Иоганн Батист Штраус II

Иоганн Штраус сын

Иоганн Батист Штраус II (нем. Johann Baptist Strauss). Родился 25 октября 1825 года в Вене — умер 3 июня 1899 года в Вене. Австрийский композитор, дирижер, скрипач. Король вальса.

Иоганн Батист Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене.

Отец — Иоганн Батист Штраус (нем. Johann Baptist Strauss), более известен как Иоганн Штраус-отец (нем. Johann Strauss Vater) (14 марта 1804 — 25 сентября 1849), австрийский композитор, скрипач и дирижёр, родоначальник музыкальной династии Штраусов.

Мать — Анна Штраус (урожденная Штрайм), большая любительница музыки и танцев.

Прадед — Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800), родом из Буды (часть Будапешта), был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже с помощью фальсификации документов пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой».

Всего в семье было пятеро детей. Два его брата — Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами.

Иоганн с ранних лет учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке.

Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.

В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, в т.ч. Франца Амона. Они дали ему блестящие рекомендации для получения лицензии на профессию. Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. После развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора.

Уже совсем скоро Штраусу удалось набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Усилила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

Иоганн Штраус сын в молодости

Иоганн Штраус сын в молодости

В 1849 году Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. В 1852 году ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах. Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

В 1856 году состоялись первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом — 22 тысячи рублей за сезон. Выступал в течение пяти лет.

Расцвет штраусовского гения пришелся на конец 1860-х — начало 1870-х годов. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

В 1870 году Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. В это время неожиданно — в возрасте 43 лет — умирает его брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников», хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

В 1874 новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

В 1880 году Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

В 1885 году он создает свой новый шедевр — оперетту «Цыганский барон» по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.

В 1895 году 70-летие Штрауса отмечала вся музыкальная Европа.

король вальса Иоганн Штраус

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

В последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

Все свое состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Иоганн Батист Штраус — лучшее

Личная жизнь Иоганна Штрауса (сына):

Во время его пяти лет выступлений в Павловске Штраус полюбил русскую девушку Ольгу Смирнитскую (1837-1920). Но родители Ольги — Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские — воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

Ольга Смирнитская — возлюбленная Иоганна Штрауса

Ольга Смирнитская возлюбленная Иоганна Штрауса

Первая жена — Йетти Халупецкая, оперная певица, выступавшая под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Штраус женился на ней в 1862 году — после сообщения Ольги о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским. Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

В 1878 году — через шесть недель после смерти Йетти — Штраус женился второй раз на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распадается.

Анжелика Дитрих — вторая жена Иоганна Штрауса

Анжелика Дитрих вторая жена Иоганна Штрауса

В 1882 году Штраус женится в третий раз — на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно.

Иоганн Штраус и жена Адель Дойч

Иоганн Штраус и жена Адель Дойч

Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

Оперетты и театральные постановки Иоганна Штрауса (сына):

1871 — Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber)
1873 — Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom)
1874 — Летучая мышь (Die Fledermaus)
1875 — Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien)
1877 — Принц Мафусаил (Prinz Methusalem)
1878 — Жмурки (Blindekuh)
1880 — Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin)
1881 — Весёлая война (Der lustige Krieg)
1883 — Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig)
1885 — Цыганский барон (Der Zigeunerbaron)
1887 — Симплициус (Simplicius)
1892 — Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера)
1893 — Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta)
1894 — Яблочный праздник (Jabuka)
1895 — Ясменник душистый (Waldmeister)
1897 — Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft)
1899 — «Золушка» (Aschenbrödel, балет, посмертно) — единственный балет в творчестве композитора; премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы (дирижёр Карл Мук, балетмейстер Эмиль Греб, партию Золушки исполнила Антониетта Дель-Эра
1899 — Венская кровь (Wiener Blut, посмертно)

Знаменитые вальсы и марши Иоганна Штрауса (сына):

1852 — Песни любви (Liebeslieder, op. 114)
1858 — Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210)
1864 — Персидский марш (Persischer-Marsch); впервые был исполнен в Павловске 11 июня 1864; композитор был награждён персидским «Орденом Солнца», пожалованным шахом Персии Насером ад-Дином
1867 — На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314)
1867 — Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316)
1868 — Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, op. 325)
1869 — Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333)
1871 — Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346)
1873 — Венская кровь (Wiener Blut, op. 354)
1875 — Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370)
1877 — Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375)
1880 — Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388)
1881 — Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400)
1883 — Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410)
1883 — Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411)
1886 — Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423)
1888 — Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437)

Оцените статью
Добавить комментарий