Генри Джейнс Фонда (Henry Jaynes Fonda). Родился 16 мая 1905 года в Гранд-Айленде, Небраска (США) — умер 12 августа 1982 года в Лос-Анджелесе. Американский актёр театра и кино, продюсер. Лауреат премии «Оскар».
Генри Фонда родился 16 мая 1905 года в городе Гранд-Айленд, штат Небраска.
Отец — Уильям Брейс Фонда, писал рекламные объявления на сдельной основе.
Мать — Элма Херберт Джейнс.
Предки Генри Фонды в XV веке переехали из Генуи, Италия, в Нидерланды, перебравшись в 1642 году в голландскую колонию в Новых Нидерландах. Они были в числе первых голландских поселенцев, которые основали под Нью-Йорком городок, который сейчас называется Фонда в честь главы семьи Доу Фонды, который был убит индейцами.
Его семья была последователями Епископальной церкви. Они были крепкой, дружной семьёй, обладали хорошим здоровьем, и избегали врачей из-за своих религиозных убеждений. В детстве Генри Фонда был активным членом движения Бойскаутов и стал вожатым отряда. Он увлекался живописью, был хорошим пловцом, бегуном и конькобежцем. Он был стеснительным юношей невысокого роста. Со школьных лет работал на предприятии своего отца, думая о возможной карьере журналиста.
В своей автобиографии Фонда рассказывал, как однажды стал свидетелем линчевания. В то время его отец владел полиграфической мастерской и из окна второго этажа четырнадцатилетний Генри Фонда стал наблюдателем происходящего. Цитата из книги: «Это было самое ужасное зрелище в моей жизни. Мы закрыли мастерскую, спустились вниз и поехали домой в молчании. Мои руки были влажные, на глазах стояли слёзы. Всё, о чём я мог думать — это тот чернокожий парень, болтающийся на верёвке».
В старших классах Генри Фонда стал работать в телефонной компании. Он внезапно сильно вырос: его рост стал более 180 см, но он по-прежнему оставался застенчивым. По окончании школы Фонда поступил в Университет Миннесоты на факультет журналистики, но не получил диплом и не стал работать по специальности, начав карьеру в кредитной компании Retail Credit Company.
Позже состоялся в местном любительском театре в Omaha Community Playhouse, в любительской труппе, которой руководила Дороти Брандо, мать знаменитого Марлона Брандо. Дороти Брандо была подругой матери Генри и пригласила молодого человека попробовать сыграть на сцене в спектакле «Ты и я».
Театр привёл Генри в восторг, он хотел знать всё об этом. Кроме этого, Фонда понял, что у него хорошие актёрские способности. Он начал играть в спектаклях. Партнёршей Фонды на сцене зачастую оказывалась Дороти Брандо. Когда он получил главную роль в спектакле «Merton of the Movies», то понял всю привлекательность работы актёра, так как она позволяла сместить своё внимание с себя на создаваемый образ, описанный словами другого человека.
В 1928 году Фонда принимает решение уйти с работы в кредитной компании и едет на Восток. Сначала он играет в спектакле театра города Деннис, штат Массачусетс, а затем переезжает в город Фелмут, где сразу входит в труппу межуниверситетской летней театральной компании University Players. Там он начинает совместную работу с актрисой Маргарет Саллаван, и с Джеймсом Стюартом.
Роль в спектакле «The Jest» по пьесе Сэма Бенелли стала его первой профессиональной ролью в University Players. Там же Фонда познакомился с Джошуа Логаном, студентом второкурсником Принстонского университета. Вскоре после этого Логан прервал своё обучение в Принстоне, чтобы поехать в Россию на учёбу к Константину Станиславскому.
После этого приезжает в Нью-Йорк. Сняв квартиру вместе с Джеймсом Стюартом и двумя другими начинающими актёрами, пошли искать работу. Они зарабатывали не больше, чем большинство американцев, имеющих случайную работу в годы Великой депрессии. Главными ролями Фонды на Бродвее стали роли в спектаклях «Новые лица Америки» и «Фермер женится».
В 1935 году пьеса «Фермер женится» была переделана в киносценарий, и этот момент стал началом долгой успешной карьеры Генри Фонды в Голливуде. Генри предлагают роль в этом фильме, после чего он начинает зарабатывать 3000 долларов в неделю и попадает в общество звёзд Голливуда.
Джеймс Стюарт приезжает в Голливуд вслед за своим другом. Они снова вместе снимают квартиру. В 1935 году Фонда получает роль в фильме «Я слишком много мечтаю», в которой он снялся вместе с известной оперной певицей Лили Понс.
Настоящая известность к Фонде пришла после того, как в 1936 году он сыграл главную роль Дэйва Толливера в первом цветном фильме, снятом на натуре, — «Тропинка одинокой сосны». Его партнёрами по фильму были Сильвия Сидни и Фред МакМюррей. Картина рассказывает о том, как в голубых горах Виргинии на тропе Одинокой сосны юная Джун Толливер влюбляется в Джека Хейла — инженера, приехавшего строить железную дорогу. Но эта горная тропа не приносит счастья ни Джун, ни ее брату Дэйву, потому что семья Толливеров уже много лет кровно враждует с семьей Бака Фейлина.
В 1938 году вместе с Бетт Дейвис, Фонда снялся в популярной картине «Иезавель», которая была очень хорошо встречена критиками. Его герой — Престон Диллард. Исторический фильм повествует о Джули Марстен, она южная красавица, ставшая популярной в высшем свете Нового Орлеана. Обручившись с северяниным Престоном Диллардом, она не прекращает отношений с джентельменом с юга, Баком Кантреллом. Однако Престон женится на другой женщине, и Бак, защищая Джулию принимает участие в дуэли.
Генри Фонда в фильме «Иезавель»
Через год исполнил главную роль — Авраама Линкольна — в исторической ленте «Молодой мистер Линкольн». Это история жизни американского президента Авраама Линкольна, который начинал как молодой адвокат, выигравший сложное судебное дело по обвинению невиновных молодых людей в убийстве. После успеха в суде, Авраам Линкольн собирается связать свою жизнь с политикой.
Генри Фонда в фильме «Молодой мистер Линкольн»
Успех Генри Фонда привёл к тому, что режиссёр Джон Форд пригласил актёра на главную роль в свой следующий фильм «Гроздья гнева» по новелле Джона Стейнбека. Кандидатура Фонды была поначалу отклонена Дэррилом Ф. Зануком, который хотел видеть в этой роли другого актёра. Однако позже, он решил пойти на компромисс и предложил Фонде подписать семилетний контракт со студией 20 век Фокс. Фонда согласился и получил роль. На экраны фильм вышел в 1940 году.
Многие считают, что это была лучшая актёрская игра того года, но премию получил Джеймс Стюарт за роль в фильме «Филадельфийская история». Вторым фильмом 1940 года с участием Фонды стал «Возвращение Фрэнка Джеймса».
Став известным актёром, Фонда активно участвовал в общественной и политической жизни страны. В 1930-е годы он был одним из основателей и членом Голливудского Демократического комитета, организованного с целью поддержки президента Франклина Делано Рузвельта.
С началом Второй мировой войны Генри Фонда и Джеймс Стюарт помогли организовать фонд по сбору средств для защиты Великобритании от нацистов, а в 1943 году Фонда добровольно поступил в Военно-морские силы США для участия во Второй мировой войне, сказав: «Я не хочу участвовать в инсценированной войне в студии».
В Военно-морских силах Фонда прослужил три года, сначала Квартирмейстером 3-го класса на эскадренном миноносце USS Satterlee (DD-626), затем в звании младшего лейтенанта, в службе воздушной разведки береговой охраны центральной части Тихого океана. Был награждён «Бронзовой звездой» и отмечен Благодарностью Президента.
После возвращения с войны Фонда посещал голливудские вечеринки и получал удовольствие от гражданской жизни. Он слушал музыку, общались с Джони Мерсером, Хоаги Сармикаел, Диной Шор и Нат Кинг Коулом.
В 1948 году исполнил главную роль лейтенанта-полковника Оуэна Тьюсдэйа в вестерне «Форт Апачи». Картина рассказывает о высокомерном, поглощенном военной службой и в конечном счете самоубийственно честолюбивом лейтенанте — Оуэне Тьюсдее, который возглавляет гарнизон борцов с индейцами-апачами, которые никак не желают сдавать свои территории.
Генри Фонда в фильме «Форт Апачи»
В 1956 году снялся в роли Пьера Безухова в исторической драме «Война и мир». Это экранизация эпического романа Льва Толстого. Основной упор сделан на любовную линию: взаимоотношения Наташи и Анатоля Курагина, Наташи и князя Андрея, Пьера и Элен. Зритель побывает в светских гостиных и на полях сражений и понаблюдает за героями, переживающими социальные и личные потрясений во время наполеоновского вторжения в Россию.
Генри Фонда в фильме «Война и мир»
Фильм получил многочисленные премии и номинации: премию «Золотой глобус», три номинации на премию Оскар — за лучшего режиссёра, художника по костюмам и оператора.
В 1956 году Фонда работал с Альфредом Хичкоком, играя человека, ошибочно обвинённого в убийстве в триллере «Не тот человек». Необычный, хотя не очень удачный фильм Хичкока основывался на реальных событиях и был снят на чёрно-белую плёнку.
Первая работа Фонды в качестве продюсера была представлена в 1957 году. Это был фильм «12 разгневанных мужчин» режиссёра Сиднея Люмета, поставленного по сценарию Реджинальда Роуза на основе одноимённой телепьесы. Этот низкобюджетный фильм был снят всего лишь за семнадцать дней.
Фильм был хорошо принят критиками по всему миру. Фонда вместе с сопродюсером Реджинальдом Роузом получили номинации на премии «Оскар» и «Золотой Глобус», режиссёр Сидней Люмит получил приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале а Фонда получил премию «BAFTA» как лучший актёр за роль Присяжного номер 8.
Несмотря на успех, Фонда заявил, что больше не хотел бы быть продюсером, опасаясь, что неудачи на этом поприще могут повредить его актёрской карьере.
В конце 1960-х многолетняя дружба Генри Фонда и Джеймса Стюарта столкнулась с испытаниями. Актёры разошлись в своих политических взглядах. Фонда был либеральным Демократом, а Стюарт — консервативным Республиканцем. После горячих споров, они стали избегать разговоров о политике. Друзья вместе сыграли в фильме «Firecreek», а в 1970 они стали партнёрами в вестерне «The Cheyenne Social Club», второстепенном фильме, в котором они высмеивают спорящих политиков.
Генри Фонда продолжал активно играть в театре вплоть до последних лет своей жизни. Он вернулся на Бродвей в 1974 году, чтобы сыграть в биографической драме «Кларенс Дарроу» о знаменитом американском юристе. За эту роль Фонду номинировали на премию «Тони».
К тому времени здоровье актёра было уже не то как раньше, но первые симптомы заболеваний появились после спектакля в апреле 1974 года, когда у него случился приступ сердечной недостаточности. После появления сердечной аритмии, у Фонда обнаружили рак простаты. После операции актёр вернулся на сцену в 1975 году.
В конце семидесятых здоровье Генри Фонды заметно ухудшалось. Ему было уже за 70 и критики начали говорить об уходе актёра из кино. В 1979 году комитет по присуждению Томи дал Фонде специальную награду за достижения на Бродвее. В 1980 и в 1981 годах Фонда получил ещё две премии: «Золотой глобус» и «Оскара» за личный вклад в киноискусство.
В 1981 году сыграл яркую роль — профессора Нормана Тейера младшего — в драме «На Золотом пруду». Фильм рассказывает о том, как пожилые супруги Норман и Этель Тэйер возвращаются на Золотой пруд, чтобы справить 80-ю годовщину со дня рождения Нормана. К ним должна присоединиться их дочь Челси, которую они не видели уже много лет и от которой отдалились после ее развода.
За роль в фильме «На Золотом пруду» Генри Фонда получил множество наград, главная из которых «Оскар». Сам актёр не смог принять участие в церемонии награждения из-за болезни. Награду получала его дочь Джейн. После смерти Фонды критики назвали эту роль: «его последней и лучшей ролью». В 76 лет Генри стал самым старым актёром, получившим «Оскара» за лучшее исполнение главной роли.
Генри Фонда в фильме «На Золотом пруду»
Генри Фонда скончался в Лос-Анджелесе, в своём доме 12 августа 1982 года в возрасте 77 лет от болезни сердца.
В честь столетия со дня рождения Фонды телеканал Turner Classic Movies устроил марафон фильмов с его участием. В мае 2005 года Почтовая служба США выпустила 37 центовую почтовую марку с изображением Генри Фонды в серии «Легенды Голливуда». В Лос-Анджелесе продолжает работать Театр Генри Фонды по адресу: 6126 Hollywood Blvd., Hollywood, Los Angeles, California.
В 1999 году Генри Фонда был назван шестым в списке 100 величайших звёзд кино по мнению Американского института кино. Три фильма с участием Генри Фонда входят в 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии Американского Института кино. «На золотом озере», «Двенадцать разгневанных мужчин» и «Гроздья гнева». Во время войны США в Вьетнаме Фонда поддержал свою дочь Джейн в её антивоенных выступлениях.
Рост Генри Фонда: 187 сантиметров.
Личная жизнь Генри Фонда:
С 1931 по 1933 год был женат на Маргарет Саллаван.
В 1936 году женился на Френсис Форд Сеймур. В 1950 году развелись.
С 1950 по 1956 год состоял в браке с Сьюзэн Блэнчард.
С 1965 по 1982 год был в браке с Ширли Мэй Адамс.
В 1957 вступил в брак с Афдер Франчетти. В 1961 году заявили о расставании.
Фильмография Генри Фонда:
1935 — Я слишком много мечтаю (I Dream Too Much) — Джонатан «Джонни» Стрит
1935 — Путь вниз на восток (Way Down East) — Дэвид Бартлетт
1936 — Тропинка одинокой сосны (The Trail of the Lonesome Pine) — Дэйв Толливер
1937 — Жизнь даётся один раз (You Only Live Once) — Эдди Тэйлор
1937 — Та самая женщина (That Certain Woman) — Джек В. Меррик мл.
1938 — Иезавель (Jezebel) — Престон Диллард
1938 — Блокада (Blockade) — Марко
1938 — Порождение Севера (Spawn of the North) — Джим Киммерли
1939 — Джесси Джеймс. Герой вне времени (Jesse James) — Фрэнк Джеймс
1939 — Молодой мистер Линкольн (Young Mr. Lincoln) — Авраам Линкольн
1939 — Барабаны долины Мохок (Drums Along the Mohawk) — Гилберт «Гил» Мартин
1940 — Лилиан Рассел (Lillian Russell) — Александр Мур
1940 — Гроздья гнева (The Grapes of Wrath) — Том
1940 — Возвращение Фрэнка Джеймса (The Return of Frank James) — Фрэнк Джеймс
1941 — Ты принадлежишь мне (You Belong to Me) — Питер Кирк
1941 — Леди Ева (The Lady Eve) — Чарльз Пайк
1942 — Самец (The Male Animal) — профессор Томми Тёрнер
1942 — Кольца на её пальцах (Rings on Her Fingers)
1942 — Сказки Манхеттена (Tales of Manhattan)
1942 — Большая улица (The Big Street)
1943 — Бессмертный сержант (Immortal Sergeant)
1943 — Случай в Окс-Боу (The Ox-Bow Incident) — Джил Картер
1946 — Моя дорогая Клементина (My Darling Clementine) — Уайетт Эрп
1947 — Беглец (The Fugitive)
1947 — Дэйзи Кеньон (Daisy Kenyon)
1947 — Длинная ночь (The Long Night) — Джо
1948 — On Our Merry Way
1948 — Форт Апачи (Fort Apache)
1949 — Мозаика (Jigsaw)
1951 — Бенджи (Benjy)
1955 — Мистер Робертс (Mister Roberts)
1956 — Война и мир (War and Peace) — Пьер Безухов
1956 — Не тот человек (The Wrong Man)
1957 — 12 разгневанных мужчин (12 Angry Men) — Восьмой присяжный
1957 — Жестяная звезда (The Tin Star) — Морг Хикмен
1958 — Очарованная сценой (Stage Struck)
1959 — The Man Who Understood Women
1959 — Шериф (Warlock) — Блэйсдейл
1961-1963 — Шоу Дика Пауэлла (The Dick Powell Show)
1962 — Совет и согласие (Advise & Consent) — Роберт Леффингуэлл
1962 — Самый длинный день (The Longest Day) — бригадный генерал Теодор Рузвельт-мл.
1962 — Как был завоёван Запад (How the West Was Won)
1963 — Гора Спенсера (Spencer’s Mountain)
1964 — Самый достойный (The Best Man) — Уильям Расселл
1964 — Система безопасности (Fail-Safe) — Президент
1964 — Секс и незамужняя девушка (Sex and the Single Girl)
1965 — Пропойцы (The Rounders)
1965 — По методу Харма (In Harm’s Way)
1965 — Грязная игра (The Dirty Game)
1965 — Битва в Арденнах (Battle of the Bulge)
1966 — Большой куш для маленькой леди (A Big Hand for the Little Lady)
1967 — Welcome to Hard Times
1967 — Все о людях (All About People)
1968 — Файеркрик (Firecreek)
1968 — Миллионы Мадигана (Madigan)
1968 — Твое, мое и наше (Yours, Mine and Ours)
1968 — Бостонский душитель (The Boston Strangler)
1968 — Однажды на Диком Западе (C’era una volta il West) — Фрэнк
1969 — An Impression of John Steinbeck: Writer
1970 — Порою блажь великая (Sometimes a Great Notion)
1970 — Слишком поздно герой (Too Late the Hero)
1970 — Жил был обманщик (There Was a Crooked Man…)
1970 — The Cheyenne Social Club
1973 — Красный пони (The Red Pony)
1973 — Змей (Le Serpent)
1973 — День покаяния (Ash Wednesday)
1973 — Меня зовут Никто (Mio nome è Nessuno)
1974 — Clarence Darrow
1976-1980 — Семья (Family)
1976 — Мидуэй (Midway)
1976 — Капитаны и короли (Captains and the Kings)
1977 — Русские горы (Rollercoaster)
1977 — Щупальца (Tentacoli)
1977 — Последний из ковбоев (The Last of the Cowboys)
1978 — Большая битва (Il grande attacco)
1978 — Федора (Fedora) — Президент Академии
1979-1979 — Roots: The Next Generations
1979 — Рой (The Swarm)
1979 — Метеор (Meteor)
1979 — Ванда Невада (Wanda Nevada)
1979 — Город в огне (City on Fire)
1980 — Gideon’s Trumpet
1981 — На золотом озере (On Golden Pond) — Норман Тэйер-младший
1981 — Летнее солнцестояние (Summer Solstice) — Джошуа Тёрнер
Продюсерские работы Генри Фонда:
1957 — 12 разгневанных мужчин (12 Angry Men)
Озвучивание Генри Фонда:
1942 — Битва за Мидуэй (The Battle of Midway)
1967 — Все о людях (All About People)
Награды Генри Фонда:
1948 — Премия «Тони» — за главную мужскую роль — Мистер Робертс
1958 — Премия Британской Академии Кино и Телевидения BAFTA — за главную мужскую роль в фильме — Двенадцать разгневанных мужчин
1979 — Почётная премия «Тони» — за вклад в развитие театрального искусства
1980 — Премия Сесиля Б. Де Милля — за выдающиеся заслуги в кинематографе
1981 — Оскар — Лучший актер — На Золотом пруду
1981 — Награда Американской киноакадемии — за выдающийся вклад в развитие киноискусства и за заслуги перед Академией
1981 — Награда за главную мужскую роль — На золотом пруду
1982 — Награда Американской киноакадемии — за главную мужскую роль в фильме — На золотом пруду
1982 — Премия «Золотой Глобус» — за главную мужскую роль в фильме — На золотом пруду
1982 — Награда за главную мужскую роль — На золотом пруду