Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Михайлович Смоктуновский (при рождении — Смоктунович). Родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской губернии — умер 3 августа 1994 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965).

Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка Томской губернии (ныне Шегарский район Томской области), был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899-1942) и Анны Акимовны Махневой (1902-1985).

Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей и были сосланы в Сибирь за участие в восстании 1863 года. Однако по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком и сам он по крови белорус. В одном из интервью Смоктуновский о своём прадеде рассказывал: «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй».

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира.

Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести, как выяснилось позже, погиб.

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан.

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр. Много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. Там он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы. Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.

Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Иннокентий Смоктуновский вернулся в Красноярск. Не имея ни ясной цели, ни поддержки, поначалу он намеревался поступить в Лесотехнический институт, но старый приятель по школьному драмкружку сообщил, что местный театр организовал студию: «Будем вести лёгкую, приятную, весёлую, беззаботную жизнь». Через тридцать лет, в зените славы, Смоктуновский скажет: «Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет — лёгкости и беззаботности».

Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945-1946), в 1946-1951 годах выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага, в их числе Георгий Жжёнов. Именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию, — в 1966 году Смоктуновский подпишет Письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953-1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы ему довелось сыграть Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и даже Хлестакова, дважды — в Махачкале и в Сталинграде.

Мечтая о театре более высокого уровня, в начале 1955 года Смоктуновский, по совету Риммы и Леонида Марковых, отправился в Москву, показывался едва ли не во всех столичных театрах, но ни один не заинтересовал.

В конце концов Смоктуновский был принят на внештатную работу, с оплатой за выход, в Театр им. Ленинского комсомола, но и там ролей практически не имел и через несколько месяцев перешёл в Театр-студию киноактёра.

Снимался на киностудии «Мосфильм» в массовках, в 1956 году сыграл первые небольшие роли — в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Как он лгал её мужу». Наконец был замечен режиссёром Александром Ивановым, пригласившим никому не известного актёра на неэпизодическую роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

По свидетельству самого актёра, покидая Сталинград, он сказал коллегам: «Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом».

Главную роль своей жизни, круто изменившую его судьбу, Иннокентий Смоктуновский получил благодаря счастливому стечению обстоятельств: в 1957 году Георгий Товстоногов пригласил из Таллина режиссёра В. Я. Ланге для постановки спектакля «Идиот» в Большом драматическом театре. На роль князя Мышкина был назначен Пантелеймон Крымов, актёр столь же талантливый, сколь и недисциплинированный — не явившись на первую репетицию, он исчерпал терпение Товстоногова и был уволен. Другого актёра на эту роль в труппе БДТ не нашлось, и Ланге вернулся в Таллин. Некоторое время спустя назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев порекомендовал Товстоногову Смоктуновского, с которым вместе снимался в фильме «Шторм». Увидев актёра в роли Фарбера, Товстоногов пригласил его в БДТ и теперь уже сам взялся за постановку спектакля.

По свидетельствам очевидцев, Смоктуновский с первого же появления на сцене, в вагоне поезда, возвращавшего его героя в Россию, убеждал зрителей в том, что Мышкин Достоевского — «такой и другим быть не может». Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры — называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.

После премьеры «Идиота» Смоктуновский проснулся знаменитым, между тем на сцене БДТ ему приходилось играть Дзержинского в погодинских «Кремлёвских курантах» и Сергея Серёгина в «Иркутской истории» А. Арбузова, схематично воспроизводившей конфликт «Идиота».

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ.

Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен. Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ — как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог, — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом. В их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского).

За роль в фильме «Чайковский» стал лучшим актером 1970 года по опросу журнала «Советский экран».

Иннокентий Смоктуновский в фильме «Чайковский»

Иннокентий Смоктуновский Чайковский

Роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР.

Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

В 1972 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.

На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове».

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова. Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова.

После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова.

Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель).

Иннокентий Смоктуновский — интервью Урмасу Отту

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке».

Много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец. Его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях. Но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра.

Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить.

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией. После отпевания в церкви на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Иннокентий Смоктуновский

Рост Иннокентия Смоктуновского: 184 сантиметра.

Личная жизнь Иннокентия Смоктуновского:

Первая жена — Римма Александровна Быкова (1926-2008), советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссер, Народная артистка РСФСР. Познакомились на гастролях во Фрунзе в начале 1950-х. Быкова была замужем, но Смоктуновский отбил ее (за что был избит бывшим супругом Быковой). В 1955-м развелись — после того, как он уличил жену в измене.

Иннокентий Смоктуновский и Римма Быкова

Иннокентий Смоктуновский и Римма Быкова

Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир (урожд. Хацкелевич; род. 1925, Иерусалим), дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902-1972).

Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью Михайловной

Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью Михайловной

В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла.

Родившийся в 1957 году сын Филипп в настоящее время — переводчик научно-фантастической литературы.

Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, в настоящее время работает в Музее МХАТа.

Фильмография Иннокентия Смоктуновского:

1956 — Убийство на улице Данте — эпизод, житель деревни
1956 — Как он лгал её мужу — Генри
1956 — Солдаты — Фарбер
1957 — Рядом с нами — Андрей Королёв
1957 — Шторм — Муромцев
1958 — День первый — В. А. Антонов-Овсеенко
1958 — Ночной гость — Пал Палыч
1959 — Неотправленное письмо — Сабинин
1960 — До будущей весны — Алексей Ручьёв
1961 — Високосный год — Геннадий Куприянов
1961 — Девять дней одного года — Илья Куликов
1962 — Моцарт и Сальери — Моцарт
1963 — Если позовёт товарищ — Шаталов
1964 — Гамлет — Гамлет
1965 — На одной планете — В. И. Ленин
1965 — Последний месяц осени — текст от автора
1966 — Берегись автомобиля — Юрий Деточкин
1966 — Первый посетитель — В. И. Ленин
1966 — Маленький принц — текст от автора
1968 — Первая любовь — Пётр Васильевич
1968 — Степень риска — Александр Кириллов
1968 — Живой труп — «Гений»
1969 — Преступление и наказание — Порфирий Петрович
1969 — Чайковский — Пётр Ильич Чайковский
1970 — Дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — пассажир
1972 — Ночь на размышление
1972 — Укрощение огня — К. Э. Циолковский
1973 — Москва — Кассиопея — И. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974 — Исполнение желаний — Дмитрий Бауэр
1974 — Дочки-матери — Вадим Антонович
1974 — Романс о влюблённых — трубач
1974 — Отроки во Вселенной — И. О. О. (исполняющий особые обязанности)
1974 — Зеркало — текст от автора
1974 — мф Цапля и журавль — текст от автора
1975 — Звезда пленительного счастья — Цейдлер
1975 — Они сражались за Родину — хирург
1975 — Доверие — губернатор Финляндии Бобриков
1975 — док Русский народный театр — закадровый текст
1976 — Выбор цели — Франклин Делано Рузвельт
1976 — Анна и Командор — драматург
1976 — Фантазия — Дмитрий Санин
1976 — Когда уходят снега — текст от автора
1976 — В горах моё сердце — мистер Козак
1976 — Дни хирурга Мишкина — Пахом Григорьевич
1977 — Легенда о Тиле — Карл V
1977 — Принцесса на горошине — Король-отец
1977 — Степь — Моисей Моисеевич
1977 — В четверг и больше никогда — Иван Модестович, отчим Сергея
1977 — Враги — Захар Бардин
1977 — мф Старый дом
1977 — мф Я к вам лечу воспоминаньем
1978 — Бархатный сезон — комиссар
1978 — Осенние колокола — читает сказку А. С. Пушкина
1979 — Барьер — Антоний Манев
1979 — Москва слезам не верит — камео
1979 — мф Про щенка — щенок (озвучивание)
1979 — Маленькие трагедии — Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)
1980 — мф И с вами снова я
1981 — мф Говорящие руки Траванкора — закадровый текст
1981 — Рождённые бурей — старый граф
1981 — Шутка? — Гросс
1981 — Крепыш — голос Крепыша
1981 — мф Халиф-аист — халиф
1982 — Вновь я посетил… — читает стихи А. С. Пушкина
1982 — Кража — Старкуэтер
1982 — Пиковая дама — Чекалинский
1983 — Двое под одним зонтом — Тиль
1983 — Поздняя любовь — Герасим Порфирьевич Маргаритов
1983 — мф Путь в вечность
1983 — мф Пробуждение — генерал Гиппиус
1983 — Уникум — Сан Саныч
1983 — Этот фантастический мир. Выпуск 7 — капитан
1983 — Болдинская бессонница — авторский текст и стихи А. С. Пушкина
1984 — Седой Урал — закадровый текст
1984 — Мёртвые души — Плюшкин
1985 — Дети солнца — Протасов
1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — доктор Джекил
1985 — Русь изначальная — император Юстиниан
1985 — Сестра моя Люся — текст от автора
1986 — мф Геракл у Адмета — cтарик
1986 — Последняя дорога — барон Геккерн
1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии
1987 — Без солнца — барон
1987 — Гардемарины, вперёд! — кардинал Флёри
1987 — Загадочный наследник — Василий Григорьевич Ерихонов
1987 — На исходе ночи — Зайферт
1987 — Очи чёрные — Модест Петрович, городской голова
1987 — Первая встреча, последняя встреча — полковник контрразведки
1988 — Чёрный коридор — Николай Иванович Ечевин, учитель истории
1989 — Сердце не камень — Потап Потапыч Каркунов
1989 — Возвращение Ходжи Насреддина — закадровый текст
1990 — Грибная охота — закадровый текст
1990 — Ловушка для одинокого мужчины — папаша Мерлуш
1990 — Дамский портной — Исаак, дамский портной
1990 — Мать — губернатор
1991 — Дина — Бардов
1991 — Гений — криминальный авторитет «Принц»
1991 — Дело Сухово-Кобылина — Пётр Константинович Муромский
1991 — Линия смерти — Уби
1991 — Осада Венеции — инквизитор
1991 — Иван Фёдоров, или Откровение Иоанна Первопечатника — царь Иван Грозный
1991 — На Илыче осеннем — закадровый текст
1992 — Дело — Муромцев
1992 — Золото — дон Диего
1993 — Убийца — следователь
1993 — Хочу в Америку — писатель
1993 — Время Мераба — закадровый текст
1993 — Истоки — закадровый текст
1993 — Мечтательница — Карл Фёдорович
1994 — Посвящение в любовь — текст от автора
1994 — Белый праздник — профессор Грэг
1994 — Заколдованные — дегустатор
1995 — Вино из одуванчиков — полковник Фрилей (роль озвучил Сергей Безруков)

Работы Иннокентия Смоктуновского на радио:

На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А. С. Пушкина; полностью записал сказки А. С. Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А. П. Чехова «Чёрный монах», сказки Г. Х. Андерсена, рассказы И. С. Тургенева, Г. Мопассана, К. Паустовского, Акутагавы и Г. Бёлля, а также стихотворения Ф. Шиллера, Р. Рильке, Б. Пастернака, А. Т. Твардовского. Как актёр сыграл в радиоспектаклях:

1981 — «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда — лорд Генри
1982 — «Старая любовь» А. Мишарина — Цаплин
1989 — «Мусоргский» — Ведущий
1990 — «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира — Натаниель
1991 — «Эскориал» М. де Гельдерода — Король
1994 — «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова — Толгат-Бек

Театральные работы Иннокентия Смоктуновского:

Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии:

1946 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина — Костя
1946 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1947 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Семён Горин
1947 — «Последние» М. Горького — Пётр
1947 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алексей
1948 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Полевой
1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева — Гришко
1949 — «Доходное место» А. Н. Островского — Мыкин
1949 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Моцарт
1950 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Дормидонт
1951 — «Шутники» А. Н. Островского — Недоносков

Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького:

1952 — «Семья» И. Попова — Александр Ульянов
1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Муравьёв
1952 — «Её друзья» В. С. Розова — Виктор
1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков

Сталинградский областной театр им. М. Горького:

1953 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
1953 — «Великий государь» В. Соловьёва — Магнус
1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Бионделло
1954 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник
1954 — «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов

Театр-студия киноактёра:

1955 — «У опасной черты» В. Любимова — Неуспевающий
1955 — «Анджело» В. Гюго — Апафесто
1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри
1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский
1955 — «Последние» М. Горького — Пётр

Большой драматический театр им. Горького:

1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому; постановка Г. А. Товстоногова — князь Мышкин
1957 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина; постановка В. Я. Софронова и И. П. Владимирова — Дзержинский (ввод)
1960 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Г. А. Товстоногова — Сергей Серёгин

Малый театр:

1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого; постановка Б. И. Равенских — царь Фёдор

МХАТ и МХТ им. Чехова:

1976 — «Иванов» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Иванов
1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана; постановка О. Н. Ефремова — Сакулин
1979 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Часовщик
1980 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Дорн
1983 — «Так победим!» М. Шатрова; постановка О. Н. Ефремова — Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
1984 — «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину; постановка Л. Додина — Порфирий Головлёв
1985 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
1986 — «Тамада» А. М. Галина; постановка К. М. Гинкаса — Реваз
1988 — «Кабала святош» М. А. Булгакова; постановка А. Я. Шапиро — король Людовик XIV
1990 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Гаев / Фирс
1990 — «Эквус» П. Шеффера — Мартин Дайзер
1992 — «Возможная встреча» П. Барца; постановка В. Долгачёва — И. С. Бах

Антреприза Н. Шлезингера (США):

1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста; постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Андерсен

Работы Иннокентия Смоктуновского на телевидении:

1957 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль) — Юлиус Фучик
1963 — «Зима тревоги нашей» по Д. Стейнбеку. Режиссёр Р. Сирота (телеспектакль) — Итен Аллен Хоули
1971 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Режиссёры Л. Вивьен, А. Даусон, Л. Пчёлкин — Моцарт
1976 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр Л. Хейфец (телеспектакль) — Гаев
1979 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу. Режиссёр А. Белинский (телеспектакль) — Цезарь
1989 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр Л. Цуцульковский (телеспектакль) — закадровый текст
1995 — «Мечтательница» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр М. Дубровина (телеспектакль) — Карл Фёдорович Мейер

Оцените статью
Добавить комментарий