Фридрих Эрмлер

Фридрих Эрмлер

Фридрих Маркович Эрмлер (настоящие имя и фамилия — Владимир Михайлович Бреслав). Родился 1 (13) мая 1898 года в Режице Витебской губернии — 12 июля 1967 года в Комарово (Ленинград). Советский кинорежиссер, актер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1951).

Владимир Бреслав родился 1 (13 по новому стилю) мая 1898 года в Режице Витебской губернии в бедной еврейской семье.

Отец был мебельщиком, в 1905 году уехал на заработки в Америку, где умер в 1909 году, и мать воспитывала детей сама.

Он был старшим из пятерых детей в семье, которая жила на Кладбищенской улице, № 10.

В возрасте 12 лет начал работать, был мальчиком на побегушках на аптечном складе у провизора Ляцкого.

В 1916 году призван в армию, в конце 1917 года дезертировал под Ригой и вскоре прибыл в Петроград.

В годы Гражданской войны служил в РККА, затем в отделе по борьбе с контрабандой ЧК (1919).

В 1919 году вступил в РКП(б) и тогда же принял псевдоним Эрмлер.

В 1923-1924 годах учился на актерском отделении Ленинградского техникума экранного искусства (ныне Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения), работал в объединении «Ленинградкино».

С 1924 года работал на кинофабрике «Севзапкино» (ныне киностудия «Ленфильм»).

В 1925 году организовал творческое объединение «КЭМ» (Кино-экспериментальная мастерская, совместно с Э. Ю. Иогансоном), где поставил свой первый фильм «Скарлатина».

В 1920-е годы Фридрих Эрмлер заслужил авторитет как режиссер-нравоописатель в фильмах «Парижский сапожник» и «Обломок империи». Последующими картинами политического толка «Встречный» и «Крестьяне» Эрмлер выдвинулся в число ведущих кинематографистов страны, заслужив личную аудиенцию с И.В. Сталиным, на которого творчество режиссера произвело самое благоприятное впечатление. Как считают историки кино, называющие Эрмлера «партийным художником», он совершенно искренне верил в коммунистическую идеологию, будучи членом партии по убеждениям.

Фридрих Эрмлер в молодости

Фридрих Эрмлер в молодости

В 1929-1931 годах учился в Коммунистической академии. Работал редактором газеты «Кино», председателем бюро РОСАРРК (Российской ассоциации работников революционной кинематографии).

В 1932 году участвовал в создании одного из первых советских звуковых фильмов «Встречный».

В 1937 году поставил свой знаменитый фильм «Великий гражданин» с Николаем Боголюбовым в главной роли. В основу сюжета политической драмы положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова.

Сценарий фильма дорабатывался при непосредственном участии Сталина и под воздействием реальных громких политических процессов 1930-х годов в СССР. Ознакомившись со сценарием 2-й серии, вождь сделал несколько замечаний: «Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела бы как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека».

В ходе съемок, как вспоминали создатели, они неоднократно сталкивались со случаями вредительства, серьезно мешавшего процессу работы над картиной. В один из съемочных дней осветители обнаружили, что кабели к прожекторам были перерублены топором. Хотя «Ленфильм» и не подвергался таким чисткам кадров, как, например, «Мосфильм», в течение периода работы над фильмом четверо членов съемочной группы были арестованы, двоих расстреляли. После XX съезда фильм «Великий гражданин» был подвергнут критике и в 1950-е годы практически исчез с экранов.

С 1940 года — художественный руководитель киностудии «Ленфильм».

В 1941-1944 годах — кинорежиссер Центральной объединенной киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в Алма-Ате (ныне киностудия «Казахфильм»).

кинорежиссер Фридрих Эрмлер

В 1945 году снял военную драму «Великий перелом» с Михаилом Державиным-старшим в главной роли. В центре повествования находится командный состав Красной армии, в нем показано советское военное искусство, отсюда и рабочее название фильма — «Генерал армии». Картина была поставлена при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. В 1946 году, на первом Каннском международном кинофестивале фильм получил главный приз — «Гран-при» (в числе одиннадцати фильмов, награжденных этим призом).

Вел курс в Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств).

Член Союза кинематографистов СССР.

Умер 12 июля 1967 года в поселке Комарово, под Ленинградом. Похоронен на Богословском кладбище.

В Санкт-Петербурге, на доме по адресу: Каменноостровский проспект, дом 55, в 1969 году была установлена мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович) с текстом: «В этом доме с 1930 по 1962 год жил кинорежиссер, народный артист СССР Фридрих Маркович Эрмлер».

Личная жизнь Фридриха Эрмлера:

Жена — Вера Александровна Бакун (1909-1988), актриса, художница, выпускница Ленинградского театрального института.

Сын — Марк Фридрихович Эрмлер (1932-2002), дирижер, педагог, народный артист РСФСР (1980). Ведущий дирижер Большого театра в 1980-1990-е годы.

Фильмография Фридриха Эрмлера:

1924 — Чай (короткометражный)
1924 — Скарлатина
1924 — Красные партизаны — политрук
1932 — Встречный

Режиссерские работы Фридриха Эрмлера:

1924 — Скарлатина
1926 — Катька — бумажный ранет (совместно с Э. Иогансоном)
1926 — Дети бури (совместно с Э. Иогансоном)
1927 — Парижский сапожник
1928 — Дом в сугробах
1929 — Обломок империи
1932 — Встречный (совместно с С. Юткевичем и Л. Арнштамом)
1934 — Крестьяне
1937 — Великий гражданин
1940 — Бальзак в России (не был завершен)
1940 — Осень (короткометражный) (совместно с И. Менакером)
1943 — Она защищает Родину
1945 — Великий перелом
1949 — Великая сила
1952 — Победители (картина на экран не вышла)
1953 — Званый ужин (короткометражный)
1955 — Неоконченная повесть
1958 — День первый
1962 — Из Нью-Йорка в Ясную Поляну (короткометражный)
1965 — Перед судом истории — (документально-постановочный, исторический, с участием В. Шульгина)

Сценарии Фридриха Эрмлера:

1929 — Обломок империи (совместно с Е. Виноградской)
1932 — Встречный (совместно с С. Юткевичем, Л. Арнштамом, Л. Любашевским, А. Пантелеевым, Л. Чуковской)
1934 — Крестьяне (совместно с М. Большинцовым, В. Портновым)
1939 — Великий гражданин (совместно с М. Блейманом, М. Большинцовым)
1949 — Великая сила

Награды и звания Фридриха Эрмлера:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940);
— Народный артист СССР (1948);
— Сталинская премия II степени (1941) — за фильм «Великий гражданин» (1937, 1939);
— Сталинская премия II степени (1946) — за фильм «Она защищает Родину» (1943);
— Сталинская премия I степени (1946) — за фильм «Великий перелом» (1945);
— Сталинская премия III степени (1951) — за фильм «Великая сила» (1949);
— Орден Ленина (1935);
— Орден Трудового Красного Знамени (1950);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
— МКФ в Москве (1935, Главный приз («Большой серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильмы «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне»);
— Каннский кинофестиваль (1946, Гран-при (в числе 11 фильмов, представляющих национальные кинематографии), фильм «Великий перелом».

Оцените статью
Добавить комментарий