Иван Пырьев

Иван Пырьев

Иван Александрович Пырьев. Родился 4 (17) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) — умер 7 февраля 1968 года в Москве. Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр театра и кино, педагог, общественный деятель. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

Иван Пырьев родился 4 (17 по новому стилю) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) в семье крестьян.

Отец — Александр Пырьев, был убит в драке в 1904 году, когда Ивану едва исполнилось три года.

Рано оставшись сиротой, воспитывался в семье деда по матери Осипа Комогорова. Семья была старообрядческой. С ранних лет был приучен к крестьянскому труду — работать начал в возрасте восьми лет, пас коров.

Во время Первой мировой в возрасте 14 лет сбежал на фронт. Несмотря на несовершеннолетие, воевал, был дважды ранен. Имел боевые награды: Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года переболел тифом. После выздоровления стал бойцом Красной армии. Начинал от рядового, затем был политруком и агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. Там раскрыл свои творческие таланты во время подготовки агитационных сценариев и театрализованных постановок политического характера. И сам часто выступал на сцене в качестве актера.

Работая армейским политагитатором, занимался в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с будущим знаменитым режиссером Григорием Александровым.

Иван Пырьев в молодости

Иван Пырьев в молодости

Иван Пырьев был одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года — актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях «Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна и «Лес» у Всеволода Мейерхольда.

В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС), учился там же на режиссёрском отделении.

В 1923 году сыграл в кино — в короткометражном немом фильме «Дневник Глумова» Сергея Эйзенштейна — кинофельетоне для спектакля Первого Рабочего театра Пролеткульта «Мудрец» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

С 1925 года работал сценаристом и режиссёром на киностудиях «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне — «Мосфильм»). С 1926 года — помощник режиссёра на фильмах Ю. Тарича.

В 1928 году дебютировал как сценарист — вышли сразу три фильма по его сценариям: «Третья молодость», «Переполох», «Оторванные рукава».

В 1929 году представил свою первую режиссерскую работу — комедию «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. По сюжету в годы НЭПа комсомолец Павел Кудряшов, проводив беременную жену в деревню, приютил у себя отставшую от поезда молодую женщину. В чисто дружеских отношениях Павла к «посторонней» женщине местное мещанство усмотрело преступную связь, моралисты разослали письма, и вскоре в городе появились прокурор Казаринов (муж «посторонней») и жена Павла. Фильм, к сожалению, не сохранился.

Далее были фильмы «Государственный чиновник» и «Конвейер смерти».

А первой заметной работой стала лента 1936 года «Партийный билет» на злобу дня. В ней воспевались репрессии. При этом известный поэт Павел Николаевич Васильев (расстрелян в 1937 году) послужил прообразом главного отрицательного героя — «шпиона», «диверсанта» и «врага народа».

Широкую известность режиссеру принесла музыкальная комедия 1937 года «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной роли (Маринка Лукаш). По сюжету на уборке урожая в одном из украинских колхозов работают комсомольцы — тракторист Павло Згара (Борис Безгин) и колхозница Маринка, которые любят друг друга. Но счетовод Ковынько (Иван Любезнов) тоже давно вздыхает по Маринке и строит им разные козни. Фильм украсили песни Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача.

После успеха, выпавшего на долю фильма «Богатая невеста», Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично И.В. Сталина. Режиссёр немедленно начал работу над следующей картиной, главным героем которой стал воин-танкист.

И в 1939 году на экраны вышла легендарная комедия Ивана Пырьева «Трактористы», в которой главные роли сыграли Марина Ладынина (Марьяна Бажан), Николай Крючков (Клим Ярко), Борис Андреев (Назар Дума) и Пётр Алейников (Савка). По сюжету демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко устраивается на работу в украинский колхоз, где живёт давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Марьяна — знатная трактористка района, орденоносец и у неё много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны. В конце фильма они играют свадьбу.

Следующим шедевром Пырьева стала комедия 1941 года «Свинарка и пастух» — история любви вологодской свинарки Глаши (Марина Ладынина) и дагестанского пастуха Мусаиба (Владимир Зельдин). Свинарку Глашу и конюха Кузьму (Николай Крючков) из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но она видит в нем легкомысленного и недалекого парня. Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год. По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят. Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары. Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день. Но на ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей — та с позором прогоняет Кузьму.

Иван Пырьев на съемках фильма «Свинарка и пастух»

Иван Пырьев на съемках фильма Свинарка и пастух

Картину «Свинарка и пастух» заканчивали снимать уже во время войны — по личному приказу Сталина у актеров была бронь. В течение первыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался фильм. Владимир Зельдин позже вспоминал: «Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства — все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены».

В 1944 году на экраны вышла музыкальная военная мелодрама «В шесть часов вечера после войны», также ставшая очень популярной среди советских зрителей. Главные герои — артиллерист Вася Кудряшов (Евгений Самойлов) и зенитчица Варя Панкова (Марина Ладынина) — расставаясь, обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Этой встречи они ждали пять долгих и тяжелых лет. Но они верили в нее даже тогда, когда смерть подходила совсем близко, и эта вера помогла им выжить.

Событием для советского экрана стала драма «Сказание о земле Сибирской». Главный герой Андрей Балашов (Владимир Дружников) до войны был пианистом, подавал большие надежды. Любил Наташу Малинину (Марина Ладынина), а Наташа любила его. Началась война. На фронте Андрей получил тяжёлое ранение. О рояле пришлось забыть. С горя Балашов уехал в Сибирь. Там, вдохновленный героическим трудом строителей Заполярья, он пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской», которая получает всеобщее признание.

Иван Пырьев на съемках

Режиссер героизировал колхозный быт, любовь к женщине не отделял от трудовых побед, описывал идеализированную жизнь и светлое будущее.

В 1949 году на экраны вышла музыкальная комедия «Кубанские казаки», получившая премию международного кинофестиваля в Карловых Варах и Сталинскую премию. Картина стала одним из первых цветных советских фильмов, снятых на пленке Шосткинского комбината. Съемки проходили в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганная. Лента имела огромный успех в прокате, а песни «Ой, цветет калина» и «Каким ты был, таким ты и остался» ушли в народ. После этого фильма исполнительница роли Даши Клара Лучко проснулась знаменитой. Никита Хрущев в 1956 году на XX съезде КПСС обвинил картину в «лакировке действительности», фильм надолго исчез с экранов. Фильм вернули зрителям лишь в 1968 году, уже во времена Леонида Брежнева, при этом из ленты вырезали все упоминания о Сталине.

Кроме режиссерской работы Пырьев занимался административной и общественной деятельностью.

В 1954-1957 годах — директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч».

С 1956 года — инициатор создания и руководитель (до 1960) Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».

Был главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР.

Основатель и первый руководитель Союза кинематографистов СССР. В 1957-1965 годах — председатель его оргкомитета.

В 1956 году вступил в КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва.

Современники характеризовали Пырьева как вспыльчивого и властного (имел прозвище «Иван Грозный»), требовательного и всемогущего, одни его боялись и называли самодуром, другие обожали.

В 1950-60-е режиссер экранизировал произведения Ф.М. Достоевского — «Белые ночи» (1960), «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1968) в трех сериях.

«Идиот» был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, и кроме того, получил специальный приз Московского международного кинофестиваля. Во время работы над последней серией ленты «Братья Карамазовы» Пырьев скончался.

В ночь на 7 февраля 1968 года он вернулся со съемок и умер во сне. Вскрытие показало, что 67-летний режиссер перенес несколько инфарктов «на ногах» — всего их у него было 6. Работу над «Братьями Карамазовыми» закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. В том же году Ивану Пырьеву был присужден специальный приз жюри Московского международного кинофестиваля за выдающийся вклад в киноискусство.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Иван Пырьев

Рост Ивана Пырьева: 178 сантиметров.

Личная жизнь Ивана Пырьева:

Первая жена — Ада Игнатьевна Войцик (1905-1982), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).

Иван Пырьев и Ада Войцик

Иван Пырьев и Ада Войцик

В браке родился сын — Эрик Пырьев (1931-1970). Сын вместе с мамой снялся в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна — Ада Войцик играла Елену Глинскую, а Эрик — Ивана Васильевича в детстве.

Ада Войцик и Эрик Пырьев в фильме «Иван Грозный»

Ада Войцик и Эрик Пырьев в фильме Иван Грозный

Брак с Адой Войцик распался, когда Пырьев увлекся Мариной Ладыниной. Правда, не разводился с Адой до последнего, и сын Андрей Ладынин родился до их официального брака.

Вторая жена — Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003), актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Сын — Андрей Ладынин (1938-2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Благодаря Пырьеву Ладынина стала звездой всесоюзного масштаба. Она снялась в главных фильмах Ивана Пырьева — «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» (а всего в девяти картинах). Была его музой долгое время. Но и этот брак распался — Ладынина не вытерпела его измен. Марина Ладынина потребовала развод, но официально расторгать брак Иван Александрович противился — всеми силами пытался вернуть жену. Развод все-таки состоялся, а вместе с мужем и сыном, которого забрал Пырьев, Марина Ладынина лишилась всех ролей в кино и театре.

Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном

Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном

Третья жена — Лионелла Ивановна Пырьева (по второму мужу — Стриженова; урожденная — Скирда), актриса, заслуженная артистка РСФСР.

Лионелле Скирде было 22 года, когда они познакомилась — тогда Пырьев отчитал молоденькую актрису за опоздание на съемки. Они жили в одном доме, она — в комнате общежития, а он — в квартире. Так и завязалась их дружба, которая переросла в брак. Официально они поженились в за год до смерти Ивана Александровича.

Сама Лионелла Ивановна говорила: «Мы прожили шесть лет, не расставаясь, до 7 февраля 1968 года. Я помню каждую секунду, каждый его взгляд. Иван Александрович имел огромное значение в моей жизни. Он вложил в меня все, что только можно было вложить в человека, которого любишь». Она отмечала, что ее совсем не смущала 37 летняя разница в возрасте: «Сейчас и 60 лет разницы не останавливают! Это не чувствовалось совершенно. В первое время, конечно, робела, называла его по имени-отчеству. Но потом его друг прекратил это безобразие».

Впоследствии она вышла замуж за актёра Олега Стриженова.

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева

Иван Пырьев слыл любвеобильным мужчиной. После его смерти многие актрисы стали рассказывать о том, что режиссер их домогался, а, получив отказ, ломал им карьеры.

Известно о длительных ухаживаниях Пырьева за актрисой Людмилой Марченко, сыгравшей Настеньку в его романтической драме «Белые ночи». Он дарил ей дорогие вещи, помог обзавестись квартирой, по слухам, именно из-за нее расстался с Ладыниной и хоте жениться. Но Марченко его отвергла. В ответ на это Пырьев перекрыл ей возможность сниматься.

Сестра актрисы Галина Дорожкина, вспоминала: «Отвергнуть самого Ивана Пырьева — всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал».

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Еще одна жертва — Екатерина Савинова. Ее, на тот момент уже замужнюю, утвердили на роль Любочки в картине «Кубанские казаки». Но вскоре Пырьев стал проявлять к молоденькой девушке недвусмысленный интерес. Однажды он позвал ее для «работы над ролью», но когда актриса поняла, что это лишь предлог, влепила режиссеру увесистую пощечину. Как результат — 10 лет Савинову не брали на главные роли, давая лишь эпизоды, многие даже без указания в титрах.

Екатерина Савинова

жертва домогательств Ивана Пырьева Екатерина Савинова

Гнев всесильного Пырьева настиг актрису Клару Румянову. В 23 года, сразу после окончания театрального, ее позвал в свою картину Иван Пырьев. Но Румянова, прочитав сценарий, заявила ему, что от роли она отказывается, сценарий ей не интересен, а фильм «Испытание верности» обречен на провал. Но провал в карьере обеспечили ей самой. И пока Пырьев возглавлял «Мосфильм», ни одна роль актрисе не досталась.

Клара Румянова

жертва Ивана Пырьева Клара Румянова

Столкнулась с домогательствами режиссера и актриса Ия Арепина. Во время съемок он предложил артистке отношения, на что Ия ответила уверенным отказом и в гневе покинула съемки, кроме того, написала жалобу дирекции. Она сохранила собственное достоинство, но отверженный режиссер Ию не простил. За сорванные съемки она получила выговор, а заодно и скандальную славу актрисы, с которой никто не хочет работать.

Ия Арепина

жертва Ивана Пырьева Ия Арепина

Также отвергла ухаживания Пырьева актриса Ольга Бган — после фильма «Человек родился» дорога в кино для нее закрылась.

Стоит отметить, что последняя жена Пырьева — Лионелла Стриженова — выступала в его защиту, утверждая, что режиссера оговорили. «Я могу поклясться, что это все неправда, выдумки. Клара Румянова рассказывала, мол, когда он пригласил ее на одну из ролей и дал почитать сценарий, она зашла в кабинет и сказала: «Возьмите ваш плохой сценарий, я сниматься у вас не желаю!». Вы можете себе представить такое? Такого быть не могло! Все мечтали хоть какой-нибудь эпизодик получить у него в картине. Актеры, уже со со званиями, умоляли взять на пробу. Это был скромнейший, порой стеснительный, застенчивый человек. Я другого не знаю», — отмечала она.

Относительно пощечины Савиновой: «Это ее муж, Женя Ташков, рассказывал. Я ему сказала: «Нельзя так! Зачем? Ты Бога не боишься?». Как это могло быть: его жена Марина Ладынина снималась в главной роли, а он пристает к Кате Савиной? Очень смешно!».

О Людмиле Марченко: «Марченко хотела его вернуть. Она могла стать Пырьевой, но не захотела. Не верю ни в одну сказку ни одной актрисы, потому что это, как правило, рассказывали актрисы-неудачницы. Ничего у них не получалось, ну надо же что-то выдумать. И выдумывали для своей значимости всякие истории. А на самом деле этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Если и были у него романы, так они были на виду, все знали».

Фильмография Ивана Пырьева:

1923 — Дневник Глумова (короткометражный)

Режиссерские работы Ивана Пырьева:

1929 — Посторонняя женщина
1930 — Государственный чиновник
1933 — Конвейер смерти
1936 — Партийный билет
1937 — Богатая невеста
1939 — Трактористы
1940 — Любимая девушка
1941 — Свинарка и пастух
1942 — Секретарь райкома
1944 — В 6 часов вечера после войны
1947 — Сказание о земле Сибирской
1949 — Кубанские казаки
1951 — Песня молодости (документальный)
1951 — Мы за мир (документальный)
1954 — Испытание верности
1958 — Идиот
1959 — Белые ночи
1961 — Наш общий друг
1964 — Свет далёкой звезды
1968 — Братья Карамазовы

Сценарии Ивана Пырьева:

1928 — Третья молодость
1928 — Переполох
1928 — Оторванные рукава
1930 — Будьте такими
1931 — Токарь Алексеев
1933 — Конвейер смерти
1951 — Мы за мир (документальный)
1954 — Испытание верности
1958 — Идиот
1959 — Белые ночи
1961 — Наш общий друг
1964 — Свет далёкой звезды
1968 — Братья Карамазовы

Звания и награды Ивана Пырьева:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942);
Народный артист СССР (1948);
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939);
Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941);
Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942);
Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944);
Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»;
Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949);
Георгиевский крест 3-й степени;
Георгиевский крест 4-й степени;
Три ордена Ленина;
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951);
МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948);
МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948);
МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950);
ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959);
МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959);
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959);
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959);
МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969)

Оцените статью
Добавить комментарий