Галина Волчек

Галина Волчек

Галина Борисовна Волчек. Родилась 19 декабря 1933 года в Москве — умерла 26 декабря 2019 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (1979). Народная артистка СССР (1989). Герой Труда Российской Федерации (2017).

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве в семье кинодеятелей.

Отец — Борис Израилевич (Бер Израйлевич) Волчек (1905-1974), известный советский кинорежиссёр, сценарист, оператор, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат трёх Сталинских премий, а также Государственной премии СССР. Родом из Витебска, его соседом был знаменитый художник Марк Шагал, в юности он даже занимался тем, что размешивал краски великому мастеру.

Мать — Вера Исааковна Маймина (1908-1989), выпускница ВГИК, сценарист.

Галина из еврейской семьи, хотя, по ее словам, всегда ощущала себя человеком русской культуры. Своих еврейских бабушек и дедушек никогда не видела, на идише не говорит. Воспитывала ее русская няня. Хотя и своего происхождения она никогда не скрывала — долгое время носила отчество Беровна. И лишь когда отец сменил имя Бер на Борис, тогда и она внесла изменения в документы.

Родители Галины расстались, когда она была школьницей. Девочка решила остаться с отцом. В подростковом возрасте проявила свой непростой характер, рано начала курить (из-за чего даже доводила отца до слез), пыталась казаться старше своего возраста, осветлила волосы и активно пользовалась косметикой.

С ранних лет окунулась в творческую атмосферу не только благодаря отцу и матери, но и своим подругам. Так, одна из ее соседок училась во ВГИКе на одном курсе с Нонной Мордюковой и Тамарой Носовой. Несмотря на юный возраст Галины, студентки допускали ее к себе, общались на равных.

В 14 лет она впервые ярко проявила свой актерский талант — ради парня, в которого тогда была влюблена — согласилась сыграть его тетю. И в этом качестве пришла к нему в школу. Она вспоминала: «Было мне лет 14. Я каблуки материны надела, шляпку нашла — она маме, наверное, от бабушки досталась. Шляпка совсем старорежимная, с вуалеткой. Я этой вуалеткой глаза прикрыла, губы накрасила, чтобы взрослее выглядеть. И завуч поверила!».

В 1955 году окончила Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР, курс А.М. Карева.

Галина Волчек в молодости

Галина Волчек в молодости

Далее стала одним из основателей — вместе с Олегом Ефремовым — московского театра-студии «Современник». С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы Волчек — всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа, но не теряющие земной основы.

Театральные работы Галины Волчек:

1956 — Нюрка-хлеборезка — «Вечно живые» В. Розова;
1957 — Клавдия Васильевна — «В поисках радости» В. Розова;
1959 — Нина — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова;
1959 — Зоя — «Пять вечеров» А. Володина;
1959 — Мать — «Взломщики тишины» О. Скачкова;
1960 — Первая Фрейлина — «Голый король» Е. Шварца;
1960 — Мать — «Третье желание» В. Блажека;
1961 — Кистякова — «По московскому времени» Л. Зорина;
1962 — Актриса — «Старшая сестра» А. Володина;
1962 — Петра — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя;
1963 — Мать — «Назначение» А. Володина;
1963 — Грачиха — «Без креста!» по В. Тендрякову;
1965 — Продавщица, Гл. Интеллигент — «Всегда в продаже» В. Аксенова;
1967 — Мисс Амелия Ивенс — «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби;
1967 — Торговка — «Народовольцы» А. Свободина;
1967 — Лида Белова — «Традиционный сбор» В. Розова;
1972 — Мать Ларисы — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
1972 — Актриса — «Из записок Лопатина» К. Симонова;
1983 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя;
1984 — Марта — «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби.

Галина Волчек и Олег Ефремов

Галина Волчек и Олег Ефремов

Будучи самой юной выпускницей Школы-студии МХАТ, она вместе с однокурсниками создавала театр «Современник», который возглавил молодой Олег Ефремов, под его руководством придумывала удивительные спектакли, ставшие символами хрущевской «оттепели», а когда Ефремов ушел во МХАТ, стала главным режиссером, а потом и художественным руководителем знаменитого театра.

С 1972 года — главный режиссер театра, с 1989-го — художественный руководитель «Современника».

Как рассказывала Волчек, сама она театральным режиссером становиться не собиралась. К этому ее подтолкнул Олег Ефремов. Причем, сама она поначалу даже обиделась, решив, что это унижает ее актерский талант. Однако затем смогла раскрыться именно как блестящий театральный режиссер и художественный руководитель.

Она вспоминала: «Ни во время учёбы, ни в первые годы работы в «Современнике» я не собиралась быть режиссёром. Хотя Олег Ефремов каждому из нас давал такую возможность: ставили и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва, и Олег Табаков. И даже Евстигнеев!.. Кому-то из «современников» хватило одной режиссёрской пробы, а в моём случае Олег настаивал, чтобы я поставила один спектакль, потом ещё один… А потом он вызвал меня и сказал: «Галь, ты не расстраивайся. Но мы тебя переведём из актёрского штата в режиссёрский. Так будет удобнее для нас для всех». Как же я тогда плакала! Хотя что я за актриса была? Особенно в кино. Играла какие-то маленькие роли, в основном полумонстров. Но мне было так жутко расставаться с той судьбой, что я сама себе «прописала» с детства. Но оказалось, что прописала я её себе напрасно».

Театральные постановки Галины Волчек:

1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона;
1964 — «В день свадьбы» Виктора Розова (совместно с Олегом Ефремовым);
1966 — «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову, инсценировка Виктора Розова;
1967 — «Большевики» М. Шатрова (совместно с Олегом Ефремовым);
1968 — «На дне» Максима Горького;
1969 — «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян (совместно с Олегом Далем);
1971 — «Свой остров» Раймонда Каугвера;
1973 — «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова;
1973 — «Погода на завтра» Михаила Шатрова (постановка осуществлена совместно с Иосифом Райхельгаузом, Валерием Фокиным);
1975 — «Эшелон» Михаила Рощина;
1976 — «Вишневый сад» А.П. Чехова;
1977 — «Обратная связь» Александра Гельмана;
1978 — «НЛО» Владимира Малягина;
1980 — «Спешите делать добро» Михаила Рощина;
1981 — «Поиск-891» Юлиана Семенова (совместно с Валерием Фокиным, Михаилом Али-Хусейном);
1982 — «Три сестры» А.П. Чехова;
1983 — «Современник» рассказывает о себе» (совместно с Галиной Соколовой);
1984 — «Риск» Олега Куваева (постановка осуществлена совместно с Валерием Фокиным);
1986 — «Близнец» Михаила Рощина;
1988 — «Плаха» Чингиза Айтматова;
1989 — «Звезды на утреннем небе» Александра Галина;
1989 — «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, инсценировка Александра Гетмана;
1990 — «Мурлин Мурло» Николая Коляды;
1991 — «Анфиса» Леонида Андреева;
1992 — «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа;
1992 — «Смерть и Дева» Ариэля Дорфмана;
1993 — «Титул» Александра Галина;
1994 — «Пигмалион» Бернарда Шоу;
1996 — «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды;
1997 — «Вишневый сад» А.П. Чехова;
1999 — «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, инсценировка Александра Гетмана;
2001 — «Три сестры» А.П. Чехова;
2003 — «Анфиса» Леонида Андреева;
2007 — «Заяц love story»;
2008 — «Три сестры» А.П.Чехова;
2009 — «Мурлин Мурло» Н. Коляды;
2013 — «Игра в джин» Д. Л. Кобурна;
2015 — «Двое на качелях» У. Гибсона.

Волчек стала первым советским режиссёром, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. В 1978 году в Хьюстоне, в театре «Аллей», поставила «Эшелон» М. М. Рощина. В 1990 году в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли были показаны два спектакля Г. Волчек: «Три сестры» А.П. Чехова и «Крутой маршрут» по книге Е.С. Гинзбург.

Особое место в гастрольной истории «Современника» занимают гастроли в Нью-Йорке 1996-1997 годов. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры» и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Бродвейские гастроли «Современника» были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра — премией «Драма Деск», которая впервые за многолетнюю историю её существования была присуждена неамериканскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

Она всегда считала, что жизнь театра — в смене поколений, и потому собирала молодую труппу и приглашала молодых режиссеров.

«Кто я — актриса или режиссёр? Режиссёр!», — говорила Волчек.

Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран.

Галина Волчек в кино

На экране дебютировала в 1957 году в картине «Дон Кихот» режиссера Григория Козинцева, сыграв роль Мариторнес.

Далее было несколько небольших ролей, среди которых — покупательница магнитофона в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Галина Волчек в фильме «Берегись автомобиля»

Галина Волчек Берегись автомобиля

В 1969 году сыграла свою первую главную роль — в детективе Леонида Аграновича «Свой». Ее героиня — жена осуждённого жулика Зоя Мамонова.

В 1975 году исполнила главную роль в комедии «Маяковский смеется» — по пьесе «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» В. Маяковского. На экране она предстала в образах мадам Ренесанс и актрисы-халтурщицы.

Галина Волчек в фильме «Маяковский смеется»

Галина Волчек Маяковский смеется

Актриса показала себя мастером эпизода, проявила талант в характерных второплановых ролях. Стоит отметить ее работы в картинах «Король Лир» (Регана), «Моя судьба» (анархистка Ольга Нефёдова), «Волны Чёрного моря» (мадам Стороженко), «Просто Саша» (Нина Петровна), «Про Красную Шапочку» (Волчица), «Осенний марафон» (Варвара), «Уникум» (Эмма Фёдоровна).

Галина Волчек в фильме «Осенний марафон»

Галина Волчек Осенний марафон

В октябре 1995 года была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия»». Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, была членом Комитета по культуре. В 1999 году покинула стены парламента.

Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений — курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Школе искусств Тиша Нью-Йоркского университета (New York University Tish School of the Arts). Галина Волчек — одна из немногих женщин, которую приглашали в жюри Высшей лиги КВН, также была председателем жюри открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2005».

Галина Волчек в программе Познер

Болезнь и смерть Галины Волчек

С 2014 года у актрисы стала прогрессировать болезнь позвоночника, а именно — межпозвонковая грыжа. Она появилась в т.ч. из-за лишнего веса, который давит на межпозвоночные диски, создавая невыносимую боль.

Галина Волчек наблюдалась у доктора Ильи Пекарского — одного из самых известных вертебрологов и спинальных хирургов в Израиле. Однако от операции Галина Борисовна отказалась. Прооперироваться помешало и больное сердце.

В СМИ также сообщалось о проблемах с легкими и гипертонией.

В марте 2016 года Волчек была госпитализирована в Боткинскую больницу после перенесенного на ногах гриппа.

В 2017 году Галина Волчек впервые появилась на публике в инвалидном кресле — когда в Кремле президент России Владимир Путин вручал ей награду «Герой Труда Российской Федераци».

Галина Волчек и Владимир Путин

Галина Волчек и Владимир Путин

24 декабря 2019 года Волчек была госпитализирована с двусторонним воспалением легких в Боткинскую больницу. Далее сообщалось о том, что она находится в коме. Умерла 26 декабря 2019 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Рост Галины Волчек: 163 сантиметра.

Личная жизнь Галины Волчек:

О своей личной жизни Волчек говорила, что у нее «было два мужа, несколько романов и одно недоразумение».

Первый муж — Евгений Александрович Евстигнеев (1926-1992), актёр театра и кино, народный артист СССР. Познакомились, когда она училась на первом курсе Школы-студии МХАТ. Между ними начались отношения.

Состояли в браке с 1957 по 1964 год.

У пары 29 октября 1961 года родился сын Денис Евгеньевич Евстигнеев, он окончил операторский факультет ВГИКа, советский и российский оператор, кинорежиссёр, продюсер, лауреат Государственной премии СССР. Первой женой Дениса была Татьяна Цыплакова. Вторая жена — Екатерина Зиновьевна Гердт, приёмная дочь Зиновия Гердта.

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев 3

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев 2

О браке с Евстигнеевым Галина Волчек говорила: «Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил, но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность… Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!» И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба. Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде».

Подала на развод с Евстигнеевым, когда уличила супруга в измене. «Я не умею быть второй. И даже первой не умею. Только единственной», — поясняла она. Узнав, что муж изменяет ей, она упаковала вещи Евстигнеева, позвала женщину, с которой, как ей сообщили, встречался супруг, и выпроводила его со словами: «Теперь вам не придется никого обманывать».

Тем не менее, они смогли сохранить хорошие отношения и после развода. Позже, когда Галина Борисовна ставила спектакль «На дне», а Евстигнеев уже работал не в «Современнике», а во МХАТе, она пригласила его в свою постановку и он согласился.

Галина Волчек и сын Денис Евстигнеев

Галина Волчек и сын Денис Евстигнеев

Галина Волчек и сын Денис Евстигнеев 2

Второй муж — Марк Юрьевич Абелев (1935 г.р.), доктор технических наук, профессор МИСИ, лауреат Государственной премии СССР, преподавал в Московском инженерно-строительном институте. Были в браке в период 1966-1976 годов.

Галина Волчек и Марк Абелев

Галина Волчек и Марк Абелев

Второй супруг очень ревновал Галину, пытался контролировать каждый ее шаг, часто устраивал сцены. По слухам, их брак распался, когда Марк Абелев заподозрил Галину в романе с режиссером Георгием Товстоноговым.

Актрисе приписывали целый ряд других романов, в частности, с актером Геннадием Печниковым.

Подруги актрисы рассказывали журналистам, что Галина Волчек всегда нравилась мужчинам и возле нее неизменно было множество поклонников противоположного пола.

Галина Волчек. Жена. История любви

Фильмография Галины Волчек:

1957 — Дон Кихот — Мариторнес, женщина на постоялом дворе
1958 — Шли солдаты… — медсестра в ресторане (нет в титрах)
1958 — Васисуалий Лоханкин (короткометражный) — Варвара
1962 — Грешный ангел — Афродита, жена Ставриди
1963 — Сотрудник ЧК — жена арестованного спекулянта
1965 — Строится мост — Римма Борисовна Синайская
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль)
1966 — Берегись автомобиля — покупательница магнитофона
1967 — Первый курьер — тетя Нюся с Молдаванки
1969 — Свой — Зоя Ивановна Мамонова, жена осуждённого жулика
1970 — Король Лир — Регана, дочь Лира
1973 — Моя судьба — Ольга Дмитриевна Нефёдова, анархистка
1974 — Домби и сын (фильм-спектакль) — Скьютон
1975 — Маяковский смеется — мадам Ренесанс / актриса-халтурщица
1975 — Волны Чёрного моря — мадам Стороженко
1976 — Русалочка — Трактирщица / Ведьма
1976 — Просто Саша — Нина Петровна, мать Лены
1976 — Вечно живые (фильм-спектакль) — Нюра
1977 — Про Красную Шапочку — Волчица
1979 — Осенний марафон — Варвара, «Дюймовочка», однокурсница Бузыкина
1983 — Чёрный замок Ольшанский — эпизод
1983 — Уникум — Эмма Фёдоровна, начальник лаборатории НИИ
1985 — Тевье-молочник (фильм-спектакль) — Голда
1987 — Олег Ефремов. Чтобы был театр (Oleg Efremov. For The Theater To Be…) (документальный)
1992 — Кто боится Вирджинии Вульф? (фильм-спектакль) — Марта
1996 — Двадцать минут с ангелом (фильм-спектакль)
1996 — Бродвей нашей юности (документальный)
2002 — Чтобы помнили. Галина Соколова (документальный)
2002 — Жизнь Дездемоны. Ирина Скобцева (документальный)
2005 — Неизвестный Олег Ефремов (документальный)
2007 — Фильм про фильм. Осенний марафон (документальный)
2007 — Три любви Евгения Евстигнеева (документальный)
2007 — Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный)
2007 — Каждый выбирает для себя… (документальный)
2007 — Евгений Лебедев. Неистовый лицедей (документальный)
2007 — Вечный Олег (документальный)
2007 — Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев (документальный)
2008 — Я — чайка… Не то. Я — актриса. Татьяна Лаврова (документальный)
2008 — Михаил Козаков. От ненависти до любви (документальный)
2008 — Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду… (документальный)
2010 — Равняется одному Гафту (документальный)
2010 — Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами (документальный)
2010 — Лидия Смирнова. Женщина на все времена (документальный)
2010 — «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (документальный)
2010 — Константин Райкин. Театр строгого режима (документальный)
2010 — Екатерина III (документальный)
2010 — Гафт, который гуляет сам по себе (документальный)
2011 — Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный)
2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2013 — Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный)
2013 — Неизвестные Михалковы (документальный)
2013 — Игорь Кваша. Против течения (документальный)
2013 — Игорь Кваша. Личная боль (документальный)
2013 — Другой Андрей Мягков (документальный)
2013 — Гарик Сукачёв. Всё по-честному (документальный)
2014 — Янковский (документальный)
2015 — Таинственная страсть — Галина Волчек

Режиссерские работы Галины Волчек:

1970 — Обыкновенная история (фильм-спектакль)
1971 — Свой остров (фильм-спектакль)
1972 — На дне (фильм-спектакль)
1974 — Домби и сын (фильм-спектакль)
1976 — Вечно живые (фильм-спектакль)
1982 — Спешите делать добро (фильм-спектакль)
1987 — Большевики (фильм-спектакль)
1988 — Эшелон (фильм-спектакль)
1992 — Трудные люди (фильм-спектакль)
1992 — Анфиса (фильм-спектакль)
2003 — Три товарища (фильм-спектакль)
2006 — Вишнёвый сад (фильм-спектакль)
2008 — Крутой маршрут (фильм-спектакль)
2009 — Заяц. Love story (фильм-спектакль)

Призы и награды Галины Волчек:

Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1967 года (в области театрального искусства) (1 ноября 1967 года) — за спектакль «Обыкновенная история» в московском театре «Современник»;
Заслуженная артистка РСФСР (30.12.1969);
Орден Трудового Красного Знамени (1976);
Народная артистка РСФСР (30.05.1979);
Народная артистка СССР (18.08.1989);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008, 17 декабря);
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003, 19 декабря);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996, 15 апреля);
Орден Дружбы народов (1993, 17 декабря);
Орден Трудового Красного Знамени (1976);
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004, 19 апреля);
Премия «Своя колея» (2001);
Две премии «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства — 2002 и 2003 гг.;
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (2002, 30 января);
Международная премия К. С. Станиславского (2002);
Премия имени Георгия Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2006);
Премия «Звезда Театрала» (2011);
Премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 2006) — за заслуги в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность;
Благодарность Президента Российской Федерации (2006) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Премия города Москвы в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») (2013) — за сохранение традиций театра и плодотворную работу с молодыми режиссёрами, артистами и художниками;
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2014) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства;
Герой Труда Российской Федерации (2017) — за особые трудовые заслуги перед государством и народом. Награда была вручена 28 апреля 2017 года в Кремле Президентом России.

Оцените статью
Добавить комментарий