Георгий Свиридов

Георгий Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов. Родился 3 (16) декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии — умер 6 января 1998 года в Москве. Советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).

Георгий Свиридов родился 3 (16 по новому стилю) декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии.

Отец — Василий Свиридов, был почтовым служащим, в Гражданскую войну воевал на стороне красных. Погиб, когда Георгию было 4 года.

Мать работала учителем.

Предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.

В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка.

С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.

С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича.

В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Пока учился в Ленинградской консерватории, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).

Стиль Георгия Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.

С началом войны был мобилизован спустя несколько дней после окончания консерватории. Его отправили в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

Георгий Свиридов в молодости

Георгий Свиридов в молодости

В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве.

Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.

В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»».

Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин и другие.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Автор статей по актуальным вопросам музыкального творчества.

С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах — секретарь, в 1968-1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Один из основателей Петровской академии наук и искусств.

Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.

За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.

композитор Георгий Свиридов

В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.

«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!», — говорил Георгий Васильевич Свиридов незадолго до смерти.

В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.

23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.

C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.

C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).

В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.

На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски.

Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер.

Георгий Свиридов — лучшее

Личная жизнь Георгия Свиридова:

Первая жена — Валентина Токарева пианистка. Женился на ней, будучи студентом.

В 1940 у них родился сын Сергей. Старший сын покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт.

Вторая жена — Аглая Корниенко. Были вместе с 1944 года.

В 1948 году у них родился сын Георгий Свиридов-младший. Расстались почти сразу после рождения сына. Младший сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал — третья супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло — через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года его не стало.

Третья жена — Эльза Густавовна Клазер (1925-1998). Жена Эльза умерла через 4 месяца после смерти Свиридова.

Георгий Свиридов с женой и сыном

Георгий Свиридов с женой и сыном

Фильмография Георгия Свиридова:

1960 — Вдохновенное искусство (документальный)
1973 — Композитор Свиридов (документальный)
1996 — Время Свиридова (документальный)

Работы Георгия Свиридова в кино как композитора:

1939 — Поднятая целина
1940 — Веселей нас нет
1940 — Обыкновенное дело (короткометражный)
1951 — Пржевальский
1952 — Римский-Корсаков
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1956 — Полюшко-поле
1957 — Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1960 — Воскресение
1964 — Русский лес
1964 — Метель
1965 — Время, вперёд!
1968 — Огоньки (фильм-спектакль)
1970 — Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1975 — Доверие
1981 — Это было за Нарвской заставой
1981 — Царь Фёдор Иоаннович (фильм-спектакль Малого театра)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983 — Года моей весны (документальный)
1983 — Метелица (фильм-спектакль)
1994 — Царь Борис (фильм-спектакль)
1998 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 — Поэт Николай Рубцов (документальный) (используемая музыка)
2009 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)

Сочинения Георгия Свиридова:

Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)

6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935);
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938);
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939);
3 романса на стихи А. А. Блока (1941);
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942);
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943);
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950);
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951);
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена);
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955);
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956);
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957);
5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958);
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958);
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959);
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960);
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969);
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965);
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965);
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972);
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973);
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976);
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977);
Гимны Родины для хора (1978);
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979);
«Пушкинский венок» для хора (1979);
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979);
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980);
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980);
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981);
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995);
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994);
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы);
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же).

Инструментальные произведения

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935);
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937);
Камерная симфония для струнного оркестра (1940);
Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски);
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён);
Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944);
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944-1945);
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955);
Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946);
Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957);
Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957);
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964);
«Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964);
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час;
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973);
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978);
Симфония ми минор (1936-1937; первое исполнение — 23.09.2016)

Библиография Георгия Свиридова:

2002 — Музыка как судьба

Награды и звания Георгия Свиридова:

— Герой Социалистического Труда (1975) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
— Народный артист РСФСР (1963);
— Народный артист СССР (1970);
— Ленинская премия (1960) — за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского;
— Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели;
— Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) — за «Курские песни» для хора и оркестра;
— Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры — за концерт для хора «Пушкинский венок»;
— Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора;
— Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство;
— Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985);
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 850-летия Москвы»;
— Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954);
— Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства;
— Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
— Почётный гражданин Курска (1982);
— Почётный гражданин Москвы (1997) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы;
— Почётный доктор СПбГУП (с 1996)

Оцените статью
Добавить комментарий