Ирина Александровна Колпакова. Родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Герой Социалистического Труда (1983). Народная артистка СССР (1965). Лауреат Государственной премии СССР (1980).
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). По другим данным родилась в 1935 году.
Отец — Александр Герасимович Колпаков, математик, преподавал в ЛГУ.
Мать — Леонтина Карловна Перм, экономист.
Ее отец погиб во время Блокады Ленинграда. Ирина вместе с матерью была эвакуирована.
С ранних лет занималась балетом. В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу легендарной балерины и педагога Агриппины Яковлевны Вагановой (этот выпуск стал последним для Вагановой). Колпакова — одна из самых любимых учениц Агриппины Вагановой.
В 1951-1989 годах — прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), на сцене которого исполнила множество балетов, став признанной исполнительницей партий классического репертуара — Раймонды, Жизели, Сильфиды в «Шопениане».
Ирина Колпакова в молодости
Особенно сильным стал образ принцессы Авроры, созданный Колпаковой в «Спящей красавице». В нем соединились ее достоинства — природные и обретенные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Как отмечал критик, «ее образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие». Партия Авроры в её исполнении органично двигалась по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.
В первые же сезоны ее работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.
Балетные партии Ирины Колпаковой:
1950 — Фея Флёр де Фарин, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1951 — Два лебедя, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Л. И. Иванова и М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1951 — Гран-па, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции В. И. Пономарёва;
1952 — Фея Нежности, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1952 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа;
1953 — Сверстница, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского;
1953 — Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина;
1953 — Принцесса Флорина, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1954 — Маша, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография В. И. Вайнонена;
1954 — Мария, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, хореография Р. В. Захарова;
1954 — Золушка, «Золушка» С. С. Прокофьева, хореография К. М. Сергеева;
1956 — Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1957 — Па-де-труа I акта, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1957 — Менада, «Спартак» А. И. Хачатуряна, хореография Л. В. Якобсона;
1957 — Катерина, «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, хореография Ю. Н. Григоровича;
1958 — Панночка, «Тарас Бульба» В. В. Соловьёва-Седого, хореография Б. А. Фенстера;
1958 — Тао Хоа, «Красный мак» Р. М. Глиэра, хореография А. Андреева;
1958 — Снегурочка и Мечта, «Хореографические миниатюры», миниатюра «Снегурочка» на музыку С. С. Прокофьева, хореография Л. В. Якобсона;
1959 — Его любимая, «Берег надежды» А. П. Петрова, хореография И. Д. Бельского;
1959 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли и Ж. Перро в редакции М. Петипа;
1960 — Дездемона, «Отелло» А. Д. Мачавариани, хореография В. М. Чабукиани;
1960 — Подруга Раймонды, «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1960 — Нина, «Маскарад» Л. А. Лапутина, хореография Б. А. Фенстера;
1961 — Ширин, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, хореография Ю. Н. Григоровича;
1962 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Л. М. Лавровского;
1963 — Раймонда, «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. И. Петипа в редакции К. М. Сергеева;
1965 — Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции А. А. Горского;
1965 — Никия, картина «Тени» из балета «Баядерка», хореография М. И. Петипа;
1965 — Любовь, «Человек» Б. Салманова, хореография В. Катаева;
1966 — Солистка, «Сарабанда», миниатюра на музыку Первой Французской сюиты И. С. Баха, хореография Г. Д. Алексидзе;
1968 — Девица-краса, «Страна чудес» И. И. Шварца, хореография Л. В. Якобсона;
1969 — Ала, «Скифская сюита», хореография Г. Д. Алексидзе на музыку одноименной сюиты С. С. Прокофьева;
1969 — Она, «Двое», хореографическая композиция на музыку А. Д. Меликова по мотивам стихотворения Р. И. Рождественского, хореография О. М. Виноградова;
1969 — Юлия, «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, хореография И. А. Чернышёва;
1969 — Солистка, хореографические миниатюры «Дивертисмент ре мажор В.-А. Моцарта» и «Концерт фа мажор Вивальди», хореография Г. Д. Алексидзе;
1971 — Ева, «Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва;
1972 — Сюимбике, «Шурале» Ф. З. Яруллина, хореография Л. В. Якобсона;
1972 — Принцесса Роза, «Зачарованный принц» Б. Бриттена;
1974 — Солистка, «Безделушки» на музыку В.-А. Моцарта из «Одноактных балетов», хореография Г. Д. Алексидзе;
1974 — Птица-мечта, «Икар» С. М. Слонимского, хореография И. Д. Бельского;
1975 — Вальс из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», хореография С. Г. Кореня;
1976 — Инфанта, «Инфанта» на музыку С. Кошолкина из концертной программы «Маленькие балеты», хореография Л. Д. Лебедева;
1977 — Неле, «Тиль Уленшпигель» Е. А. Глебова, хореография В. Н. Елизарова;
1977 — «Посвящение», хореографическая миниатюра из балета «Хореографические новеллы» на музыку П. И. Чайковского, хореография Д. А. Брянцева — Солистка (первая исполнительница);
1978 — Карлотта Гризи, «Па-де-катр», одноактный балет на музыку Ц. Пуни, хореография А. Долина;
1979 — Фарфалла, па-де-де из балета Ж. Оффенбаха «Бабочка», хореография П. Лакотта;
1979 — Наталья Николаевна, «Пушкин» А. П. Петрова, хореография Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва;
1980 — Фея, «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига, хореография О. М. Виноградова;
1980 — Лезгинка из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», хореография М. М. Фокина;
1981 — Сильфида, «Сильфида» Г. С.фон Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен.
«Хрустальная балерина» — так называли Ирину Колпакову.
Она блистала на сцене вместе с Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым, на неё ставили балеты Юрий Григорович, Игорь Бельский, Олег Виноградов, Наталья Касаткина и Владимир Василев.
«Я всегда трезво на себя смотрела. Без всяких котурнов. Меня сама жизнь развивала, заставляла объективно себя оценивать. Самокритики во мне изначально больше, чем надо», — говорила балерина.
Ирина Колпакова стала первой исполнительницей в балетах Ю. Н. Григоровича «Каменный цветок» (Катерина) и «Легенда о любви» (Ширин).
В 1971-1991 годах — педагог-репетитор Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
В 1982 году окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа — «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре оперы и балета под руководством П. А. Гусева).
Ирина Колпакова
Поставила балеты: «Жизель» А. Адана, редакция М. И. Петипа; «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина; картина «Тени» из балета «Баядерка» и гран-па из балета «Пахита», хореография М. И. Петипа; «Пахита» Э. Дельдеве и Л. Минкуса; «Сильфида» А. Бурнонвиля (София, Болгария); «Спящая красавица», хореография М. И. Петипа (Минский театр оперы и балета); «Шопениана» на музыку Ф. Шопена («Гранд-опера», Париж).
Депутат Верховного совета СССР IX созыва (1974-1979).
С 1986 года — член правления Союза театральных деятелей РСФСР.
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор кафедры классического танца.
С середины 1990-х годов работет балетмейстером — репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке (США), вместе с мужем, бывшим танцовщиком и партнёром, В. Г. Семёновым.
Приглашение поработать в Америке она получила от давнего друга и партнера по сцене Михаила Барышникова. Сама балерина рассказывала: «Миша Барышников там был в то время директором. Мы с Мишей танцевали еще в Ленинграде. Один наш общий друг пришел к нему и сказал: «Слушайте, а вы не хотите пригласить Ирину?» Миша сказал: «С удовольствием». Я в то время жила и работала в Питере. ABT предложил подписать контракт. Только на год. Такова практика… В Америке бывала и раньше на гастролях, к нам в Питер приезжали и труппа Баланчина, и другие американские балетные театры. Согласилась, хотя понимала: одно дело — видеть их на сцене, другое дело — работать вместе с иностранными артистами… Увы, когда я добралась до Нью-Йорка, Миша как раз ушел из театра. Я оказалась фактически одна, не защищена чьей-либо протекцией, без английского языка. Впрочем, во всем мире балетный язык общий. Всегда можно договориться, объясниться».
В 1996 году балерине «за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства» указом Президента РФ была установлена Президентская пенсия.
Проживает в Толстовском доме в Санкт-Петербурге, а также на Манхэттене (Нью-Йорк).
Личная жизнь Ирины Колпаковой:
Муж — Владилен Григорьевич Семёнов (1932 г.р.), советский и российский артист балета, балетный педагог, Народный артист СССР.
Дочь — Татьяна Семенова, окончила Мухинскую академию (ныне носит имя Штиглица), дизайнер одежды, основатель Модного Дома.
Внук — Никита, финансист.
Ирина Колпакова и Владилен Семёнов
Фильмография Ирины Колпаковой:
1958 — Шопениана (фильм-спектакль)
1960 — Хореографические миниатюры (фильм-спектакль)
1970 — Один из нас — Китри, сцены из балета «Дон Кихот»
1970 — Барышня и хулиган (фильм-спектакль)
1978 — Ирина Колпакова (документальный)
1982 — Дом у дороги (фильм-спектакль) — женщина
1983 — И каждый вечер в час назначенный… (документальный)
1984 — Сильфида (фильм-балет) (фильм-спектакль) — Сильфида
1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
Библиография Ирины Колпаковой:
1983 — Сто сорок солнц
Награды и звания Ирины Колпаковой:
1951 — III международный фестиваль молодёжи и студентов (Берлин, I премия, совместно с Б. И. Хохловым);
1957 — Заслуженная артистка РСФСР;
1960 — Народная артистка РСФСР — за заслуги в области советского искусства;
1965 — Народная артистка СССР — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства;
1965 — Премия «Золотая Звезда» III Международного фестиваля танца (Париж);
1967 — Орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры;
1971 — Орден Трудового Красного Знамени — за большие успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана;
1980 — Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры — за исполнение партий классического и современного репертуара в балетных спектаклях последних лет в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова;
1982 — Премия имени А. А. Павловой (Париж);
1983 — Герой Социалистического Труда, Орден Ленина — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова.