Джоанна Стингрей (Joanna Stingray), урождённая Джоанна Филдс (Joanna Fields). Родилась 3 июля 1960 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Американская певица, актриса, музыкальный продюсер, общественный деятель. Популяризатор советской рок-культуры на Западе.
Джоанна Филдс, ставшая широко известной как Джоанна Стингрей, родилась 3 июля 1960 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США.
Младшая сестра — Джуди, замужем за лидером российской группы «Центр» Василием Шумовым.
Отец Джоанны был режиссером, снимал пропагандистские фильмы в период «холодной войны» — преимущественно о «советской угрозе». Сама Джоанна с детства считала СССР чем-то очень страшным — сказывалось влияние отца. Сама она вспоминала: «Мой отец в 1960-е снял документальный фильм «Угроза коммунизма». Это было пропагандистское кино о зловещей империи под названием СССР. У меня остались детские воспоминания о том, как он говорил мне: «Никогда не выезжай за железный занавес — это опасно» — и рассказывал всякие ужасы про Россию».
С ранних лет занималась музыкой и танцами, была членом школьной команды чирлидеров.
Добилась успехов в плавании.
Окончила Университет Южной Калифорнии. При этом никогда не оставляла занятий музыкой. В 1983 году выпустила свой дебютный альбом «Beverly Hills Brat». На обложке было указано только ее имя. Свой знаменитый псевдоним Джоанна Стингрей она взяла, когда приехала в СССР.
По словам Джоанны, она с юности мечтала побывать в России, однако до поры до времени эта поездка была ей не по карману — семья, в которой она росла, не была богатой (хотя в некоторых источниках можно встретить утверждения, что она едва ли не дочь миллионера). Джоанна вспоминала: «Когда я училась в старших классах, у нас планировалась поездка в СССР, но моей маме она была не по карману. Мечта поехать в Россию появилась у меня с самой юности». Но в 1984 году ее сестра поехала учиться в Лондон, и там у нее появилась возможность отправиться в недорогое путешествие в СССР — она предложила Джоанне присоединиться. Та с радостью согласилась.
Отправляясь в Россию, Джоанна полагала, что проведет там неделю, но в итоге ее путешествие продлилось 12 лет.
Джоанна Стингрей в молодости
Поездка Джоанны началась с Москвы и там ей не понравилось: «Москва была очень похожа на то, какой Россию выставляли на Западе. Было жутко холодно, все было серое, люди не улыбались — ни одного счастливого лица. Я убедилась, что никогда сюда не вернусь», — делилась она.
Затем она приехала в Ленинград, где начала искать Бориса Гребенщикова — близкий друг ее сестры, эмигрант из СССР, дал Джоанне его номер телефона. Знакомство с Борисом Гребенщиковым и Севой Гаккелем, по словам Джоанны, перевернули ее представления о России. Она вспоминала: «Россия за закрытыми дверями была совсем другой — там смеялись, разговаривали обо всем, выпивали, играли музыку. Три с половиной дня в Ленинграде пленили меня, и я думала только о том, как бы возвращаться в СССР так часто, как это только возможно».
Большое впечатление на нее произвел ленинградский рок-клуб. «Атмосфера была такой же, как на концертах в Лос-Анджелесе», — говорила Джоанна. Позже Борис Гребенщиков взял ее с собой в Москву на концерт «Машины времени». Далее она познакомилась со всеми ведущими рок-музыкантами СССР и задалась целью открыть их миру.
«Каких-то свобод в СССР, конечно, не хватало, но, поскольку на русских не лежало финансовое бремя ежемесячных крупных выплат за жильё, электричество и воду, на мой взгляд, у них оставалось больше свободного времени, чтобы заниматься творчеством. Практически все, кого я встречала в Ленинграде, были либо музыкантами, либо художниками, либо поэтами. У них у всех было время, чтобы творить. В Америке же и тогда, и даже сейчас мы зачастую настолько сконцентрированы на своей работе, которая позволяет зарабатывать деньги и оплачивать счета, что на всякие творческие хобби попросту не хватает времени. У всего в мире есть свои плюсы и минусы», — вспоминала Джоанна Стингрей.
Джоанна стала много времени проводить в СССР в 1980-е годы. Она сотрудничала со многими советскими рок-группами — «Кино», «Аквариум», «Алиса» и др.
Джоанна Стингрей и Борис Гребенщиков
Джоанна Стингрей и Константин Кинчев
Джоанна Стингрей и Сергей Курехин
В 1986 году Джоанна Стингрей выпустила знаковый альбом, двойной сборник-сплит «Red Wave» («Красная волна») — первый на Западе альбом с записями нового русского рока. В альбоме были представлены четыре ленинградские группы: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры».
Джоанна Стингрей вспоминала: «Альбом «Red Wave» поначалу задумывался как сборник песен «Аквариума». Но потом я подумала, что, раз мы впервые показываем Америке русскую рок-музыку, надо, чтобы на сборнике были разные группы. Я решила взять четыре, которые мне больше всего нравились и с музыкантами которых я общалась: «Аквариум», «Кино», «Алису» и «Странные игры». Борис со мной согласился. Эта идея была хорошей еще и потому, что группы играли разную музыку — мы показывали, что русский рок разнообразен… Вывезти записи для сборника «Red Wave» было непросто. Фонограммы были записаны на катушечных лентах — морально устаревших, больших и неудобных. Кроме того, я везла рисунки для обложек и тексты песен. Бумаги с текстами я прятала за подкладку сапог-луноходов, а пленки с фонограммами я провозила в потайном кармане своей кожаной куртки. Забавно, я везла музыку тайком, как будто я наркокурьер. Но тогда было очень страшно. Мне пришлось провозить не только фонограммы «Red Wave», но и видеокассеты — мы снимали клипы и хотели, чтобы их показывали на Западе. Самым безопасным был маршрут из Ленинграда через Финляндию — в ленинградском аэропорту досматривали не так тщательно, как в московском… Сборник «Red Wave» я отнесла сначала на крупные рекорд-лейблы — Warner и Capitol. Им понравилась идея. Но дальше они спросили: «Если мы выпустим этот сборник, насколько это будет незаконно?» Они боялись судебных разбирательств и денежных исков. Поэтому мы договорились с маленьким лейблом Big Time Records, который не побоялся рискнуть. Сборник приняли фантастически — про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные. Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире. Это был другой взгляд на Россию».
Вклад Джоанны Стингрей в историю русского рока огромен. Спродюсированный ею сборник «Red Wave» открыл русский рок для Запада, спровоцировав бум интереса к новой советской молодежной культуре как во всем мире, так и в самом СССР.
В начале 1990-х Джоанна сотрудничала группой «Центр».
20 июня 1992 года в Лужниках Джоанна Стингрей участвовала в концерте памяти Виктора Цоя вместе с Виктором Сологубом (бас-гитара, «Странные игры»), Валерием Виноградовым (гитара, «Центр») и Александром Васильевым (ударные, «Центр»).
Джоанна Стингрей и группа Кино — Feeling
В 1993 году сыграла в фильме «Урод» режиссёра Романа Качанова-младшего.
В 1996 году совместно с Александром Липницким создала документальный фильм о Викторе Цое «Солнечные дни».
В том же 1996 году она уехала из России обратно в США.
В 2000-е Джоанна подрабатывала в качестве агента по недвижимости, была исполнительным директором Ассоциации выпускников Beverly Hills High School.
В 2019 году вышла в свет автобиография Джоанны Стингрей — «Стингрей в Стране Чудес». В книге рассказывается о ее приключениях в СССР времен перестройки.
Джоанну до сих пор хорошо помнят в России. Она говорила: «Удивительно, что у меня и моей музыки остались преданные русские поклонники. Причем часто эти фанаты моложе, чем мои песни. Мне пишут девочки, которым по 14-15 лет».
Рост Джоанны Стингрей: 170 сантиметров.
Личная жизнь Джоанны Стингрей:
В марте 2016 года Джоанна Стингрей опубликовала множество любительских фото конца 1980-х, на которых можно увидеть многих известных советских и российских рок-музыкантов — Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Сергея Курехина, Константина Кинчева и других легенд рок-музыки, с которыми дружила Джоанна.
Судя по опубликованным фото, у Джоанны были близкие отношения с Борисом Гребенщиковым.
Трижды была замужем.
Первый муж — Юрий Каспарян, гитарист группы «Кино». Она вспоминала о встрече с Каспаряном: «»На своем первом концерте в рок-клубе я поймала на себе взгляд одного парня. У него были высветлены волосы так же, как и у меня. Когда мы встретились взглядами, я подумала: «Боже мой, вот это чувак!» — и он тут же исчез в толпе. Когда группа «Кино» вышла на сцену — я увидела этого блондина, который мне понравился. Это был Юрий Каспарян. Мне очень понравились песни «Кино» — они были запоминающимися, я могла их напевать, даже не зная русского и не понимая смысла текстов». Поженились 2 ноября 1987 года, расписывались в ленинградском Дворце бракосочетаний.
Джоанна Стингрей и Юрий Каспарян
Второй муж — Александр Васильев, барабанщик группы «Центр» (умер 17 сентября 2019 года в США).
От Александра Васильева в середине 1990-х она родила дочь Мэдисон.
Джоанна Стингрей и Александр Васильев
Третий муж — Ричард Бест (Richard Best), американец, архитектор.
Джоанна Стингрей с семьей живёт в Калифорнии.
Фильмография Джоанны Стингрей:
1991 — Приключения Стингрей (короткометражный)
1993 — Урод — Джейн, американка-лингвист
Вокал Джоанны Стингрей в кино:
1993 — Урод — песни «Modern World», «Baby Baby Bala Bala»
Режиссерские работы Джоанны Стингрей:
1985 — Аквариум — Пепел
1985 — Аквариум — Рок-н-ролл мёртв
1986 — Кино — Фильмы
1986 — Кино — Видели ночь
1986 — Странные игры — Метаморфозы
1987 — Алиса — Мы вместе
1987 — Алиса — Экспериментатор
1987 — Алиса — Экспериментатор (вторая версия)
1996 — Кино — Солнечные дни (документальный)
Продюсерские работы Джоанны Стингрей в кино:
2006 40:0 в пользу БГ (документальный)
Дискография Джоанны Стингрей:
1983 — Beverly Hills Brat
1990 — Thinking Till Monday
1991 — Walking Through Windows
1993 — Rock Me But Don’t Disrupt My Mind
1994 — Joanna Stingray
1994 — For A Moment
1998 — Shades Of Yellow
2007 — May There Always Be Sunshine
Продюсирование Джоанны Стингрей (музыка):
1986 — V/A — Red Wave
1988 — Кино — Группа крови
1989 — Василий Шумов — My District
1993 — V/A — Greenpeace Rocks