Гейдар Джахидович Джемаль. Родился 6 ноября 1947 года в Москве — умер 5 декабря 2016 года в Алма-Ата. Российский и исламский общественный деятель, философ и богослов.
Гейдар Джемаль Родился 6 ноября 1947 года в городе Москва.
Отец — художник Джахид Джемаль, азербайджанец.
Мать — профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова.
Джемаль родился в семье известного художника, потомка древнего азербайджанского рода правителей Карабаха. Его отец родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.
Мать Джемаля была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль — прямой потомок генерала Шепелева.
Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Там она стала работать на ипподроме наездницей. В третий раз она вышла замуж за начальника производственного отдела тбилисского ипподрома Амилахвари. Уехала в Тбилиси, затем с мужем вернулась в Москву, работала в Уголке Дурова.
Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.
В 1965 году, после окончания школы, дедушка помог поступить в один из самых престижных вузов Москвы — Институт восточных языков при МГУ. Во всех биографических справках Гейдар Джемаль пишет, что в 1967 году он вышел из ВЛКСМ и был отчислен из института «в связи с обвинениями в буржуазном национализме».
Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки.
Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).
К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.
В «южинском кружке» наиболее популярной фигурой был Евгений Головин, талантливый поэт, переводчик французской поэзии, знаток оккультизма, масонства, алхимии и беспробудный в то время пьяница. Впрочем, к алкоголю и наркотикам в Южинском было особое отношение. «Учитесь плавать, учитесь плавать. Учитесь водку пить из горла… перед вами, как злая прихоть, взорвется знаний трухлявый гриб, учитесь плавать, учитесь прыгать, на перламутре летучих рыб». Эти стихи Головина Александр Дугин цитирует в своей статье «Алкоголь и душа», где пишет: «Вино является табуированным веществом во многих сакральных цивилизациях. С его употреблением традиционно связывают многочисленные ритуалы и обряды. Показательно, что само слово «спирт» происходит от латинского «spiritus», т.е. дух. Каббалисты также связывают вино с внутренними, эзотерическими аспектами. На иврите слова «вино» и «мистерия», «тайна» имеют одинаковое числовое значение, а следовательно, являются синонимами в мистическом смысле. Еще полнее эта тема развита в исламской традиции. Шариат, закон экзотерических, внешних религиозных правил строжайшим образом запрещает мусульманам употребление спиртных напитков, что считается страшным грехом. В полной противоположности к этой строгой позиции находится суфийская традиция, внутренний ислам, где, напротив, всячески славословится винопитие и на разные лады восхваляются достоинства алкоголя. Алкоголем — кстати, само это слово арабского происхождения — суфии, исламские эзотерики, называют свое «тайное учение», «внутреннюю инициатическую доктрину».
Все эти теории люди с Южинского проговаривали в часы похмелья. Запои же длились месяцами и вносили в жизнь странные хитросплетения: жена Джемаля забеременела от Головина, родила дочь и оставила ее в Доме ребенка.
В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина.
В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», став членом координационного совета, но менее чем через год с ним же был исключён за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».
С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР.
До июня 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.
В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).
С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»).
В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет».
Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре).
С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР.
Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».
В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».
На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии». 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Согласно некоторым исследователям, являлся оккультистом, а по вероисповеданию — шиит-джафарит.
Философские и политические взгляды Джемаля оценивались в обществе неоднозначно, поскольку для одних он «фигура антисистемного интернационала лево-исламских сил», а для других (С. Б. Переслегин) «левый исламский радикал, человек очень умный, но он все же смотрит на дело со своей колокольни».
Религиовед Р. А. Силантьев считает, что Джемаль являлся радикальным и маргинальным философом-оккультистом. Силантьев отмечает, что «Джемаль также публиковал весьма неординарные для исламского деятеля рассуждения о метафизическом смысле фаллоса и вагины. «Истинный фаллицизм — это отказ идти в ловушку неизбывной вагинальной вопросительности», «Метафизическая автоэротика фаллоса лежит в основе героического вызова, обращенного к силам судьбы», «Участие фаллоса в андрогинате предполагает принятие жертвенной обреченности и перспективы кастрационной гибели» и другие глубокие мысли немало смущали простых мусульман, которые стали называть Джемаль философом-фаллистом».
Также Силантьев указывает на то, что «Гейдар Джемаль вместе с идеологами «русских мусульман» — Вячеславом-Али Полосиным и Валерией Пороховой обвинялся в незнании арабского языка и базовых основ исламского вероучения. Действительно, из них троих арабским владела только Порохова, однако свой перевод Корана она всё-таки сделала с английского».
Гейдар Джемаль. «Освобождение ислама»
«Освобождение ислама» — книга собранных статей, опубликованных в начале 2000-х годов.
Социолог Б.Ю. Кагарлицкий исследует взгляды Джемаля в контексте сопротивления мировой системе угнетения и несправедливости: «Идеи Джемаля могут рассматриваться как исламский аналог «теологии освобождения», распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». Джемаль чётко обозначает свои левые политические взгляды. Пытается «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения».
Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман, авраамическая религия несёт в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор. Теология методично антиклерикальная.
«Именно в развитии клерикализма Джемаль видит «проигрыш исторического христианства»: «Попы украли слово Христа»».
«Никейский Собор — это своего рода термидорианский переворот в христианском движении. Возникла новая «каста» священнослужителей, которые навязали пастве Символ веры и закрепили своё господство. Именно поэтому потребовалось возрождение революционной традиции — в исламе». Политический ислам — это «теология революции».
Джемаль сравнивал противостояние двух систем Старого и Нового Света. Старый Свет — это место рождения всех трёх «авраамических религий», которому противостоит Америка. Идея книги «Освобождение ислама» опирается не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Создание хаоса дает возможность для создания государства иного уровня. Поэтому революция нужна.
Гейдар Джемаль как апологет ваххабизма и терроризма
В своей публицистической деятельности Гейдар Джемаль нередко выступал с апологией исламизма, ваххабизма и других «измов», хотя в то же время боролся против дискриминации по религиозному признаку, либерализма, глобализма и сионизма.
Российский религиовед, историк религии и исследователь ислама Р. А. Силантьев отмечает, что «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».
Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура» на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», Джемаль ответил: «Шахиды — это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…».
По словам Джемаля, «ваххабизм — это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры», и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него («архаичного кавказского общества») борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе».
В эфире экстренного выпуска программы «Сегодня» телеканала НТВ Джемаль заявил, что Террористический акт в «Норд-Ост» был проведён «людьми, которые верят в то, что творят» и им удалось нанести серьёзный «удар по авторитету высшей власти в России», а инициаторами выступили международные радикальные исламские организации, которые намеревались «вбить клин между Россией и исламским миром».
По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым, Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске, Гейдар Джемаль сказал, что «Месть — это законное действие, единственное, что гарантирует нам сохранение достоинства, жизни и имущества. Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Будённовске». 14 октября 2013 г. в эфире телепередачи Познер Джемаль заявил Владимиру Познеру, что не говорил этих слов.
В интервью «Российской газете» про случай во время террористического акта в Беслане, когда мать одного из боевиков благословляла его на захват школы, Джемаль заявил: «Верующая мусульманка не может не знать, что убийство невинных, да ещё детей, величайший грех по Корану. Значит, перед нами двойное отступничество от веры, не только сына, но и матери, которая благословила его на такое зверство. Единственное, что допускаю: эта мать просто не понимает, в какую идеологическую провокацию против ислама замешан её сын, который, конечно, участвует в ней лишь в качестве манипулируемой пешки».
Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан. По мнению Гейдара Джахидовича, здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны.
Позже после терактов его мнение изменилось: «Исламское сообщество было потрясено и поставлено в совершенно ложное и тупиковое положение заявлением, которое распространил Доку Умаров. Во-первых, его заявление противоречит принципам исламского сообщества. Оно противоречит принципам ненападения на женщин и детей. Кроме того, заявление указывает на то, что Доку Умаров — манипулируемая фигура, если не марионетка в чистом виде».
8 марта 2005 года назвал уничтоженного в ходе специальной операции бойцами российского спецназа формального лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова истинным шахидом. По мнению Джемаля, Масхадов «был ключевой фигурой, последовательно выступавшей за установление мирного процесса».
Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев», в котором отметил, что Саид Бурятский — ведущий идеолог джихада, а сам джихад является вершиной ислама.
Гейдар Джемаль о войне на Кавказе
В 1999 году Гейдар Джемаль заявил, что война на Кавказе выгодна «прежде всего официальному Кремлю, президентской свите, а также — правящей группировке в Махачкале, так называемому «даргинскому клану»». Отметив, что «боевые действия в Дагестане призваны переключить внимание российского общества с подлинных врагов России — антинародного ельцинского режима, и сионистских олигархов — на кавказцев, которые должны занять место «врага номер один», отодвинув в тень США, Израиль и их пособников — гайдаров, чубайсов и т. д.».
Гейдар Джемаль о нагорно-карабахском конфликте
Он говорил: «Если бы не Москва, нагорно-карабахский конфликт давно был бы разрешён. Россия выступает антигарантом, благодаря которой тлеют конфликты вокруг Грузии, Армении и Азербайджана. Армения не способна существовать с сегодняшней численностью населения сниженной до одного миллиона, с политическим кризисом во власти и с экономикой, находящейся на грани выживания».
«Если бы не российская поддержка Армении, вопрос существования армянского государства был бы закрыт. Но Москве очень выгодно сохранять и поддерживать эту армянскую язву с тем, чтобы оказывать давление на Азербайджан. Для Грузии такой язвой служит Южная Осетия и Абхазия». «Азербайджан избрал союз с американо-израильским тандемом в ущерб взаимоотношениям с исламским миром. В то время как американо-израильский тандем абсолютно не заинтересован в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, точно так же, как и Россия». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению, и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта. Согласно Джемалю, это должно было произойти в марте 2009 года.
Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану. Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий: «По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля — это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства».
В другом интервью Г. Джемаль отметил по поводу убийства армянским снайпером азербайджанского мальчика, что армяне являются маргинальной этнической группой и они в состоянии вражды с человечеством. Он также считает, что армяне являются врагами Бога и, возможно, получат воздаяние уже очень скоро. Джемаль также заявил, что «Армения однозначно должна быть уничтожена как государственное образование».
Гейдар Джемаль об Израиле
Гейдар Джемаль считал давно назревшей идею бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о создании международного уголовного трибунала по Израилю. Так как «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса. На самом деле, таким образом полностью фальсифицируется положение о свободе слова и демократии Европейского союза и под прикрытием этого квазирелигиозного постулата осуществляются преступления, систематически осуществляется геноцид палестинцев».
«Саудовский монарх исполнял обязанности главного религиозного авторитета, в то время как Израиль задавал своим провоцирующим присутствием дискурс военно-политической обстановки на Ближнем Востоке и давал антиисламским правителям арабского мира предлог для диктата над своими народами». «Сегодня Запад в лице США глубоко разочарован в возможностях двух своих инструментов: Израиля и Саудовской Аравии — влиять на ход событий в регионе и считает их ресурс исчерпанным», — указывал он.
Гейдар Джемаль и российские муфтии
Конфликт разгорелся на фоне заявления Джемаля об изменении российского герба. Джемаль потребовал «сбить кресты с корон российского орла». Вследствие этого последовала реакция председателя президиума Духовного управления мусульман европейской части России Равиля Гайнутдина, заявившего: «Мы живём в светском государстве и уважаем государственную символику Российской Федерации, принятую Государственной думой и утверждённую Президентом России». Гайнутдин сообщил, что в гербе России он не видит ничего оскорбительного для ислама. Всё это ещё раз подтвердило наличие глубоких противоречий в среде исламской иерархии, впрочем, нельзя исключать вариант своеобразной проверки общественной реакции на подобные идеи, которая незамедлительно и последовала.
Джемаль, отвечая на вопросы участников интернет-конференции «Исламская стратегия на Кавказе», заявил, что «Современные российские официальные муллы — прямые выходцы «из шинели Сталина». Кроме того, они гораздо забитее и трусливее своих православных „коллег“, не осмеливаются настаивать даже на том, что им положено по закону, не говоря уже о том, чтобы озвучивать позицию мусульман». При этом он сделал оговорку применительно к главе ДУМАЧР Нафигулле Аширову, который, по мнению Джемаля, стоит особняком «в силу того, что и его биография, и его карьера имеют нестандартный характер, и по своему происхождению он не принадлежит к клану клерикалов, образовавшемуся в результате сталинского решения». Также Джемаль выступил с критикой нижегородского муфтия Умара Идрисова за издание книги известного исламоведа Тауфика Ибрагима, которого он считает «муртадом» («вероотступником»).
Обвинения Гейдара Джемаля в экстремизме
В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. …13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь». После этого запроса сайт Гейдара Джемаля (islamkom.ru) переместился с домена «ru» на домен «org».
27 марта 2012 года сотрудники ФСБ провели обыск в нескольких квартирах Гейдара Джемаля на предмет хранения экстремистской литературы. В ходе обыска не было обнаружено запрещённых материалов. Пресс-служба ФСБ пояснила, что Джемаль подозревается в «публичном оправдании терроризма, а также публичных призывах к осуществлению экстремистской и террористической деятельности». Дело на Джемаля было заведено по статьям 205.2 («содействие террористической деятельности») и 280 («публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации») УК РФ.
Признаки указанных преступлений сотрудники ФСБ обнаружили в статье «Роль женщины в Джихаде» Юсуфа аль-Ийери — главы аравийского филиала международной террористической организации «Аль-Каида», которую разместила на сайте Исламского комитета, зарегистрированного на имя Джемаля Орхана Гейдараоглы, помощник председателя «Исламского комитета» Татьяна Тарасова (признанной впоследствии виновной по ст. 205.2 УК РФ).
В указанной статье содержались примеры из истории, когда женщины участвовали в боевых действиях, в том числе содержалась информация о террористическом акте, когда смертница Хава Бараева 6 июня 2000 года взорвалась в Чечне на базе ВС РФ. Институт криминалистики центра специальной техники ФСБ в своём заключении отметил, что «в указанной статье содержатся призывы к убийству большого количества людей путём совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма, нуждающейся в подражании».
Гейдар Джемаль о событиях на Украине
Умер 5 декабря 2016 года в городе Алма-Ата. Был похоронен через день после своей кончины на кладбище Баганашил в Алма-Ате по мусульманскому обычаю.
Личная жизнь Гейдара Джемаля:
Был дважды женат.
Имя первой жены неизвестно. Однако известно, что она мать их совместного сына — Орхана Джемаля.
Вторая супруга — Гюльнара Джемаль. Была обращена Гейдаром в ислам и приняла предложенное им имя Гюльнар.
Библиография Гейдара Джемаля:
1979 — Ориентация — Север
2003 — Революция пророков
2004 — Освобождение ислама
2004 — Окно в ночь. Стихотворения
2005 — Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке
2010 — Стена Зулькарнайна
2010 — Фузеи и Карамультуки
2011 — Дауд vs Джалут (Давид против Голиафа).