Игорь Матвеевич Костолевский. Родился 10 сентября 1948 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист Российской Федерации (1995), лауреат Государственной премии России.
Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве в семье начальника «Экспортлеса» Министерства внешней торговли СССР Матвея Матвеевича Костолевского и Витты Семёновны Костолевской (1910-2011).
Двоюродный брат — композитор и дирижёр Матвей Робертович Костолевский (род. 1942), заслуженный артист Российской Федерации.
В детстве занимался боксом, но с годами понял, что драться — это не лучший способ отстаивать свою правоту.
Закончив школу, два года работал испытателем в НИИ кварцевой промышленности, затем в 1966 году поступил в Московский инженерно-строительный институт.
На третьем курсе Игорь ушёл из института и — после неудачной попытки сдать экзамены в Школу-студию МХАТ — поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова.
Ещё в студенческие годы Игорь с большим воодушевлением исполнял характерные роли.
Закончив институт в 1973 году и оказавшись в числе трёх лучших выпускников, Костолевский поступил в труппу академического театра имени Вл. Маяковского, с которым будет связана почти вся его сценическая карьера. Уже в первые годы делил гримёрку с Владимиром Самойловым, Борисом Тениным, выходил на сцену с Арменом Джигарханяном, Натальей Гундаревой.
Играл в спектаклях «Характеры» В. Шукшина, «Свои люди — сочтёмся» А. Островского, «Кин IV» Г. Горина. О работе в театре при А. А. Гончарове, который дал актёру амплуа «комедийный простак», Костолевский, занятый в начале карьеры в основном в массовках, потом вспоминал, что благодарен главному режиссёру за то, что тот поставил его в экстремальные условия, когда нужно было выживать. «Это была тяжёлая, но полезная школа», — признал Костолевский уже в зрелые годы.
В кино Костолевский начал сниматься в 1970 году, дебютировав в картине «Семья, как семья». Обладая благородной, запоминающейся внешностью, высокий и элегантный актёр с бархатным голосом, кудрявой головой и рыцарскими манерами с самого начала кинематографической карьеры и на многие десятилетия прочно вошёл в амплуа романтического героя, героя-любовника, мелодраматического персонажа.
Два года спустя Игорь сыграл друга Сони Гурвич в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Особенностью этой роли было почти полное отсутствие текста у персонажа Костолевского и обилие немых сцен с крупными планами, где огромное значение имела игра глаз. Киноведами отмечалось, что молодому актёру удалось продемонстрировать поразительную естественность кинематографического бытия, добиться максимальной человеческой достоверности созданного им образа.
Настоящую популярность в кино принесла Костолевскому его первая главная роль — декабриста Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля. Режиссёра фильма о декабристах привлекли одухотворённость внешнего облика Костолевского, выразительность созданного им образа, сочетавшего в себе робость и страсть одновременно, способность Игоря убедить зрителей в реальности своего кавалергарда, «прочный запас человечности».
В героико-романтической ленте, имевшей бурный успех, критиками отмечены характерные черты актёрской манеры Костолевского — интеллектуальное обаяние, эмоциональная открытость, мягкость в сочетании с грустной иронией, незаметно переходящей в лиризм. Эти качества проявились и в комедийной мелодраме «Безымянная звезда» Михаила Козакова (1979): обе картины сделали Костолевского, по оценке Первого канала, «кумиром миллионов», «покорителем женских сердец». После выхода на экран этих фильмов Игоря стали узнавать на улицах.
Новую волну популярности актёру принесла роль советского разведчика Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации «большой тройки» — Сталина, Рузвельта, Черчилля в остросюжетном политическом детективе «Тегеран-43» (1980). Режиссёр фильма Владимир Наумов особо выделял мужественное начало в актёре. Работая над ролью, Костолевский познакомился и консультировался с прототипом — легендарным советским разведчиком Геворком Вартаняном. Песня «Вечная любовь» на музыку Жоржа Гарваренца в исполнении Шарля Азнавура стала всемирным хитом и прочно ассоциируется с образом героя Костолевского. Спустя 30 лет оркестры московских ресторанов, увидев входящего в заведение Костолевского, принимаются исполнять эту ностальгическую мелодию.
Высокие оценки киноведов получили работы Костолевского в фильмах «Весенний призыв» (1975, режиссёр П. Любимов) и, особенно, «Ася» (1977) режиссёра И. Хейфица (c Еленой Кореневой), где роль актёра строилась на свойственном ему мягком обаянии и сдержанной непосредственности. Вместе с тем некоторые критики отмечали, что режиссёров каждой новой мелодрамы привлекает «милая типажность» Костолевского, что в годы молодости причислялось к профессиональным недостаткам артиста. Поняв это, артист решительно освобождался из плена стереотипов, выбирая для себя разноплановые роли, не основанные на внешней привлекательности персонажа.
В 1978 году Костолевский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за исполнение роли Евгения Столетова в шестисерийном телефильме «И это всё о нём». Романтизм сочувственно созданного актёром трагического образа только что ушедшего из жизни молодого героя вкупе с волнующей музыкой Евгения Крылатова способствовал необыкновенной популярности этого фильма. Вскоре Костолевский вступил в КПСС.
В 1984 году Игорю было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР. Событием 1985 года стала мелодрама «Законный брак» Альберта Мкртчяна, где Игорь в дуэте с Наталией Белохвостиковой с обжигающей правдой жизни сыграл тему похороненной войной любви в сопровождении музыкального шедевра Исаака Шварца. В этом фильме Костолевский впервые виртуозно станцевал в кадре чечётку. По опросу журнала «Советский экран» Костолевский был признан Лучшим актёром 1986 года.
Игорь Костолевский в фильме «Законный брак»
Наиболее значительными работами в Театре им. Маяковского стали пьеса «Родственники» Э.Брагинского и Э.Рязанова, где Костолевский обнаружил лирико-комедийный талант, «Дикарка» А. Островского, где актёр действовал в более широком диапазоне — от лирики до фарса, «Бег» М. Булгакова, чеховская «Чайка» (Треплёв), где дуэт с Татьяной Дорониной в роли Аркадиной строился, по оценке критиков, на притягательности несовместимого.
Важной для Костолевского стала роль парикмахера-лауреата по прозвищу Кинг в постановке Бориса Морозова по пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришёл!» (1983), где актёр впервые в своей карьере исполнил персонажа с притягательной манией неопределённости. По мнению театроведов, провидчески сыгранный Костолевским Кинг оказался предтечей образа нового русского, нувориша 1990-х, хотя и с опережающей смутное время уверенностью в том, что духовное содержание жизни является непременным условием счастья. В поставленном Петром Фоменко спектакле «Плоды просвещения» по Л.Толстому, в «Круге» по С.Моэму, в «Кине IV» по Г.Горину Костолевский, согласно оценке критики, обнаружил «яркое комедийное дарование», «замечательное владение секретами трагикомедии».
Во второй половине 1980-х Костолевский, испытывавший проблемы с ролями в родном театре, заключил контракт в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из лучших своих ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила. В спектакле, длившемся 6 часов, с большой силой раскрылся трагический, бунтарский дар актёра, явившего весь ужас войны, в которой судьба победителя ненамного лучше участи побеждённого; в рецензиях указывалось: «с измождённым лицом, в растерзанной солдатской рубахе он казался посланцем всех ушедших из жизни на поле брани».
После возвращения в Россию артист вновь сыграл в «Орестее», на сцене Театра Российской армии, по приглашению режиссёра Петера Штайна, но уже роль Аполлона. После этого у Костолевского на родине возобновился весьма насыщенный и плодотворный театральный период: он был занят в спектаклях «Кин IV», «Нора» Ибсена, «Женитьба» в Театре на Покровке, «Арто и его двойник» у режиссёра Валерия Фокина, а также во множестве других постановок.
Из работ на прочих сценических площадках выделяются главные роли в спектаклях «В ожидании Годо» (1992, Швейцария), «Виктор, или Дети у власти» (1994, Московский театр сатиры), «АРТ» (1998).
В 1995 году Костолевский был удостоен звания Народный артист Российской Федерации.
В 2000 году актёру присуждена Государственная премия РФ за исполнение роли Подколёсина в спектакле Театра на Покровке «Женитьба» Н. В. Гоголя. Особенность этого необычного действа в том, что актёр на сцене почти недвижим, меняются только его позы и положение тела, а всё внимание зрителя фокусируется на лице мятущегося Подколёсина, на наблюдении за разнообразием «неподвижностей», передающем всю гамму настроений, мыслей и чувств Ивана Кузьмича, меняющихся где-то на дне его души.
В 2004 году, в год столетия со дня смерти Антона Чехова, в рамках антологии рассказов русского классика на «Радио России» Костолевский прочитал одну из самых загадочных его повестей «Чёрный монах». В том же году Игорь снялся сразу в двух сериалах — «Шпионские игры» и «Усадьба». В 2004 году актёр награждён Орденом Почёта.
В 2000-е годы Костолевский — один из самых успешных и востребованных актёров Маяковки, он играет по 12-13 спектаклей в месяц. Режиссёр Сергей Арцибашев задействовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подколёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах».
В сезонах 2013-2014, 2014-2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», а также в пьесе «Кант» литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса. Снялся в сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Ф.Достоевскому.
За роль Стокмана в спектакле «Враг народа» (2014) удостоен приза XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на московской сцене» в номинации «Лучший актёр».
Игорь Костолевский. Расставаясь с иллюзиями
Рост Игоря Костолевского: 189 сантиметров.
Личная жизнь Игоря Костолевского:
С 1981 до конца 1990-х годов был женат на актрисе театра им. Маяковского Елене Романовой (р. 1957). От этого брака есть сын Алексей (р. 1983), окончил факультет международного права МГИМО.
Игорь Костолевский и Елена Романова
С 2001 года женат на французской актрисе Консуэло де Авиланд (р. 1955), происходящей из семьи французских аристократов.
Она является официальным представителем ОАО «РЖД» в Париже, внесла (при участии В. Якунина) большой личный вклад в возобновление прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Парижем, Ниццей.
10 декабря 2015 года награждена президентом России В. Путиным Орденом Дружбы РФ за большой личный вклад в развитие российско-французских отношений.
Игорь Костолевский и Консуэло де Авиланд
Фильмография Игоря Костолевского:
1970 — Семья как семья — студент МАИ
1970 — В Москве проездом — сержант
1972 — А зори здесь тихие… — Миша, знакомый Сони Гурвич
1975 — Звезда пленительного счастья — Иван Александрович Анненков, декабрист, кавалергард
1975 — Повторная свадьба — Вася
1976 — Степанова памятка — Василий Саввич Турчанинов
1977 — Ася — Гагин
1977 — Весенний призыв — Алик Полухин
1977 — И это всё о нём — Евгений Столетов
1978 — Безымянная звезда — Марин Мирою, учитель
1979 — Гараж — сын Милосердова
1979 — Человек меняет кожу — Кларк
1980 — Тегеран-43 — Андрей Бородин, разведчик
1981 — И с вами снова я… — Дантес
1981 — Ошибка Тони Вендиса — Тони Вендис
1981 — Отпуск за свой счёт — Юра
1981 — Сказка, рассказанная ночью — студент
1982 — Никто не заменит тебя — Алексей Голенищев
1983 — Компаньоны (к/м) — Рей
1984 — Прежде, чем расстаться — Юрий Александрович
1985 — Законный брак — Игорь Волошин
1986 — Ночные шёпоты — Александрас
1986 — По главной улице с оркестром — Игорь
1986 — Прости — Кирилл
1987 — Гобсек — Максим де Трай
1987 — Риск — текст за кадром
1988 — Шут — учитель
1989 — Вход в лабиринт («Сети рэкета» киновариант) — Муромцев
1990 — Вечный муж — Вельчанинов
1991 — Жажда страсти — инспектор
1992 — Лестница света — Миша
1993 — Завтрак с видом на Эльбрус — Павел
1993 — Кодекс бесчестия — Ребров
1993 — Танго на Дворцовой площади — Александр
1994 — Нимб
1995 — Квадрат — Андрей
1996 — Игра воображения — Павел Антошин
1998 — Самозванцы — Бельский
1998 — Зал ожидания — банкир Зимин
2001 — Русская красавица — Владимир Сергеевич
2003 — Другая женщина, другой мужчина… — Илья
2004 — Усадьба — Аркадий Бимов
2004-2008 — Шпионские игры — Сергей Матвеев, полковник ГРУ
2006 — Старые дела — Мазаев
2007 — Война и мир — царь Александр I
2008 — Время счастья — врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
2008 — Синие, как море, глаза — Коста
2010 — Химик — генерал Игорь Сергеевич, начальник Управления ФСБ
2010 — В лесах и на горах — купец Макар Тихонович Масленников
2010 — Башня — профессор Генрих Оскарович Бергер
2010 — Индус — Юрий Григорьевич Гальперин
2011 — Время счастья 2 — врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
2014 — Бесы — Степан Трофимович Верховенский
2016 — Преступление
2021 — Триггер 2 сезон — Александр Стрелецкий, отец Артёма
Телеспектакли Игоря Костолевского:
1980 — История кавалера де Грие и Манон Леско — кавалер де Грие
1985 — Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад») — князь Звездич
Дубляж Игоря Костолевского:
1972 — Надо убить эту любовь — Анджей (Анджей Малец)
1979 — Тэсс — Энджел Клэр (Питер Фёрт)
2015 — Маленький принц — Змея (Бенисио Дель Торо)
Театральные работы Игоря Костолевского:
Арнольд («Круг» С. Моэма)
Василий Леонидович («Плоды просвещения» Л. Толстого)
Голубков («Бег» М. Булгакова)
Иван Иванович («Как поссорились» по Н. Гоголю)
Иван Карамазов («Карамазовы» по Ф. Достоевскому)
Моцарт и Сальери («Директор театра» по произведениям А. С. Пушкина, В. А. Моцарта, А. Сальери. Театральное агентство «Арт-Партнёр ХХI»)
Плюшкин, губернатор («Мёртвые души» Н. Гоголя)
Подколёсин («Женитьба» Н. Гоголя)
Принц Уэльский («Кин IV» Г. Горина)
Торвальд Хельмер («Кукольный дом» («Нора») Г. Ибсена)
Треплёв («Чайка» А. Чехова)
Эрик Ларсен («Загадочные вариации» Э. Шмитта)
Князь Дулебов — «Таланты и поклонники» Александра Островского (реж. Миндаугас Карбаускис)
Иоганн Шульц — «Кант» Марюса Ивашкявичюса
Петер Стокман — «Враг народа» Г. Ибсена. Версия Саши Денисовой.