Джемма Сергеевна Фирсова (Микоша). Родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекская ССР) — умерла 8 мая 2012 года в Москве. Советская и российская киноактриса, кинорежиссер, сценарист, поэтесса, общественный деятель. Лауреат Государственной (1973) и Ленинской премии СССР (1980).
Джемма Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекская ССР).
Отец был военным инженером.
В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, ей был нужен уход и полноценное питание. Отец написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. Джемма вылечилась от туберкулеза.
После войны семья некоторое время жила в Кенигсберге (ныне Калининград). По ее воспоминаниям, особняк с садом напоминал ей сказочное королевство. Она говорила: «Город моего детства. Кенигсберг — это практически реквием по всем погибшим в войнах, в веках, городам. Знаете, что такое импринтинг? Когда цыпленок вылупляется, то, кого первым увидит, за тем и идет, принимая за маму. Мой импринтинг — это Кенигсберг, несмотря на то что я родилась в Самарканде, которого почти не помню. А Кенигсберг даровал мне первый дом, первую весну, первый подснежник, первый сад, первые книги, которые прочла сама. Гофмана в девять лет, в пятнадцать — Канта. Город-учитель, незримый, внечеловеческий».
В 1949 году ее отца Сергея Фирсова режиссер Михаил Ромм пригласил стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье.
С детства увлекалась историей, живописью и музыкой.
После школы поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма.
В 1966 году окончила ВГИК. Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.
В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксенова.
Джемма Фирсова обладала, по словам кинокритиков, необычной, несоветской красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы.
Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в ресторане в исторической экранизации «Хождение по мукам», Катишь в мелодраме «Война и мир».
Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивди в мистической драме «Белая птица с черной отметиной».
Джемма Фирсова в фильме «Хождение по мукам»
Джемма Фирсова в фильме «Алые паруса»
Снималась мало, хотя режиссеры часто делали ей весьма заманчивые предложения. Джемма Фирсова говорила: «Актерство не было частью жизни. Оно всегда было между делом. Когда выпадали свободные моменты. И снималась я в основном только у своих друзей — Юры Ильенко или Алеши Спешнева. У меня были потрясающие предложения — от поляков, болгар, французов. Жалакявичюс практически утвердил на главную роль в «Это сладкое слово – свобода», но это совпало с тем, что утвердили мой сценарий, и я стала снимать кино».
В конце 1970-х — начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Президент Всесоюзной федерации женского хоккея на траве.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов — эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.).
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.
Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик. Обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».
Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.
Личная жизнь Джеммы Фирсовой:
Муж — Владислав Владиславович Микоша (1909-2004), советский российский оператор, режиссёр документального кино, сценарист, фотограф, фронтовой кинооператор, публицист. Народный артист СССР (1990), лауреат Сталинских (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Снимал снос Храма Христа Спасителя, открытие ВСХВ (ВДНХ-ВВЦ), спасение челюскинцев, перелёты В. Чкалова и М. Громова в Америку, визиты в Москву Б. Шоу, Р. Роллана, А. Барбюса, оборону Севастополя и Одессы. Снято им после войны: восстановление Варшавы и Днепрогэса, война Китая с Гоминьданом — съёмки в рейде Народно-освободительной армии через весь Китай, встречи И. Сталина с М. Цзедуном и Н. Хрущева с Дж. Кеннеди, съёмки Дж. Неру, Сукарно, Д. Эйзенхауэра, Г. Насера, Ф. Кастро, И. Броз Тито, Ю. Гагарина, Х. Бидструпа, В. Клиберна, Р. Нуриева, Г. Улановой и других.
Они познакомились на съемочной площадке. Некоторое время между ними были дружеские отношения, они вместе писали сценарии. Владислав был старше Джеммы на двадцать шесть лет, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу.
Джемма Фирсова и Владислав Микоша
Фильмография Джеммы Фирсовой:
1957-1958 — Хождение по мукам — Нина Чародеева (нет в титрах)
1958 — Из пепла (фильм-спектакль) — Анна Вальтер
1960 — Русский сувенир — журналистка (нет в титрах)
1961 — Алые паруса — Лилиан Грэй, мама Артура
1965 — Родник для жаждущих — Мария
1965 — Война и мир — Катишь
1968 — Вечер на Ивана Купала — ведьма
1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе
1970 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья и блудница
1971 — Озарение — эпизод
1972 — Хроника ночи — Света Толмачева, корреспондент ТАСС
1972 — Это сладкое слово — свобода! (Tas saldus žodis — laisvė!) — Эллен Каррера
1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна
1979 — Пани Мария — Вера, парикмахер
1993 — Кинопоезд на все времена (документальный)
2011 — История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2013 — Здравствуй папа. Роман о Роллане (документальный)
Режиссерские работы Джеммы Фирсовой:
1966 — Путешествие. На полпути к Луне (киноальманах)
1968 — Я часто спрашивал себя (документальный)
1969 — Поезд в Революцию (документальный)
1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (документальный)
1972 — Зима и весна сорок пятого (документальный)
1974 — Память навсегда (документальный)
1974 — Встреча с Джокондой (документальный)
1975 — Город-герой Новороссийск (документальный)
1978 — Великая Отечественная (Unknown War, The). Битва за Кавказ. Фильм №12 (документальный)
1983 — Предупреждение об опасности (документальный)
1985 — Покушение на будущее (документальный)
2007 — Москва первопрестольная (документальный)
2007 — Государь Император Николай II (документальный)
2007 — Владислав Микоша: Остановивший время (документальный)
Сценарии Джеммы Фирсовой:
1973 — Как сердцу высказать себя? (документальный)
1975 — Город-герой Новороссийск (документальный)
1978 — Великая Отечественная (Unknown War, The) (документальный)
1984 — Стратегия победы (документальный)
1989 — Когда я вернусь (документальный)
Награды и звания Джеммы Фирсовой:
— Главный приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1969) — за фильм «Поезд в Революцию»;
— Государственная премия СССР (1973) — за фильм «Зима и весна сорок пятого»;
— Серебряная медаль имени А. П. Довженко (1975) — за фильм «Память навсегда»;
— Ленинская премия (1980) — за фильм «Битва за Кавказ» в сериале «Великая Отечественная»;
— Приз Всесоюзного кинофестиваля (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»;
— Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»;
— Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985) — за фильм «Покушение на будущее»