Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi). Родился 10 октября 1813 года в дер. Ле Ронколе (Пармское герцогство, Французская империя) — умер 27 января 1901 года в Милане (Италия). Итальянский композитор. Один из величайших деятелей в истории мирового оперного искусства.
Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе (недалеко от Буссето) в Пармском герцогстве.
Отец — Карло Верди, содержал деревенский трактир.
Мать — Луиджа Уттини, была пряхой.
Его семья была очень бедной, в связи с чем детство Джузеппе было очень тяжелым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.
В какой-то момент на чрезвычайно одаренного в музыкальном отношении мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором.
По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учебы в Буссето. Так началась новая, еще более тяжелая полоса жизни — годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьезному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гете, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обрученные» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.
В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры. Кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьез подумать о карьере театрального композитора.
Джузеппе Верди в молодости
Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi — местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал свое первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.
Личная жизнь Джузеппе Верди:
Дважды был женат.
Первой супругой стала дочь Антонио Барецци. Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Маргарита родила ему двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 — 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 — 22 октября 1839). Оба ребенка умерли в младенческом возрасте.
18 июня 1840 года в возрасте 26 лет первая супруга композитора скончалась от энцефалита.
Вторая жена — Клелия Мария Жозефа (Джузеппина) Стреппони (итал. Clelia Maria Josepha (Giuseppina) Strepponi; 8 сентября 1815 — 14 ноября 1897), известная итальянская оперная певица-сопрано XIX века. Талант певицы наиболее известен по ее бельканто-ролям в операх Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джоакино Россини, зачастую в партнерстве с тенором Наполеоне Мориани и баритоном Джорджо Ронкони. Заглавная роль в опере Доницетти «Аделия, или дочь стрелка» была написана специально для Стреппони. Ее характеризовали как исполнительницу «с прозрачным, мягким и проникновенным голосом, хорошей игрой и приятной фигурой; с великолепной техникой в дополнение к большому природному дару», вкладывающую «глубокое внутреннее чувство». Джузеппина Стреппони исполняла главные партии в ряде ранних опер Верди, в частности, роль Абигайль в премьерном представлении «Набукко» в 1842 году, и считается основной вдохновительницей их успеха.
Джузеппина Стреппони в молодости
Роман Верди с Джузеппиной Стреппони начался в возрасте тридцати восьми лет. Возлюбленная создает домашний очаг, в котором Верди чувствует себя деспотичным хозяином. С Джузеппиной маэстро мог быть самим собой, она стала для него совершенно необходимой. Он была певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру. Поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить. Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблен. Но именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы.
В 1844 году Джузеппина Стреппони начинает испытывать серьезные проблемы с голосом, вероятно, вызванные напряженным графиком выступлений. Апогей наступает в 1845 году, когда певицу освистывают на гастролях в Палермо. Голос так никогда полностью и не восстановился; Джузеппина лишь иногда появляется на сцене (большей частью в операх Верди, в частности, в ролях Эльвиры в «Эрнани» и Лукреции Контарини в «Двоих Фоскари» и выходит в отставку в феврале 1846-го.
В октябре 1846 Стреппони переезжает в Париж, где зарабатывает уроками пения; она еще единожды появляется на сцене в парижском театре итальянской комедии, однако не встречает хорошего приема.
Формально брак между Джузеппе Верди и Джузеппиной Стреппони был оформлен в 1859 в Женеве. Джузеппина проводит оставшуюся часть своей жизни, поддерживая и вдохновляя мужа в его творческой карьере, вплоть до своей смерти в их усадьбе Sant’Agata близ Буссето в 1897 году.
Джузеппина Стреппони в старости
Первая постановка оперы Верди «Оберто, граф Бонифачьо» в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» и «Набукко». Первая жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После ее провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира.
За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», которые ставились и имели успех в Италии.
В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим», была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.
В конце 1840-х Верди решил прекратить занятия музыкой, но под влиянием жены Джузеппины Стреппони вернулся к написанию опер. И далее появился шедевр — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.
«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.
Следующая великая опера Верди — «Травиата» — была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Затем последовали еще несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечерня» (написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» (написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет».
В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».
Одна из последних великих опер Верди — «Аида» — была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.
Интересны отношения композитора с Рихардом Вагнером. Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы, — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».
«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.
В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.
Опера «Отелло», написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.
Стиль Джузеппе Верди
На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.
Хотя временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр — большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я — самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьезно говорю, но под «знаниями» я подразумеваю вовсе не знание музыки».
Тем не менее было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать ее до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемости.
Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.
Джузеппе Верди — лучшее
Последняя опера Верди, «Фальстаф», либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» в переводе ее на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искрометность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует свое блестящее владение контрапунктом.
Верди был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».
21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи пораженным параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днем и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.
Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.
Могила Джузеппе Верди
Оперы Джузеппе Верди:
1839 — Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) в 2 актах;
1840 — Король на час (Un Giorno di Regno) в 2 актах;
1842 — Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) в 4 актах;
1843 — Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi’) в 4 актах;
1844 — Эрнани (Ernani) в 4 актах;
1844 — Двое Фоскари (I due Foscari) в 3 актах;
1845 — Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) в 3 актах с прологом;
1845 — Альзира (Alzira) в 2 актах с прологом;
1846 — Аттила (Attila) в 3 актах с прологом;
1847 — Макбет (Macbeth) в 4 актах;
1847 — Разбойники (I masnadieri) в 4 актах;
1848 — Корсар (Il corsaro) в 3 актах;
1849 — Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) в 4 актах;
1849 — Луиза Миллер (Luisa Miller) в 3 актах;
1850 — Стиффелио (Stiffelio) в 3 актах;
1851 — Риголетто (Rigoletto) в 3 актах;
1853 — Трубадур (Il Trovatore) в 4 актах;
1853 — Травиата (La Traviata) в 3 актах;
1855 — Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) в 5 актах;
1857 — Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) в 3 актах с прологом;
1859 — Бал-маскарад (Un ballo in maschera) в 3 актах;
1862 — Сила судьбы (La forza del destino) в 4 актах;
1867 — Дон Карлос (Don Carlos) в 5 актах;
1871 — Аида (Aida) в 4 актах;
1887 — Отелло (Otello) в 4 актах;
1893 — Фальстаф (Falstaff) в 3 актах.