Царица Мария Темрюковна

Мария Темрюковна

Царица Мария Темрюковна. До крещения — княжна Кученей (кабард.-черк. Темрыкъуэ Идар ипхъу Гуэщэней). Родилась в 1545 или 1546 году в Кабарде — умерла 6 сентября 1569 года в Александровской слободе. Русская царица. Вторая жена Ивана Грозного. Крещена 20 июля 1561 года. Дочь кабардинского князя Темрюка.

Кученей, ставшая широко известной как Мария Темрюковна, родилась в 1545 или 1546 году в Кабарде.

Отец — Темрюк Идарович (кабард.-черк. Идарыкъу Темырикъу; ум. 1571), кабардинский князь, старший сын Идар-мурзы, праправнук легендарного Инала. В правление Темрюка, Кабарда стала союзником России на Кавказе и вела войны против Крыма, Малых Ногаев и Шамхалата.

Спустя восемь дней после кончины царицы Анастасии Романовны митрополит и бояре предложили Ивану Грозному искать новую невесту. Иван намеревался жениться на сестре польского короля Екатерине, однако последний потребовал за это Псков, Смоленск и Новгород.

Личная жизнь Марии Темрюковны:

В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июля 1561 года княжна Кученей, «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом Салтанкулом (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь, как пишет летописец, «княжне Черкасской велел быть на своем дворе, смотрел ее и полюбил».

«Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ» (Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне).

Далее в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Кученей готовится к обряду крещения и будет наречена Марией — во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал ее своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженой кольцо и платок, унизанный жемчугом.

Афанасий, еще будучи протопопом, оглашал ее перед крещением. Была крещена под именем «Мария» митрополитом Макарием. После завершения обряда крещения Иван Васильевич по обычаю преподнес Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Федор вручили ей кресты, украшенные бриллиантами и жемчугом.

21 августа состоялось венчание в Успенском соборе. Молодых венчал митрополит Макарий. Свадебным подарком было блюдо из Оружейной палаты (диаметр — 42,3 см, вес — почти 3 кг), декорированное чернью, на котором, вероятно, ей поднесли свадебный головной убор. Изготовленное из трехкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела.

Брак Ивана, заключенный вскоре после кончины его первой жены Анастасии Романовны, привел к возвышению родственников Марии — князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из ее племянников — Хорошай-мурза, во св. крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе.

Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что все это происходило в действительности».

Печать Марии Темрюковны

Печать Марии Темрюковны

Единственный ее ребенок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребен, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.

В 1562 году и в другие годы сопровождала царя в объезде по монастырям.

В июле 1563 года ездила из Александровой слободы с царевичем Иваном Ивановичем на богомолье в Суздаль, а оттуда в Ростов.

В русской истории традиционно принято придавать образу Марии Темрюковны негативные черты и считать ее отрицательным персонажем в жизни Ивана Грозного, дурно повлиявшим на его характер. Некоторые современники обвиняли «злонравную» Марию в «порче нрава» царя и переходе к террору.

Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства, которое уже не могло с мыслию о Царице соединять мысль о Царской добродетели. Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, еще более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда. Равнодушный к Марии, Иоанн помнил Анастасию, и еще лет семь, в память ее, наделял богатою милостынею святые монастыри Афонские.

В одном из источников она называется «на злые дела падущая». В другом — хронографе «О браках царя Иоанна Васильевича» — сказано: «В лето 7069 августа 21 обрачился царь вторично на Марии Черкасской Горской… туги нравные и зело лютые» (крутой нравом и очень злой).

По одной из версий, именно она подала ему совет о создании опричнины.

Смерть Марии Темрюковны:

Мария Темрюковна умерла 6 сентября 1569 в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду.

В полдень Михаил Темрюкович, Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, Борис Годунов, Глинский, Милославский и Вельский вынесли из царских покоев покрытый шелковыми материями гроб с телом Марии и установили его на погребальный возок. Траурный кортеж двинулся в Москву.

Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они ее «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть». Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе кремлевского Вознесенского монастыря у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от ее захоронения).

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марию Темрюковну и следующую жену Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Федору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно».

Местом ее погребения был Вознесенский монастырь (Москва). В настоящее время (с 1929 г.) ее гробница в подклети Архангельского собора Кремля.

В 1929 года сотрудниками кремлевского музея гробницы из обреченного на уничтожение Вознесенского собора были перенесены в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся и по сей день. При вскрытии захоронения Марии Темрюковны был обнаружен скелет, завернутый в саван. Ткань савана, по определению В. К. Клейн (тогдашний заместитель директора Оружейной палаты по научной работе), итальянская камка XVI в. хорошей сохранности на внешних частях. У левого плеча найден восточный сосудик — медная сулейка. Бок ее со стороны плеча проржавел и утрачен. Сосуд изъят из гробницы. Хорошо сохранился головной убор царицы — волосник, обнаруженный кремлевскими археологами под руководством Т. Д. Пановой при исследовании захоронений бывшего Вознесенского монастыря в 1984 году. Череп ее плохо сохранился, поэтому восстановить скульптурный портрет невозможно.

В центре города Нальчика ей поставлен памятник с надписью на постаменте: «Навеки с Россией», открытый в 1957 году в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.

Образ Марии Темрюковны в кино:

2009 — Царь — в роли Марии Темрюковны актриса Рамиля Искандер.

Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны

Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны

Образ Марии Темрюковны в литературе и музыке:

— В 1867 году французский композитор Жорж Бизе написал оперу «Иван IV», в которой вольно трактовал знакомство и свадьбу Ивана Грозного с Марией Темрюковной;
— В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович» (1913) есть песни о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Кострюка) Темрюковича;
— В пьесе А. Н. Толстого «Орел и орлица» (ставилась в Малом театре);
— Роман-поэма «Гуащэнэ» (2005) на кабардинском языке современной поэтессы Любы Балаговой;
— Роман немецкого писателя Хайнца Конзалика «Лейб-медик Царицы» (Der Leibarzt der Zarin).

Оцените статью
Добавить комментарий