Евгений Вацлавович Дворжецкий. Родился 12 июля 1960 года в Горьком (ныне Нижний Новгород) — погиб 1 декабря 1999 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РФ (1997).
Евгений Дворжецкий родился 12 июля 1960 года в Горьком (ныне Нижний Новгород).
Отец — Вацлав Янович Дворжецкий, актер театра и кино, Народный артист РСФСР.
Мать — Рива Яковлевна Левите (1922-2019), советская и российская театральный режиссер, педагог, Заслуженный деятель искусств РФ.
Брат по отцу — актёр Владислав Вацлавович Дворжецкий.
В детстве и юности он не мечтал об актерстве, не посещал театральные кружки. Лишь перед самым окончанием школы решил поступать в театральный, что было с больгим скепсисом воспринято его отцом.
С первого раза Евгений Дворжецкий поступить в театральный вуз не смог: в сочинении на вступительном экзамене по русскому языку он допустил 28 ошибок.
А вот вторая попытка оказалась удачной: его приняли в училище имени Щукина. Параллельно с учебой подрабатывал в Щуке гардеробщиком.
В мае 1978-го, когда Евгений был первокурсником, от последствий ДТП скончался его брат Владислав Дворжецкий. Известно, что спустя некоторое время после этой трагедии его остановила гадалка на улице и сказала Евгению нечто такое, о чем он не захотел говорить никому, но долго ходил потрясенный. Позднее говорил о пророчестве с юмором: «Если ко мне подходит цыганка на Киевском вокзале, я сам протягиваю ей руку, она вытаращится на нее и быстро говорит: «Иди, иди, иди!». Мне лет двадцать назад уже гадали. С той поры всерьез руку не даю».
Евгений Дворжецкий с отцом Вацлавом Дворжецким
В 1982 году окончил театральное училище имени Щукина, курс Л.В. Ставской.
Далее стал актером Российского академического молодёжного театра, среди его работ: «Фауст» И. В. Гёте — Фауст; «Мы играем Маяковского»; «Ловушка-46, рост второй» Ю. П. Щекочихина — Интер; «Предсказание Эгля» по А. С. Грину — Эгль; «Сон с продолжением» С. В. Михалкова — Мило; «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник; «Баня» В. В. Маяковского — Исак Бельведонский; «Король Лир» Шекспира — Эдмунд; «Приключения Тома Сойера» М. Твена — Индеец Джо; «Любовь к трём апельсинам» К. Гоцци — Панталоне; «Береника» Ж. Расина — Тит; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — Алексей Иванович Швабрин; «Принцесса Грёза» Э. Ростана — Принц; «Между небом и землей жаворонок вьётся» Ю. П. Щекочихина — Терехов; «Крестики-нолики» — Ледик.
Также участвовал в постановке «Король Лир» Шекспира (роль — Шут) театра на Малой Бронной.
Сотрудничал с театром «Школа современной пьесы»: «Антигона в Нью-Йорке» Я. Гловацкого — Пхелка; «Чайка» А. П. Чехова — Семён Семёнович Медведенко; «Затерянные в раю» — Арман; «Дон Кихот» — Дон Кихот.
В кино начал сниматься в 1980 году, сыграв в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Далее было еще несколько небольших работ.
Первая известность к актеру пришла после съемок в приключенческой ленте по роману Дюма «Узник замка Иф», в которой он сыграл Эдмон Дантес в юности и Альбера де Морсера.
А звездный час актера наступил в середине 1990-х годов, когда он сыграл короля Франции Генриха III в популярном сериале «Графиня де Монсоро».
Евгений Дворжецкий в сериале «Графиня де Монсоро»
С 1999 года был ведущим программы «Семь бед — один ответ» на ОРТ. В 1999 году вёл телеигру «Пойми меня» на канале НТВ. Также вел программы «Золотой Шар» на REN TV, «Бесконечное путешествие» на РТР, «Про фото» на телеканале «Культура».
Гибель Евгения Дворжецкого
Мистический случай произошел с актером незадолго до гибели во время съемок на Востряковском кладбище. По сценарию Евгений должен был положить цветы на могилу человека, послужившего прототипом Остапа Бендера, и сказать несколько слов, завершающих фильм. Но неожиданно он изменил текст и произнес, что «главное в жизни человека – вовремя умереть». По злой иронии судьбы это были его последние кадры в кино.
Также незадолго до смерти, давая интервью, он сказал: «Мой брат умер, когда ему было 39 лет, мне сейчас столько же».
Утром 1 декабря 1999 года Дворжецкий поехал на своём автомобиле ВАЗ-2109 на консультацию в Институт иммунологии: врачи подозревали у него наличие астмы. Но диагноз не подтвердился. На обратной дороге, на Каширском шоссе он должен был уступить место зиловскому «бычку». Но почему-то вместо тормоза нажал на газ.
Актёр погиб, когда его машина столкнулась с грузовиком ЗИЛ-5301 «Бычок».
Смерть его подстерегла там же, где и брата – на дороге, при этом в обоих случаях рядом с ними в машине находились друзья — они, в отличие от Дворжецких, уцелели.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Личная жизнь Евгения Дворжецкого:
Был женат на актрисе Нине Дворжецкой. Они познакомились во время учебы в театральном вузе. Поженились 24 марта 1981 года.
В браке 11 января 1990 года родилась дочь Анна, а 14 июня 1999 года — сын Михаил.
Дочь Анна Дворжецкая — актриса театра и кино.
Евгений Дворжецкий с женой Ниной
Из интервью Евгения Дворжецкого:
«В детстве я жил и в Горьком, и у бабушки в Москве. А вот приехал поступать в театральное училище из Горького. Так уж получилось, что поступил в театральный не сразу. В первый год получил два балла по сочинению. Потом полгода работал чертежником-конструктором. На второй год поступил в Щукинское театральное училище на курс Л. Славской. До этих пор дружу со многими своими сокурсниками. После окончания училища показывался в разных театрах, но меня никто не хотел брать из-за отсутствия московской прописки. Прямо рок какой-то висел надо мной. Взял меня только Алексей Бородин в Российский молодежный театр. Я ему за это очень благодарен. Надеюсь, и он не пожалел, что доверился мне. Потом я встретил самую лучшую женщину в мире, Нину, играем с ней вместе в Российском молодежном театре. Она москвичка. Женился. Очень рад этому. Живем вместе восемнадцать лет. У меня потрясающая дочка, девятилетняя Аня, и мальчишка Миша. Ему уже семь месяцев…
…Когда поступал в театральное, то мой отец весьма скептически отнесся к моей затее. Я сейчас его понимаю. Каждый отец относится к затеям своих детей, признаюсь как отец, скептически. Но когда ребенок что-то доказывает, есть возможность удивиться. Вот так это и у нас было. Я никогда не проявлял при нем своих способностей. В школе и детском саду участвовал, как и все, в самодеятельности. А чтобы в кружок ходить или в народном театре играть – не было такого.
Вот моя Анька сейчас постоянно этим занимается. Она может устраивать всякие концерты своей компанией, выступления. Забавно все это. Потом посмотрим, может быть, она вырастет каким-нибудь кибернетическим гением: что-то позже проявится. А может быть, дай Бог, будет просто хорошим человеком. Я, во всяком случае, буду стараться. Насколько это от меня зависит. Главное – не мешать! Не мешать развиваться, не делать лишний раз наставлений, пытаться направлять, а не учить и указывать. Больно уж много и без того указок.
Надолго мне запомнилась церемония, посвященная 50-летию Победы. Я вел в Кремлевском Дворце съездов! Представляешь? Даже было страшно. Стоишь один на сцене Кремлевского Дворца съездов, на этом стадионе, и тебе нужно сказать: «Уважаемые товарищи, сейчас объявляется минута молчания в память погибших во время Великой Отечественной войны. Прошу всех встать». И вот весь этот зал, не помню, кажется пять тысяч мест, начинает вставать. Полная тишина, только звон орденов. И первый ряд начиная от Ельцина и Алексия II до всех остальных – а я один на сцене. Когда ты артист, играешь в театре – это совсем иное. Проще, потому что занимаешься своим прямым делом.
Люблю смотреть на коллекцию фотоаппаратов – это просто фантастика! Я и сам очень люблю снимать. Ну, я ведь занимаюсь этим непрофессионально. Хотя некоторые фотографии, наверное, можно было бы продавать в желтые газеты. Я занес целую сумку в «Московский комсомолец». На старых фотографиях знаменитостей, что лежат у меня дома, много интересных интимных подробностей для бульварной прессы. Когда пересматриваю, сам иногда удивляюсь: ба, какие люди! Для меня это любительство, просто удовольствие. А вообще умею делать все. Ну, сваю не умею забивать, с парашютом не умею прыгать – страшно. А так: машина, компьютер…
Обожаю свой компьютер. Вот заработаю и обязательно куплю себе цветной принтер. Представляешь, какие фотографии можно печатать? Не представляю себе жизнь без компьютера. Прошел весь второй Blood. А начинал, конечно, как все – Doom, Quake, Heretic. Но в стратегию не играю. Не улыбайся. На это очень много времени надо: сидеть, думать. Я Интернет и то поставил только ночной. Это, конечно, не значит, что я ночи напролет сижу перед компьютером, утром ведь вставать и на работу топать, как всем. Иногда, конечно, тяжело бывает. Так устанешь, что хочется бросить все и уехать куда-нибудь одному отдохнуть. Но, думаю, что в одиночестве я бы больше трех-четырех дней не выдержал. А вместе с семьей выезжать не очень-то получается. А если и выезжаем куда, то все равно это не все вместе – собак-то в любом случае приходится на кого-нибудь оставлять, хоть и жалко. Это же члены семьи. Одной Чуче одиннадцать лет – уже старушка. А Шляпа еще молоденькая девочка, ей четыре года.
Мне нравится играть со своей женой в одном театре. Вот в «Беренике» играем вместе. Все равно ведь в семье все обсуждается – хоть работаешь вместе, хоть нет. Тем более, на сцене это уже партнер, а не жена. И как партнер Нина мне очень нравится. Она – классная актриса. Мне даже кажется, что лучше меня. Просто жизнь так складывается, что пока у нее нет телевидения и кино. Если честно, то постоянно чувствуется нехватка денег. Приходится браться за любую работу. У меня же теперь и малыш есть. Сын Мишка. Представь, как нам с женой приходится трудиться. Но ничего, вылезем. Все будет хорошо.
Вообще на самом деле я мечтаю о спокойной жизни. Мечтаю, грубо говоря, о герани на окне и мягком диване. Но мечтать никому не вредно, а вот жизнь сама определит, какая мечта осуществится. Это жизнь. Просто иногда становится очень скучно, а иногда и тошно. Почему мы друг друга подкалываем всегда и во всем? Или говорим правду, выдавая ее за ложь? Не для того, чтобы кого-то там дурить, а потому что так легче жить. Разочаровывает все это. Иногда просто хочется убежать от всего этого».
Фильмография Евгения Дворжецкого:
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Паша Исаев, пасынок Достоевского
1982 — Ромео и Джульетта (телеспектакль) — Абрам
1983 — Нежный возраст — Кир Лопухов
1984 — Два гусара — обожатель Анны Фёдоровны
1985 — День гнева — Немой
1985 — Танцплощадка — Костя
1986 — Михайло Ломоносов — Пюттер
1987 — Поражение — Ричард, аспирант
1988 — Диссидент — Автор
1988 — Узник замка Иф — Эдмон Дантес / Альбер де Морсер
1989 — Вход в лабиринт — Азраэль
1991 — По Таганке ходят танки — эпизод
1992 — Риск без контракта — Карим
1993 — Мечты идиота — Шура Балаганов
1993 — О ней, но без неё
1993 — Раскол — Ю.О. Мартов
1993 — Благотворительный бал
1994 — Хаги-Траггер — Журналист
1996 — Последний курьер — Gregorjew
1997 — Королева Марго — Генрих Анжуйский
1997 — Графиня де Монсоро — Генрих III, король Франции
1998 — Береника — Тит
1999 — Сибирский цирюльник — террорист
1999 — Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского — ассистент Часового
1999 — Максимилиан — Ваха, террорист
Озвучивание Евгения Дворжецкого:
1995 — Крестоносец — Александр Конов (роль Александра Иншакова)
1997 — Голоса — Рассказчик, озвучивание
1997 — Королева Марго (ТВ) — Франциск Алансонский (роль Виктора Аболдуева)