Иван Федоров (первопечатник)

первопечатник Иван Федоров

Иван Федоров (Иванъ Ѳедоровъ). Родился около 1520 года в Великом княжестве Московском — умер 5 (15) декабря 1583 года во Львове (Русское воеводство, Речь Посполитая). Первый русский книгопечатник. Издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве. Основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Иван Федоров родился около 1520 года в Великом княжестве Московском. По другой версии родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения нет. Сам Иван Федоров писал о Москве как о своем «отечестве и роде». В переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда жил в Великом княжестве Литовском.

В XVI веке на восточнославянской территории еще не установились фамилии в современном понимании. Иван Федоров подписывался разными именами. В одних он использовал традиционное для Руси именование по отцу на -ов («сын») — в частности, в выходных данных московского Апостола он именуется Иванъ Ѳедоровъ. В Острожской Библии на двух языках значится, что она напечатана Іоанном Ѳеодоровым сыном з Москвы (др.-греч. τοῦ Ἰωάννου τοῦ Θεοδώρο υἱοῦ ἐκ τῆς μεγάλης Ῥωσίας). В других он использовал отчество на -ович и добавлял к нему прозвище по месту происхождения Иванъ Ѳедоровичь Москвитинъ (так обозначено в Псалтыре 1570 года). В латинских документах он подписывался Ioannes Fedorowicz Moschus, typographus Græcus et Sclavonicus («Иван Федорович Московский (или Московит), печатник греческий и славянский»), либо Johannes Theodori Moscus («Иван Федоров (сын) Московит»). Есть и другие варианты подписи: Іоаннъ Ѳеодоривичь (в Азбуке 1578 года), Иоаннъ Ѳеодоровичъ печатникъ з Москвы (Новый завет 1580 года), Іѡаннъ Ѳедоровичь друкарь Москвитинъ (львовское издание Апостола 1574 года). На его надгробии также значится Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ.

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и еще 23 переведенные им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне — Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился будущий помощник и коллега Федорова — Петр Мстиславец.

Московская типография

В 1552 году Иван IV Грозный, посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание. Для этой цели начали искать мастеров печатного дела. В этом же году по просьбе Ивана Грозного из Дании был прислан типограф Ганс Миссингейм, или Бокбиндер (дат. Bokbyndere — «переплетчик»). Также из Польши были выписаны новые буквы и печатный станок, и печатание началось.

В 1550-е годы было издано несколько «анонимных» изданий, то есть не содержащих никаких выходных данных (известно, по крайней мере, семь из них). Где была эта типография — неизвестно. Также неизвестно, кто был руководителем этой типографии — скорее всего, сам Ганс Мессингейм. В послании Ивана Грозного 1556 года новгородским дьякам говорится о мастере печатных книг Маруше Нефедьеве, которого Иван Васильевич послал в Новгород. Маруша должен был привезти в Москву новгородского мастера Васюка Никифорова, который «умеет резати резь всякую». Последний, предположительно, был гравером первой московской типографии, а сам Маруша, возможно, и был руководителем типографии после Ганса Мессингейма. Предполагают также, что в этой типографии работал и Иван Федоров в качестве ученика.

В 1563 году, по приказу Ивана IV, в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нем был напечатан «Апостол» 1564 года.

В Послесловии к московскому «Апостолу» 1564 года о начале книгопечатания написано: «И сие доиде и царю в слухъ; он же начатъ помышляти, како бы изложити печатныя книги, яко же в грекехъ, и в Венецыи, и во Фрягии, и в прочих языцехъ, дабы впредь святыя книги изложилися праведнѣ. И тако возвѣщает мысль свою пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии. Святитель же, слышавъ, зело возрадовася и, Богови благодарение воздавъ, царю глаголаше, яко от Бога извѣщение приемшу и свыше даръ сходящъ. И тако повелѣниемъ благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии и благословениемъ пресвященнаго Макария митрополита начаша изыскивати мастеръства печатных книгъ в лѣто 61 осмыа тысящи. Въ 30-е лѣто государьства его благовѣрный же царь повелѣ устроити домъ от своея царския казны, идѣ же печатному дѣлу строитися, и нещадно даяше от своихъ царских сокровищъ дѣлателем — Николы Чюдотворца Гостунъского диякону Ивану Федорову да Петру Тимофѣеву Мстиславцу на составление печатному дѣлу и къ ихъ упокоению, донде же и на совершение дѣло ихъ изыде. И первѣе начаша печатати сия святыя книги — Дѣяния апостольска, и послания соборная, и святаго апостола Павла послания в лѣто 7070 первое априля въ 19 на память преподобнаго отца Иоана Палеврета, сирѣчь ветхия лавры. Совершени же быша в лѣто 7070 второе марта въ 1 день при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия, в первое лѣто святительства его, въ славу Всемогущия и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и святаго Духа, аминь».

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Федорова вышла его вторая книга, «Часослов».

Все это происходило на фоне нападок на печатников, о которых мы знаем как со слов самого Федорова, так и из несколько более позднего сообщения английского дипломата Джильса Флетчера, утверждающего, что типография была сожжена невежественным духовенством: «Будучи сами невеждами во всем, они (русские священники) стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие… Несколько лет тому назад, еще при покойном царе, привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство».

Некоторые исследователи предполагают, что это сообщение относилось к предыдущей «анонимной» типографии, так как в случае пожара должны были погибнуть шрифты и гравировальные доски, Иван Федоров же вывез их в Литву. Так или иначе, вскоре после издания «Часовника» Федоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское. Существует предположение, что вражда духовенства против печатников была обусловлена конкуренцией монахов-переписчиков, цены на труд которых сбивала печатная книга.

Существует и иное объяснение отъезда Федорова из Москвы. Академик М.Н. Тихомиров подчеркивал, что версия о нападках переписчиков и поджоге «основана только на рассказе Флетчера… Эта легенда… крайне неправдоподобна. Ведь в пожаре должны были погибнуть шрифты и доски для гравюр, а мы знаем, что Иван Федоров вывез их… Нигде нет никаких указаний на преследование печатного дела со стороны духовенства. Наоборот, печатные книги выходили по благословению митрополитов Макария и Афанасия. К тому же Флетчер писал… спустя четверть века… по слухам». Тихомиров объясняет увольнение Федорова от печатного дела тем, что он, принадлежа к белому духовенству и овдовев, не постригся, согласно действовавшим правилам, в монахи. Вместе с тем, посылка его в Заблудов объясняется политической задачей поддержки православия в период перед заключением Люблинской унии и была, по мнению Тихомирова, совершена с согласия или даже по указанию Ивана IV. Тихомиров указывает также на тот факт, что книгопечатание в Москве с отъездом Федорова и Мстиславца не прекратилось: с 1568 года и вплоть до начала XVII века типографией руководит ученик Ивана Федорова — Андроник Невежа.

Сам Иван Федоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание).

Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою. Сам Иван писал: «Сия же убо не туне начахъ повѣдати вамъ, но презѣлнаго ради озлобления, часто случающагося нам не от самого того государя, но от многихъ начальникъ, и священноначалникъ, и учитель, которые на насъ зависти ради многия ереси умышляли, хотячи благое въ зло превратити и Божие дѣло в конецъ погубити, яко же обычай есть злонравных, и ненаученых, и неискусных в разумѣ человекъ, ниже грамотическия хитрости навыкше, ниже духовнаго разума исполнени бывше, но туне и всуе слово зло принесоша. Такова бо есть зависть и ненависть, сама себѣ навѣтующи, не разумѣетъ, како ходитъ и о чемъ утвержается. Сия убо насъ от земля, и отечества, и от рода нашего изгна и въ ины страны незнаемы пресели. Егда же оттуду сѣмо преидохом, и по благодати богоначалнаго Исуса Христа, Господа нашего, хотящаго судити вселеннѣй въ правду, въсприяша насъ любезно благочестивый государь Жикгимонтъ Август, кроль польский и великий князь литовъский, руский, пруский, жемотиский, мазовецкий и иных, съ всѣми паны рады своея».

марка первопечатник Иван Федоров

Иван Федоров в Речи Посполитой

В Литве Федорова радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своем имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное Евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов.

В 1570 году Иван Федоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

После Люблинской унии давление католического духовенства вынудило Григория Ходкевича в 1570 году отказаться от поддержки кириллического православного книгопечатания.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь решил продолжать начатое, но испытал немалые трудности. Для продолжения книгопечатания нужны были денежные средства. Для этой цели Иван обратился за помощью к богатым русским и греческим купцам, проживающим во Львове, но купцы не помогли Ивану. Помощь оказали отдельные небогатые священники и городские прихожане. Другая сложность была в том, что столярный цех Львова запретил иметь в типографии столяра; столяр был нужен для того, чтобы делать в типографии необходимые работы. Вмешательство городского совета и отзывы краковских типографов помогли в этом деле.

В основанной им типографии Иван в 1574 году напечатал второе издание «Апостола». Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Федорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела. Продажей книг Иван занимался не только во Львове, но и в Кракове и в Коломые. В Кракове Иван пользовался доверием польского врача Мартина Сенека, при посредничестве которого он получал в кредит бумагу для типографии с Краковской фабрики Лаврентия.

В 1579 году типография Федорова вместе с 140 книгами была заложена еврею Израилю Якубовичу за 411 польских золотых. Сын Федорова остался во Львове и торговал книгами. Ивана же пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославянском языке.

В 1575 году Иван Федоров-Москвитин был назначен управляющим Дерманского монастыря.

Смерть Ивана Федорова

Иван Федоров был разносторонне просвещен — наряду с издательским делом он отливал пушки и изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал свое изобретение при дворе императора Рудольфа II.

На протяжении 1583 года работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом (написано 23 июля 1583).

По возвращении из трудной поездки 5 (15) декабря 1583 года Иван Федоров скончался в предместье Львова и был похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре на кладбище.

В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки двух человек. Одно время считали, что это захоронение Ивана Федорова и его сына Ивана, умершего через три года после смерти отца при таинственных обстоятельствах. Но это мнение ошибочное. Иван Федоров был похоронен на Онуфриевском кладбище, рядом с храмом, а в храм перенесли лишь плиту с надгробья Федорова, как и другие плиты с кладбища — ими выстилали пол в храме. В 1883 году пол меняли, и плиту раскололи. Точное место могилы во дворе было утрачено уже к концу XIX века. В 1977 году во дворе храма по сохранившейся фотографии была установлена надгробная плита с могилы Ивана Федорова, а рядом с ней был установлен памятник — трехфигурная композиция, изображающая Ивана Федорова с учениками: Петром Мстиславцем и Андроником Невежей (скульптор Анатолий Галян).

После реставрации 1972-1974 годов здесь открыт музей Ивана Федорова — филиал Львовской картинной галереи. В начале 1990-х годов музей был уничтожен. Монахи-базилиане захватили храм, для этой цели взломав двери церкви, и выкинули на улицу все экспонаты музея, в том числе уникальные книги Швайпольта Фиоля, Франциска Скорины, Ивана Федорова. На дворе был январь, и шел мокрый снег, уникальным книгам был нанесен громадный вред. Памятник русским первопечатникам Ивану Федорову с учениками Петром Мстиславцем и Андроником Невежей был перенесен на новое место. В настоящее время он находится перед зданием Музея искусства старинной украинской книги (по адресу: Львов, улица Коперника, 15а).

В 1909 году в Москве у Китайгородской стены, напротив Синодальной типографии (древнего Печатного двора), был установлен памятник Ивану Федорову работы скульптора С. М. Волнухина. Изображения Ивана Федорова неизвестны, нет даже его словесного портрета. Волнухин совместно с художником С. В. Ивановым и историком И. Е. Забелиным создали обобщенный образ, этот образ и отражен в памятнике.

памятник Ивану Федорову в Москве

В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Федорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

В 2009 году Иван Федоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник.

23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Федорова в связи с 80-летием основания университета.

Личная жизнь Ивана Федорова:

Был женат. Имя и происхождение жены неизвестно. Очевидно, Иван Федоров имел нескольких детей, так как Иван, единственный упоминаемый в документах сын, именуется «старшим». Этот сын был известен под прозвищем «Друкаревич» (то есть «сын печатника», поскольку эта профессия раньше называлась друкарь — от польск. drukarz, от нем. drucken («печатать»), от древневерхненемецкого drucchen), умер в возрасте 25 лет, через 6 лет после свадьбы, вскоре после помещения в долговую тюрьму. Его наследницей стала жена Татьяна (что означает отсутствие у него детей).

Библиография Ивана Федорова:

1564 — послесловие к московскому «Апостолу»;
1574 — послесловие к львовскому «Апостолу»

Книги, изданные Иваном Федоровым:

Апостол (вместе с Петром Мстиславцем). Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных, формат страниц не менее 285×193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров;
Часовник (вместе с Петром Мстиславцем). Москва, два тиража (7/VIII — 29/IX и 2/IX — 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров;
Евангелие учительное (вместе с Петром Мстиславцем). Заблудов, 8/VII 1568 — 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра;
Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569 — 23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счета + 75 листов второго счета, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причем все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы;
Апостол. Львов, 25/II 1573 — 15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением;
Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета);
Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Федорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетен вместе с экземпляром Букваря 1578 года, из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года;
Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра;
Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров;
Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров;
Хронология Андрея Римши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещен на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург;
Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счетов, формат не менее 309×202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий).

Образ Ивана Федорова в кино:

1941 — Первопечатник Иван Федоров — в роли Ивана Федорова актер Николай Дорохин;

Николай Дорохин в роли Ивана Федорова

Николай Дорохин в роли Ивана Федорова

1991 — Откровение Иоанна Первопечатника — в роли Ивана Федорова актер Федор Сухов.

Федор Сухов в роли Ивана Федорова

Федор Сухов в роли Ивана Федорова

Оцените статью
Добавить комментарий