Игорь Ольгович (в крещении — Георгий; в иночестве — Гавриил; в схиме — Игнатий). Родился в 1096 году — убит 9 или 19 сентября 1147 года в Киеве. Князь Новгород-Северский (1139-1146). Великий князь Киевский (1146). В западной традиции — Игорь II. Святой Русской православной церкви. Память: 5 (18) июня (перенесение мощей) и 19 сентября (2 октября).
Игорь Ольгович (в крещении — Георгий) родился в 1096 году.
Отец — Олег Святославич (Гориславич), (1053-1115), четвёртый сын Святослава Ярославича от первого брака с Килликией. Князь Волынский (1073-1078), Тмутараканский (с 1083), Черниговский (1094, 1097), Новгород-Северский (1097-1115).
Мать — Феофания Музалон.
Братья: Всеволод Ольгович — великий князь Киевский; Глеб — князь Курский; Святослав — князь Новгород-Северский и Черниговский.
Согласно летописи, Игорь был муж храбрый и великий охотник к ловле птиц и зверей, был читатель книг и в книгах церковных учён. Роста среднего, сухощав, лицом смугл. Сверх обычая носил длинные волосы и небольшую узкую бороду.
Перед своей смертью его старший брат Всеволод Ольгович созвал киевлян в Вышгород и объявил младшего брата Игоря своим наследником. 1 августа 1146 года Всеволод умер. Неприязнь к Всеволоду, по всей видимости, послужила для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам.
Игорь, по завещанию покойного брата, вступил на великокняжеский престол, и киевляне на Угорском целовали ему крест, т.е. присягнули на верность. Новый князь обещал сменить тиунов — управителей дружины Всеволода, согласовывать с киевлянами назначение новых тиунов, а самих киевлян «имети в правде и любити». Но вскоре из-за нежелания Игоря сместить тиунов в городе началось недовольство.
Его княжение в Киеве продолжалось всего две недели.
Великий князь Киевский Игорь Ольгович
Личная жизнь Игоря Ольговича:
О его жене (женах) ничего не известно. Детей после себя не оставил.
Киевляне тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу Мстиславичу — внуку Владимира Мономаха и правнуку младшего Ярославича (Всеволода).
Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Летописец гласит: «И розъграбиша кияне с Изяславом дружины Игоревы и Всеволожи: и села, и скоты, взяша именья много в домех и в монастырех».
Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года. Он был привезён в Киев и посажен в «поруб» (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей). В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и согласно его воле постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре — постриг совершил Переяславский епископ Евфимий. Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.
Убийство Игоря Ольговича:
В 1147 году князь Изяслав с митрополитом и тысяцким созвал киевлян на вече к святой Софии. Киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей в связи с раскрывшимися планами захватить или убить Изяслава, решило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, особенно брат великого князя — Владимир Мстиславич — старались остановить бессмысленное кровопролитие. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери (впоследствии — «Игоревский» образ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу.
Владимиру Мстиславичу удалось отбить Игоря у разъярённой совершенно неуправляемой толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а его обнажённое тело, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на торговой площади. Даже мёртвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
По мнению одних историков, расправа над Игорем — отражение борьбы горожан против складывающейся вотчинной системы наследования столов: киевляне не хотели быть «аки задничи» (принадлежащими заднице — наследству) у Ольговичей.
По мнению других, убийство князя Игоря, помимо общей нелюбви широких слоёв населения Киева к Ольговичам, было связано также с тем, что даже в куколе схимника он представлял реальную опасность для нового великого князя Изяслава Мстиславича. Так, спустя полвека племянник Изяслава Мстиславича — Рюрик Ростиславич был пострижен в монахи своим зятем Романом Мстиславичем (внуком Изяслава), но при повороте судьбы расстригся и снова стал князем. Игорь же прошёл все коронационные формальности и даже заключил «ряд» (договор) с киевлянами, также была у князя и своя великокняжеская печать, на одной стороне которой был изображён святой Георгий, патрон Игоря, а на другой — святая София, покровительница Киева.
Киевляне предпочли одну ветвь княжеского рода — «володимерово племя», потомков Владимира Мономаха и Всеволода Ярославича — другой, черниговским Ольговичам. Поводом поддержать Изяслава против Игоря для киевлян послужило нарушение Игорем «поряда» с киевлянами, нежелание сместить старых тиунов.
После вокняжения Изяслава князь и киевляне подозревали Игоря в сговоре с другими Ольговичами с целью возвращения на княжеский стол. Киевляне для оправдания своих деяний обратились к предшествующему прецеденту — Киевскому восстанию 1068 года. Себя они считали поборниками законной княжеской власти, поскольку расправились с Игорем как с врагом Изяслава Мстиславича (в отличие от восставших в 1068 году «злых людей», которые, напротив, освободили и возвели на престол противника законного князя, отчего «много зла бысть граду»).
В 1150 году князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасо-Преображенском соборе.
Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237-1240 годов) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне. Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.
История в христианском государстве обретала провиденциальный смысл, а государственная власть — сакральную санкцию, поэтому летописцы относились к убийству Игоря Ольговича иначе в сравнении с его языческим тёзкой Игорем Рюриковичем. Деяния киевлян, несмотря на их «оправдательные» отсылки к прецеденту 1068 года, объявляются «беззаконными». Толпа расправилась с князем-монахом без видимой опоры на правовые нормы. Более того, толпа, по летописи, «рүгающесѧ цр҃ьскомо и сщ̑еномү тѣлоу» («надругалась над царским и священным телом»). Игорь уподоблялся «святым правоверным царям».
Именем святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.
Князь Игорь Ольгович был канонизирован в родном Чернигове и почитается православии в лике благоверного, а также страстотерпца.
Дни памяти Игоря Ольговича:
— 19 сентября (2 октября) — день мученической кончины святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147 г.);
— 5 (18) июня — перенесение мощей святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150 г.). Игоревской иконы Божией Матери (1147 г.);
— 22 сентября (5 октября) — в соборе Тульских святых (с 1987 года).
Князь Игорь почитается также и в католичестве — он занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский.
Игоревская икона Божией Матери:
Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Черниговский и Киевский Игорь Ольгович 19 сентября 1147 г.), была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.
Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской Галерее: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из Государственного Исторического Музея). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.
Тропарь, глас 4:
Наста днесь всечестная память страстотерпца благоверного князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшася благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.
Другой тропарь, глас 4:
Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, и спасение душ наших, чтущих честную память твою.
Кондак, глас 6:
Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на небесех радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.
Другой кондак, глас 8:
Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.
Величание:
Величаем тя, страстотерпче святый княже Игоре, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Церкви в честь святого Игоря Ольговича:
— Церковь Святого Игоря Черниговского (Ново-Переделкино);
— Церковь-часовня Благоверного Князя Игоря Черниговского (Пушкин);
— Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Владивосток);
— Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Киев);
— Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Одесса);
— Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Днепродзержинск);
— Храм во имя Святого князя Игоря Черниговского (Нижний Новгород).