Иван Фёдорович Жданов. Родился 16 января 1948 года в селе Усть-Тулатинка Алтайского края. Советский и русский поэт.
Иван Жданов родился 16 января 1948 года в селе Усть-Тулатинка Алтайского края.
Был одиннадцатым ребёнком в семье крестьянина, раскулаченного и сосланного на Алтай.
Когда Ивану было 12 лет, семья переехала в Барнаул.
С 16-ти лет начал работать на заводе «Трансмаш». Параллельно закончил вечернюю школу.
Учился на факультете журналистики МГУ, но был исключён. Завершил учебу в Барнаульском пединституте.
Трудился рабочим сцены в нескольких московских театрах, рабочим на «Мосфильме», был буровым мастером в Якутии.
Занимался в «Лаборатории первой книги» при Московской писательской организации, которой руководила Ольга Чугай.
Активно участвовал в неофициальной литературной жизни Москвы, начиная с 1975 года (совместное выступление в ЦДРИ Жданова, Александра Ерёменко и Алексея Парщикова, представленных Константином Кедровым).
Первая публикация — в газете «Молодёжь Алтая» в 1967 году.
Первая книга «Портрет» принесла Жданову всесоюзную славу, вышла в 1982 году и получила широкий резонанс в советской печати.
Иван Жданов в молодости
Лауреат Премии Андрея Белого (1988), первый лауреат Премии Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1997), лауреат литературно-кинематографической премии имени Арсения и Андрея Тарковских (2009), лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (2016), лауреат Новой Пушкинской премии в номинации «За совокупный творческий вклад в отечественную культуру» (2017).
Эпизодически обращался также к поэтическому переводу и к эссеистике на литературные темы, в частности, о Державине и Булгакове.
О своем творчестве Иван Жданов говорил: «Как в классической, так в современной литературе мне близки традиции авангарда. Авангарда в широком смысле этого слова. То есть традиции того, что противоположно зарежиссированному существованию как результату иллюзорного всезнайства, сработанного на века и зафиксированного на собственной окончательности и неподвижности. Авангард создает не просто эффект присутствия, а эффект соучастия даже в том времени, даже в той жизни, которые никоим образом не являются фактом твоей биографии. В этом смысле любые «искания в области художественной формы» вполне перспективны. Потому что такая форма более внутри, чем снаружи. А искать форму снаружи — значит подгонять под ответ».
С 1998 года Жданов активно занимается фотографией. В 2002 году в галерее «Эксар» в Киеве проходит его выставка «Сквозь этот воздух смотрит на меня Бог» (куратор Юрий Косин). В 2003 Иван Жданов совместно с известным украинским фотохудожником Юрием Косиным организует фотовыставку в Государственной Думе Российской Федерации. В 2008 году опубликовал фотографии и статью «Пейзаж как препятствие и фрагмент» в журнале Digital Camera (Москва).
Был как фотограф на обеих украинских майданах — 2004 и 2014 годов. Оценивал события в Киеве негативно.
В одном из интервью 2014 года говорил: «Мне сообщили, что здесь пройдёт фотовыставка, посвящённая событиям на Украине. Я как раз был на Майдане, и много чего снимал. Правда, я не снимал боевых действий, так как мне это было неинтересно. И, честно говоря, я никогда не был склонен к репортажу. Мне неинтересно делать для себя из этого какое-то внутреннее событие. Все эти метания и мелькания толп. Я там на такое насмотрелся! Но и раньше, начиная с наших путчей, которые были в 1991–1993 годы. Мы всё это проходили. А вот Киев начал это проходить немножко позднее, и, поначалу даже в более мягком виде. Но всё началось с Майдана четвёртого года, который я тоже снимал. Вы помните, что тогда народ возмутился подтасовкой выборов. Потом всё это переиграли – толпа в какой-то степени победила. Тогда впервые использовали палатки, приехали полевые кухни. Всё это выглядело весьма романтично, но мне всегда хотелось знать, чем это дело закончиться. А кончилось тем, что всенародно избранный президент, к концу своего правления имел боевой рейтинг. А это уже о чём-то говорит. И потом началось качение: западное и восточное… А теперь выходит так: какие-то выборы в мае… Но я ничего не вижу там хорошего. А кого они могут выбрать? Не из кого выбирать. И потом, мне кажется, не пройдёт и пяти лет, а, может быть, и меньше, и будет у них очередной Майдан, очередная революция. Вот так оно и идёт как в сказке «Про белого бычка». Жалко народ!!! У него нет общественной защиты и силы, которая действительно могла быть той силой, которая, в какой-то степени определяет судьбу этого народа».
Личная жизнь Ивана Жданова:
Не женат. Проживает один.
Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.
Осенью 2018 года поэт стал фигурантом криминальной хроники. СМИ сообщали, что 14 ноября в Москве на него было совершено нападение — Ивана Жданова ударили ножом в живот. По подозрению в совершении преступления задержан его знакомый поэт и литературовед Виктор Куллэ. Нападение произошло на Юрловском проезде, в доме 19. Ивана Жданова госпитализировали с ножевым ранением, а Виктора Куллэ задержали. В то же время сам Виктор Куллэ опроверг свое участие в нападении. Он заявил, что в тот вечер Иван Жданов должен был ночевать у него в гостях, но устроил пьяный скандал, напал на него с кулаками. Литературовед признался, что угрожал Жданову ножом, чтобы прогнать его, но поэта не бил.
Библиография Ивана Жданова:
1982 — Портрет
1990 — Неразменное небо
1991 — Место земли
1993 — Присутствие погасшего огня
1997 — Фоторобот запретного мира
1997 — Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова
2004 — Избранное
2006 — Воздух и ветер. Сочинения и фотографии
2008 — Книга одного вечера. Стихи, фотографии
2013 — Уединенная мироколица
2016 — Воздух и ветер. Сочинения и фотографии