Инна Георгиевна Бурдученко (в замужестве — Кирилюк). Родилась 31 марта 1939 года в Чернигове (УССР) — умерла 15 августа 1960 года в Донецке. Советская актриса театра и кино.
Инна Бурдученко родилась 31 марта 1939 года в Чернигове.
В школьные годы занималась художественной гимнастикой.
После окончания школы отправилась в Киев поступать в театральный. Однако с первой попытки поступить не удалось. Вернувшись в Чернигов, в течение года она работала реквизитором сцены в местном областном драмтеатре.
В 1957 году поступила в Киевский государственный институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого (ныне — Киевский государственный университет театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого), на курс Владимира Нелли. Во время учебы сыграла роль Джеммы в спектакле «Овод» по роману Э.Л. Войнич. Эта работа стала ее первым актерским успехом.
Когда Инна училась на втором курсе, на нее обратил помощник режиссера Виктора Ивченко, искавшего исполнительницу главной героини в социальной драме «Иванна». До этого на главную роль пробовались многие, но выбор пал именно на Бурдученко — черноволосую девушку с мягкими, очень выразительными чертами лица.
По сюжету ее героиня — Иванна Ставничая — дочь архиерея Теодозия Ставничего. Она поступает в университет, открытый во Львове после установления Советской власти. Секретарь приёмной комиссии Кабрак, скрытый националист, обманывает девушку, объявив, что она не принята из-за «социального происхождения». Иванна огорчена и оскорблена, она во всём винит Советскую власть. Жених Иванны — ревностный церковник-униат — скрыл от неё вызов на учёбу, пришедший из университета. Иванна отправляется на приём к митрополиту Шептицкому, главе униатской церкви на Украине. Митрополит, яростный враг Советской власти, во всем винит «проклятых антихристов, пришедших с Востока», и советует Иванне уйти в монастырь, чтобы посвятить себя служению Богу.
Далее начинается война, фашисты захватывают Львов. Находясь за монастырскими стенами, Иванна видит всё лицемерие и ханжество церковников во главе с Шептицким, которые предают свой народ. Именем Бога церковь освящает расправы с евреями, советскими активистами, жестокое обращение с военнопленными. Вера Иванны в Бога колеблется, она решает помогать тем, кто борется с немецкими оккупантами. Подруга Юля сводит девушку с партизанским подпольем. Воспользововшись возможностью посещать концлагерь с душеспасительными проповедями, Иванна незаметно передает пленным ножницы для резки колючей проволоки. Ночью из городской крепости бегут триста заключенных. Кабрак, который теперь служит в полиции, видел, как Иванна покупала на базаре ножницы. Ей грозит смертельная опасность, но девушке удается бежать. Партизаны укрывают девушку в одной из церковных обителей. По коварному совету митрополита Теодозий пишет дочери письмо, в котором, ссылаясь на болезнь, приглашает её прийти к нему. Но на месте встречи Иванну поджидает засада.
Инна Бурдученко в фильме «Иванна»
20-летняя Инна Бурдученко создала яркий образ, принятый тогдашним зрителем как поэтическое обобщение миллионов судеб юношей и девушек Западной Украины, болезненно шедших к пониманию и принятию идеалов нового социального строя.
В СССР фильм «Иванна» прошёл с успехом, в 1959 году был награждён на Всесоюзном кинофестивале. Но римско-католическая церковь во главе с Папой прокляла картину за её яркую антиклерикальную направленность. Ведь в сцене казни Иванна совершает явное богохульство — срывает со своей шеи святой крест. На Западной Украине верующим-униатам было запрещено смотреть «Иванну». Не закупали картину и страны с католической верой.
По слухам, в начале 1960-х годов тогдашний Папа Римский Иоанн XXIII даже провозгласил анафему фильму «Иванна».
В 1962 году Инна Бурдученко снялась в картине «Цветок на камне». И здесь она также исполнила героиню, которая рвет с верой. Она сыграла Христину, сектантку-«пятидесятницу». По сюжету она влюбляется в комсомольца Арсена, который убеждает девушку покинуть секту.
Инна Бурдученко в фильме «Цветок на камне»
Гибель Инны Бурдученко
В 1960 году актрисе предложили небольшую роль в картине «Так ещё никто не любил».
Инна Бурдученко вместе с постановочной группой уехала в Донбасс, на съёмки. И там произошла трагедия. По сюжету в одной из сцен комсомолка спасает из горящего барака знамя. Сцена ответственная и опасная, поэтому решено было снимать тремя аппаратами с трёх точек и разными объективами. Деревянный барак был старательно облит бензином и нефтью, вспыхнуло пламя. Режиссер повторял дубль за дублем. Партнёр актрисы сниматься отказался, а Инна бегала в барак.
Трижды повторяли дубль, а потом послышался треск, строение заскрипело и рухнуло. Когда она не вернулась, все поняли, что случилось непредвиденное. Как потом выяснилось, у неё застрял каблук, и именно в этот момент на актрису обрушилась горящая балка. На съёмочной площадке была пожарная команда, но никто не решался броситься в огонь. Лишь молодой шахтёр Сергей Иванов, который снимался в массовке, бросился спасать актрису, сам получил сильные ожоги. Но вынес ее слишком поздно.
Инна успела закрыть лицо, сохранить глаза, но всё тело очень сильно обгорело — 78% ожогов. Она лежала в Донецком лечебном центре, надеялась выздороветь и ещё сниматься в кино. Вышло специальное распоряжение тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой сделать всё возможное, чтобы спасти актрису. Множество людей сдавали кровь и даже кожу.
Но спасти актрису не удалось. Она умерла в Донецке 15 августа 1960 года.
На похороны, которые состоялись в Киеве на Байковом кладбище, пришли тысячи людей. У режиссера Виктора Ивченко, снимавшего ее в фильме «Иванна», когда он узнал о произошедшем, случился инфаркт.
Друзья Инну называли Ивушкой, и в их памяти она навсегда осталась Иванной — по одноименному фильму, который принес ей известность.
Через много лет после трагической смерти Инны Бурдученко директор картины «Иванна» Григорий Чужой рассказывал в одном из интервью: «Но для группы фильм «Иванна» оказался роковым. Микола Бажан, вернувшийся из Италии, принёс Виктору Илларионовичу газетную вырезку — послание Папы Римского по поводу нашего фильма. Как рассказал нам Бажан, фильм был показан в Польше, но тут же запрещён митрополитом Вышинским. Поддержку своей позиции он нашел в Ватикане — Папа Римский проклял фильм и всех его создателей в специальном послании. Мы тогда не очень верили в подобные вещи, поэтому решили никому вырезку не показывать: зачем сеять панику? Но вот погиб под троллейбусом сын художника-постановщика Юферова, при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора комбинированных съёмок Илюшина, от неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария Беляева — один за другим за короткий период ушли из жизни семь человек. У Виктора Илларионовича (Ивченко, режиссера фильма — stuki-druki.com) начались осложнения с сердцем».
Личная жизнь Инны Бурдученко:
Была замужем. Супруг — Игорь Кирилюк. Познакомились на одной из премьер, он был одним из ее поклонников. Вскоре поженились. Друзья пары утверждали, что у них была большая любовь. На момент трагической смерти актриса была беременна, ребенок погиб вместе с ней.
Ровно через три года — день в день — 15 августа 1963-го муж актрисы Игорь Кирилюк погиб в автокатастрофе. Похоронен рядом с ней.
Фильмография Инны Бурдученко:
1959 — Иванна — Иванна Ставничая
1962 — Цветок на камне — Христина, сектантка-пятидесятница