Галина Сергеевна Уланова. Родилась 26 декабря 1909 (8 января 1910) года в Санкт-Петербурге — умерла 21 марта 1998 года в Москве. Советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Народная артистка СССР (1951). Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.
Галина Уланова родилась 26 декабря 1909 года (8 января 1910 года по новому стилю) в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра.
Отец — Сергей Николаевич Уланов, балетный режиссёр.
Мать — Мария Фёдоровна Романова, балерина, педагог классического танца, преподавала в театральном училище.
Родители выступали в антрепризе Анны Павловой. Галина с ранних лет знала, что такое балет и какой ценой достаются зрительская любовь и ведущие партии.
После революции родители решили отдать ее в балетное училище — прежде всего, из-за материальных трудностей семьи: в отличие от других школ, это был интернат, соответственно, Галина была бы на государственном обеспечении, хоть как-то, но одета, обута и накормлена. Ей тогда было 9 лет.
Поначалу девочке никак не удавалось привыкнуть к интернату: в первое же утро она попыталась сбежать. Мать навещала ее каждый день, а Галина горько плакала, уткнувшись ей в колени. Но именно тогда она на всю жизнь запомнила слово «должна». Она говорила: «Я должна… Эта формула в моем сознании появилась куда раньше, чем стремление к творчеству и чем желание играть и танцевать на балетной сцене».
Галина Уланова в детстве
Итак, в возрасте 9 лет Галина Уланова была принята в Петроградское театральное училище (позднее — хореографический техникум), где основными её педагогами стали её мать — Мария Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова. Женщина довольно равнодушно отнеслась к своей новой ученице, которая сначала явно не входила в число фавориток Агриппины Яковлевны. Но к концу обучения Галины Улановой в ЛХУ Ваганова поняла, что всё это время воспитывала талантливейшую балерину.
Окончила техникум по классу Вагановой в 1928 году (выпускной спектакль состоялся 16 мая 1928 года), после чего была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета.
Галина Уланова в молодости
Её дебют в качестве профессиональной танцовщицы состоялся в октябре того 1928 года — она исполнила партию Флорины в «Спящей красавице».
Первое время начинающей артистке было сложно выходить на сцену, она ужасно боялась зала, но постепенно страх отступил. Уланова всегда была крайне недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых репетиций, после которых одежду танцовщицы можно было отжимать, настолько сильно она пропитывалась потом.
В 19 лет Галина Сергеевна получила свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», и танцевала ее потом всю жизнь.
Галина Уланова — Умирающий лебедь
На первую зарплату, растерявшись от невиданной суммы — 60 рублей, накупила пирожных в кафе «Норд» . А больше ничего не придумала. Она тогда совсем не увлекалась вещами, естественными и понятными для любой женщины: косметикой, нарядами, безделушками. Но то, что французы называют «шармом» было в ней заложено природой.
В 1930-1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым, их дуэт в истории русского балета считается образцовым.
С середины 30-х годов слава Улановой распространилась за пределы Ленинграда. В 1935 году Уланова впервые танцевала на сцене Большого театра «Лебединое озеро». Вскоре попала в число сталинских любимиц — была четырежды награждена Сталинской премией. После подписания договора с Германией, Риббентропу не могли не показать русский балет — гордость СССР. На следующий день после выступления Улановой прислали корзину цветов от министра третьего рейха. Уланова была насмерть перепугана этим даром и еще долго не могла прийти в себя.
Несмотря на всемирную славу, на покровительство первых лиц страны, Уланова всегда оставалась простым, скромным человеком. По воспоминаниям тех, кто знал её, она носила значок «Ворошиловский стрелок» за меткую стрельбу, ходила на занятия по противовоздушной и противохимической обороне, ездила на трамвае, не выделяясь ничем в толпе. По словам людей, работавших с ней в труппе, никогда от нее не исходило ощущения звезды и ни в чем не давала она почувствовать исключительность своего положения.
В Ленинградском театре им. Кирова среди лучших ролей Улановой были Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932) и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского (1934).
Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца Улановой.
Крупным артистическим успехом было создание ею образов Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева (1934, балетмейстер Р. Захаров) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (1940, балетмейстер Л. Лавровский).
Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан»
Во время блокады была эвакуирована в Алма-Ату, куда прибыла в 1942 году. Работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР».
Галина Уланова — Киноконцерт 1941 года
Ближе к окончанию войны, в 1944 году, Уланова была переведена работать в Большой театр. Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли».
В 1946 году сыграла роль балерины Синельниковой в фильме «Солистка балета».
В 1954 году на экраны вышел фильм-спектакль «Ромео и Джульетта», в котором она сыграла Джульетту. Об этой роли балерина говорила: «В Джульетте я увидела волю необыкновенной силы, способность и готовность бороться и умереть за своё счастье. Отсюда новый, обострённый драматизм сцены с отцом — отказ стать женой Париса — и та решимость, отчаяние и мужество, которые я стремилась выразить в танце. Трагедия, написанная четыреста лет назад, должна была прозвучать современной темой в балете, должна была восприниматься как новый балет. В этой новой Джульетте я хотела, я чувствовала настоятельную потребность показать человека, близкого нам по духу, в какой-то мере нашу современницу».
Галина Уланова в фильме-спектакле «Ромео и Джульетта»
Уланова была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949).
Галина Уланова в балете «Золушка»
После окончания войны, в июле 1945 года, Галина Уланова впервые выступала в Вене, исполнив миниатюру «Лебедь», «Вальс» Рубинштейна и Седьмой вальс из «Шопенианы» (партнёр — В. Преображенский).
Её шекспировская Джульетта стала событием не только на сцене Мариинского театра, но и далеко за его пределами. Балет был поставлен в 1940 году на музыку Прокофьева, которую Уланова совсем не понимала, после премьеры спектакля она даже позволила себе шутливый тост на этот счёт: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Однако, несмотря на это, танцевала Галина Сергеевна фантастически.
Когда в 1956 году постановку увидела чопорная лондонская публика, после спектакля машину с Улановой публика в буквальном смысле подняла на руках. Туманный Альбион сошёл с ума от улановской Джульетты, хотя к тому моменту балерина была намного старше шекспировской героини — Галине Сергеевне исполнилось 46. Это были первые зарубежные гастроли Большого театра. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой.
В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
Из интервью Галины Улановой:
— Галина Сергеевна, а что для вас слава?
— А какое это имеет значение? Слава — не слава… я делала свое дело.
— Но ведь она, слава, была! Как вы к этому относились?
— Да никак. Что она мне, слава? Мешала. Иногда выходишь, а на тебя со всех сторон фотоаппараты, и — чик-чик-чик — начинают снимать. Ну, я старалась закрыться и уйти.
В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
В 1960-1997 годах, вплоть до конца своей жизни, Уланова работала педагогом-репетитором в Большом театре. Среди её учеников — такие артисты, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев (несмотря на то, что Уланова была «женским» педагогом, танцовщик подготовил под её руководством несколько партий), Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва. Уланова работала также с солистами парижской Оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 году — I Международного конкурса артистов балета в Москве.
Смерть Галины Улановой
Когда она ушла со сцены Большого театра, оглушительные аплодисменты в жизни Улановой сменились полной тишиной и одиночеством, которое Галина Сергеевна, несмотря на свой сильный характер, переносила с трудом.
Последние годы балерина жила скромно и одиноко в большой квартире на Котельнической набережной. Интересно, что обставила помещение она мебелью, сохранившейся еще от родителей. За материальными ценностями Галина Уланова никогда не гналась, не имела ни дачи, ни автомобиля, а главным достоянием считала своих учеников. И очень переживала, что не может сама танцевать на сцене.
По слухам, в последние месяцы жизни Галина Сергеевна начала писать воспоминания из жизни. Зная ее откровенность, можно предположить, что мемуары были бы очень чувственными и, возможно, острыми. Но впоследствии никаких записок и даже фотографий обнаружено не было, видимо, Уланова их сожгла.
Легендарная балерина ушла из жизни 21 марта 1998 года в возрасте 88 лет, и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Позднее о великой танцовщице были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Галина Уланова. Одиночество богини
Рост Галины Улановой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Галины Улановой:
Состояла в нескольких гражданских браках. Один раз была замужем официально. Детей не имела.
Первый фактический муж — Исаак Милейковский, преподаватель фортепиано в училище. Маленький, лысоватый, ничем не примечательный — она стала жить с ним в 17 лет к удивлению окружающих. Брак продлился всего год.
Далее ее гражданским супругом стал дирижер Кировского театра Евгений Дубовской. Но и этот гражданский брак тоже оказался недолговечным.
Официальный муж — Юрий Завадский, актер и режиссер. Они познакомились в 1937 году. Завадский был старше Улановой на 16 лет, к тому же состоял в браке с Верой Марецкой, имел сына. Завадский стал единственным официальным мужем Улановой. Но не сразу — а уже тогда, когда их роман заканчивался. Брак был необычный: муж и жена проживали в разных квартирах и никогда не вели совместного хозяйства — считали, что только так и могут существовать два творческих человека. Официально они оставались мужем и женой до самой смерти Завадского в 1977 году.
Юрий Завадский — муж Галины Улановой
Следующий гражданский муж — Иван Николаевич Берсенев (настоящая фамилия — Павлищев; 1889-1951), русский советский актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР. Вместе начали жить после войны. Иван Берсенев считался одним из самых красивых мужчин тогдашней Москвы. Берсенев долго был женат на Софье Гиацинтовой, но ради Улановой оставил семью. Вместе они прожили до смерти Берсенева в 1951 году.
Иван Берсенев — гражданский муж Галины Улановой
Очередным гражданским мужем стал Вадим Фёдорович Рындин (1902-1974), советский живописец, театральный художник, сценограф, педагог, профессор, Народный художник СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, был действительным членом Академии художеств СССР. Вместе стали жить с конца 1950-х годов. Он был старше ее на восемь лет. Был умен, чрезвычайно начитан, с ним было очень интересно разговаривать. Несмотря на то, что Уланова не любила говорить о личной жизни, как-то она признавалась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют…». Кроме того, Рындин был неравнодушен к алкоголю — именно из-за этого они и расстались.
Галина Уланова и Вадим Рындин
В одном из интервью Галина Уланова говорила: «Наверное, я просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось». И добавляла: «Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили… Я всех с признательностью вспоминаю».
Детей так и не завела. Она вспоминала, что еще в юности родители сказали ей: «Галя, ты ни в коем случае никогда не должна иметь детей. Или сцена, или дети…».
Несколько лет вместе с Улановой жила её подруга Татьяна Агафонова — журналистка, которая ради великой балерины оставила карьеру и стала её компаньонкой, помощницей, домработницей. Уланова относилась к ней как к дочери, но Татьяна рано умерла и тогда Галина Сергеевна осталась совсем одна.
Уже после смерти Улановой долгое время оставалось под вопросом, кому достанется её квартира. Детей у неё не было, сама она была единственным ребёнком, но, разумеется, наследники на квартиру с видом на Кремль быстро нашлись. Конституционный суд отказал им в праве на наследство, но возникла другая опасность — что квартира и имущество будет пущено с молотка. Инспектор-налоговик тогда даже сообщила в радиоэфире, что в квартире Улановой «одни побрякушки». К счастью, всего этого удалось избежать, когда квартиру взял на баланс Бахрушинский музей.
У неё не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких «шорах» я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре».
Любила животных.
Держала себя в форме. Утром — целый час специальная зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой.
Фильмография Галины Улановой:
1941 — Киноконцерт 1941 года
1946 — Солистка балета — балерина Синельникова, народная артистка СССР
1951 — Большой концерт — Джульетта
1952 — Концерт мастеров искусств (фильм-спектакль)
1953 — Мастера русского балета (фильм-спектакль) — Белый лебедь (Одетта) / Мария
1954 — Ромео и Джульетта (фильм-спектакль) — Джульетта
1957 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1958 — Волшебное зеркало (документальный)
1963 — Галина Уланова (документальный)
1964 — Соберите Венеру (фильм-спектакль)
1969 — Молодой балет мира (документальный)
1971 — Адажио (документальный) (нет в титрах)
1979 — Размышления о Мравинском (документальный)
1981 — Мир Улановой (документальный)
1983 — И каждый вечер в час назначенный… (документальный)
1990 — Катя и Володя (документальный)
Награды Галины Улановой:
Дважды Герой Социалистического Труда (16.05.1974; 01.01.1980);
Заслуженная артистка РСФСР (11 марта 1939);
Народная артистка РСФСР (1 июня 1940);
Народная артистка Казахской ССР (1943);
Народная артистка СССР (1951);
Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области балетного искусства;
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Золушка» С. С. Прокофьева;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева;
Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Тао-Хоа в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра;
Ленинская премия (1957);
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1997);
Четыре ордена Ленина (14.12.1953; 30.01.1970; 16.05.1974; 01.01.1980);
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (11.03.1939; 27.05.1951; 15.09.1959; 27.10.1967);
Орден «Знак Почёта» (01.06.1940);
Орден Дружбы народов (22.08.1986);
Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария) (1968);
Командор ордена Искусств и литературы (Франция) (1992);
Орден Парасат (1995, Казахстан);
Медаль «За оборону Ленинграда»;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (1958);
Премия и Золотая медаль ВДНХ (1971);
Премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1958);
Премия Виотти (1959, Верчелли, Италия);
Премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан);
Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1995);
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1959);
Почётный член Американской Академии искусств и наук (1961);
Почётный член зарубежных академий: Финляндия (1958), Бразилия (1986), КНР (1989), Венесуэла (1991);
Почётный гражданин Москвы (1997)