Григорий Козинцев

Григорий Козинцев

Григорий Михайлович Козинцев (урожденный Козинцов). Родился 9 (22) марта 1905 года в Киеве — умер 11 мая 1973 года в Ленинграде. Советский режиссер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской (1965) премий.

Григорий Козинцов родился 9 (22 по новому стилю) марта 1905 года в Киеве.

В начале 1930-х сменил фамилию Козинцов на Козинцев.

Отец — Моисей Исаакович Козинцов, русский медик (санитарный врач, терапевт и педиатр), ученый в области социальной гигиены. Автор учебника по гигиене (1909).

Мать — Анна Григорьевна Лурье, происходила из киевской раввинской семьи. Приходилась сестрой ленинградскому гинекологу Розе Григорьевне Лурье и дерматовенерологу Александру Григорьевичу Лурье, профессору и заведующему кафедрой кожно-венерических болезней Киевского института усовершенствования врачей, двоюродной сестрой писателю Илье Григорьевичу Эренбургу.

Старшая сестра — Любовь Михайловна (Моисеевна) Козинцова (в замужестве — Эренбург; 1899-1970), советский живописец и график.

Его детство прошло в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец служил окружным санитарным врачом и врачом Новозыбковской женской гимназии. Там он поступил в первый класс новозыбковского училища.

В 1913 году семья перебралась назад в Киев. Учился в Киево-Печерской гимназии. В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи А.А. Экстер. Вместе с другими учениками школы участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц.

С юности увлекался театром. Работал как хужожник, расписывал декорации к спектаклю К.А. Марджанова «Фуэнтe Овехуна» Лопе де Веги. Работал в театре Соловцова. С помощью К.А. Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем, Моше Ваксом и Алексеем Каплером создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочиненной им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимилиан».

В начале 1920 года уехал в Петроград, где жил у своей тети, доктора медицины Рашель Григорьевны Лурье до 1939 года, пока не переехал в построенный для ленфильмовцев дом № 4а на Малой Посадской улице. Поступил в класс Н.И. Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств, ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) и одновременно режиссером в Студию Театра Комической оперы, руководимого К.А. Марджановым.

Григорий Козинцев в молодости

Григорий Козинцев в молодости

Вместе со своим другом, молодым одесситом Леонидом Трубергом, Козинцев искал свои пути к новому искусству. В декабре 1921 года совместно с Л. З. Траубергом, Г. К. Крыжицким и С. И. Юткевичем написал манифест эксцентрического театра «Эксцентризм», который был провозглашен на организованном ими диспуте.

В 1922 году вместе с Л. З. Траубергом организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актера», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили еще 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в киномастерскую «ФЭКС».

В 1924 году начал работать на кинофабрике «Севзапкино». Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» вышел в 1924 году, он был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Ю. Н. Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссеры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» 1925 года снимались уже не эстрадные и цирковые актеры, пришедшие вместе с режиссерами из театра (среди них был С. А. Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Я. Б. Жеймо, А. А. Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чертово колесо» 1926 года по сценарию А.И. Пиотровского — был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов». Кроме режиссеров в него вошли кинооператор А. Н. Москвин и художник Е. Е. Еней, работавшие с Г. М. Козинцевым практически на всех его фильмах.

В 1926-м вышел следующий фильм «Шинель» — экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, он стал одним из шедевров советского немого кино. Сценарий Ю. Н. Тынянова, развивающий его лучшие стороны режиссерский замысел, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актеров привели к созданию фильма, стилистически точно отвечающего манере Н. В. Гоголя.

В 1927 году выпустил современную комедию «Братишка» по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В. Д.» по сценарию Ю. Н. Тынянова и Ю. Г. Оксмана, написанному на материале восстания декабристов. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно, «С. В. Д.» — В. Б. Шкловский назвал этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».

С августа 1927 года преподавал в Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в который влилась киномастерская «ФЭКС».

В 1931-м снял свой первый звуковой фильм «Одна» о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, — в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период.

Широкую известность ему принесла трилогия о Максиме с Борисом Чирковым в главной роли — «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», сделанная в жанре историко-революционной эпопеи.

постер фильм Юность Максима

Параллельно Козинцев работал в театрах, часто осуществлял постановки пьес Уильяма Шекспира.

Театральные постановки Григория Козинцева:

  • 1919 — «Балаганное представление четырёх клоунов» — театр «Арлекин» (Киев);
  • 1919 — «Царь Максимилиан» (Киев);
  • 1922 — «Женитьба» Н. В. Гоголя — «Фабрика эксцентрического актёра»;
  • 1923 — «Внешторг на Эйфелевой башне» — «Фабрика эксцентрического актёра» (совместно. с Л. Траубергом);
  • 1939 — «Опасный поворот» — в Театре Комедии (Ленинград);
  • 1941 — «Король Лир» У. Шекспира — в БДТ имени М. Горького (Ленинград);
  • 1944 — «Отелло» У. Шекспира — в Академическом театре драмы имени Пушкина (Ленинград);
  • 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — в Академическом театре драмы имени Пушкина (Ленинград).

С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 — профессор). Среди его выпускников — Э. А. Рязанов, С. И. Ростоцкий, В. Д. Дорман, В. В. Катанян.

После войны Козинцев в условиях малокартинья обратился к популярному тогда биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» и «Белинский».

Его фильм «Дон Кихот» 1957 года стал классическим образцом экранизации. Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа. «Дон Кихот» — первый цветной широкоэкранный стереозвуковой художественный фильм киностудии «Ленфильм».

В 1964 году снял фильм «Гамлет» по трагедии Шекспира «Гамлет, принц датский» в переводе Бориса Пастернака. В ленте снялись Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская.

Григорий Козинцев, Анастасия Вертинская и Иннокентий Смоктуновский

Григорий Козинцев Анастасия Вертинская Иннокентий Смоктуновский

В 1962 году выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» и «Король Лир».

В 1965-1971 годах руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме».

Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).

Григорий Козинцев много ездил по миру. Возглавлял делегацию советских кинематографистов на Неделе советского кино в Англии. Посетил Мексику, затем, по приглашению фирмы «Юнайтед Артистс» (Голливуд). Участвовал в работе XIII Каннского фестиваля в качестве члена жюри.

Григорий Михайлович Козинцев

Умер Григорий Козинцев 11 мая 1973 года на 69-м году жизни в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (архитектор В. В. Хазанов) создано в 1979 году.

В Санкт-Петербурге, на доме по адресу Малая Посадская улица, 4-а в 1975 году была установлена мемориальная доска (архитектор В. В. Исаева).

Личная жизнь Григория Козинцева:

Дважды был женат.

Первая жена — Софья Зиновьевна Магарилл (5 апреля 1900 — 15 октября 1943), советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). Были женаты с 1923 года. Умерла от брюшного тифа в эвакуации в Алма-Ате, заразившись им от киносценариста и драматурга Сергея Ермолинского, за которым ухаживала в больнице.

Софья Магарилл — первая жена Григория Козинцева

Софья Магарилл первая жена Григория Козинцева

Вторая жена — Валентина Георгиевна Козинцева (урожденная Древницкая), дочь воздухоплавателя и парашютиста Ю.М. Швамбаума-Древницкого и секретарши В.Б. Шкловского Ольги Ивановны Гребнер. Первым браком (1937-1945) была замужем за Б.В. Барнетом.

Поженились в 1945 году.

В браке в 1946 году родился сын Александр Григорьевич Козинцев, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела антропологии Музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого (Кунсткамера).

Валентина Козинцева — вторая жена Григория Козинцева

Валентина Георгиевна Козинцева

Фильмография Григория Козинцева:

1963 — В ответ на ваше письмо (документальный)
1967 — Юрий Толубеев (документальный)
1970 — Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
1972 — Эсфирь Шуб — крупным планом (документальный)

Режиссерские работы Григория Козинцева:

1924 — Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 — Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 — Шинель
1926 — Чертово колесо (короткометражный)
1926 — Братишка (короткометражный)
1927 — Союз великого дела
1929 — Новый Вавилон
1931 — Одна
1934 — Юность Максима
1937 — Возвращение Максима
1938 — Выборгская сторона
1941 — Великий лекарь (не был завершен)
1941 — Боевой киносборник №2. Случай на телеграфе
1942 — Юный Фриц (короткометражный)
1942 — Боевой киносборник «Наши девушки». Однажды ночью
1945 — Простые люди
1947 — Пирогов (Pirogov)
1951 — Белинский
1957 — Дон Кихот
1964 — Гамлет
1970 — Король Лир

Сценарии Григория Козинцева:

1924 — Похождения Октябрины (короткометражный)
1925 — Мишки против Юденича (короткометражный)
1926 — Братишка (короткометражный)
1929 — Новый Вавилон
1931 — Одна
1934 — Юность Максима
1937 — Возвращение Максима
1938 — Выборгская сторона
1941 — Боевой киносборник №1. Встреча с Максимом
1945 — Простые люди
1951 — Белинский
1964 — Гамлет
1970 — Король Лир

Награды и звания Григория Козинцева:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (06.03.1950);
— Народный артист СССР (27.04.1964);
— Сталинская премия первой степени (1941) — за кинотрилогию о Максиме (1934, 1937, 1938);
— Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Пирогов» (1947);
— Ленинская премия (1965) — за фильм «Гамлет» (1964);
— 2 ордена Ленина;
— Орден Октябрьской Революции;
— 2 ордена Трудового Красного Знамени, в т.ч. за фильм «Выборгская сторона» (1938);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
— Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Юность Максима»);
— ВКФ (1958, Вторая премия за режиссуру, фильм «Дон Кихот»);
— ВКФ (1958, Третья премия по разделу художественных фильмов, фильм «Дон Кихот»);
— МКФ в Ванкувере (1958, Почетная грамота, фильм «Дон Кихот»);
— ВКФ (1964, Специальная премия жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», фильм «Гамлет»);
— КФ шекспировских фильмов в Висбадене (1964, Приз за лучший фильм, фильм «Гамлет»);
— МКФ в Венеции (1964, Специальная премия, фильм «Гамлет»);
— МКФ в Сан-Себастьяне (1964, Приз, фильм «Дон Кихот»);
— МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Специальный приз жюри, фильм «Гамлет»);
— МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Премия национальной федерации испанских киноклубов, фильм «Гамлет»);
— Союз польских журналистов (1965, Почетный диплом клуба кинокритиков, фильм «Гамлет»);
— «Золотой лавровый венок» Фонда Д. О. Селзника (1966, «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», фильм «Гамлет»);
— МКФ в Лиме (1966, Премия нац. совета киноцензуры «Серебряная лама», фильм «Гамлет»);
— МКФ в Панаме (1966, Приз «Серебряное блюдо», фильм «Гамлет»);
— Премия «Фемина» (Бельгия) (1966, фильм «Гамлет»);
— МКФ в Тегеране (1972, Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура», фильм «Король Лир»);
— МКФ в Чикаго (1972, Приз «Серебряный Хьюго», фильм «Король Лир»);
— МКФ в Милане (1973, Золотая медаль, фильм «Король Лир»)

Оцените статью
Добавить комментарий