Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский (дорев. Ѳедоръ Михайловичъ Достоевскій). Родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве — умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге. Великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист.

Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.

Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы, «Братья Карамазовы» входят в число 100 величайших романов всех времён. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года.

По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года. Биограф писателя Л. И. Сараскина отмечает, что Достоевский не знал своей столь древней родословной. Генеалогией рода Достоевских начала заниматься вдова писателя лишь после его смерти.

Дед писателя Ф. М. Достоевского Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины). Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки). Мать писателя, Мария Фёдоровна Нечаева (1800-1837), была дочерью московского купца III гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева (1769-1832), происходившего из города Боровска Калужской губернии.

В 1827 году М. А. Достоевский за отличную службу и выслугу лет был произведён в чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство. Позже, в 1829 году, за ревностную службу был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, а в 1832 году удостоен чина надворного советника и ордена Святой Анны 2-й степени («Анна на шее»).

Несмотря на то, что в 1857 году Ф. М. Достоевскому было возвращено право дворянства, после революции 1917 года сословная принадлежность писателя определялась понятиями мещанин или разночинец. В статье о Достоевском Луначарского писатель представлен в частности как «полураздавленный мещанин разночинец», который стремился к «моральному истреблению революции».

В 1831 году Михаил Андреевич приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году, по слухам, был убит собственными крепостными.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, и был вторым сыном из восьмерых детей семейства. Младшая сестра Любовь умерла в 1829 году вскоре после рождения, когда будущему писателю было 7 лет.

Ф. М. Достоевский вспоминал, что его «отец и мать были люди небогатые и трудящиеся». Несмотря на бедность отца, Достоевский получил прекрасное воспитание и образование, за что всю свою жизнь был благодарен родителям. Читать его учила мать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима рассказывает, что по этой книге он в детстве учился читать. Большое впечатление на ребёнка тогда произвела библейская Книга Иова. Впоследствии размышления писателя о Книге Иова были использованы при работе над романом «Подросток».

С детских лет, а затем в особенности на каторге, где Достоевский мог читать Новый Завет издания 1823 года, подаренный жёнами декабристов, Евангелие стало главной книгой в жизни писателя.

С 1831 года семейство начало выезжать из Москвы на лето в своё скромное имение, где Ф. М. Достоевский познакомился с крестьянами и узнал русскую деревню. Именно тогда, в первый выезд, испугавшегося мальчика Фёдора успокоил седеющий пахарь. Своё воспоминание об этой сцене Достоевский описал в рассказе «Мужик Марей» в «Дневнике писателя».

По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев латыни. По окончании домашнего обучения Фёдор Достоевский вместе со старшим братом Михаилом в течение года изучал французский язык на полупансионе учителя Екатерининского и Александровского училищ Н. И. Драшусова, сын которого А. Н. Драшусов давал братьям уроки математики, а другой сын (В. Н. Драшусов) обучал их словесности.

С 1834 по 1837 год Михаил и Фёдор Достоевские учились в престижном московском пансионе Л. И. Чермака.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище.

Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».

Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Существует две версии его смерти. Согласно официальной версии отец писателя умер в поле от апоплексического удара. Другая версия основана на слухах: М. А. Достоевского убили собственные крепостные мужики. Обе версии подробно описаны биографом Достоевского Л. И. Сараскиной.

Исследователи, придерживающиеся версии убийства, ссылаются на воспоминания младшего брата писателя Андрея Михайловича.

Мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. — презрительно бросает Иван Карамазов публике, пришедшей в зал суда, где вот-вот приговорят Митю. — Все желают смерти отца… Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые…» Л. И. Сараскина пишет, что «биографы, полюбившие легенду о растленном пьянице-отце, были бы, мне кажется, сильно разочарованы и тоже бы „разошлись злые“», поскольку в последние годы были собраны материалы, говорящие о естественных причинах смерти Михаила Достоевского-старшего.

Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Л. Ф. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д. В. Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца. Однако по собственным воспоминаниям Д. В. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка (не падучей) не в 1839 году, а гораздо позже – после «вторичного сближения с Достоевским», т. е. в 1844 или 1845 году.

В своей известной статье Фрейд писал, что «ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс. Преодолевая вину при известии о смерти (или убийстве) отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком. В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время – на каторге. Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем – как обычные заблуждения. История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией».

Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского — 6 июня 1839 года — впервые определил Г. А. Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга. Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П. П. Хотяинцев. Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя.

Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события.

Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Во время учёбы в училище Достоевский читал сочинения Гомера, Корнеля, Расина, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, а из русских авторов Державина, Лермонтова, Гоголя, и знал наизусть почти все произведения Пушкина. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя».

Учёба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок, в который вошли И. И. Бережецкий, Д. В. Григорович, А. Н. Бекетов и Н. И. Витковский. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика.

Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель». Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди». Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены.

Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с самого раннего издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала. Впервые перевод Достоевского был напечатан в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика.

В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Д. В. Григоровича с рукописью ознакомились Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. «Неистовый Виссарион» поначалу высоко оценил это произведение. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского и стал знаменитым до публикации романа Н. А. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе».

Однако следующее произведение «Двойник» было встречено непониманием. По словам Д. В. Григоровича восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Н. Майков.

Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. С. Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. А. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. А. Краевского.

Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика.

В январе-феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Н. Майкова посещал литературный салон Н. А. Майкова, где познакомился с И. А. Гончаровым. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая), в который входили поэт А. Н. Майков, критик В. Н. Майков, А. Н. Плещеев, друг и врач писателя С. Д. Яновский, Д. В. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. 26 ноября 1846 года Достоевский писал брату Михаилу, что добрые друзья Бекетовы и другие «меня вылечили своим обществом».

Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. В. Петрашевским. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Ф. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам.

Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. А. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. Н. Майкова. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации.

Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»:

«Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа («Роман в девяти письмах», 1845), физиологического очерка (фельетоны «Петербургской летописи», 1847), рассказа («Господин Прохарчин» (1846), «Ползунков» (1847), «Честный вор» (1848)), святочного рассказа («Ёлка и свадьба», 1848), повести («Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» (1848), «Белые ночи» (1848)), романа — эпистолярный роман «Бедные люди» (1845) и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» (1848-1849).

В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» (1849). Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве.

Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф. Н. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем с Христом), на что тот ответил: «Un peu poussiere» (Горстью праха).

Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьёва, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» («моя тетрадка каторжная»). Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Достоевскому потребовалось несколько лет для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего. Первый биограф писателя О. Ф. Миллер считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского».

Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая (Epilepsia), что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II.

В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» (Biblioteka Warszawska) были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём.

Сохранились воспоминания очевидцев каторжной жизни писателя — участника Польского восстания Симона Токаржевского и писателя П. К. Мартьянова (1827-1899).

После освобождения из острога Достоевский около месяца провёл в Омске, где познакомился и подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом.

В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. Там же весной того же года у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за местным чиновником Александром Ивановичем Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером.

Данное мнение не совсем соответствует действительности. Для писателя более важным было не получение чина, а высочайшее дозволение печататься. Произведение в унтер-офицеры было основано на пункте приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осуждённых преступников. О производстве Достоевского в унтер-офицеры ходотайствовал командующий отдельным Сибирским корпусом генерал от инфантерии Г. X. Гасфорт.

Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского («На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира») не были напечатаны при жизни писателя. Первым опубликованным произведением Достоевского после каторги и ссылки был рассказ «Маленький герой» («Отечественные записки», 1857, № 8), что имело место после полной амнистии.

Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон А. Е. Врангель. Э. И. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск.

Помилование Достоевскому (т. е. полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос.

В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки».

30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов.

В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. А. И. Герцен пытался перевести это произведение на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено.

С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н. Н. Страховым и А. А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.

Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) потерял жену и брата. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности (основой которых являлись европейские социалистические теории), формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в «Дневнике писателя».

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике.

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось (февраль 1865 года). Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Т. Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание». Первые главы отсылались М. Н. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, и печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман.

Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта» под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. Достоевский находился в пограничной ситуации, когда написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. П. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.

Черновая работа над романом заняла 26 дней с 4 по 29 октября, и проходила в Петербурге на углу Малой Мещанской и Столярного переулка, а не в Баден-Бадене, о чём «свидетельствует» надпись под барельефом Достоевского «Здесь был написан роман „Игрок“». Возможно, не случайно писателем было выбрано это место, где происходили события, описанные в повести М. Ю. Лермонтова «Штосс», и «проживал» Раскольников.

Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. 15 февраля 1867 года в Троицком соборе состоялось таинство венчания Достоевского и А. Г. Сниткиной.

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Анна Григорьевна Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».

В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке, 5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. Однако на встрече Достоевский не соблюдал этикет. В 1880 году, всего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве.

В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался.

После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Н. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. И. Н. Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Г. Достоевской: «Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь ”великой правде”». Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Количество депутаций превышало заявленное число. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А. И. Пальм, первый биограф писателя О. Ф. Миллер, П. А. Гайдебуров, К. Н. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. И. Козырев, студент Павловский, П. В. Быков.

Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

Семья и близкие Федора Достоевского:

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил грекокатолическим, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины) (по родословной — протоиерей г. Брацлав Подольской губернии).

Отец, Михаил Андреевич (1787-1839),11 декабря 1802 г. поступил в Подольско-Шаргородскую семинарию в г. Каменец-Подольске.По императорскому указу от 5 августа 1809 г. в числе 120 человек направлен в императорскую Медико-хирургическую академию. С 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1818 переведён ординатором в Московский военный госпиталь,а через год, 7 мая 1819-го перемещён на оклад старшего лекаря.

В 1828 г. получил дворянское звание Дворянина Российской империи, внесён в 3-ю часть Родословной книги Московского дворянства с правом использовать старинный польский герб «Радван», который принадлежал Достоевским с 1577 года. Был лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 году приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 году — и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню).

Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800-1837), была дочерью богатого московского купца 3 гильдии Нечаева Фёдора Тимофеевича (ок. 1769 г.р.) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 — умерла в период с 1811 по 1815), по 7-й ревизии (1811 г.) семья Нечаевых проживала в Москве, на Сыромятной слободе, в Басманной части, приход Петра и Павла, в своём доме; после войны 1812 г. семья лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).

Фёдор Михайлович был вторым ребёнком в семье Достоевских, в которой кроме него появилось на свет семеро детей:

Михаил (1820-1864)
Варвара (1822-1893), в замужестве Карепина
Андрей (1825-1897)
Вера (1829-1896), в замужестве Иванова
Любовь (1829-1829) — близнец Веры, умерла вскоре после рождения
Николай (1831- 1883)
Александра (1835-1889) в замужестве Голеновская.

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием Фёдора Михайловича, а их работа над журналом «Время» осуществлялась в значительной мере совместно. Старшие братья Достоевские испытывали тесную родственную и духовную связь. Смерть Михаила стала огромной и тяжелой утратой для писателя. Ф. М. Достоевский написал некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», взял на себя уплату долговых обязательств и заботу о семье брата.

Младший брат Андрей стал архитектором. Ф. М. Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. Братья жили в разных городах и виделись редко, однако никогда не прерывали родственных отношений. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате, часть которых использовал первый биограф писателя О. Ф. Миллер. Образ любящего отца в этих «Воспоминаниях» противоречит характеристике Михаила Андреевича как ненавидимого мужиками угрюмого и жестокого крепостника, которая утвердилась у многих биографов под влиянием О. Ф. Миллера и Л. Ф. Достоевской. Андрей Михайлович публично опровергал слухи о том, что Фёдор Михайлович Достоевский с детства страдал эпилепсией.

Из сестёр наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822-1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880).

Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844-1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.

Вторая жена — Анна Григорьевна Достоевская — родилась в семье мелкого петербургского чиновника. По её собственному признанию, любила Достоевского ещё до встречи с ним. Анна Григорьевна стала супругой писателя в 20 лет, вскоре после завершения романа «Игрок». В то время (конец 1866 года — начало 1867 года) Достоевский испытывал серьёзные материальные затруднения, поскольку кроме выплаты долгов кредиторам содержал пасынка от первого брака Павла Александровича Исаева, и помогал семье старшего брата. Кроме этого Достоевский не умел обращаться с деньгами. При таких обстоятельствах Анна Григорьевна взяла руководство финансовыми делами семьи в свои руки, оберегая писателя от докучливых кредиторов. После смерти писателя А. Г. Достоевская вспоминала: «…мой муж всю свою жизнь был в денежных тисках». Достоевский посвятил супруге свой последний роман «Братья Карамазовы». После смерти писателя Анна Григорьевна собирала документы, связанные с жизнью и деятельностью Достоевского, занималась изданием его сочинений, готовила к печати свои дневники и воспоминания.

От второго брака с Анной Григорьевной у Ф. М. Достоевского было четверо детей:

Дочь Софья (1868 — 1868) родилась в Женеве, где через несколько месяцев скончалась
Дочь Любовь (1869 — 1926)
Сын Фёдор (1871-1922)
Сын Алексей (1875-1878).

Продолжателем рода писателя стал сын Фёдор Фёдорович Достоевский. В 1876 году Достоевский писал жене: «У Феди мой , мое простодушие. Я ведь этим только, может быть, и могу похвалиться…». А. Г. Достоевская вспоминала о подаренном жёнами декабристов Евангелии: «Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Федор Михайлович велел отдать Евангелие своему сыну Феде».

Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

Взгляды Достоевского на «еврейский вопрос»:

Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.: «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасёт… Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать» (Достоевский. Дневник писателя. — 1873.)

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, являются статьи Достоевского о «еврейском вопросе» в «Дневнике писaтеля». Однако сам Достоевский в статье «Еврейский вопрос» утверждал: «в сердце моём этой ненависти не было никогда».

26 февраля 1878 г. в письме Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, который жаловался писателю, «что русские крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов заступается русская же пресса; жиды… для Черниговской губ… ужаснее, чем турки для болгар…», Достоевский отвечал: «Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издаётся на жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу всё больше и больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами — вот и всё в них русского. Я думаю, что это только ещё начало, но что жиды захватят гораздо ещё больший круг действий в литературе; а уже до жизни, до явлений текущей действительности я не касаюсь: жид распространяется с ужасающею быстротою. А ведь жид и его кагал — это всё равно что заговор против русских!» (Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 30. Книга I. Стр. 8. — Л., Наука, 1988).

Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея», посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Своё ответное письмо он заканчивает словами: «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени.

Оцените статью
Добавить комментарий