Джон Иванович (Янович) Марковский. Родился 23 февраля 1944 года в Якутске. Советский и российский артист балета, балетмейстер, актер.
Джон Марковский родился 23 февраля 1944 года в Якутске.
В 1961 году окончил Рижское хореографическое училище, педагог Владимир Цуканов.
Далее был принят в Рижский театр оперы и балета. Танцевал ведущие партии репертуара, среди его работ: Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; Лукаш — «Лесная песня» Михаила Скорульского, балетмейстер В. Вронский.
В 1964-65 годах совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище, класс А. Л. Кумысникова.
С 1965 года — солист балета Кировского театра, в котором танцевал до 1971 года. Покинул труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, одновременно с уходом Аллы Осипенко, ставшей его постоянной партнёршей.
Работы Джона Марковского в Кировском театре:
Кино — «Жемчужина» Н. Симонян, пост. К. Боярского;
Принц Зигфрид — «Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Л. Иванова — М. Петипа, редакция К. Сергеева;
Спартак — «Спартак» А. Хачатуряна, — пост. Л. Якобсона;
Юноша — «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, — пост. М. Фокина;
Визирь — «Легенда о любви» А. Меликова, — пост. Ю. Григоровича;
Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. Л. Лавровского;
Жан де Бриен — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева;
Альберт — «Жизель» А. Адана, — пост. Ж. Коралли — Ж. Перро — М. Петипа.
В 1971-1973 годах сотрудничал с Л. В. Якобсоном в «Хореографических миниатюрах», который поставил с его участием несколько номеров, вошедших в историю современного балета. Танцевал партии: Солист — «Полёт Тальони», на муз. В.-А. Моцарта; Минотавр — «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга; Иван-царевич — в хореографической миниатюре «Жар-птица», на муз. И. Стравинского; «Лебедь» — хореографическая миниатюра на муз. К. Сен-Санса; Солист — «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха.
Джон Марковский в балете «Лебединое озеро»
При необычайно яркой фактуре — высоком росте, атлетическом телосложении, самобытной пластике и артистизме — запомнился как чуткий партнёр Аллы Осипенко, Майи Плисецкой, Ольги Моисеевой, Елены Евтеевой, Калерии Федичевой.
Сам он говорил: «Мой рост — 186 см — не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее, зато я мог быть хорошим партнёром. У Аллы были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое».
С 1973 года — в «Ленконцерте», среди его работ: Дуэт Ромео и Джульетты — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, — пост. М. Мурдмаа; Pas de deux, на муз. А. Адана, — пост. Дж. Марковского; Pas de deux — «Талисман» Р. Дриго, — пост. М. Петипа, возобн. Л. Тюнтиной; Антоний — одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, — пост. И. Чернышёва.
Активно гастролировал по стране с хореографическими миниатюрами и балетом «Антоний и Клеопатра», пробовал себя как постановщик, репетировал с балетмейстером Май-Эстер Мурдмаа.
С 1977 по 1982 год работал в постановках советских хореографов-новаторов в Ленинградском ансамбле балета под руководством Б. Я. Эйфмана, который сочинил для артиста ряд партий в одноактных балетах. Среди его работ: Солист — «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин») Б. Бартока, — пост. М. Мурдмаа; Виктор Хара — «Прерванная песня», на муз. И. Калныньша, — пост. Б. Эйфмана; Солист — «Двухголосие», на муз. из репертуара «Пинк Флойд», — пост. Б. Эйфмана; Иван-царевич — Жар-птица — «Жар-птица» И. Стравинского, — пост. Б. Эйфмана; Рогожин — «Идиот», на муз. П. Чайковского, — пост. Б. Эйфмана.
С середины 2000-х проживает в санкт-петербургском Доме ветеранов сцены.
Личная жизнь Джона Марковского:
Бывшая жена — Алла Евгеньевна Осипенко, советская и российская артистка балета, актриса, педагог, Народная артистка РСФСР.
Они вместе танцевали. Пару называли «дуэтом века». Алла Осипенко говорила: «Выдающихся танцовщиц и танцовщиков очень много, а дуэты можно сосчитать по пальцам: Люком-Шавров, Уланова-Сергеев, Дудинская-Чабукиани, Максимова-Васильев, и, как говорят, мы с Марковским. Когда мне было 14-15 лет, Якобсон на меня с Клявиным поставил дуэт „Размышление“. Мы имели огромный успех! Потом я продолжала танцевать этот номер с другими партнёрами, но никогда больше не удалось достичь такого партнёрского слияния, какое было с Клявиным. И я задумалась, как найти постоянного партнёра, близкого по духовной, по творческой отдаче. Мне повезло, что я встретила Джона Марковского. Сейчас считается, что надо танцевать с разными партнёрами. Но мне кажется, в этом случае многое теряется в работе над образом. Мы общались с Джоном с утра до ночи, без конца говорили, репетировали — дома, на отдыхе, наши тела абсолютно друг друга ощущали. Это великое счастье. Мне очень жаль, что это ушло».
Алла Осипенко — бывшая жена Джона Марковского
Фильмография Джона Марковского:
1968 — Лебединое озеро
1969 — Сказ о холопе Никишке (короткометражный) — Грозный
1977 — Антоний и Клеопатра (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1982 — Анюта (фильм-спектакль) — Артынов