Через год ее повезли на Каннский кинофестиваль, где ленту также сопровождал успех. Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Сорок первый» специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий. Был оценён и талант Извицкой: журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с её портретами на обложке. В её честь устраивались бесконечные приёмы. В Париже даже открылось кафе «Изольда».
Правда, не обошлось и без досадных инцидентов, одна из французских газет написала об Извицкой так: «актриса с ногами степного кавалериста». Актриса восприняла этот выпад очень нервно и едва не впала в депрессию. Чухраю и Стриженову пришлось немало потрудиться, чтобы найти нужные слова и успокоить её.
Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»
После возвращения на родину Изольду Извицкую сделали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки. Актриса получила возможность путешествовать по миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес и ряд других столиц.
Также она продолжала сниматься в кино. Во второй половине 1950-х она сыграла в мелодраме «Неповторимая весна», киноповести «Очередной рейс», драме «Поэт», комедии «К Чёрному морю».
Однако все роли были второплановые. Режиссер Григорий Чухрай пояснял по этому поводу: «То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьёзными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актёры поистине уникального таланта у нас снимались весьма редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам».
С конца 1950-х у актрисы проявилось пристрастие к спиртному, чему было две причины: творческая нереализованность и сильно пьющий муж — актер Эдуард Бредун. По рассказам очевидцев, именно он научил жену заглушать проблемы водкой. Так постепенно они вместе стали спиваться.
К слову, первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года. Потом по инициативе Бредуна начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки — водка и коньяк. Влияние алкоголя на её хрупкий организм было разрушительным: уже скоро она начала терять координацию движений.
В 1963 году режиссёр Сергей Колосов приступил к съёмкам одного из первых в стране многосерийных телефильмов — «Вызываем огонь на себя». В главной роли снималась жена режиссёра актриса Людмила Касаткина, а её напарницу, разведчицу Пашу, сыграла Изольда Извицкая. По словам Сергея Колосова, «порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен». Однако она прекрасно справилась со своей ролью.
Изольда Извицкая в фильме «Вызываем огонь на себя»
Почти полтора года, пока велись съёмки картины «Вызываем огонь на себя», она старалась держаться в форме. Многим знавшим её тогда показалось, что актриса поверила в себя и впервые за долгие годы сможет изменить собственную судьбу в лучшую сторону. Однако чуда не произошло: после возвращения со съемок актриса вновь ударилась в пьянство.
Последнее ее появление на экране относится к 1966 году.
Для серьёзной беседы Извицкую вызывал к себе начальник актёрского отдела «Мосфильма», предлагал обратиться за помощью к наркологу. Она наотрез отказалась.
Смерть Изольды Извицкой
Водку она обычно покупала в соседнем с её домом магазине. Несколько раз её видели там коллеги-артисты. Изольда сидела на подоконнике, прикрыв лицо платком, чтобы никто не смог признать в ней некогда знаменитую актрису.
Считается, что отправной точкой к кончине молодой еще актрисы послужил уход от нее мужа: в январе 1971-го Эдуард Бредун собрал свои вещи и переселился к подруге жены — продавщице ковров.
Уход супруга окончательно добил несчастную женщину: её рассудок помутился. Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, питаясь только сухарями.
Хотя далеко не все считали виновным в смерти актрисы ее мужа. «Если вам кто-то скажет, что в её смерти повинен Эдик, не верьте. Когда Изольда стала пить, он пытался её лечить, устраивая в больницы. Не получилось, видно. Он с ней устал. И потом, наш киношный мир такой христопродажный, многие ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом», — говорила актриса Майя Менглет.
В Театре-студии киноактёра ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по пьесе Гусева. Это предложение ободрило Извицкую, она целыми днями учила дома свою роль. Но вдруг в конце февраля 1971-го актриса пропала.
Актриса Татьяна Гаврилова рассказывала: «Третьего марта диспетчер театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечал, позвонила Бредуну и попросила его пойти на квартиру своей бывшей жены и, если никто не отзовётся, открыть дверь своим старым ключом. Но Бредун не смог попасть в квартиру — дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны. Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКа, и они без особого труда взломали дверь.
Изольда Васильевна лежала на полу как-то боком в стёганом французском халатике, головой — на кухне, худеньким телом — в комнате. Увидев всё это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На лице отчётливо проступали характерные пятна, и слесарь проворчал: «Ты что, не видишь, она же мёртвая!». Видимо, актриса шла на кухню, но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала она так больше недели. Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической селёдочнице. Я слышала, как следователь, приехавший на место происшествия вместе с врачом, сказал: «Она хорошо поддала». Однако по настойчивой просьбе Бредуна смерть Извицкой объяснили «отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы»».
Похоронена Изольда Извицкая на Востряковском кладбище.
Актриса Наталья Фатеева, которая жила с Извицкой в одном доме, вспоминала: «Я пошла на похороны Изольды и видела несчастных родителей, отца и мать, хоронивших единственную дочь. Стоял мороз, но светило солнце, словно обогревая холодное кладбище. Мне запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мёрзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно»».
Изольда Извицкая
Личная жизнь Изольды Извицкой:
В годы учебы во ВГИКе у нее были отношения с Вячеславом Коротковым, на тот момент студентом Ленинградского института киноинженеров. Но до брака не дошло.
Первый муж (гражданский брак) — актер Раднэр Муратов. Прожили вместе чуть больше трёх лет.
Изольда Извицкая и Раднэр Муратов
Второй муж — актер Эдуард Бредун. Познакомились на съёмках фильма «Первый эшелон».
Детей не имели. Брак был неудачным. Актер пил, пристрастил к этому занятию и Изольду. Затем бросил ее и ушел к их общей знакомой.
Изольда Извицкая и Эдуард Бредун
Фильмография Изольды Извицкой:
1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Настенька
1954 — Тревожная молодость — Кэтрин
1955 — Первый эшелон — Анна Залогина
1955 — Доброе утро — Маша Комарова
1956 — Сорок первый — Мария Филатовна Басова
1957 — К Чёрному морю — Ирина Кручинина
1957 — Неповторимая весна — Анна Бурова
1957 — Поэт — Ольга Данилова
1957 — Коммунист — эпизод
1958 — Отцы и дети — Феничка
1958 — Очередной рейс — Ксения
1959 — Человек меняет кожу — Маша Полозова
1960 — Человек с будущим — Лёля
1961 — Мир входящему — регулировщица Клава
1962 — Цепная реакция — Надя
1962 — Армагеддон — Наталица
1964 — Вызываем огонь на себя — Паша
1966 — По тонкому льду — Оксана
1966 — Авдотья Павловна — Нюра
1966 — Мечта моя — Людмила
1968 — Люди, как реки… (короткометражный) — Галина
1969 — Каждый вечер в одиннадцать — Женя