Иуда Искариот (ивр. יהודה איש קריות). Родился в Иудее. Один из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа. Предал Иисуса первосвященникам за 30 сребреников.
Иуда Искариот был выходец из провинции Иудея (единственный из двенадцати апостолов — остальные были галилеяне).
Сын Симона.
Имя Иуда (Йехуда) означает восхваление Господа («хвала или прославленный»).
О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима об Иуде-предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорожденного в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведенных на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью. После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа.
Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили».
Искариот (ивр. אִישׁ־קְרִיּוֹת, иш-кериййот) — прозвище с неясной этимологией. На этот счет есть несколько версий. 1. «человек из Кариота», по месту своего рождения в г. Кариоте (Кариофе) — возможно, тождественен городу Кариот в Иудее, в связи с чем существует точка зрения, согласно которой Иуда Искариот принадлежал к колену Иуды и был единственным учеником Иисуса из этого колена, остальные ученики были евреями из Галилеи. 2. Поскольку слово «кериййот» имеет значение пригород, то «Иш-Кериййот» дословно переводится как «житель пригорода» (ивр. אִישׁ — человек, муж; ивр. קְרִיּוֹת — с окраины города, слободы), что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот». 3. Из арам. иш кария «лживый», или от корня др.-греч. σκαρ равного евр.-арамейск. sqr «красить» (Искариот — «красильщик»). 4. Искаженное др.-греч. σικάριος («сикарий»; «вооруженный кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее. 5. От глагола saqar/seqar и существительного ot, буквально «видевший знамение». Подобное словосочетание встречается в Евангелии от Иоанна (др.-греч. ἑθεώρουν τὰ σημεῖα) в отношении тех, кто пошел за Иисусом.
Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем.
Из евангелистов только Иоанн называет четырежды Иуду Симоновым. Иоанн прямо не называет апостола сыном Симона, а значит, Симон мог являться Иуде и старшим братом, если отец Искариота преждевременно умер.
После того, как Иисус Христос призвал двенадцать учеников, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Вместе с Симоном Кананитом Иуда Искариот составляет последнюю пару среди 12 апостолов (Мф. 10:4).
Иуда Искариот присутствовал в Вифании во время помазания Иисуса миром, которое в Евангелиях описано по-разному: 1) «в доме Симона прокаженного приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:6–8); 2) за шесть дней до Пасхи в доме Марфы и Марии, сестры Лазаря, когда Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира», тогда ученик Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:1–5).
По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мертвых, очищал прокаженных, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа».
Предательство Иуды
Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.
После того, как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» (Мф. 27:4) И бросив серебреники в Храме, Иуда пошел и удавился (Мф. 27:5).
Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие Сатаны.
В то же время богословы не имеют единого мнения. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников». Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники». Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбие и участие Сатаны: «Вошел же сатана в Иуду», «и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег». Иоанн упоминает об участии Сатаны: «И после сего куска вошел в него сатана», однако прямо говорит о сребролюбии Иуды, укорененном в нем до такой степени, что он воровал из общих денег: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел ящик и носил, что туда опускали» (Ин 12:4-6).
Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников».
Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою».
Канонические версии гибели Иуды Искариота: «бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился»; «и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды. В то же время Папий пишет, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и он «низринулся» и «расселось чрево его». Папию же приписывают версию рассказа о том, что Иуда купил землю и дожил до старости, но умер от загадочной болезни (раздулся до чудовищных размеров).
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, — на собрании «человек около ста двадцати» (Деян. 1:2). С таким условием, чтобы был «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1:21). Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» (Деян. 1:23) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был «сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26).
В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса.
Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили тридцать сребреников (сравнимо со стоимостью раба в то время), которые также часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.
В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с черным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах, называемых «Страшный суд», Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространеннейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, — повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях). По крайней мере три гравюры Жана Дюве изображают самоубийство Иуды, причины пристального интереса придворного художника и ювелира королей Франциска I и Генриха II к этому достаточно редкому сюжету неизвестны.
Образ Иуды Искариота в кино:
1898 — Игра страсти Обераммергау (The Passion Play of Oberammergau) — в роли Иуды Искариота актер Фрэнк Гейлор;
1912 — Священный город — в роли Иуды Искариота актер Джордж Ларкин;
1916 — Христос — в роли Иуды Искариота актер Аугусто Мастрипетри;
1921 — Галилеянин (Der Galiläer) — в роли Иуды Искариота актер Георг Фабнахт;
1923 — Иисус Назаретянин, Царь Иудейский — в роли Иуды Искариота актер Александр Гранах;
1927 — Царь царей — в роли Иуды Искариота актер Йозеф Шильдкраут;
1935 — Голгофа — в роли Иуды Искариота актер Лука Гридо;
1954 — День триумфа (Day of Triumph) — в роли Иуды Искариота актер Джеймс Гриффит;
1961 — Царь царей — в роли Иуды Искариота актер Рип Торн;
1964 — Евангелие от Матфея — в роли Иуды Искариота актер Отелло Сестили;
1972 — Пилат и другие — в роли Иуды Искариота актер Ежи Зельник;
1973 — Иисус Христос — в роли Иуды Искариота актер суперзвезда — Карл Андерсон;
1977 — Иисус из Назарета — в роли Иуды Искариота актер Иэн Макшейн;
Иэн Макшейн в роли Иуды Искариота
1988 — Последнее искушение Христа — в роли Иуды Искариота актер Харви Кейтель;
1994 — Мастер и Маргарита — в роли Иуды Искариота актер Игорь Верник;
2004 — Страсти Христовы — в роли Иуды Искариота актер Лука Лионелло;
2005 — Мастер и Маргарита — в роли Иуды Искариота актер Дмитрий Нагиев;
Дмитрий Нагиев в роли Иуды Искариота
2006 — Дракула 2000 — в роли Иуды Искариота актер Джерард Батлер;
2013 — Иуда — в роли Иуды Искариота актер Алексей Шевченков;
Алексей Шевченков в роли Иуды Искариота
2014 — Сын Божий — в роли Иуды Искариота актер Джо Редден;
2018 — Мария Магдалина — в роли Иуды Искариота актер Тахар Рахим;
Тахар Рахим в роли Иуды Искариота
2018 — Варавва — в роли Иуды Искариота актер Андрей Чаквитая