Георгий Александрович Товстоногов. Родился 15 (28) сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) — умер 23 мая 1989 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1957). Доктор искусствоведения (1968). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат двух Сталинских премий (1950, 1952), Ленинской премии (1958), двух Государственных премий СССР (1968, 1978).
Георгий Товстоногов родился 15 (28 по новому стилю) сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
По некоторым данным, настоящим местом его рождения является Петербург (хотя в паспортных данных был указан Тифлис).
По отцу — русский, по матери имел грузинские корни.
Отец — Александр Андреевич Толстоногов (изменил свою фамилию по настоянию жены), потомственный дворянин, инженер-железнодорожник, был высокопоставленным работником Министерства путей сообщения Российской империи.
Мать — Тамара Папиташвили, певица, обучалась в Санкт-Петербургской консерватории.
Младшая сестра — Натела Товстоногова, была замужем за актёром Е.А. Лебедевым.
В Петербурге семья жила на Фурштатской улице. По словам Нателы Товстоноговой, с 1919 года семья жила в Тифлисе.
С ранних лет Георгий Товстоногов много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя.
В 15-летнем возрасте он окончил школу и поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец заведовал кафедрой. Однако очень быстро понял, что его настоящее призвание — это театр.
С 1931 года начал свою сценическую деятельность — как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Н.Я. Маршак. В этом театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А.П. Чехова.
В 1933 году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. При этом в документах он прибавил себе два года и на протяжении всей дальнейшей его жизни официально годом рождения Товстоногова считался 1913-й — от этого года позже отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды — официально и неофициально.
Обучаясь в Москве, он смотрел до ста постановок в год — это была отличная школа. Его кумирами являлись Константин Сергеевич Станиславский и Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
В ГИТИСе учителями Товстоногова были известные театральные режиссёры и педагоги Андрей Лобанов и Алексей Попов, при этом Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль.
В 1937 году отец Георгия Товстоногова был репрессирован как японский шпион. Самого Георгия — как «сына врага народа» — отчислили с четвёртого курса. Но через несколько месяцев он был восстановлен — якобы после того, как Сталин произнёс фразу «Сын за отца не отвечает».
В 1938 году окончил ГИТИС.
В 1938-1946 годах работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра, предоставил ему руководство актёрским курсом, где Георгий Товстоногов проявил себя незаурядным педагогом.
Георгий Товстоногов в молодости
В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву и стал художественным руководителем Гастрольного реалистического театра, где проработал до 1948 года. Параллельно в 1946-1949 годах был режиссёром Центрального детского театра. Также в это время ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщенным формам.
Он выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Но наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС, — этот спектакль, позже удостоенный Ленинской премии, сыграл важную роль в новом назначении режиссёра.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни. С 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра, управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 1950-х театр не имел «своего» зрителя. Из-за крайне низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием. Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут.
Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе как о талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда для спасения «первого пролетарского театра», Товстоногов всё же 13 февраля 1956 года принял пост главного режиссёра БДТ имени Максима Горького.
Для возвращения БДТ былой славы требовались быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г М. Коркин. Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».
Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения руководящих инстанций, уволил примерно треть труппы — более 30 актёров.
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его первой сценой страны. В истории театра эту эпоху называли «золотой».
В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Л.И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации И.В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов «совершённых им преступлений».
С 1960-х годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей». Воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
Георгий Товстоногов работал также на телевидении; кроме 5 телеспектаклей, поставленных в 1963-1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году телефильм — «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радиоспектакль — «Верность» О. Берггольц (1961).
Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов.
Член-корреспондент Академии искусств ГДР.
Смерть Георгия Товстоногова
23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места — Товстоногов умер от сердечного приступа.
Георгий Александрович Товстоногов похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.
В 1992 году Большому драматическому театру, которым Георгий Товстоногов руководил последние 33 года своей жизни, было присвоено его имя. В сентябре 2015 года, в честь столетия режиссёра, в фойе театра был установлен его памятный бюст.
Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр. В 2011 году в сквере открыт памятник Г. А. Товстоногову (скульптор И. Б. Корнеев). На доме, где он жил (Петровская наб., д. № 4) открыта мемориальная доска.
В Тбилиси есть улица его имени, на доме № 9, где он жил, установлена мемориальная доска.
Именем режиссёра назван астероид — 4480 Товстоногов, открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.
Георгий Товстоногов
Личная жизнь Георгия Товстоногова:
Первая жена — Саломе Александровна Канчели (14 мая 1921 — 11 декабря 1985), актриса Тбилисского театра им. Руставели, Народная артистка Грузинской ССР. Она была его ученицей. Поженились в 1943 году.
В браке родилось двое сыновей — Александр и Николай.
С Саломе Канчели Георгий Товстоногов развелся в 1945 году из-за ее измены. Сыновья остались с ним.
Сын Александр Георгиевич Товстоногов (1944-2002) — театральный режиссёр. Его сын — Георгий Александрович Товстоногов-младший (1975-2012), также театральный режиссёр. Также имел сыновей Василия Александровича Товстоногова и Арсения Александровича Товстоногова.
Сын Николай Георгиевич Товстоногов (1945 г.р.) живёт в Израиле.
Саломе Канчели — первая жена Георгия Товстоногова
В 1949 году состоял в отношениях с Марией Васильевной Милковой (24 ноября 1924 — 27 мая 1983), советской актрисой театра и кино, певицей. В тот момент Георгий Товстоногов был приглашён в Ленинград на должность главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола.
От связи с Милковой в 1950 году родился сын Вадим Милков-Товстоногов, советский и российский оперный режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть Тарелкина». У него родилась дочь Мария Вадимовна Милкова. Мария Милкова имеет сына Георгия Николаевича Генша, он проживает в Германии.
Мария Милкова — любовница Георгия Товстоногова
Вторая жена — Инна Михайловна Кондратьева (23 сентября 1924 — 18 июля 1985), советская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР. В 1958 году она была приглашена в Большой драматический театр им. Горького и вскоре стала женой его художественного руководителя — Георгия Товстоногова.
В 1962 году брак распался.
Инна Кондратьева — вторая жена Георгия Товстоногова
Фильмография Георгия Товстоногова:
1965 — Сегодня — премьера (документальный)
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль)
1967 — Юрий Толубеев (документальный)
1967 — Весна театра (документальный)
1969 — Правду! Ничего, кроме правды! (фильм-спектакль) — вступительная речь
1969 — Рядом с другом (документальный)
1972 — Прежде всего — театр (документальный) — вступительное слово
1975 — Аркадий Райкин (документальный)
1976 — Евгений Алексеевич Лебедев (документальный)
1981 — Слово о театре (документальный)
1983 — На режиссерских уроках Г.А. Товстоногова (документальный)
1983 — Г. Товстоногов. Сцена и зал… (документальный)
1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — юбиляр
1987 — Единожды солгав… — посетитель выставки (нет в титрах)
1988 — Жить, думать, чувствовать, любить… (документальный)
Режиссерские работы Георгия Товстоногова:
1957 — Дорогой бессмертия (фильм-спектакль)
1960 — Эзоп (фильм-спектакль)
1961 — Гром на улице Платанов (фильм-спектакль)
1963 — Мститель (фильм-спектакль)
1969 — Правду! Ничего, кроме правды! (фильм-спектакль)
1971 — Мещане (фильм-спектакль)
1972 — Ревизор. Сцены из спектакля (фильм-спектакль)
1973 — Балалайкин и К° (фильм-спектакль)
1973 — А. П. Чехов «Сценки» (фильм-спектакль)
1978 — Ханума (фильм-спектакль)
1979 — Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки (фильм-спектакль)
1985 — Рядовые (фильм-спектакль)
1986 — Пиквикский клуб (фильм-спектакль)
1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль)
1989 — Смерть Тарелкина (фильм-спектакль)
1989 — Последний пылкий влюблённый (фильм-спектакль)
1989 — История лошади (фильм-спектакль)
1989 — Энергичные люди (фильм-спектакль)
Сценарии Георгия Товстоногова:
1957 — Дорогой бессмертия (фильм-спектакль)
1960 — Эзоп (фильм-спектакль)
1969 — Правду! Ничего, кроме правды! (фильм-спектакль)
1971 — Мещане (фильм-спектакль)
1978 — Ханума (фильм-спектакль)
1979 — Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки (фильм-спектакль)
1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль)
1989 — Последний пылкий влюблённый (фильм-спектакль)
Театральные постановки Георгия Товстоногова:
Тбилисский русский театр юного зрителя:
1933 — «Предложение» А. П. Чехова. Художник Г. Волчинский;
1934 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Художник Г. Волчинский;
1935 — «Музыкантская команда» Д. Дэля. Художник Г. Волчинский;
1936 — «Голубое и розовое» А. Я. Бруштейн. Художник Г. Гоциридзе;
1936 — «Великий еретик» И. Персонова и Г. Добржинского. Художник Г. Гоциридзе;
1937 — «Троянский конь» Ф. Вольфа. Художник Г. Гоциридзе;
1939 — «Белеет парус одинокий» по В. П. Катаеву. Художник И. Штенберг;
1940 — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова. Художник Б. В. Локтин;
1940 — «Сказка» М. А. Светлова. Художник Б. В. Локтин
Тбилисский театральный институт им. Ш. Руставели:
1940 — «Лжец» К. Гольдони. Художник Б. В. Локтин;
1940 — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Художник Б. В. Локтин. Театральный институт, Тбилиси;
1942 — «Бабьи сплетни» К. Гольдони. Художник Б. В. Локтин;
1943 — «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли. Художник Мелеги;
1943 — «Мещане» М. Горького. Художник Б. В. Локтин;
1944 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Художник Б. В. Локтин;
1946 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. Художник Б. В. Локтин
Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова:
1938 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова. Художник Б. В. Локтин;
1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина. Художник Б. Локтин;
1940 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. Художник Б. В. Локтин;
1941 — «Парень из нашего города» К. М. Симонова. Художник И. Штенберг;
1941 — «Полководец Суворов» И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского. Художник Б. В. Локтин;
1942 — «Школа злословия» Р. Шеридана. Художник И. В. Штенберг;
1942 — «Голубое и розовое» А. Я. Бруштейн. Художник Б. В. Локтин;
1942 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита. Художник Б. В. Локтин;
1943 — «Ленушка» Л. М. Леонова. Художник В. Иванов;
1943 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского. Художник В. Иванов;
1943 — «Собака на сене» Лопе де Вега. Художник И. Я. Штенберг;
1945 — «Офицер флота» А. А. Крона. Художник Б. В. Локтин;
1945 — «Лисички» Л. Хеллман. Художник И. Я. Штенберг;
1945 — «Давным-давно» А. К. Гладкова. Художник И. Я. Штенберг
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола:
1949 — «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой. Художник В. Иванов;
1949 — «Из искры…» Ш. Н. Дадиани. Художники И. Вускович, В. Иванов. Театр им. Ленинского комсомола, Ленинград. (Сталинская премия за 1950 г.);
1950 — «Семья» И. Ф. Попова. Спектакль поставлен совместно с В. Ефимовым. Художник В. Иванов;
1950 — «Испанский священник» Дж. Флетчера. Спектакль поставлен совместно с А. О. Гинзбургом. Художник С. Юнович;
1950 — «Студенты» В. А. Лифшица. Художник С. С. Мандель;
1951 — «Закон Ликурга» по Т. Драйзеру. Инсценировка Н. Базилевского. Спектакль поставлен совместно с А. Г. Рахленко. Художник В. Иванов;
1951 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина и Товстоногова по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее». Спектакль поставлен совместно с А. Г. Рахленко. Художник В. Иванов. (Сталинская премия за 1952 год);
1951 — «Гроза» А. Н. Островского. Художник Г. Мосеев;
1952 — «Шёлковое сюзане» А. Каххара. Спектакль поставлен совместно с В. Ефимовым. Художники Я. Садовская и А. Тибилова;
1952 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, Художник В. Иванов;
1952 — «Обычное дело» А. Тарна. Художник С. С. Мандель;
1952 — «Донбасс» Б. Л. Горбатова. Художник С. С. Мандель;
1953 — «Степная быль» Е. Помещикова и Н. Рожкова. Художник В. Иванов;
1953 — «Новые люди» по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Инсценировка С. Заречной. Спектакль поставлен совместно с В. Ефимовым. Художник М. Лихницкая;
1953 — «Кто смеется последним» К. Крапивы. (Руководитель постановки). Режиссёр А. А. Белинский. Художник С. С. Мандель;
1954 — «На улице Счастливой» Ю. Я. Принцева. Художник В.Иванов;
1954 — «Поезд можно остановить» Ю. Маккола. Художник В. Иванов;
1955 — «Мать своих детей» А. Н. Афиногенова. Художник М. Лихницкая;
1955 — «Первая весна» Г. Е. Николаевой и Ст. А. Радзинского. Художник С. С. Мандель;
1956 — «Униженные и оскорблённые» по Ф. М. Достоевскому. Художник В. В. Дмитриев;
1956 — «Три соловья, дом 17» Д. Добричанина. (Руководитель постановки). Режиссёр А. Рахленко. Художник С. С. Мандель;
1969 — «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и А. Лорентса. Художник С. Мандель
Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М. Горького:
1956 — «Шестой этаж» А. Жери. Режиссёр М. Сулимов. Художник В. Степанов;
1956 — «Безымянная звезда» М. Себастиана. Режиссёр Р. Сирота. Художник С. С. Мандель;
1956 — «Когда цветёт акация» Н. Г. Винникова. Режиссёр И. Владимиров. Художник С. С. Мандель;
1957 — «Эзоп» Г. Фигейредо. Режиссёр Р. Сирота. Художник Товстоногов. Композиторы Н. С. Симонян, Ю. Г. Прокофьев;
1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и Товстоногова. Режиссёр Р. А. Сирота. Художник М. Лихницкая;
1958 — «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи. Художник В. Степанов;
1958 — «Трасса» И. М. Дворецкого. Художник С. С. Мандель;
1959 — «Варвары» М. Горького. Режиссёры Р. А. Сирота, Р. С. Агамирзян. Художник В. Степанов;
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина. Режиссёр Р. А. Сирота. Художник В. Степанов;
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Р. С. Агамирзян. Художник В. Иванов;
1960 — «Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера. Режиссёр М. Рехельс. Художник В. Степанов;
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова. Режиссёр Р. С. Сирота. Художник С. С. Мандель;
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова. (Руководитель постановки). Режиссёр Р. С. Агамирзян. Художник В. Степанов;
1961 — «Океан» А. П. Штейна. Режиссёр М. Рехельс. Художник С. С. Мандель;
1961 — «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита. Художник В. Степанов;
1961 — «Моя старшая сестра» А. М. Володина. Режиссёр Р. C. Сирота. Художник В. Степанов;
1962 — «Перед ужином» В. Розова. (Руководитель постановки). Режиссёр В. Голиков. Художник И. Масленников;
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр Р. Агамирзян. Художник Товстоногов, костюмы М. Лихницкой;
1962 — «Божественная комедия» И. В. Штока. Художники М. Смирнов, М. Щеглов;
1963 — «Палата» С. Алёшина. Постановка Г. Товстоногова и Е. А. Лебедева. Художник В. Степанов;
1964 — «Еще раз про любовь» Э. Радзинского. Художник А. Янокопулос;
1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Инсценировка П. Демина. Режиссёры А. Херман, В. Голиков. Художник С. С. Мандель;
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Художник С. Юнович;
1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Художник С. С. Мандель;
1966 — «Сколько лет, сколько зим!» В. Ф. Пановой. Художник С. С. Мандель;
1966 — «Мещане» М. Горького. Режиссёр Р. С. Сирота. Художник Товстоногов. (Государственная премия СССР за 1968 год);
1966 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. (2-я редакция). Композиция Д. М. Шварц и Товстоногова. Режиссёр Р. С. Сирота. Художник М. Лихницкая;
1967 — «Традиционный сбор» В. С. Розова. Режиссёр Р. С. Сирота. Художник С. С. Мандель;
1967 — «Лиса и виноград» Г. Фигейредо (2-я редакция). Режиссёр Р. А. Сирота. Художник Товстоногов;
1967 — «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Н. Аля. Режиссёр Ю. Аксенов. Художник А. Янокопулос;
1967 — «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила. Режиссёр Е. А. Лебедев. Художник С. Юнович;
1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Литературная композиция В. Э. Рецептера. Художник Товстоногов, костюмы Э. С. Кочергина;
1970 — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова. Режиссёр Р. С. Сирота. Художник Б. Локтин;
1970 — «Защитник Ульянов» М. Ф. Ерёмина и Л. А. Виноградова. (Руководитель постановки). Режиссёр Ю. Аксенов. Художник З. Зинченко;
1970 — «Третья стража» Г. А. Капралова и С. И. Туманова. Режиссёр Р. А. Сирота. Художник И. Сумбаташвили;
1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Режиссёр А. Товстоногов. Художник В. Левенталь;
1971 — «Выпьем за Колумба!» Л. Жуховицкого. Спектакль поставлен совместно с Ю. Е. Аксеновым. Художник С. С. Мандель;
1971 — «Валентин и Валентина» М. Рощина. (Руководитель постановки). Режиссёр А. Товстоногов. Художник Э. С. Кочергин;
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя Режиссёр Ю. Е. Аксёнов. Художник Товстоногов, костюмы и суперзанавес по эскизам М. Добужинского;
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели. Русский текст и стихи Б. Рацера и В. Константинова. Художник И. Г. Сумбаташвили;
1973 — «Общественное мнение» А. Баранги. Режиссёр Ю. Николаев. Художник С. С. Мандель;
1974 — «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова. Художник Э. С. Кочергин;
1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Режиссёр Б. Сапегин. Художник Э. С. Кочергин;
1974 — «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову, инсценировка Г. А. Товстоногова и Д. М. Шварц. Режиссёр Д. Либуркин. Художник М. Ивницкий;
1975 — «Протокол одного заседания» А. И. Гельмана. Спектакль поставлен совместно с Ю. Е. Аксёновым. Оформление — Г. А. Товстоногова;
1975 — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер», инсценировка М. Г. Розовского, стихи Ю. Ряшенцева. Режиссёр М. Г. Розовский. Художник Э. С. Кочергин;
1976 — «Дачники» М. Горького. Режиссёр Д. Либуркин. Художник Э. С. Кочергин;
1977 — «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» П. Зиндела. Режиссёр Д. Либуркин. Художник Э. С. Кочергин;
1977 — «Тихий Дон» по М. А. Шолохову. Сценическая композиция Товстоногова и Д. М. Шварц. Режиссёр Ю. Е. Аксенов. Художник Э. С. Кочергин (Государственная премия СССР за 1978 год);
1978 — «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде. Режиссёр Б.Н. Сапегин. Художник Э.С. Кочергин;
1978 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, инсценировка Н. А. Венкстерн. Режиссёр Е. Арье. Художник Э. С. Кочергин;
1978 — «Жестокие игры» А. Н. Арбузова (руководитель постановки). Режиссёр Ю. Е. Аксенов. Художник А. Орлов;
1978 — «Телевизионные помехи» К. Сакони. (Руководитель постановки). Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов, костюмы А. Хурош;
1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана. Спектакль поставлен совместно с Ю. Е. Аксеновым. Художник Э. С. Кочергин;
1980 — «Перечитывая заново». Сценическая композиция Г. А. Товстоногова и Д. М. Шварц по произведениям А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, М. Ф. Шатрова, В. Т. Логинова. Спектакль поставлен совместно с Ю. Е. Аксеновым. Художник Э. С. Кочергин;
1980 — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Художник Э. С. Кочергин, костюмы И. Габай;
1980 — «Игра в карты» Д. Л. Кобурна. Режиссёр Б. Сапегин. Художник Д. Л. Боровский;
1981 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр Ю. Е. Аксенов. Художник Э. С. Кочергин;
1982 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Э. С. Кочергин, костюмы И. Габай;
1982 — «Амадеус» П. Шеффера. Постановка Товстоногова и Ю. Е. Аксенова. Художник Э. С. Кочергин;
1982 — «Мачеха Саманишвили» по Д. С. Клдиашвили, пьеса Б. Рацера и В. Константинова. Режиссёр В. Шабалина. Художник И. Сумбаташвили;
1983 — «Смерть Тарелкина». Опера-фарс А. Н. Колкера по мотивам комедии А. В. Сухово-Кобылина. Художники Э. С. Кочергин и О. Земцова, костюмы И. Габай;
1984 — «Киноповесть с одним антрактом» А. М. Володина. Режиссёр В. Шабалина. Художник Э. С. Кочергин, костюмы И. Габай;
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссёр Б. Сапегин. Художник Э. С. Кочергин, костюмы И. Габай;
1985 — «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева. Оформление Г. Товстоногова;
1985 — «Рядовые» А. А. Дударева. Режиссёр Г. Руденко. Художник Э. С. Кочергин;
1985 — «Этот пылкий влюблённый» Н. Саймона. Режиссёр Л. Шувалова. Художник О. Земцова;
1986 — «Барменша из дискотеки» Ю. А. Андреева. Сценическая композиция В. и Ф. Фильштинских. (Руководитель постановки). Постановка В. Фильштинского. Художник А. Фрейберг;
1986 — «Иван» А. Кудрявцева. Режиссёр В. Шабалина. Художник Э. С. Кочергин;
1986 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского. Режиссёр В. Малыщицкий. Художник О. Земцова;
1987 — «На дне» М. Горького. Режиссёр В. Шабалина. Художник Э. С. Кочергин
Постановки в других театрах СССР:
1947 — «Победители» Б. Ф. Чирскова. Художник Э. Чарномский — Казахский академический театр драмы, Алма-Ата;
1947 — «Победители» Б. Ф. Чирскова. Художник Э. Чарномский — Русский драматический театр, Алма-Ата;
1947 — «Галантное свидание» Е. Гальперина — Студия Театра оперетты, Москва;
1947 — «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому. Художник К. Кулешов — Гастрольный реалистический театр, Москва;
1948 — «О друзьях-товарищах» В. Масса и М. Червинского. Спектакль поставлен совместно с М. Турчинович. Художник С. Мандель — Гастрольный реалистический театр, Москва;
1949 — «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой. Художник В. Е. Татлин — Центральный детский театр, Москва;
1949 — «Тайна вечной ночи» И. В. Луковского. Спектакль поставлен совместно с А. А. Некрасовой. Художник В. Иванов — Центральный детский театр, Москва;
1951 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова. Художник В. Иванов — Дворец культуры им. С. М. Кирова, Ленинград;
1951 — «Русалка» А. С. Даргомыжского. Дирижёр И. Шерман. Художник М. А. Григорьев — Оперная студия Дворца культуры им. С. М. Кирова, Ленинград;
1951 — «Каждый день» В. С. Полякова. Художник С. С. Мандель — Театр эстрады, Ленинград;
1954 — «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину. Художник С. С. Мандель — Театр Комедии, Ленинград;
1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского. Художник А. Ф. Босулаев — Театр драмы им. А. Пушкина, Ленинград (Ленинская премия за 1958 год);
1955 — «Воскресенье в понедельник» В. Дыховичного и М. Слободского. Художник С. С. Мандель — Театр Комедии, Ленинград;
1956 — «Второе дыхание» А. А. Крона. Руководитель постановки. Режиссёр Р. С. Агамирзян. Художник Д. Попов — Театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград;
1960 — «Семён Котко» С. С. Прокофьева. Художник С. Мандель — Театр оперы и балета им. С. М. Кирова;
1968 — «Мещане» М. Горького — Тбилисский театр им. Ш. Руставели;
1969 — «Люди и мыши» Дж. Стейнбека. Спектакль поставлен совместно с Р. С. Агамирзяном. Художник Э. С. Кочергин — Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, Ленинград;
1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Н. Аля — Калининский драматический театр;
1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Н. Аля — Театр им. Л. Украинки (Киев);
1970 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука — Севастопольский Русский драматический театр им. А. В. Луначарского;
1973 — «Балалайкин и Ко» Пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Художник И. Г. Сумбаташвили — «Современник»
Постановки в зарубежных театрах:
1957 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского — Пражский национальный театр;
1957 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского — Будпештский театр им. Ш. Петефи;
1965 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Театр «Вспулчесны» (Варшава);
1968 — «Мещане» М. Горького. Оформление Товстоногова — Театр им. И. Вазова (София, Болгария);
1971 — «Три сестры» А. П. Чехова — Национальный театр (Хельсинки, Финляндия);
1973 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Будапештский национальный театр;
1977 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Сценография Товстоногова — «Штадт-театр» (Дрезден);
1978 — «Записки подлеца, им самим написанные» («На всякого мудреца довольно простоты») А. Н. Островского. Художник Э. С. Кочергин — Национальный театр (Хельсинки, Финляндия);
1979 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Товстоногова — Театр «Телия» (Гамбург);
1979 — «Дон Карлос» Дж. Верди. Художник Э. Кочергин — Международный оперный фестиваль (Савонлинна, Финляндия);
1981 — «Три сестры» А. П. Чехова — Югославский драматический театр;
1984 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — «Шиллер-театр» (Западный Берлин, ФРГ);
1987 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — «Маккартер-театр» (Принстон, США)
Учебные спектакли в Институте театра, музыки и кинематографии:
1965 — «Зримая песня», спектакль-концерт (руководитель постановки);
1966 — «Люди и мыши» Дж. Стейнбека. Поставлен совместно с Р. С. Агамирзяном. Художник Э. С. Кочерги;
1967 — «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и А. Лорентса;
1970 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Спектакль режиссёрского курса Г. Товстоногова
Библиография Георгия Товстоногова:
1962 — Современность в современном театре. Беседы о режиссуре
1965 — О профессии режиссёра
1972 — Круг мыслей: Статьи. Режиссёрские комментарии. Записи репетиций
1980 — Зеркало сцены
1988 — Беседы с коллегами (попытка осмысления режиссёрского опыта)
2015 — Беседы о профессии. стенограммы лекций на I-III курсе режиссеров драматического театра, 1982-1985 годы (сост. Л.В. Грачева)
Награды и звания Георгия Товстоногова:
— Народный артист РСФСР (29 марта 1956);
— Народный артист СССР (1957);
— Герой Социалистического Труда (1983);
— Три ордена Ленина (1967, 1973, 1983);
— Орден Трудового Красного Знамени (1957);
— Сталинская премия первой степени (1950) — за постановку спектакля «Из искры…» Ш. Н. Дадиани;
— Сталинская премия третьей степени (1952) — за постановку спектакля «Дорогой бессмертия» Г. А. Товстоногова и В. Г. Брагина;
— Ленинская премия(1958) — за постановку спектакля «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского;
— Государственная премия СССР (1968) — за постановку спектакля «Мещане» М. Горького;
— Государственная премия СССР (1978) — за постановку спектакля «Тихий Дон» М. А. Шолохова;
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1986) — за постановку спектаклей русского классического репертуара;
— Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943);
— Народный артист Дагестанской АССР;
— Заслуженный артист Узбекской ССР;
— Народный артист Грузинской ССР;
— Член-корреспондент Академии художеств ГДР (1983);
— Почётный гражданин Тбилиси (1983).