Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова). Родилась 31 января (12 февраля) 1879 года в Санкт-Петербурге — умерла 5 октября 1955 года в Калимпонге (Индия). Русский религиозный философ, эзотерик, писатель, общественный деятель. Жена Николая Рериха.
Елена Шапошникова родилась 31 января (12 февраля по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.
Отец — Иван Иванович Шапошников (1833-1898), архитектор, академик архитектуры. Его дед приехал в Россию при Петре I из Риги, где был бургомистром. При посещении Петром I Прибалтийского края он преподнёс царю богато украшенную копию шапки Мономаха. Пётр остался доволен приёмом и предложил бургомистру переехать в Россию. По принятии дедом русского подданства Пётр дал ему новую фамилию — Шапошников.
Мать — Екатерина Васильевна Шапошникова, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, была двоюродной правнучкой полководца Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова.
С ранних лет ее окружали известные музыканты, писатели и художники — друзья родителей. Она очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера. Была одарённой личностью, достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлечённо занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию.
В 1895 году Елена с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. По завершении гимназии поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка — заметная фигура музыкальной жизни Петербурга того времени.
После окончания школы Елена Ивановна собиралась продолжить обучение в Петербургской консерватории. Но родственники, опасаясь, что она увлечётся революционными настроениями в студенческой среде, запретили ей поступать в консерваторию.
Елена Рерих в молодости
Много времени она проводила с матерью в Бологом Новгородской губернии у своей тёти Евдокии Васильевны Путятиной, в имении её мужа — князя Павла Арсеньевича Путятина, известного археолога и коллекционера.
Личная жизнь Елены Рерих:
Муж — Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 — 13 декабря 1947). Русский и индийский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, коллекционер, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).
Познакомились в 1899 году в Бологом. Они сразу полюбили друг друга и, несмотря на то, что родственники Елены были против их свадьбы, в 1901 году обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург). На месте их встречи в Бологом в 2001 году был воздвигнут памятный мемориал («Памятник любви») со словами Николая Рериха из очерка «Университет»: «В Бологом, в имении князя П. А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».
Это был прочный союз двух любящих людей, объединённых глубокими взаимными чувствами и общими взглядами.
Николай Рерих о своём браке вспоминал: «Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице»».
Многие картины Николая Рериха являются результатом их совместного творчества. Художник, называя её в своих произведениях «Ведущей», утверждал, что на многих его полотнах по праву могут стоять две подписи: его и Елены Ивановны. «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское», — отмечал Николай Рерих.
У них родилось двое детей.
Старший сын — Юрий Николаевич Рерих (3 (16) августа 1902, Окуловка, Новгородская губерния — 21 мая 1960, Москва) — русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Института Гималайских исследований «Урусвати», заведующий сектором философии и истории религии Института востоковедения АН СССР.
Младший сын Святослав Николаевич Рерих (10 (23) октября 1904, Санкт-Петербург — 30 января 1993, Бангалор) — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР (1978).
Елена Ивановна уделяла большое внимание воспитанию детей — читала им книги, занималась иностранными языками и музыкой. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театр. Она помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев. Художник Серов приходил рисовать портрет Елены Рерих.
Муж и сыновья высоко ценили роль Елены Ивановны как наставника и хранителя устоев семьи.
Елена Рерих и муж Николай Рерих
Елена Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все сферы его культурной деятельности. В 1903-1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи совершили путешествие по сорока древнерусским городам, во время которого Елена Ивановна фотографировала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Овладевала мастерством реставратора.
Проявилось её художественное чутьё и в роли коллекционера произведений искусства и предметов старины. Рерихами была собрана превосходная семейная коллекция более чем из трехсот произведений, которую они передали позднее в Эрмитаж. Елена Ивановна была хорошо осведомлена и в археологии. Она часто выезжала с супругом на раскопки в Новгородскую и Тверскую губернии и наравне с ним участвовала в этой работе.
В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни лёгких Николая Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера.
В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от России. В 1919 году семья выехала в Англию и поселилась в Лондоне.
В Лондоне начинается сближение Рерихов с Теософским обществом, основанным Е. П. Блаватской. К теософам Рерихов привел В. А. Шибаев. В июле 1920 года Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи получили приветственное письмо и официальные удостоверения о членстве в Теософском обществе, подписанные президентом Общества А. Безант и генеральным секретарём английского отделения Г. Бейли Увером.
Спиритические сеансы
В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритическими опытами, в которых муж Елены Рерих участвовал с 1900 года. В эмиграции с весны 1920 года уже вся семья Рерихов была увлечена спиритизмом, в их доме проводились «сеансы», на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма», под которым в оккультно-мистической практике подразумевается контакт с некоторым духом. Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Сама Елена Рерих мечтала овладеть этим методом духообщения, полагая, что таким путём могут быть получены истинные сообщения от «Владык», хотя уверяла, что «она никогда автоматически не писала».
О спиритических сеансах Рерихов известно из сообщений их приближённых, из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи якобы вызывали души умерших людей. Дочку своих друзей Елена Рерих «познакомила» с духом, который представлялся как «греческий певец VI в. до Рождества Христова» и давал «ценные указания».
Во время спиритических сеансов «столоверчения» Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для визуализации своих собеседников и для их слышания семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.
Некоторые исследователи считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами, действительное существование которых считается наукой недоказанным. Другие исследователи, сторонники или критики рериховской эзотерической космологии, изучавшие дневники Елены Рерих, полагают, что её собеседники «являлись» из астрального мира и в «астральных телах».
Живая Этика Елены Рерих
По утверждению Елены Рерих, книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Это сотрудничество продолжалось в 1920-1940 годы.
Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение. Философия Агни-Йоги основана на идеях эзотеризма. Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России.
Об Агни-Йоге Елена Рерих писала: «Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его… Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции».
Существует критическое мнение Русской православной церкви о философском наследии Рерихов, в котором учение Живой Этики считается несовместимым с христианством. Данная точка зрения отражена в Определении Архиерейского Собора 1994 года.
В США
В 1920 году Н. К. Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выехала в Нью-Йорк.
Там под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Елены Ивановны была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Её кульминацией стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединённых Искусств, Международное объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца») Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).
Все эти культурные центры, организованные Рерихами, оказали большое влияние на развитие культуры. Действующие во всем мире под эгидой этих организаций общества, творческие клубы и образовательные учреждения, объединяли людей во имя созидательной культурной деятельности. «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие», — писала Елена Ивановна.
Центрально-Азиатская экспедиция
В декабре 1923 года Елена Рерих вместе со своей семьёй едет в Индию. В это время принимает у мужа эстафету записи духовных посланий и наставлений «свыше», которые меняют свой обобщённый духовно-поэтический характер на более содержательный и дидактически-прикладной.
Индия вызывала у Рерихов особый интерес. Увлечение Индией и её духовной культурой не было чем-то необычным для российской интеллигенции того времени. Культурная Россия переживала в конце XIX — начале XX века неудержимую тягу к этой стране, ощущая созвучие своих нравственных исканий индийской духовной традиции.
С 1924 по 1928 год Елена Ивановна участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета.
В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Особое внимание уделено проблеме исторического единства культур разных народов.
Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и терпения. Е. И. Рерих разделила с остальными все тяготы путешествия — тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, которые чуть не привели к гибели экспедиции.
Институт «Урусвати»
После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей. Е. И. Рерих становится почётным Президентом-основателем института и принимает активное участие в организации его работы.
Тонкий знаток искусства, глубокий философ — она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто давала направление исследованиям как хорошо подготовленный учёный. Основная деятельность Елены Ивановны состояла в изучении древней философской мысли Востока.
Елена Рерих мечтала о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным центром: «Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям».
Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Джагадиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников, Н. И. Вавилов и др.
Книги и переводы Елены Рерих
23 апреля 1925 года, во время пребывания экспедиции Н. К. Рериха в Гульмарге (Северо-Западная Индия), Е. И. Рерих приступает к переводу с английского языка на русский обширной выборки из вышедшего в Лондоне в 1923 году труда «Письма Махатм», посвящённого изложению восточных доктрин и истории основания Теософского Общества. Выборка писем составила первую (и последнюю) книгу серии «Чаша Востока» под названием «Письма Махатмы» и в 1925 году вышла под псевдонимом Искандер Ханум.
В 1926 году в Монголии, в Урге (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была издана рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана. В книге также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения и опровергается один из основных стереотипов западного мышления того времени о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.
Там же в Монголии в 1927 году, вышла в свет одна из книг Живой Этики — «Община».
В Кулу Елена Ивановна продолжает работу над книгами Живой Этики, основным трудом своей жизни. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер на русском языке была издана её работа «Криптограммы Востока». Она содержит апокрифические сказания, легенды и притчи из жизни Великих подвижников и Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Е. И. Рерих посвящает отдельный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», в котором соединяет отличное знание истории и богословия с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. Эта работа входит в книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», которая была издана под псевдонимом Н. Яровская в 1934 году.
В первой половине 1930-х годов Е. И. Рерих перевела на русский язык два тома фундаментального труда Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина». Целые абзацы этого объемного трактата были даны на разных, чаще всего древних языках. Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Елене Ивановне справиться с этой работой за рекордно быстрые сроки (менее двух лет). Известно, что Ю. Н. Рерих, мировой авторитет в востоковедении, в затруднительных случаях истолкования тех или иных символов, легенд, преданий обращался за помощью к матери.
Особое место в творчестве Елены Рерих занимает её эпистолярное наследие. Она вела переписку более чем со 140 корреспондентами. География писем охватывает несколько континентов — Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, много стран. Люди различного возраста и профессий, социального положения делились с ней своими размышлениями, просили совета, рассказывали о своей судьбе. Среди корреспондентов Елены Ивановны — друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры. В письмах Е. И. Рерих даёт ответы на многочисленные вопросы, разъясняет самые сложные философские и научные проблемы, основы Живой Этики. Она пишет о великих Космических Законах, о смысле человеческого существования, о значении культуры в эволюции человечества, о Великих Учителях.
В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Е. И. Рерих издаётся Международным Центром Рерихов, где находится её эпистолярное наследие, переданное Центру в 1990 году С. Н. Рерихом.
18 ноября 1933 года Елена Рерих вместе с супругом были выбраны почётными президентами «Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира» — Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934-1935 гг.) Елена Ивановна вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность в поддержку Пакта Рериха, а также курировала работу отделений созданной по её инициативе Всемирной Лиги Культуры. Итогом этого труда стало подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 года главами 22 стран, включая США.
Смерть Елены Рерих
После смерти мужа, в январе 1948 года Елена Рерих вместе со старшим сыном переехала в Дели, а затем в Кхандалу (пригород Бомбея), где они ожидали прибытия парохода из России, который должен был привезти им въездные визы на Родину. Но в визах им было отказано. Они поселились в Калимпонге (Восточные Гималаи). Елена Ивановна продолжала надеяться, что им удастся вернуться домой, передать в дар российскому народу труды всей своей жизни и потрудиться на благо «Страны Лучшей» — так она называла Россию. Е. И. Рерих, как и Николай Константинович, никогда не меняла российского гражданства. Но все многочисленные прошения оставались без ответа.
Елена Ивановна Рерих ушла из жизни 5 октября 1955 года в Калимпонге. На месте её кремации ламы воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».
15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных была открыта малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426.
9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвящённых 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха, 120-летию Е. И. Рерих в Москве, у входа в Музей имени Н. К. Рериха установлен памятник — скульптурное изображение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.
В 2005 году в Калимпонге в уединённом двухэтажном особняке, известном как «Дом Крукети», открыт музей Елены Рерих. Здесь Е. И. Рерих провела свои последние годы жизни (1948-1955). Открытие музея было приурочено к 50-летней годовщине со дня её смерти.
Библиография Елены Рерих:
Учение Живой Этики:
1924 — Листы сада Мории. Зов
1925 — Листы сада Мории. Озарение
1926 — Община
1929 — Агни Йога
1930 — Беспредельность, 1 часть
1930 — Беспредельность, 2 часть
1931 — Иерархия
1932 — Сердце
1933 — Мир Огненный, 1 часть
1934 — Мир Огненный, 2 часть
1935 — Мир Огненный, 3 часть
1936 — Аум
1937 — Братство
1938 — Надземное
Другие труды (в т.ч. под псевдонимом):
Ханум Искандер. Чаша Востока: Письма Махатмы
Рокотова Н. Основы буддизма
Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока
Яровская Н. Знамя Преподобного Сергия Радонежского