Джоан Фонтейн (Joan Fontaine), урождённая Джоан де Бовуар де Хэвилленд (Joan de Beauvoir de Havilland). Родилась 22 октября 1917 года в Токио (Япония) — умерла 15 декабря 2013 года в Кармел-бай-те-Си, Калифорния (США). Англо-американская актриса. Была одной из самых популярных и востребованных голливудских актрис 1930-х и 1940-х годов. Лауреат премии «Оскар». Одна из самых известных актрис-долгожительниц.
Джоан Фонтейн родилась 22 октября 1917 года в городе Токио.
Отец — Уолтер Огастас де Хэвилленд, был британским адвокатом, имевшим практику в Японии.
Мать — Лилиан Августа Рюз, была театральной актрисой.
Сестра — Оливия де Хэвилленд.
Кузеном её отца был знаменитый британский авиаконструктор Джеффри де Хэвилленд, пионер авиации, создатель фирмы de Havilland Aircraft company.
В детстве была очень болезненным ребёнком, болела частыми простудами, а после одновременно перенесённой кори и стрептококковой инфекции у девочки развилась анемия.
После развода её родителей вместе с матерью и сестрой переехала в США. Там здоровье де Хэвилленд быстро пошло на поправку. Сестры учились в колледже города Лос-Гатос, а затем в католическом монастыре для девочек. Вместе со своей сестрой брала уроки по дикции.
Когда ей исполнилось пятнадцать, она вернулась в Японию, где два года жила с отцом.
С 1935 года начала выступать на театральной сцене. Дебютировала в постановке «Назови этот день». Там её заметили представители кинокомпании «RKO», и вскоре начинающая актриса подписала с ними контракт.
Так как её сестра Оливия начала актёрскую карьеру раньше, фамилия де Хэвилленд досталась именно ей. После чего начинающая актриса придумала себе псевдоним Барфилд, которую впоследствии заменила на театральное имя матери, став Джоан Фонтейн.
Под конец 1935 года дебютировала в кино в фильме «Только без дам».
В 1937 году исполнила главную роль — леди Элис Маршмортон — в музыкальной мелодраме «Девичьи страдания». Картина снята по новелле и пьесе Пелхэма Гренвилла Уодхауза. Неповторимый и виртуозно танцующий Фред Астер в роли Джерри Холлидея, который покоряет сердце леди Элис Маршмортон. В этом фильме Фред Астер впервые появился на экране без Джинджер Роджерс. В итоге лента публике не понравился, и она провалилась в прокате.
Джоан Фонтейн в фильме «Девичьи страдания»
Далее Фонтейн появилась в дюжине фильмов, однако все они были проходными и ничего не привнесли в её начинающуюся кинокарьеру.
На одном званом приёме познакомилась с прославленным голливудским продюсером Дэвидом О. Селзником. За обедом он рассказывал о сценарии к фильму «Ребекка», по одноимённому роману Дафны Дюморье, после чего пригласил Джоан попробоваться на одну из ролей в эту картину.
На пробах Фонтейн хорошо себя проявила, из-за чего ей досталась главная роль — второй миссис де Винтер. Фильм, ставший американским дебютом британского режиссёра Альфреда Хичкока, получил 11 номинаций на премию «Оскар», в том числе и за «Лучшую женскую роль» для Джоан Фонтейн.
Триллер «Ребекка» вышел в 1940 году. Готический роман с приведениями Дафны дю Морье: богатый вдовец ухаживает за девушкой, и она ни на минуту не сомневается, что судьба ей улыбнулась, и она нашла любимого человека. После головокружительного романа они женятся, но, по мере того, как их отношения укрепляются, героиню все больше преследует дух покойной первой жены ее мужа Ребекки.
Джоан Фонтейн в фильме «Ребекка»
Спустя год снова снялась у Хичкока в детективе «Подозрение» в главной роли Лины Маклейдло Эйсгарт. Лента повествует о том, как Лина МакЛэдлоу выходит замуж за первого встречного под давлением родителей. Им оказывается Джонни Эйсгарт — легкомысленный бездельник, чье внимание ее подкупило. Муж очень старается угодить жене, привозит ее в шикарный особняк, устраивается на работу. Но мысли о том, что она ничего не знает про Джонни не дают ей покоя и тревожат все сильнее и сильнее. Лина начинает бояться своего мужа. Страх и чувство опасности нагнетаются все больше… За свою роль Джоан получила премию «Оскар».
Джоан Фонтейн в фильме «Подозрение»
В 1943 году выступила в главной роли — Терезы «Тесс» Сэнгер — в музыкальной картине «Верная красавица». Четырнадцатилетняя Тесса безнадежно влюблена в красивого композитора Льюиса Додда, друга семьи. Льюис обожает Тессу, но никогда не проявлял никаких романтических чувств к ней. Когда отец Тессы умирает, Льюис принимает на себя опеку над Тессой и её сёстрами. Вскоре он женится на двоюродной сестре Тессы Флоранс.
Джоан Фонтейн в фильме «Верная красавица»
В 1948 году сыграла главную роль — Ди Ди Дилвуд — в комедии «Не упусти свое счастье». Ди Ди Дилвуд — весьма необычная девушка. С детства будучи сиротой, она, тем не менее, является наследницей огромного состояния и никогда не знала нужды в деньгах. Данное обстоятельство, однако, сыграло с ней злую шутку — Ди Ди выросла нерешительной и ветреной особой.
Джоан Фонтейн в фильме «Не упусти свое счастье»
В 1956 году исполнила главную роль — Сьюзен Спенсер — в криминальной драме «За пределами разумного сомнения». Газетный издатель Остин Спенсер вместе со своим будущим зятем Томом Гарреттом придумывает хитроумный план, как обличить систему, отправляющую людей на электрический стул по обвинению в убийстве всего лишь на основании косвенных улик. Они узнают про убийство танцовщицы ночного клуба и оставляют улики, которые бы указали на Тома, все детально фиксируется и фотографируется, что бы когда Тома признают виновным, суду будут представлены неопровержимые доказательства его невиновности.
Джоан Фонтейн в фильме «За пределами разумного сомнения»
В 1966 году в последний раз появилась в кино в фильме «Ведьмы», сыграв роль Гвен Мэйфилд.
В 1978 году в интервью о соперничестве с сестрой Оливией де Хэвилленд Фонтейн повествовала: «Я первой вышла замуж, получила «Оскар» прежде чем Оливия, и если я умру первой, то она несомненно будет в ярости, потому что я опережу её и в этом».
В последние годы Джоан Фонтейн жила тихой и уединённой жизнью в маленьком калифорнийском городке Кармел-бай-те-Си, ухаживая за своим садом и за двумя собаками.
Джоан Фонтейн скончалась во сне 15 декабря 2013 года, на 97-м году жизни. На следующий день её сестра Оливия де Хэвилленд выступила с коротким заявлением относительно кончины Фонтейн, в котором сообщила, что потрясена и опечалена её смертью. Тело актрисы было кремировано, прах развеян.
За вклад в кинематограф США актриса удостоена звезды на Голливудской аллее славы.
Рост Джоан Фонтейн: 160 сантиметров.
Личная жизнь Джоан Фонтейн:
Была четыре раза замужем.
Первый муж — Брайан Ахерн, в браке с 1939 по 1945 год.
Второй муж — Уильям Дозье, продюсер и актёр. В 1948 родила дочь Дебору, а также удочерила пуэрториканку Мириам, которая позже сбежала из дома. в браке с 1946 по 1951 год.
Третий муж — Коллье Янг, в браке с 1952 по 1961 год.
Четвёртый муж — Альфред Райт-мл, в браке с 1964 по 1969 год.
В 1943 году приняла американское гражданство.
Фильмография Джоан Фонтейн:
1935 — Только без дам (No More Ladies) — Кэролайн Рэмзи (Кэрри)
1937 — Достойная улица (Quality Street) — Шарлотта Пэрретт
1937 — Человек, нашедший себя (The Man Who Found Himself) — сестра Дорис Кинг
1937 — Девичьи страдания (A Damsel in Distress) — леди Элис Маршмортон
1937 — Миллион к одному (A Million to One) — Джоан Стивенс
1937 — Музыка для мадам (Music for Madame) — Джин Клеменс
1937 — Любовь победить нельзя (You Can’t Beat Love) — Труди Олсон
1938 — Девичья ночь подошла к концу (Maid’s Night Out) — Шейла Харрисон
1938 — Белокурая мошенница (Blond Cheat) — Джульетт «Джули» Эванс
1938 — Воздушный гигант (Sky Giant) — Мэг Лоуренс
1938 — Герцог Вест-Пойнта (The Duke of West Point) — Энн Портер
1939 — Ганга Дин (Gunga Din) — Эмелайн «Эмми» Стеббинс
1939 — Человек победы (Man of Conquest) — Элайза Аллен
1939 — Женщины (The Women) — миссис Джон Дэй (Пегги)
1940 — Ребекка (Rebecca) — вторая миссис де Винтер
1941 — Подозрение (Suspicion) — Лина Маклейдло Эйсгарт
1942 — Превыше всего (This Above All) — Пруденс Кэтэуэй
1943 — Постоянная нимфа (The Constant Nymph) — Тереза «Тесса» Сэнгер
1943 — Джейн Эйр (Jane Eyre) — Джейн Эйр
1944 — Бухта пирата (Frenchman’s Creek) — Донна Сент-Коламб
1945 — Интриги Сьюзан (The Affairs of Susan) — Сьюзан Даррелл
1946 — С этого дня (From This Day Forward) — Сьюзан Каммингс
1947 — Айви (Ivy) — Айви Лекстон
1948 — Письмо незнакомки (Letter from an Unknown Woman) — Лиза Берндл
1948 — Императорский вальс (The Emperor Waltz) — графиня Иоганна Августа Франциска
1948 — Ты останешься счастливой (You Gotta Stay Happy) — Ди Ди Диллвуд
1948 — Поцелуями сотри кровь с моих рук (Kiss the Blood Off My Hands) — Джейн Уортон
1950 — Рождённая быть плохой (Born to Be Bad) — Кристабель Кейн Кэри
1950 — Сентябрьская афера (September Affair) — Марианна «Манина» Стюарт
1951 — Дорогая, как ты могла! (Darling, How Could You!) — Элис Грэй
1952 — Ради чего стоит жить (Something to Live For) — Дженни Кэри
1952 — Отелло (The Tragedy of Othello: The Moor of Venice) — паж
1952 — Айвенго (Ivanhoe) — Ровена
1953 — Ночи Декамерона (Decameron Nights) — Фьяметта / Бартоломеа, Джиневра / Изабелла
1953 — Двоеженец (The Bigamist) — Ив Грэм
1953 — Полёт в Танжер (Flight to Tangier) — Сьюзен Лейн
1954 — Большая ночь Казановы (Casanova’s Big Night) — Франческа Бруни
1955 — Отцы и матери Голливуда (Hollywood Mothers and Fathers) — камео
1956 — Серенада (Serenade) — Кендалл Хейл
1956 — За пределами разумного сомнения (Beyond a Reasonable Doubt) — Сьюзан Спенсер
1957 — Остров Солнца (Island in the Sun) — Мэйвис Норман
1957 — Пока не поплывут (Until They Sail) — Энн Лесли
1958 — Уверенная улыбка (A Certain Smile) — Франсуаза Ферран
1961 — Путешествие ко дну моря (Voyage to the Bottom of the Sea) — доктор Сьюзан Хиллер
1962 — Ночь нежна (Tender Is the Night) — Бэйби Уоррен
1966 — Ведьмы (The Witches) — Гвен Мэйфилд
1974 — Басби Беркли (Busby Berkeley) — камео
1978 — Пользователи (The Users) — Грэйс Сен-Джордж
1980 — Надежда Райана (Ryan’s Hope) — Пейдж Уильямс
1982 — Все мое собственное: История Эрты Китт (All By Myself: The Eartha Kitt Story) — камео
1986 — Тёмные особняки (Dark Mansions) — Маргарет Дрейк
1994 — Добрый король Вацлав (Good King Winceslas) — Королева Людмила
Библиография Джоан Фонтейн:
1979 — Joan Fontaine. No Bed of Roses. Berkley Publishing Group
1984 — Charles Higham. Sisters: The Story of Olivia De Haviland and Joan Fontaine
Продюсерские работы Джоан Фонтейн:
1948 — Письмо незнакомки (Letter from an Unknown Woman)