Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Дюк Эллингтон

Дюк Эллингтон (Duke Ellington), урождённый Эдвард Кеннеди Эллингтон (Edward Kennedy). Родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне — умер 24 мая 1974 года в Нью-Йорке. Американский руководитель джаз-оркестра, джазовый композитор, аранжировщик и пианист. Один из величайших джазовых музыкантов в истории.

Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в городе Вашингтон.

Отец — Джеймс Эдвард, был дворецким и некоторое время служил в Белом доме. После работал копировщиком в Военно-морских силах.

Мать — Дэйзи Кеннеди Еллингтон, была глубоко верующей и хорошо играла на пианино.

Эллингтон рос в достатке, покое и в родительской любви. Брал уроки по фортепиано у своей мамы. А с семи лет начал заниматься с учителем музыки. С 11 лет он уже сочинял музыку самостоятельно. Тогда же в его жизнь пришёл рэгтайм.

В 1914 году Эллингтон написал свою первую композицию в стиле рэгтайм «Soda Fountain Rag».

Отлично рисовал, обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Выигрывал конкурс на лучшую рекламную афишу города Вашингтон. Позже работал плакатистом.

Дальше совершенствовал свою технику игры на пианино, изучал теорию гармонии. А такое увлечение, как рисование и работа с красками у мальчика прошло из-за чего Эллингтон отказался от предложенного места работы в институте Пратта по прикладному искусству.

Дюк Эллингтон в детстве

Дюк Эллингтон в детстве

В 1917 году Эллингтон решает стать профессиональным музыкантом. Проходит неофициальное обучение у известных вашингтонских музыкантов, а после Руководит местными ансамблями.

В 1919 году Дюк познакомился с Сонни Гриром.

В 1922 году Дюк Эллингтон приезжает в Нью-Йорк вместе с Гриром и Хардвиком (соседом Дюка) на короткий ангажемент. В Нью-Йорке начинающий джазовый музыкант брал неофициальные уроки у признанных мастеров фортепиано Джеймса П. Джонсона и Уилли Лайона Смита.

Далее начал играть в квинтете «Вашингтонцы», руководство над которым он постепенно брал в свои руки. Ансамбль состоял из его друзей — барабанщика Сонни Грира, саксофониста Отто Хардвика, трубача Артура Уэтсола.

От друзей из-за любви к щёгольской одежде Эллингтон получил прозвище «Duke» (герцог).

Осенью 1923 года ансамбль Эллингтона отправляется в Нью-Йорк, получает ангажемент в клубе «У Бэррона» в Гарлеме, а затем на Тайм Сквер в «Hollywood Club» (позднее его переименовали в «Kentucky Club»).

В 1926 году познакомился с Ирвингом Миллсом, который стал его менеджером на продолжительный период.

Под совету Миллса Эллингтон в 1927 году официально становится руководителем джазового ансамбля из десяти человек, под новым брендом «Duke Ellington and His Orchestra». Первым значительным успехом для нового коллектива стали их регулярные выступления в престижном нью-йоркском джазовом клубе «Cotton Club». В том время стали появлятся известные композиции Дюка таких, как: «Creole Love Call» и «Black & Tan Fantasy», «The Mooche» и др.

В 1929 году оркестр выступал в ревю Флоренца Зигфельда. Регулярные радиотрансляции из «Cotton Club» программ оркестра делали Эллингтона и его оркестр известными.

В феврале 1931 года оркестр Эллингтона открыл свой первый концертный тур. В том же году инструментальная версия одного из его стандартов «Mood Indigo», опубликованная лейблом Victor, становится очень популярной.

Спустя год оркестр Эллингтона дал концерт в Колумбийском университете.

Дальше джазмен нацеливался на более сложные музыкальные сюжеты. Он работал над «Creole Rhapsody». В 1931-1933 годах становятся популярными такие его пьесы как: «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон. За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже был готов к нему. Важным этапом на этом пути стали темы 1933 года — «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather» (авторы Гарольд Арлен и Тед Колер).

Duke Ellington — It don’t mean a thing

Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использовал индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса, баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придавало оркестру особый «саунд».

Позже в 1933 году большой успех принесли гастроли по Европе. Также оркестр выступал лондонском «Палладиуме», где произошла встреча Дюка с принцем Уэльским, герцогом Кентским. Затем оркестр выступал в Южной Америке и дал тур по США в 1934 году. Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.

В тот момент в оркестре играли такие, саксофонисты как: Джонни Ходжес, Отто Хардвик, Барни Бигард, Харри Карни, трубачи — Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, и тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол, Лоренс Браун. Эллингтона называли первым подлинно американским композитором, а его свинговый стандарт «Caravan», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем, обошёл весь мир.

Написанная в 1935 году композиция Reminiscing in Tempo в отличие от большинства других мелодий автора не отличалась танцевальным ритмом. Причина заключалась в том, что эту песню Эллингтон написал после потери своей матери и продолжительного застоя в творчестве. Как в дальнейшем говорил сам композитор, во время написания этой мелодии листы его нотной тетради были мокрыми от слёз. Reminiscing in Tempo была сыграна Дюком практически без использования импровизации. По словам музыканта, главным его желанием было оставить в этой песне всё так, как он написал и задумал изначально.

В 1938 году оркестр Эллингтона совместно выступил с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис».

В конце 1930-х в оркестр пришли новые музыканты — контрабасист Джимми Блентон и тенор-саксофонист Бен Уэбстер. Их влияние на «саунд» Эллингтона было значительным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. С этим составом Эллингтон совершил второе европейское турне.

Обновлённый «саунд» оркестра был зафиксирован в композиции 1941 года «Take the ‘A’ Train» (автор Билли Стрэйхорн). Среди произведений композитора этого периода важное место занимали инструментальные работы — «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue».

Мастерство композитора и музыканта получило признание не только у критиков, но и у таких выдающихся академических музыкантов, как: Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.

Летом 1930 года в Калифорнии записывает несколько песен для кинокартины «Check and Double Check». Одна из них, «Three Little Words» с вокалом Бинга Кросби, становится американским хитом.

В 1934 году написал звуковое сопровождение к фильму «Murder at the Vanities». Инструментальная версия композиции «Cocktails for Two», прозвучавшаяся в картине, стала очень известной. После записал музыку для фильма «Belle of the Nineties» режиссёра Mae West и участвовал в саундтреке «Many Happy Returns».

В 1936 году со своим оркестром в Голливуде записал очередной саундтрек к художественному фильму братьев Маркс «День на скачках», а через год — к картине «Hit Parade».

10 июля 1941 года в Лос-Анджелесе проходила премьера мюзикла Дюка Эллингтона «Jump for Joy». Спектакль исполнялся 101 раз. В сокровищницу жанра попал джазовый стандарт «I Got It Bad (And That Ain’t Good)», одна из лучших песен мюзикла.

В 1942 году оркестр Эллингтона снялся в кинофильме «Хижина в облаках» с Линой Хорн. Затем, чтобы поддержать свой оркестр, джазовый музыкант взялся за крупные музыкальные формы и создал мюзикл «Beggar’s Holiday» для постановки на Бродвее. После премьеры, состоявшейся в декабре 1946 года, было дано 108 представлений.

В годы Второй мировой войны Эллингтон создал ряд больших инструментальных пьес. 23 января 1943 года выступил с концертом своих произведений в знаменитом Карнеги-Холле, где прошла премьера «Black, Brown and Beige». Весь сбор средств от концерта пошёл в помощь Красной Армии.

По окончанию войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов, Дюк Эллингтон продолжил гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.

Начало 1950-х стало самым драматичным периодом в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу, из оркестра один за другим начали уходить ключевые музыканты. Из-за чего на несколько лет Дюк Эллингтон ушёл в тень.

Однако летом 1956 года происходит триумфальное возвращение на большую сцену на джазовом фестивале в Ньюпорте. Один из кульминационных моментов фестиваля состоящее из 27 квадратов, соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса в обновлённой версии «Dimuendo and Crescendo in Blue». Дюк Эллингтон попадает в фокус, его фотография украшает обложку журнала «Time», он подписывает новый контракт с Columbia Records. Первый релиз — концерт «Ellington at Newport» — становится самым удачным и продаваемым альбомом в карьере музыканта.

Написанный и оркестрированный им саундтрек к фильму 1959 года «Анатомия убийства» попал в число номинантов только что учреждённой премии Grammy. Таким образом джазмен ушёл с церемонии награждения с тремя наградами — за лучшую инструментальную композицию и лучшую музыкальную композицию года (заглавная мелодия фильма) и лучший саундтрек.

В последующие годы, в соавторстве с Билли Стрэйхорном, Дюк пишет ряд произведений на классические темы. На пластинке «Such Sweet Thunder», шекспировской сюите 1957 года, представлены такие, композиции как: «Lady Mac», «Madness in Great Ones», посвящённая Гамлету, «Half the Fun» об Антонии и Клеопатре. Уникальность записи была в том, что солисты оркестра Кэт Андерсон, Джонни Ходжес, Пол Гонсалвес, Квентин Джексон и другие, как актёры в театре, исполняли ведущие партии и держали на себе целые номера. Вместе со Стрэйхорном были написаны вариации на темы из «Щелкунчика» Чайковского и «Пер Гюнта» Грига.

Таким образом Дюк Эллингтон снова стал востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширились, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с концертным туром. джазмена представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.

В 1960 году написал музыку для фильма «Парижский блюз» и для драмы «Турчанка». Также создал тема «Asphalt Jungle» для телевидения. Спустя год Дюк Эллингтон создал музыку к фильму «Парижский блюз» — это принесло ему номинацию на премию Oscar за лучший саундтрек.

В 1961 и 1962 годах Эллингтон записывался вместе с Луи Армстронгом, Каунтом Бэйси, Коулменом Хокинсом, Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза.

Через год оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США. А в 1964 году оркестр делает очередное европейское турне и первый визит в Японию.

С середины 1960-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем.

В 1965 году ему досталась премия в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington ’66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме, на Виргинских островах и снова в Европе. А далее выступает с Бостонским симфоническим оркестром.

В сентябре начинает серию концертов духовной музыки.

Дюк Эллингтон с оркестром

Дюк Эллингтон с оркестром

В марте 1966 года Эллингтон решил покорить бродвейскую публику и представил мюзикл «Pousse-Cafe». В том же 1966 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Assault on a Queen» с участием Фрэнка Синатры. Это была предпоследняя картина, в которой прозвучала музыка Эллингтона.

В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фицджеральд.

Со своим коллективом снова отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку. С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору очередную победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль». С такой же формулировкой Эллингтон унёс Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.

В 1969 году прошёл приём в Белом доме по случаю 70-летия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном. Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье.

В том же 1969 году написал музыку к ленте «Change of Mind». Это была последняя лента, в которой прозвучала его музыка.

В 1970 году прошли выступления на джазовом фестивале в Монтерее с новыми композициями — «River», «New Orlean Suite» и «The Afro-Eurasian Eclipse». А дальше посетили Европу, Австралию, Новую Зеландию и Дальний Восток.

16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре» прошла премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале. Посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов). А затем, едет в Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику.

Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз в 1971 году, состоял из шести саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанщиком — Руфус Спиди Джонс, два вокалиста — Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.

Когда самолёт с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по лётному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где он выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трёх концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве.

Во время визита в СССР джахмен посетил Большой театр, Эрмитаж, встретился с композитором Арамом Хачатуряном и с джазовым дирижёром Олегом Лундстремом. Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда» хвалила Эллингтона и его оркестр. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражён «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн».

Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал: «Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался — ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».

В 1973 году прошёл третий «Концерт духовной музыки», премьера которого, состоялась в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Позже Дюк Эллингтон принял участие в королевском концерте в «Палладиуме». Совершил визит в Замбию и Эфиопию. Был награждён «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции.

После Дюк Эллингтон опубликовал автобиографию — «Музыка — моя возлюбленная».

Эллингтон был экспериментатором и новатором в музыке XX века.

Его творческий путь был полон открытий. Он создавал то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращался к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере. Его оригинальные оркестровые произведения оказало большое эстетическое воздействие на развитие культуры XX века. Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.

Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде. Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент. Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».

Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

Как аранжировщик, джазовый музыкант отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора. Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново.

Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов.

По данным работника издательства «Темпо Мьюзик» М. Роббинса, у Дюка Эллингтона было зарегистрировано около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам. Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков.

По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест. Его оркестр был настоящей школой джаза.

Кроме того, джазмен был образцовым лидером биг-бэнда — авторитетный и деликатный. Поэтому многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Из «старой гвардии» это — Джонни Ходжес, Харри Карни, Барни Бигард, Джимми Хамильтон, Рассел Прокоуп, Пол Гонзалес, Хуан Тизол, Лоренс Браун, Кути Уильямс, Рэй Нэнс, Квентин Джексон.

Некоторое время в оркестре играли такие солисты, как: Кларк Тэрри, Кэт Андерсон, саксофонист Уилли Смит, барабанщики Луи Беллсон и Сэм Вудъярд. Во второй половине 60-х годов в оркестр пришли музыканты молодого и среднего поколений — саксофонисты Норрис Терни, Харольд Эшби, трубач Джонни Коулз, контрабасист Джо Бенджамин, барабанщик Руфус Джонс.

Библиография Дюка Эллингтона обширна и разнообразна. При жизни ему были посвящены работы: Питера Гаммонда (1958), Стэнли Дэнса (1971), Барри Уланова (1972) и Дерека Джоэлла (1977). После смерти великого музыканта вышли монументальные книги Джеймса Линкольна Коллиера (1987), Ганса Роланда (1988), Марка Таккера (1991), Клауса Стратмана (1992), Джона Хэссе (1995), Стюарта Николсона (1999). Книга Джеймса Линкольна Коллиера была единственной переведённой на русский язык и выпущенной в 1991 году издательством «Радуга».

Ещё в годы работы в «Cotton Club» Дюк Эллингтон вместе со своими музыкантами участвовал в бродвейском мюзикле «Show Girl», основанном на музыке Джорджа Гершвина.

Смерть Дюка Эллингтона

До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его выступления, наполненные вдохновенными импровизациями, привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов.

Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» заслужил премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».

Ещё трижды музыкант оказывался вне конкуренции в этой категории (дважды посмертно): в 1972 году за пластинку «Toga Brava Suite», в 1976 году — за «Ellington Suites», в 1979-м — за «Duke Ellington At Fargo, 1940 Live».

В 1973 году врачи диагностировали у него рак лёгких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией. Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, он скончался.

Газеты всего мира опубликовали известие о его кончине на первых полосах. Заголовок некролога в «Нью-Йорк таймс» гласил: «Дюк Эллингтон, магистр музыки, крупнейший композитор Америки скончался в возрасте семидесяти пяти лет».

Президент Ричард Никсон выступил с заявлением, в котором говорилось: «Тонкость, глубина, изящество и вкус, вложенные Эллингтоном в его музыку, сделали его в глазах миллионов людей у нас и за рубежом виднейшим композитором Америки. Память о нём будет жить в грядущих поколениях, в музыке, которую он подарил своему народу».

Похороны состоялись 27 мая 1974 года на кладбище Вудлон в Бронксе в городе Нью-Йорк.

Рост Дюка Эллингтона: 185 сантиметров.

Личная жизнь Дюка Эллингтона:

2 июля 1918 года женился на Эдне Томпсон. 11 марта 1919 года у пары родился сын Мерсер Эллингтон.

Дюк Эллингтон и Эдна Томпсон

Дюк Эллингтон и Эдна Томпсон

Дискография Дюка Эллингтона:

1940 — The Okeh Ellington (2CD)
1944 — Black, Brown & Beige (3CD)
1952 — This Is Duke Ellington And His Orchestra
1953 — Duke Ellington Plays The Blues
1953 — Piano Reflections
1954 — The Duke Plays Ellington
1955 — Ellington ’55
1955 — Blue Light
1956 — Blue Rose Rosemary
1956 — Ellington At Newport ’56
1957 — In A Mellotone
1958 — Newport 1958
1958 — Blues In Orbit
1959 — Anatomy Of A Murder
1959 — Duke Ellington «Festival Session»
1959 — Jazz Party
1959 — Lotus Blossom
1959 — Johnny Hodges & Duke Ellington «Side By Side»
1959 — Johnny Hodges & Duke Ellington «Back To Back»
1959 — The Nutcracker Suite
1961 — The Best Of Duke Ellington
1961 — First Time!
1961 — Louis Armstrong & Duke Ellington
1961 — Duke Ellington «Piano in the foreground»
1962 — Money Jungle (с Чарльзом Мингусом и Максом Роучем)
1962 — Duke Ellington And John Coltrane
1962 — Duke Ellington featuring Paul Gonsalves
1963 — Duke Ellington Meets Coleman Hawkins
1963 — Duke Ellington «Arfo Bossa & Concert In The Virgin Islands»
1964 — The Great London Concerts
1964 — One O’Clock Jump
1966 — Ella At Duke’s Place
1966 — The Ellington Greatest Hits
1966 — Soul Call
1966 — Stokholm Concert
1967 — Far East Suite
1968 — Duke Ellington «Latin American Suite»
1968 — And Mother Called Him Bill
1968 — Second Sacred Concert
1972 — Duke Ellington «Live At The Whitney»
1972 — The Ellington Suites
1977 — The Duke Ellington Carnegie Hall Concert. December 1944
1989 — Four Symphonic Works
1991 — The Essence Of Duke Ellington
1996 — The Complete Capitol Recordings Of Duke Ellington 5 CDs
1996 — Duke Ellington’s Greatest Hits
1998 — Priceless Jazz Collection
1998 — A Portrait Of Duke Ellington (2CD)

Награды Дюка Эллингтона:

1966 — Золотая президентская медаль от Линдона Джонсона
1967 — Удостоен почётной степени доктора Йельского университета
1969 — Орден Свободы
1973 — Императорская звезда
1973 — Орден Почётного легиона
Особое упоминание Пулитцеровской премии (посмертно)
1976 — Создан Центр Дюка Эллингтона при лютеранской церкви святого Петра в Нью-Йорке

Оцените статью
Добавить комментарий