Галина Александровна Орлова. Родилась 30 ноября 1928 года в Витебске — умерла 21 августа 2021 года в Минске. Советская и белорусская актриса театра и кино. Народная артистка Беларуси (1991). Лауреат Государственной премии БССР (1989). Жена Николая Ерёменко (старшего). Мать Николая Ерёменко (младшего).
Галина Орлова родилась 30 ноября 1928 года в белорусском городе Витебск.
В 1948 году окончила в Витебске студию при театре имени Якуба Коласа. Далее была зачислена в труппу этого театра. В то время послевоенный Витебск был сильно разрушен, город трудно восстанавливался, люди жили в землянках. Драматический театр имени Якуба Коласа, в котором она работала, был расположен в наспех восстановленном клубе «Металлист».
С 1959 года — актриса Белорусского драматического театра им. Я. Купалы в Минске.
Театральные работы Галины Орловой:
Нелли — «Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского;
Ягодка — «Амнистия» Н. Матуковского;
Кудрицкая — «Врата бессмертия» К. Крапивы;
Антонина Львовна — «И смолкли птицы» И. Шемякина;
Маша, Катя Маслова — «Живой труп» («Воскресение» Л. Толстого);
Елена — «Женитьба Бялугіна» А. Островского;
Карпухина — «Дядечкин сон» Ф. Достоевского;
Кукушкина — «Доходное место» А. Островского;
Василиса — «На дне» М. Горького;
Анна Андреевна — «Ревизор» Н. Гоголя;
Ирина — «Верю в тебя» В. Коростылёва;
Надежда — «Друзья и годы» Л. Зорина;
Леокадия Бекбик — «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта;
Ольга Носова — «Традиционный сбор» В. Розова;
Киселева — «Характеры» В. Шукшина;
Эмма Герберт — «Берег» Ю. Бондарева;
Агриппина — «Жениться — не грустить» бр. Далецких, М. Чарота;
Генеральша — «Вечный Фома» по Ф. Достоевскому;
Жена Зуйка — «Страсти по Авдею» В. Прасолов;
Мать Йорана — «Эрик XIV» А. Стриндберга;
Хенавева — «Апельсиновое вино» А. Касоны.
Получила известность как исполнительница характерных и драматических ролей.
За роли в радиоспектаклях «Рыбакова хата» Якуба Коласа и «Хамутиус» Аркадия Кулешова в 1989 году была удостоена Государственной премии Белорусской ССР.
Народная артистка Белоруссой ССР (1991).
Сыграла несколько второплановых ролей в кино, дебютировав на экране в 1964 году в короткометражке «Павлик» режиссера Владимира Стрельцова. В картине она сыграла учительницу Марью Ивановну.
Галина Орлова в фильме «Павлик»
Позже сыграла проверяющую из министерства Ягодку в комедии «Амнистия», сестру Карнача в мелодраме «Атланты и кариатиды» по одноименному роману Ивана Шамякина.
Галина Орлова в фильме «Амнистия»
Галина Орлова в фильме «Атланты и кариатиды»
Умерла 21 августа 2021 года в Минске.
Личная жизнь Галины Орловой:
Муж — Николай Николаевич Еременко (старший) (1926-2000), советский и белорусский актер театра и кино, народный артист СССР.
Они познакомились в Витебске, когда оба посещали театральную студию при Театре имени Якуба Коласа. В момент их знакомства ей было всего 15 лет, она училась в 9-м классе.
Галина Александровна вспоминала: «Несколько лет мы встречались. Не обратить внимания на Николая было невозможно. Он появился в нашей студии, и сразу все стали считать его самым красивым молодым актером. Еременко был высокий, плечистый, с копной вьющихся черных волос и пронзительным взглядом. Теперь мне кажется, что влюбилась в него в один миг. Но, знаете, наши отношения всегда были очень сдержанными. Он не признавался мне каждый день в любви, но я понимала, что дороже ни у него, ни у меня, кроме нас двоих и Коленьки, никого не было. Мы ведь долго жили в очень скромных условиях. Даже свадьбу не за что было справить. Пошли в районный загс Витебска и тихо расписались. Ни о каком свадебном платье для меня и речи не было. Я надела свой единственный костюмчик из цветастой ткани и босоножки, которые для блеска натерла зубным порошком. А у Николая первый солидный костюм появился только после того, как он стал ведущим актером театра. Первое время нам пришлось снимать угол в большой коммунальной квартире. Там стояли наша кровать и небольшой стол. Еле втиснули туда детскую кроватку для новорожденного Коленьки. Но при этом все равно были совершенно счастливы».
14 февраля 1949 года у них родился сын — Николай Николаевич Ерёменко (младший) (умер 27 мая 2001 года), советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, народный артист РФ.
Сыну было всего три дня от роду, когда он заболел воспалением легких. Орлова вспоминала: «В разрушенном Витебске для роддома быстренько восстановили какую-то «коробку». Она еще не успела просохнуть. В здании сквозняки, а пеленочки тоненькие, одеял не хватало, поэтому Коля заболел. Тогда много детей умирало. Спас сына доктор из Москвы. Тогда, если знаете, как раз гремело «дело врачей». Их не убили и не посадили, а отправили трудиться в разрушенные города. Главный гинеколог Москвы, профессор работал в витебском роддоме. Ему Коля обязан жизнью».
«Когда меня спрашивали, на кого сын похож больше — на меня или на Николая, я отвечала, что на обоих. Как Ерема (так я называла мужа дома) говорил, «хорошо взболтнули». Для себя я сделала вывод: когда Коля играл военные роли — там он отец вылитый, а где с длинными волосами — там я», — делилась она.
Галина Орлова с мужем и сыном
О своем муже Галина Александровна рассказывала: «У нас никогда не стоял вопрос, кто станет к плите. У кого было время, тот и готовил обед. В чем был у Коли непревзойденный талант повара, так это в лепке сибирских пельменей. Муж ходил на базар, сам выбирал мясо — свинину и говядину, потом готовил фарш. Лепил пельмени только вручную и не любил, чтобы ему кто-то помогал. А еще обожал рыбачить. В те годы, когда у нас не было денег даже на то, чтобы купить покушать, Коля брал удочку и отправлялся на одно из озер в Витебске. Домой возвращался непременно со щукой. Это были самые вкусные обеды в нашей жизни».
Тяжелым ударом для актрисы стала смерть сына 27 мая 2001 года.
Она вспоминала: «Перед смертью Коли я постоянно натыкалась на зловещие знаки. Говорят, это забобоны, но я же не сумасшедшая! Когда умер Николай Николаевич, у нас уже были куплены путевки в санаторий и билеты до Юрмалы и обратно. Я не знала, что делать. Коля сказал: «Мама, поезжай». Я там на сорок дней заказала службу в церкви. Но было ощущение, что все, что я делаю, как об стенку горох, ну не клеится, и все. Когда меня подвели к иконе Николая Угодника, показалось, что и взгляд у него какой-то тяжелый. Легче мне не стало. А в гостиничном номере две огромные комнаты — и я одна, и такая несчастная: Вечером сижу и вдруг чувствую возле своего лица дыхание Николая Николаевича, а потом слышу его голос: «Ты должна знать…» Я испугалась, замахала руками, побежала. А когда успокоилась, поняла, что он меня о чем-то предупреждает. Но от покойного мужа больше не было знаков. И еще перед смертью Коли черная птица стукнулась в окно. То же самое было перед смертью моей мамы. У меня сердце сжалось, я подумала, что смерть пришла за мной. В голову не могло прийти, что сразу за отцом покинет мир наш Коленька».
Галина Орлова
Фильмография Галины Орловой:
1964 — Павлик (короткометражный) — Марья Ивановна, учительница
1980 — Атланты и кариатиды — сестра Карнача
1980 — Амнистия — Ягодка, проверяющая из министерства
1987 — Жениться — не журиться (фильм-спектакль) — Грипина
1999 — Милый лжец (фильм-спектакль) — Патрик Кемпбелл
2003 — Чтобы помнили. Николай Еременко (младший) (документальный)
2014 — Последняя весна Николая Ерёменко (документальный)