Геннадий Полока

Геннадий Полока

Геннадий Иванович Полока. Родился 15 июля 1930 года в Куйбышеве (ныне Самара) — умер 5 декабря 2014 года в Москве. Советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Народный артист РФ (1998).

Геннадий Полока родился 15 июля 1930 года в Куйбышеве (ныне Самара).

Как рассказывал Геннадий Иванович, его фамилия имеет словацкое происхождение — его прадед по отцовской линии эмигрировал из Австро-Венгрии в Российскую империю в преддверии Первой мировой войны, опасаясь геноцида славян.

Также, по его словам, в роду были поляки, немцы и украинцы. В то же время сам он считал себя русским.

С ранних лет обучался в музыкальной школе для особо одаренных детей. Также в школьные годы увлекался балетом, посещал художественную студию.

О том, чтобы снимать кино, он задумался впервые в возрасте 10 лет, когда в 1940 году посмотрел фильм «Большой вальс» режиссёра Жюльена Дювивье.

Войну провёл с матерью в эвакуации в Новосибирске. Трудился на лесоповале, возил овощи из колхоза в город, работал сопровождающим товарных вагонов, шедших на фронт.

После войны пытался поступить на режиссёрский факультет, но в приёмной комиссии сочли его слишком молодым.

В 1947-1951 годах учился на актёрском отделении Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, мастерская М. Кнебель и Л. Волкова.

В 1957 году Геннадий Полока окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Льва Кулешова и Александры Хохловой.

Геннадий Полока в молодости

Геннадий Полока в молодости

Дебютировал в качестве документалиста в 1956 году с короткометражным фильмом «Икарийские игры».

С 1957 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Работал ассистентом режиссёра у М. Ромма, Ю. Райзмана, Г. Александрова, А. Алова, В. Наумова и Б. Барнета.

С полнометражным фильмом «Наши гости» дебютировал в 1958 году (о III Всемирных спортивных играх студентов).

В 1960 году Полока приступил к съёмкам фильма «Чайки над барханами» на студии «Туркменфильм». Сюжет картины охватывал строительство водоканала в пустыне. По словам режиссёра, он снял жестокий фильм. Когда руководители республики увидели отснятый материал, они пришли в ужас. Ему посоветовали «переориентироваться», иными словами, переделать фильм в «жизнеутверждающем духе». Но он советам не внял, продолжал снимать по-своему. Художественный совет Министерства культуры СССР высоко оценил отснятый материал. Тогда руководство Туркменской ССР завело против режиссёра уголовное дело. Режиссер вспоминал: «Чего только в нём не было: и растраты, и наркотики, и золото… К этому времени начали действовать две так называемые рокотовские статьи, по которым за этого рода преступления можно было и расстрел получить». Дело длилось полтора года, его удалось закрыть только после вмешательства Союза кинематографистов и лично Екатерины Фурцевой. Полока был признан невиновным, однако производство фильма как «политически вредного» было остановлено.

В 1962 году Полока снимает детский фильм «Капроновые сети» совместно с Леваном Шенгелия.

В 1966 году на студии «Ленфильм» была поставлена его звездная картина «Республика ШКИД» по мотивам одноимённой книги Григория Белых и Л. Пантелеева, принёсшая режиссёру всесоюзную популярность. По итогам 1966 года картина заняла 12-е место в прокате, её посмотрело 32,6 миллионов зрителей.

Геннадий Полока на съемках фильма «Республика ШКИД»

Геннадий Полока на съемках фильма Республика ШКИД

В 1967-1968 годах Полока работал над фильмом «Интервенция» по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина. Фильм, снятый в стиле комедий буфф 1920-х годов, был запрещён как «политически и художественно чуждый», о чём свидетельствует секретный циркуляр секретаря ЦК КПСС П. Н. Демичева. Восстановлен и выпущен на экран только в 1987 году во время Перестройки.

Впоследствии режиссёр работал в различных жанрах. Сценарий приключенческого фильма «Один из нас» (1970) о подвиге советских контрразведчиков был предложен Геннадию Полоке как «последняя возможность продемонстрировать свою политическую лояльность». Съёмки велись на студии «Мосфильм». Картина, однако, была признана вредной и выпущена в прокат без рекламы, тем не менее она снискала популярность у интеллигенции. Далее последовала комедия «Одиножды один» по сценарию Виктора Мережко. Фильм был запущен после настойчивых просьб одного из руководителей «Ленфильма» Иосифа Хейфица. После завершения фильм был подвергнут тотальному политическому остракизму в официальных средствах массовой информации, а режиссёра «за глумление над простым советским человеком» окончательно лишили права на постановку в кино с формулировкой «как не сделавшего выводы из своих идеологических заблуждений».

Геннадий Полока часто снимался в фильмах как актёр.

Геннадий Полока в фильме «Принц и нищий»

Геннадий Полока в фильме Принц и нищий

В 1974-1976 годах — главный режиссёр драматического театра МГУ.

В 1976 году Сергей Лапин неожиданно предложил Полоке пост художественного руководителя студии музыкальных фильмов ТО «Экран», который он и занимал в течение последующих пяти лет, сотрудничая с молодыми режиссёрами.

Под руководством Полоки были выпущены телефильмы «Артём» («Одесская киностудия», 1977), «Жил-был настройщик» (ТО «Экран», 1978) и «Мелодия на два голоса» (ТО «Экран», 1979), где Полока также был режиссёром окончательного варианта картины.

С 1980 года Геннадий Иванович работал на киностудии «Беларусьфильм». В 1981 году завершилась работа над фильмом «Наше призвание» (3 серии) по мотивам книги Н. Огнёва «Дневник Кости Рябцева». Сериал задумывался как продолжение тематической линии об истории советской школы, начатой в «Республике ШКИД». Спустя пять лет было снято продолжение: полнометражный фильм «Я — вожатый форпоста», рассказывающий о дальнейших судьбах героев. Кроме того, в 1982 году вышел мини-сериал «Его отпуск», где Полока выступил художественным руководителем, а также режиссёром финального варианта под псевдонимом Егор Геращенко.

С 1987 — Председатель Бюро режиссёров Союза Кинематографистов СССР и Председатель Оргкомитета Гильдии режиссёров СК СССР.

В своих последних фильмах режиссёр вновь вернулся к теме постреволюционных лет. Его криминальная комедия «А был ли Каротин?» в 1989 году была удостоена Золотой медали Ватикана.

За фильм-трагедию «Возвращение Броненосца» 1996 года по мотивам одноимённой повести Алексея Каплера режиссёр был удостоен Приза Президентского совета кинофестиваля в Сочи «Кинотавр». Премьеры фильма, посвящённого 100-летию кинематографа, прошли в 25-ти странах мира, в том числе, в зале штаб-квартиры ЮНЕСКО.

Картина 2010 года «Око за око» по повести Бориса Лавренёва «Седьмой спутник» стала последней работой Геннадия Полоки.

кинорежиссер Геннадий Полока

Геннадий Полока — первый отечественный режиссёр, ретроспектива фильмов которого была организована американской стороной в Вашингтоне на самой престижной площадке в США «Кеннеди-центре». С российской стороны его представлял спецпредставитель Президента России В. С. Черномырдин, с американской — Советник Президента Картер Браун. Кроме того, ретроспектива его фильмов была проведена в Монреале (Канада).

В 1988-2002 годах — руководитель мастерской на режиссёрском факультете ВГИКа, выпустил 4 мастерских. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, а также в Королевском колледже искусств в Лондоне. Профессор. С 1988 года практически ежегодно Полока проводил мастер-классы в ведущих киношколах мира: Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Сиракузах (США), Белграде, Калькутте, Монреале, Гвадалахаре (Мексика) и др.

С 2000 года — Заместитель Председателя Союза Кинематографистов России по международным связям. С 2002 — Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Прибалтийских государств «Новое кино. XXI век». С 2003 — Председатель Оргкомитета Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, а с 2004 года — Первый вице-президент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.

С 2008 — Секретарь Союза кинематографистов России.

С 2009 года исполнял обязанности Председателя Московского отделения СК России.

С 2012 — Председатель Оргкомитета Всероссийского Общества Друзей кино.

Геннадий Полока скончался в Москве 5 декабря 2014 года. Прощание с режиссёром состоялось 9 декабря в Доме кино. В тот же день его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь Геннадия Полоки:

Жена — Ольга, работала у него вторым режиссёром.

Имел двух дочерей — Наталью и Веронику.

Геннадий Полока и жена Ольга

Геннадий Полока и жена Ольга

Фильмография Геннадия Полоки:

1965 — Ярость — Зубаревич
1969 — Рокировка в длинную сторону — Генри Орланд, торговец наркотиками
1970 — Секундомер — Семён
1971 — Ночь на 14-й параллели
1972 — Принц и нищий — Лорд Гертфорд
1972 — Дела давно минувших дней… — П.А.Истомин, предсказатель
1974 — Совесть — Волощук, врач, однофамилец
1983 — Как я был вундеркиндом — дипломат, учитель английского
1984 — Три процента риска — врач скорой помощи (нет в титрах)
1988 — Владимир Высоцкий — киноактер. Штрихи к портрету (документальный)
1996 — Возвращение «Броненосца» — кинорежиссёр
2005 — Герой советского народа. Павел Кадочников (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Борис Новиков (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Борис Сичкин (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Павел Луспекаев (документальный)
2006 — Анатолий Папанов. Неоконченная война (документальный)
2007 — Рождение легенды. Офицеры (документальный)
2007 — Михаил Ершов. Навсегда в памяти (документальный)
2007 — Анатолий Папанов. Обратная сторона славы (документальный)
2007 — Острова. Иная судьба Павла Луспекаева (документальный)
2008 — Неизвестная версия. Офицеры (документальный)
2008 — Елена Майорова. Последняя весна (документальный)
2008 — Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души! (документальный)
2008 — Острова. Сергей Урусевский (документальный)
2010 — Острова. Николай Крючков (документальный)
2010 — Моя правда. Проклятие Валерия Золотухина (документальный)
2011 — Георгий Юматов. Трагедия офицера (документальный)
2011 — Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится… (документальный)
2012 — Острова. Александра Хохлова. «Графиня» в стране большевиков (документальный)
2012 — Монолог в четырёх частях. Геннадий Полока (документальный)
2013 — Марина Влади. Я несла свою беду (документальный)
2014 — Не сыграно, не спето (документальный)

Режиссерские работы Геннадия Полоки:

1956 — Икарийские игры (документальный)
1957 — Жизнь (короткометражный)
1958 — Наши гости (документальный)
1960 — Чайки над барханами
1962 — Капроновые сети
1966 — Республика ШКИД
1968 — Интервенция
1970 — Один из нас
1974 — Одиножды один
1980 — Мелодия на два голоса
1981 — Наше призвание
1981 — Его отпуск (под псевдонимом Егор Горащенко)
1984 — Три процента риска (под псевдонимом Егор Горащенко)
1986 — Я — вожатый форпоста
1989 — А был ли Каротин
1996 — Возвращение «Броненосца»
2010 — Око за око

Сценарии Геннадия Полоки:

1981 — Наше призвание
1986 — Я — вожатый форпоста
1989 — А был ли Каротин
1996 — Возвращение «Броненосца»
2010 — Око за око

Продюсерские работы Геннадия Полоки:

1996 — Возвращение «Броненосца»

Награды и звания Геннадия Полоки:

— Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (27 августа 1992) — за заслуги в области искусства;
— Народный артист Российской Федерации (13 октября 1998) — за большие заслуги в области киноискусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 2011) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
— Кинотавр — 1996 год за фильм «Возвращение «Броненосца»»;
— Приз Международного кинофестиваля «Листопад» в Минске за фильм «Возвращение «Броненосца»»;
— Приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Онфлере (Франция) за фильм «Возвращение «Броненосца»»;
— Приз кинофестиваля актёров кино «Созвездие» режиссёру Г. Полоке «За создание лучшего актёрского ансамбля» — фильм «Око за око»;
— Приз международного кинофестиваля военно-патриотического фильма имени С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» «За лучшую режиссуру» — фильм «Око за око»;
— Приз «За вклад в киноискусство» на кинофестивале во Владикавказе;
— Приз «За вклад в киноискусство» сербского кинофонда (Сербия);
— Спецприз всекитайского Союза Кинематографистов «За вклад в киноискусство»;
— Приз Министерства культуры Китая «За продолжение революционных традиций»;
— Приз имени Л. Кулешова и А. Хохловой «За выдающиеся достижения в кинообразовании»;
— Приз Международного кинофестиваля в Риге «За вклад в развитие кинематографии»;
— Приз международного кинофестиваля военно-патриотического фильма имени С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» режиссёру Г. Полоке «За вклад в развитие кинематографа».

Оцените статью
Добавить комментарий