Дмитрий Яковлевич Покрасс. Родился 26 октября (7 ноября) 1899 год в Киеве — умер 20 декабря 1978 года в Москве. Советский композитор, дирижер, пианист, автор песен. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
Дмитрий Покрасс родился 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1899 год в Киеве.
Отец — Яков Моисеевич, происходил из еврейской семьи, жил в военном поселении близ Киева; в начале 1890-х годов переехал с семьёй в Киев, где работал продавцом в колбасном магазине.
Имел трех братьев, все они стали музыкантами.
Самуил Яковлевич Покрасс (1894, Киев — 1939, Нью-Йорк) — старший из братьев Покрасс, советский и американский композитор, эстрадный пианист.
Даниил Яковлевич Покрасс (1905-1954) — советский композитор, дирижёр, пианист.
Аркадий Яковлевич Покрасс — пианист, аккомпаниатор.
В 1920-е годы старший брат Самуил эмигрировал в США, там работал в Голливуде, наиболее известен его мюзикл по мотивам «Трёх мушкетёров».
В возрасте восьми лет Дмитрий в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечётку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и весёлых украинских плясок.
В 1914-1917 годах обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. И. Гелевера. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра И. Кремер, А. Н. Вертинского, А. В. Сабинина, В. Я. Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальс-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на стихи П. Д. Германа, О. Осенина).
В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором.
В 1919 году в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В этом же году написал «Марш Дроздовского полка». Марш стал очень популярен во время Гражданской войны, к нему приросло несколько лирических версий.
В 1919-1921 годах служил в Первой Конной армии. В честь занятия Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Будённого» (1920, стихи А. А. Д’Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил ещё несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», стихи Д. Бедного, кантату «Вперёд», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на стихи С. К. Минина).
С 1923 года жил в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, цыганскому хору, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии — стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.
В 1923-1926 годах — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926-1936 годах — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла.
С 1932 по 1954 год работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом.
Дмитрий и Даниил Покрассы стали известны как крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики.
Звездный час братьев пробил в 1937 году, когда режиссер-кинодокументалист Михаил Слуцкий, работавший в ту пору на Московской студии кинохроники, задумал снимать фильм «Двадцатый май», посвященный первомайскому параду на Красной площади. Сначала он попросил известного поэта Василия Лебедева-Кумача написать стихи, а потом познакомил его с братьями Покрасс. Так появилась песня «Москва майская», начинающаяся со слов: «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля…».
Особенно прославились сочинением ярких, бравурных, летучих маршей («Марш Будённого», «Марш танкистов», «Москва майская», «Три танкиста», «Конармейская», «Если завтра война», «Праздничная», «Казаки в Берлине» и т. д.), эти мелодии популярны далеко за рубежом Советского Союза. Музыка братьев Покрасс наполнена эффектными мелодическими ходами, имеет мощное побуждение к созидательной деятельности, несёт бодрящее, светлое, возвышенное, оптимистическое настроение. Исполнение маршей Покрассов духовыми оркестрами производит неизгладимое впечатление.
Мелодия песни «Москва майская» — одна из самых удачных и лучших мелодий о Москве. Наряду с мелодией И. Дунаевского «Моя Москва», «Москва майская» неизменно исполняется как в вокальном, так и в оркестровом варианте на любых мероприятиях, посвящённых чествованию Москвы. «Москва майская» стала ключевой музыкальной темой советского праздника 1 мая — Международного дня солидарности трудящихся. Основные темы творчества Покрассов — революция, обновление мира, молодость и ярость, интенсивное и успешное строительство новой жизни, воспоминание о героизме и блестящих победах первых армий Советского правительства в Гражданской войне, рождение и воспитание нового человека, защита Родины, непобедимая мощь Красной Армии.
Музыка братьев Покрасс — яркая, динамичная, прекрасно оркестрованная, несёт большой заряд позитивных эмоций. Мелодии братьев удобны для пения, хорошо запоминаются, одинаково выигрышные для исполнения как певцами, так и духовыми оркестрами. Особенно удачны марши («Марш танкистов», «Марш Будённого», «Москва майская», «Три танкиста» и т. д.).
В 1936-1972 годах — художественный руководитель эстрадного оркестра Центрального дома культуры железнодорожников.
Автор около 300 песен, музыки к фильмам, музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.
Член ВКП(б) с 1940 года.
Дмитрий Покрасс был небольшого роста, тучный, композитор был артистичен и, выступая в роли концертмейстера или дирижёра, неизменно привлекал к себе внимание и завоёвывал симпатии зрителей. На сцене демонстрировал холерический темперамент, бурю эмоций. Никогда не мог сидеть за роялем, а играл стоя, приплясывая и подпрыгивая. Владел роялем мастерски, обладал оригинальной, размашистой и бравурной манерой игры.
В последние годы жизни Дмитрия Яковлевича одолевала болезнь Паркинсона. Дмитрий Покрасс скончался 20 декабря 1978 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с братом Даниилом (участок № 4).
Личная жизнь Дмитрия Покрасса:
Подробности частной жизни не известны.
Песни Дмитрия Покрасса:
«Марш Дроздовского полка» (сл. П. Баторина, 1919);
«Марш Будённого» (сл. А. Д’Актиля, 1920);
«Гей-гей, седлай коней» (сл. Д. Бедного);
песня-марш «Красные кавалеристы» (сл. С. К. Минина);
«Шаг за шагом» (сл. П. Германа, 1920);
«Все в Осоавиахим» (сл. А. Жарова, 1923);
«Конноармейская» (сл. А. Суркова, 1936);
«Москва майская» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1937);
«Не скосить нас саблей острой» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1937);
«Прощание» («Прощальная комсомольская», сл. М. Исаковского, 1938);
«То не тучи, грозовые облака» (сл. А. Суркова, 1938);
«Если завтра война» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Марш артиллеристов» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Песня о молодости» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Песня о луганском слесаре» (сл. В. Гусева, 1938);
«Вальс с тобой» (сл. Ц. Солодаря, 1939);
«Бабуся» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1939);
«Марш танкистов», «Три танкиста», Песня Марьяны и «Харитоша — аккуратный почтальон» (сл. Б. Ласкина, 1939);
«Принимай нас, Суоми-красавица» (сл. Д’Актиля, 1939/40);
«Колыбельная» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940);
«Два друга» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940);
«Долой фашизм» (сл. А. Прокофьева, 1941);
«Три брата» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941);
«Весна на Волге» (сл. С. Алымова, 1943);
«Сталевар Мазай» (сл. М. Л. Матусовского, 1944);
«На вахте мира» (сл. М. Матусовского, 1944);
«Казаки в Берлине» (сл. Ц. Солодаря, 1945);
«Комсомольская клятва» (сл. П. Градова, 1948);
«В Кремлевском Дворце» (сл. Е. А. Долматовского, 1949);
«Песня студентов» (сл. А. Жарова, 1951);
«Огни Сахалина» (сл. М. Вершинина, 1953);
«Мир земле» (сл. А. Жарова, 1954);
«Жигулевское море» (сл. Э. Вениаминова, 1955);
«Станция» (сл. С. Острового, 1956);
«Марш мотопехоты» (сл. Е. Долматовского, 1957);
«Песня о Ленине» («Берёзка», сл. А. Пришельца, 1960);
«Говорит Москва» (сл. B. Гусева, 1961);
«Свет над Байкалом» (сл. М. Вершинина, 1962);
«Марш Северной группы войск» (сл. А. Пришельца, 1963);
«Песня о Будапеште» (сл. М. Вершинина, 1964);
«Голодная степь» (сл. С. Васильева, 1965);
«Над Татрами» (сл. С. Табачникова, 1968);
«С тобой моя песня» (сл. С. Гурвича, 1969);
«Люба, Любушка, Любовь» (сл. П. Градова, 1974);
«Родной городок» (сл. М. Светлова, 1975);
«Марш БАМ» (сл. М. Вершинина, 1975);
«На ученье, как в сраженье» (сл. О. Колычева, 1973);
«Великий город» («Песня о Москве», сл. А. Пришельца, 1974);
«Моя армия» (сл. М. Матусовского, 1975);
«В последнем бою» (сл. А. Жарова, 1975);
«Комсомольский марш» (сл. С. Табачникова, 1974);
«Я иду на свиданье с тобой» (сл. П. Градова, 1974);
«Старое время» (сл. Ф. Лаубе, 1974);
«Глаза моей отчизны» (сл. Ф. Лаубе, 1974);
«Осенние ели» (сл. А. Пришельца, 1974).
Другие сочинения Дмитрия Покрасса:
кантата «Вперёд» (сл. С. Минина);
музыкальная комедия «Шоколадный солдатик» (1926, совм. с Д. Покрассом)
Фильмография Дмитрия Покрасса:
1926 — Эх, яблочко, куды котишься — тапёр
1941 — Киноконцерт 1941 года
Работы Дмитрия Покрасса в кино как композитора:
1937 — Дума про казака Голоту (совм. с Д. Я. Покрассом и С. И. Потоцким);
1938 — Если завтра война… (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Девушка с характером (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Танкисты (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Трактористы (совм. с Д. Я. Покрассом);
1970 — Монолог (короткометражный) — песня «Дан приказ ему на запад…»
Библиография Дмитрия Покрасса:
1957 — Песни боевых лет
Награды и звания Дмитрия Покрасса:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
— Народный артист РСФСР (1963);
— Народный артист Чечено-Ингушской АССР (1964);
— Народный артист СССР (1975);
— Сталинская премия второй степени (1941) — за музыку к фильмам «Мы из Кронштадта» (1936) и «Если завтра война» (1938);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1969);
— Орден Красной Звезды (1943);
— Орден «Знак Почёта» (1947);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— Золотая медаль имени А. В. Александрова (1973).