Цецилия Львовна Мансурова (настоящая фамилия — Воллерштейн). Родилась 8 (20) марта 1896 года в Москве — умерла 22 января 1976 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1971).
Цецилия Воллерштейн, ставшая широко известной как Цецилия Мансурова, родилась 8 (20 по новому стилю) марта 1896 года в Москве в еврейской семье. Есть также данные, что на самом деле родилась в 1897-м.
Отец — Лев Лазаревич Воллерштейн, инженер.
Мать — Фаня Ефимовна Гальперина (1877-1964), домохозяйка.
Брат — Леонид (1902-1980).
Дядя — Лев Ефимович Гальперин (1872-1951), историк и публицист.
В 1919 году окончила юридический факультет Киевского университета.
С 1919 года — студентка, затем актриса Московской драматической студии Евгения Вахтангова (с 1920 года — 3-я студия МХАТ), находившейся в Мансуровском переулке, по названию которого она и взяла свой сценический псевдоним. С 1926 года Студия стала называться Театром им. Е. Вахтангова.
В историю театра Цецилия Мансурова вошла прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот», поставленном в 1922 году. Основным сценическим партнером Мансуровой был Рубен Симонов. Дуэт этих двух наследников Вахтангова — в спектаклях «Много шума из ничего», «Сирано де Бержерак», «Филумена Мартурано» — на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссёра.
Актриса Цецилия Мансурова
Работы Цецилии Мансуровой в 3-й студии МХТ и Театре им. Е. Вахтангова:
- 1919 — Елена Кармина — «Женитьба Белугина», отрывок из пьесы А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева;
- 1922 — Принцесса Турандот — «Принцесса Турандот», по фьябе К. Гоцци, реж. Е. Б. Вахтангов;
- 1924 — Донья Уррака — «Комедии Мериме» («Рай и ад»; из цикла «Театр Клары Газуль» П. Мериме), реж. А. Д. Попов;
- 1926 — Зойка — «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, реж. А. Д. Попов;
- 1927 — Ксения — «Разлом» Б. А. Лавренёва, реж. А. Д. Попов;
- 1929 — Лизавета Ивановна — «Заговор чувств» по инсценировке романа «Зависть» Ю. К. Олеши, реж. А. Д. Попов;
- 1930 — Соня — «Авангард» В. П. Катаева, реж. А. Д. Попов;
- 1930 — Молли — «Сенсация» Б. Хекта и Ч. МакАртура, реж. Р. Н. Симонов;
- 1930 — Леди Мильфорд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, реж. П. Г. Антокольский, О. Н. Басов, Б. Е. Захава;
- 1932 — Шурка — «Егор Булычов и другие» М. Горького, реж. Б. Е. Захава;
- 1933 — Жанна Барбье — «Интервенция» Л. И. Славина, реж. Р. Н. Симонов;
- 1934 — Дельфина де Нюсенжен — «Человеческая комедия» по О. де Бальзаку, реж. А. Д. Козловский и Б. В. Щукин;
- 1935 — Вера Газгольдер — «Дорога цветов» В. П. Катаева, реж. И. М. Рапопорт, О. Н. Басов;
- 1936 — Беатриче — «Много шума из ничего» У. Шекспира, реж. М. Д. Синельникова, И. М. Рапопорт;
- 1937 — Леонтина де Серизи — «Человеческая комедия» по О. де Бальзаку, реж. А. Д. Козловский, Б. В. Щукин;
- 1941 — Инкен Петерс — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, реж. А. И. Ремизова;
- 1941 — Баронесса Штраль — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, реж. А. П. Тутышкин;
- 1942 — Роксана — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, реж. Н. П. Охлопков;
- 1945 — Татьяна Львовна — «Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, реж. Б. А. Бабочкин;
- 1948 — Алиса Лэнгдон — «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. д’Юссо, реж. Р. Н. Симонов, А. М. Габович;
- 1948 — Ольга — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчкуа, реж. И. М. Рапопорт;
- 1949 — Христина Падера — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты, реж. Р. Н. Симонов, А. М. Габович;
- 1950 — Фантина — «Отверженные» В. Гюго, инсценировка С. А. Радзинского, реж. А. И. Ремизова;
- 1952 — Мать Хуана — «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дин Ни, реж. С. А. Герасимов, С. И. Самсонов, Т. М. Лиознова;
- 1953 — Частухина — «Кандидат партии» А. А. Крона, реж. Б. Е. Захава;
- 1954 — Аркадина — «Чайка» А. П. Чехова, реж. Б. Е. Захава;
- 1956 — Маргарита — «Одна» С. И. Алёшина, реж. А. И. Ремизова;
- 1956 — Филумена Мартурано — «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, реж. Е. Р. Симонов;
- 1958 — Георгия — «Ангела» Г. Севастикоглу, реж. А. И. Ремизова;
- 1961 — Наталья Сергеевна — «Русский лес» по Л. М. Леонова, реж. Ф. П. Бондаренко;
- 1962 — Анна Дмитриевна Каренина — «Живой труп» Л. Н. Толстого, реж. Р. Н. Симонов;
- 1963 — Софья Казимировна — «Железный ангел» П. Ф. Нилина, реж. А. И. Ремизова;
- 1970 — Бабушка Лиза — «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина, реж. Е. Р. Симонов.
Во время войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра им. Е. Вахтангова (1942-1945), где поставила пьесу «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (1944).
С 1925 года преподавала в театральной школе при Театре им. Е. Вахтангова (с 1939 — Театральное училище им. Б. В. Щукина, ныне Театральный институт имени Бориса Щукина) (с 1946 года — профессор).
В кино почти не снималась. Были экранизированы ряд спектаклей с ее участием.
Цецилия Мансурова умерла 22 января 1976 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.
Личная жизнь Цецилии Мансуровой:
Дважды была замужем.
Второй муж — граф Николай Петрович Шереметев (1903-1944), сын графа Петра Сергеевича Шереметева (1876-1914) и Елены Феофиловны (урождённой баронессы Мейендорф; 1881-1966), русский скрипач и композитор. После Октябрьской революции Шереметевы лишились всего своего состояния, хотя почти все члены семьи уцелели, за исключением двух старших братьев Николая, которые погибли во время Ледяного похода генерала Корнилова.
Они познакомились в 1919 году на репетиции спектакля «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова. Цецилия Мансурова исполняла главную роль в спектакле. Вскоре между ними возник роман, несмотря на разницу в возрасте и происхождении, а также то, что Мансурова в тот момент была замужем. Несмотря на яростные возражения со стороны матери Николая они сочетались узами брака. Сам Шереметев, чтобы быть ближе к супруге, устроился в театр скрипачом. В 1924 году из советской России уехали все члены семьи Николая. Сам он также раздумывал об эмиграции, но в конце концов решил остаться. Он продолжил работу в театре Вахтангова скрипачом и концертмейстером, сочинял музыку для различных спектаклей.
Шереметев неоднократно арестовывался сотрудниками ОГПУ, но каждый раз отпускался на свободу благодаря связям Мансуровой. Он погиб в 1944 году на охоте при так и не выясненных до конца обстоятельствах. Виновник его гибели не был найден. Цецилия тяжело переживала утрату супруга и больше никогда не вышла замуж.
Цецилия Мансурова и муж Николай Шереметев
Фильмография Цецилии Мансуровой:
1958 — Дорогой мой человек — Ашхен Оганян, военврач
1963 — Судья (фильм-спектакль)
1965 — Болотные огни (фильм-спектакль)
1969 — Пещерные люди (фильм-спектакль)
1969 — Восстановление Блендомежа (фильм-спектакль)
1971 — Юрий Завадский (документальный)
1972 — Мраморный дом — тетя Нина
Награды и звания Цецилии Мансуровой:
— Заслуженная артистка РСФСР (1937);
— Народная артистка РСФСР (24 марта 1943);
— Народная артистка СССР (1971);
— Орден Трудового Красного Знамени (1946) — в связи с 25-летием Театра им. Е. Вахтангова;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»