Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola)

Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola). Родился 7 апреля 1939 года в Детройте, Мичиган (США). Американский режиссёр, сценарист и продюсер. Широко известен как создатель гангстерской саги «Крёстный отец». Лауреат премии «Оскар».

Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в городе Детройт, штат Мичиган.

Отец — Кармайн Коппола, флейтист из Детройтского симфонического оркестра.

Мать — Италия Коппола, урожденная Пеннино.

Старший брат — Август Коппола.

Младшая сестра — Талия Шайр, актриса.

Рос в семье иммигрантов итальянского происхождения, его дедушка приехал в Соединенные Штаты из города Бернальды, область Базиликата.

Коппола получил своё второе имя в честь Генри Форда, не только потому, что он родился в Больнице Генри Форда, но и из-за ассоциации его музыканта-отца с производителем автомобиля.

Через два года после рождения Копполы, его отец был назначен главным флейтистом Симфонического оркестра NBC, и семья переехала в Нью-Йорк, поселившись в Вудсайте (Куинс), где Коппола провёл оставшуюся часть своего детства.

Будучи мальчиком, Фрэнсис заболел полиомиелитом и был прикован к постели в течение большего периода своего детства, что позволило ему развивать воображение во время просмотров постановок домашнего кукольного театра. Чтение пьесы Трамвай «Желание» в пятнадцатилетнем возрасте сыграло важную роль в развитии его интереса к театру.

Увлекался созданием фильмов, смонтированных с домашних съёмок на 8-мм плёнку. В детстве Коппола был посредственным учеником, но он так интересовался технологией и инженерным делом, что друзья прозвали его «Наука».

Занимался музыкой, играл на тубе и выиграл музыкальную стипендию Нью-Йоркской военной академии. В целом Коппола поменял 23 школы, прежде чем он, в конечном итоге, окончил среднюю школу Great Neck North.

В 1955 году поступил в колледж Хофстра, изучал театральное искусство. Там он получил стипендию по драматургии. Это способствовало его интересу изучения режиссуры театра, несмотря на неодобрение своего отца, который хотел чтобы Фрэнсис изучал инженерное дело.

Коппола был обескуражен, увидев фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», особенно его потрясло качество монтажа фильма. Именно в это время Коппола решил, что он будет заниматься кинематографом, а не театром. Коппола говорит, что он был под сильным влиянием своего брата Августа и собирался стать писателем.

В 1962 году Коппола ассистировал известному режиссёру Роджеру Корману, а в 1963 году поставил первый фильм — «Безумие-13».

В последующих кинокартинах Копполы, «Ты теперь уже большой мальчик» и «Радуга Файниана» понемногу начинает вырисовываться авторский стиль режиссера. Внимание к деталям и тщательной прорисовке полноценных характеров героев проявились в драме «Люди дождя» (1969), получившей приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне.

Успех «Людей дождя» у критики и премия «Оскар», полученная в 1971 Копполой за сценарий к фильму Франклина Шеффнера «Паттон», принесли Копполе известность. В Голливуде заговорили о подающем надежды молодом таланте.

В 1971 году владельцы киностудии «Парамаунт» предложили Копполе постановку фильма по бестселлеру Марио Пьюзо «Крестный отец». Книга Копполе не понравилась, но снимать было нечего и скрепя зубами, он согласился взяться за этот, по его мнению: «развлекательный проект», в надежде закрепиться в Голливуде в случае его успеха в кинопрокате.

На главную роль Дона Корлеоне был приглашен Марлон Брандо, на роль же его сына, Майкла студийные чиновники предлагали популярных молодых актеров Джека Николсона и Берта Рейнолдса. Копполе, справедливо считавшему, что итальянца должен играть итальянец, удалось настоять на кандидатуре никому не известного 28-летнего театрального актера Аль Пачино, игравшего в большом кино всего дважды.

Выйдя на экраны в 1972 году, фильм «Крестный отец» стал одним из самых кассовых фильмов всех времен, обладателем трех премий «Оскар» (за лучший фильм, лучшую мужскую роль для Брандо и лучший адаптированный сценарий для Копполы) и одним из выдающихся произведений искусства 20 века. Рассказ о жизни мафиозного клана был представлен режиссером как будни большой американской семьи с ее проблемами в бизнесе и конфликтом отцов и детей. По итогам опроса, проведенного Американским институтом кино в 1997 среди деятелей искусства и политиков США, «Крестный отец» занял третье место в списке ста лучших кинокартин столетия.

Кадры из фильма «Крестный отец»

Кадр из фильма Крестный отец

Кадр из фильма Крестный отец 0

Кадр из фильма Крестный отец 1

Следующей картиной Копполы стал — «Разговор» (1974), драма о специалисте по прослушиванию, отразила страхи рядового американца перед государственной системой. Фильм получил Золотую Пальмовую Ветвь на кинофестивале в Канне. Сразу же после окончания его съемок Коппола берется за продолжение «Крестного отца». Скорее всего, причиной стали не уговоры чиновников «Парамаунт», стремящихся заработать на популярности первой части, а вызов режиссера бытовавшему мнению, что продолжение не может быть на уровне оригинала. По сравнению с первой частью «Крестного отца» Коппола меняет структуру фильма: в продолжении два временных пласта: молодость Вито Корлеоне (1920-е годы), вынужденного стать на бандитскую дорожку, чтобы прокормить семью, и зрелость его сына Майкла (конец 1950-х), утратившего семейную честь и идущего на убийство брата.

Результат превзошел все ожидания. По отзывам прессы вторая часть «Крестного отца» (1974) получилась даже лучше первого фильма, хотя в кинопрокате она прошла менее удачно, чем первая часть, зато в итоге, получившая шесть «Оскаров»: из них – продюсер за лучший фильм, и сам Коппола – 2 статуэтки, за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Это был пик славы Фрэнсиса Форда Коппола.

Кадры из фильма «Крестный отец 2»

Кадр из фильма Крестный отец 2

Кадр из фильма Крестный отец 2 1

В 1975 студия «Парамаунт» объявила о начале работы над проектом «Апокалипсис сегодня», продюсером, автором сценария и режиссером которого выступает Фрэнсис Форд Коппола. Проект основан на романе Джозефа Конрада «Сердце тьмы», действие перенесено в джунгли Индокитая времен Американо-Вьетнамской войны 1965–1975. В качестве исполнителя главной роли называется Харви Кейтель, роли второго плана – Марлон Брандо. Главным оператором кинокартины становится Витторио Стораро, в те годы постоянный соратник итальянского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи.

В 1976 году съемочная группа отправляется работать на Филиппины. В самом начале съемок вдруг выясняется, что Кейтель не устраивает Копполу как исполнитель главной роли. В результате на главную роль приглашается Мартин Шин, получивший известность благодаря киноленте Теренса Малика «Пустоши». В условиях жары и тропических болезней съемки проходят неимоверно сложно. Более того, Копполу перестает устраивать сценарий, он переписывает сцены за ночь до их съемки.

Вертолеты филиппинских вооруженных сил, нанятые для съемок, внезапно отправляются на борьбу с повстанцами. Группа, включая режиссера, начинает принимать наркотики. Прибывший на Филиппины Марлон Брандо не понимает, что конкретно он должен играть. Далее Мартина Шина госпитализируют с инфарктом. Тем не менее, в конце 1977 съемки были закончены. Для Копполы наступил мучительный период монтажа, растянувшийся на год. Находясь на грани срыва, он выбрасывал свои «Оскары» из окна дома. В прессе ходили слухи, что проект «Апокалипсис сегодня» на грани катастрофы.

В мае 1979 года Коппола привёз законченный «Апокалипсис сегодня» на кинофестиваль в Канны. Фильм вызвал ошеломительные отзывы и получил Золотую Пальмовую Ветвь. Однако на «Оскаре» Копполу уже обогнал другой фильм о Вьетнаме, драма Майкла Чимино «Охотник на оленей», названный «академиками» лучшим фильмом 1978 года. В итоге номинированный по восьми номинациям «Апокалипсис сегодня», уступив звание лучшего фильма 1979 мелодраме Роберта Бентона «Крамер против Крамера», получил всего две статуэтки: за звук и операторскую работу (Витторио Стораро).

После трех лет напряженнейшей работы Копполе удается создать шедевр кино, произведение искусства, размышление о Зле и разрушающей силе Власти. По опросу, проведенному в 1997 году Американским институтом кино «Апокалипсис сегодня» занял 26-е место в списке лучших кинокартин столетия. По опросу, проведенному в 2002 популярным британским киноизданием «Сайт’н’Саунд» (Sight & Sound) фильм занял первое место среди мировых кинолент, вышедших на экраны с 1977 года.

Поставив подряд четыре этапных фильма в 1970-х, в 1980-е Коппола продолжает снимать фильмы, но создается впечатление, что режиссер утратил контакт с реальностью, остался существовать в своем авторском мире. Все его кинокартины, снятые в тот период были профессиональны, но лишены свежести, оригинальности и актуальности. Лучшей работой Копполы того периода, являлась «Бойцовая рыбка» (1983), мастерская стилизация под «бунтарские» киноленты 1950-х. Попытка «скрестить» гангстерский фильм с мюзиклом вылилась в яркий, захватывающий, но на редкость неровный «Клуб Коттон» (1984), провалившийся в кинопрокате. В 1986 году вышел «Пегги Сью выходит замуж». Получилась приятная романическая комедия, имевшая успех у зрителя, но не была запоминающейся.

В конце 1980-х Коппола возвращается к прославившему его эпосу «Крестный отец» и начал работу над его третьей частью. «Крестный отец — 3» (1990, шесть номинаций на «Оскар», включая номинации на лучший фильм года и лучшего режиссера) несмотря на размах постановки и впечатляющие актерские работы, получился чересчур затянутым и тяжеловесным.

Кадры из фильма «Крестный отец 3»

Кадр из фильма Крестный отец 3

Кадр из фильма Крестный отец 3 1

В 1992 году Коппола экранизировал роман Брэма Стокера «Дракула», сделав акцент не на ужасах, а на трагической линии любви. В результате «Дракула Брэма Стокера» получился завораживающим своим визуальным рядом, но совершенно не пугающим и в целом посредственным.

В 1996 году вышла комедия «Джек», основанная на любопытном сюжете о мальчике, который взрослеет в десятки раз быстрее, чем другие, имела ограниченный успех в кинопрокате. И лишь в экранизации романа Джона Гришема «Благодетель» (1997) чувствуются проблески, в прошлом великого режиссера, чьи прежние работы оказали огромное влияние как на кинематограф, так и на искусство в целом.

Рост Фрэнсиса Форда Коппола: 182 сантиметра.

Личная жизнь Фрэнсиса Форда Коппола:

Женат на Элеоноре Джесси Нил. Они встретились ещё в ранней молодости. Элеонора родила ему троих детей – дочь Софию Копполу и сыновей Джана-Карло и Романа. 22-летний старший сын, начавший работать в киноиндустрии, трагически погиб в морской аварии, катаясь на яхте. Роман Коппола стал сценаристом. Наибольшую известность приобрела София, она сделала блестящую карьеру как актриса и режиссер.

Фрэнсис Форд Коппола и Элеонора Джесси Нил

Фрэнсис Форд Коппола и Элеонора Джесси Нил

Фрэнсис Форд Коппола с семьей

Фрэнсис Форд Коппола с семьей

Дядя Николаса Кейджа.

Фильмография Фрэнсиса Форда Коппола:

1962 — Сегодня вечером — наверняка — Режиссёр/автор сценария
1962 — Развлекающиеся девушки и коридорный — Режиссёр/автор сценария
1963 — Безумие-13 — Режиссёр/автор сценария; Первый полнометражный фильм
1963 — Страх — Режиссёр/продюсер
1966 — Ты теперь большой мальчик — Режиссёр/автор сценария
1968 — Радуга Финиана — Режиссёр
1969 — Люди дождя — Режиссёр/автор сценария; Золотая раковина на Кинофестивале в Сан-Себастьяне
1970 — Паттон — Автор сценария; Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий
1971 — THX 1138 — Исполнительный продюсер
1972 — Крёстный отец — Режиссёр / автор сценария; Премия «Оскар» за лучший фильм
1973 — Американские граффити — Продюсер; Премия «Золотой глобус» за лучший фильм — комедия или мюзикл
1974 — Разговор — Режиссёр/продюсер/автор сценария; Золотая пальмовая ветвь
1974 — Крёстный отец 2 — Режиссёр /продюсер / автор сценария; Премия «Оскар» за лучший фильм
1979 — Апокалипсис сегодня — Режиссёр/продюсер/автор сценария/композитор; Золотая пальмовая ветвь
1979 — Чёрный скакун — Исполнительный продюсер
1982 — От всего сердца — Режиссёр/Автор сценария
1983 — Изгои — Режиссёр
1983 — Бойцовая рыбка — Режиссёр/Продюсер/Автор сценария; Премия Международной федерации кинопрессы на Кинофестивале в Сан-Себастьяне
1984 — Клуб «Коттон» — Режиссёр/автор сценария
1986 — Пегги Сью вышла замуж — Режиссёр
1987 — Сады камней — Режиссёр/продюсер
1988 — Такер: Человек и его мечта — Режиссёр
1989 — Нью-йоркские истории — Режиссёр/автор сценария
1990 — Крёстный отец 3 — Режиссёр / продюсер / автор сценария
1992 — Дракула — Режиссёр/продюсер/автор сценария; Премия «Сатурн» за лучшую режиссуру
1993 — Рождество Джанки — Продюсер
1994 — Франкенштейн Мэри Шелли — Продюсер
1996 — Джек — Режиссёр, продюсер
1997 — Благодетель — Режиссёр, автор сценария
1998 — Первая волна — Исполнительный продюсер
1999 — Девственницы-самоубийцы — Продюсер
1999 — Сонная Лощина — Продюсер
2000 — Сверхновая — Режиссёр
2001 — CQ — Продюсер
2001 — Джиперс Криперс — Исполнительный продюсер
2006 — Мария-Антуанетта — Продюсер
2007 — Молодость без молодости — Режиссёр/продюсер/автор сценария
2009 — Тетро — Режиссёр/продюсер/автор сценария
2010 — Где-то — Продюсер
2011 — На дороге — Исполнительный продюсер
2011 — Между — Режиссёр/продюсер/автор сценария

Оцените статью
Добавить комментарий