Царица Анна Алексеевна, урожденная Колтовская, в монашестве Дария. Родилась в 1554/1556 годах — умерла 5 апреля 1626 года в Тихвине. Четвертая жена Ивана Грозного. Позже монахиня («инокиня-царица») Тихвинского Введенского монастыря.
Анна Колтовская родилась в период между 1554 и 1556 годами. Место ее рождения не известно.
Отец — Алексей Игнатьевич Горяинов Колтовский, дворянин.
Род Колтовских представлял из себя служилых землевладельцев. Ее отец и брат Григорий во второй половине XVI века значатся дворовыми детьми боярскими по Коломне. В Дворовой тетради указывается, что отец ее умер в плену. Брат Григорий в 1562 году называется среди поручителей по боярине И. Д. Бельском, а в 1571 году он вместе с Артемием Григорьевичем и Петром Афанасьевичем Колтовскими поручился за князя И. Ф. Мстиславского.
Брат и другие родственники Анны занимали незначительные придворные должности у царя Ивана Грозного.
Рано осиротев, Анна воспитывалась в семье князя Андрея Курбского.
Личная жизнь Анны Колтовской:
Анна была выбрана на том же смотре невест 1571 года, что и третья жена царя — Марфа Собакина. Она была призвана после скоропостижной смерти последней. Это был 2-й смотр, устроенный царем, вдовевшим уже 2 года, и 3-й на Руси вообще. Другая его участница — Евдокия Сабурова, была отдана в жены царевичу Ивану. На него по переписи дворянских «девок» в 1570 году было собрано около 2 тысяч девушек, из которых было отобрано сначала 24, потом 12 девиц.
Марфа венчалась 28 октября уже больной и умерла 13 ноября (спустя две недели). Анна, как «занявшая второе место» на этом смотре, стала следующей невестой. Это был бы четвертый брак Ивана, что каноническом правом не разрешалось. Царь воспользовался кончиной митрополита Кирилла в феврале 1572 года (новый митрополит Антоний был поставлен только в мае) и созвал в Москве собор. На соборе первенствовал новгородский архиепископ Леонид, по Карамзину — «корыстолюбец и угодник мирской власти». На соборе Иван клялся духовенству, что из-за болезни новобрачной Марфы и ее скоропостижной смерти она не успела стать ему женой — темные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, еще в девицах сушу… и тако ей отраву злую учиниша».
Высшее духовенство особым приговором, датированным 29 апреля, подтвердило, что брак не был консумирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил». В виде исключения по государственным соображениям царю разрешили 4-й брак (следующие «жены» его такой чести не удостаивались), однако на него наложили 3-летюю епитимью: «в течение года до Пасхи царю было запрещено входить в храм, причаститься можно было только на Пасху, затем год он должен был стоять в храме с «припадающими» и год с «верными», вкушать антидор он мог по праздникам».
Собор подчеркнул «всем человецем» прочим, что исключение было сделано только для царя: «да не дерзнет (никто) таковая сотворити, четвертому браку сочетатися», «аще кто гордостию дмяся или от неразумия дерзнет таковая сотворити… да будет за таковую дерзость по священным правилам проклят».
Дата венчания Ивана с Анной не известна, не сохранилось также описание церемонии. Очевидно, оно произошло между 29 апреля (датой разрешения) и 1 июня, то есть в мае. Как отметил новгородский летописец, уже 31 мая новгородский архиепископ Леонид «пел молебны… за великую царицу Анну».
В определении Собора имелся пункт, согласно которому с царя снимается епитимия, «если он пойдет войною против неверных за святые церкви и за православную веру». В начале августа 1572 года русское воинство во главе с И. М. Воротынским в 45 верстах от Москвы при селе Молоди разгромило соединенную Крымско-Ногайскую орду. Царь с конца мая находился в Новгороде, и весть ему пришла 6-го числа, а уже 7-го он в Софийском соборе отстоял благодарственный молебен.
Уже 1 июня царь с новобрачной приехал в Новгород, где он хотел устроить себе новую резиденцию. Считается, что именно там (июнь-август 1572 г.) он составил духовную, в которой отписал Анне город Ростов «с волостми, и с путем, и с селы, и со всеми пошлинами», 14 сел «с деревнями и со всеми угодьями» в Московском, Юрьев-Польском и Ярославском уездах, а также бывшие вотчины князей Заозерских-Пеньковых.
Постриг Анны Колтовской в монахини:
Брак не продолжался и полугода — в сентябре 1572 года царица Анна была удалена в монастырь и вскоре пострижена в монахини с именем «Дария».
Причины опалы неизвестны. Упомянутый выше имперский посланник Даниил Принц фон Бухау пишет: «Четвертую жену, сестру своего придворного Колтовского, не знаю по какой причине, он заключил в монастырь, убивши брата со всем семейством». Указывается, что царица попала в опалу после измены и бегства князя Курбского, однако оно произошло десятком лет ранее — в 1563-1564 году.
Очевидно лишь одно: Колтовская очень быстро разонравилась монарху.
Точная дата и место ее пострига неизвестны, возможно, не в 1572 году (непосредственно в год свадьбы), а в 1575 году, из-за чего возникает разночтение по поводу трехлетнего срока брака.
В последние годы жизни царя Ивана (ум. 1584) она жила в Покровском монастыре (Суздаль), где жили другие царственные узницы, в том числе Мария Нагая и 2-я жена царевича Ивана Ивановича — Феодосия Соловая. Это известно из отрывка указной грамоты царя Феодора І Иоанновича, косвенно датируемой 1584-1585 годами. Там же написано о ее желании перебраться в Горицы.
С середины 1580-х годов она жила в Воскресенском Горицком монастыре (Горицы, близ Кириллова).
В 1586 году пожалована следующим царем, своим бывшим пасынком Федором I, землями в Белозерском уезде — село Никольское. В жалованной грамоте она именуется не только «старицей», но и «царицей и великой княгиней».
В 1604 году перешла из Гориц в обедневший женский Тихвинский Введенский монастырь (Тихвин) «по обещанию… общину устроить».
Тихвинский Введенский монастырь
В том же году царь Борис Годунов вернул Введенской обители земли, захваченные у нее соседним мужским Тихвинским монастырем, подтвердив грамоту Феодора.
В 1607 году инокиня Дарья приезжала в столицу, видимо, по монастырским делам. Сохранился текст подорожной.
В 1608 году грамоту подтвердил царь Василий ІV Шуйский.
14 сентября 1613 года Введенский монастырь был сожжен шведами, и монахини, в том числе инокиня-царица, по преданию, скрывались в лесу на берегу Царицына озера. Среди документов Новгородской приказной избы 1611-1617 годов (Госархив Швеции, Стокгольм) есть выписка, относящаяся к годам оккупации — она описывает достаточно бедное «жалование» на содержание царицы.
Затем она была переселена на житье в Устюжну-Железопольскую (близ Вологды, на полпути между Тихвиным и Горицами). Дарью, и бывших с ней стариц поселили в «двух кельишках… черного попа» Геннадия при Рождественском городском соборе, а ее духовника — в отдалении, где жили дети боярские, стрельцы и другие мирские люди. По царской грамоте она получала «царское жалование годовое — деньги и запасы… из устюженских ис таможенных и ис кабацких доходов, что останетца от пищалей и от стрельцов».
В 1614 году в уезде Устюжны ей были пожалованы земли от нового царя Михаила Федоровича — село Никифорово взамен изъятого Никольского.
В 1617 году был заключен Столбовский мир со шведами, который привел к успокоению страны, и Тихвинский Введенский монастырь начал отстраиваться заново.
В январе 1624 года она возвратилась в Тихвинский монастырь. Была его игуменьей, и занималась восстановлением обители. О том, что она, скорее всего, была игуменьей, свидетельствует жалованная грамота обители царя Михаила Федоровича на пустошь Бурково в Тихвинском погосте Новгородского уезда. Кроме того, Михаил Федорович жаловал ей дары — братину, бархат, камку, сорок соболей, деньги.
Некий Дмитрий Колтовский, очевидно, ее родственник, навестил ее в к конце сентября 1624 года, привезя дары со свадьбы Михаила Федоровича и княжны Марии Долгорукой, о чем сохранилось благодарственное письмо ее царю: «Государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руссии пищая твоя, государь, царская богомолица, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии царица старица Дарья, Бога молю и челом бью. Пожаловал ты государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руссии меня нищую свою царскую богомолицу, прислал ко мне с своим государским жалованием стольника Дмитрия Колтовского, с ним пожаловал прислал своей государской радости и государыни царицы и великия княгини Марии Влодимировны жалованья: каравай, да сыр, да убрусец, да ширинку. И до меня государей вашей государской богомолицы то ваше государское жалованье дошло, и я, государь, ваша царская богомолица на вашем государском жалованье челом бью и о вашем государском многолетном здоровье должна Бога молить».
В феврале 1626 года другой ее родич, князь Д. Гагарин, привез ей дары со следующей свадьбы Михаила — с Евдокией Стрешневой. Известно, что в Тихвине с Дарьей жили две ее племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины (одна из них станет его игуменьей в 1642 году под именем «Платонида»).
Сохранилась ее последняя воля, где большая часть состояния, в том числе село Никифорово, отписана на нужды обители, «игуменье Огафье с сестрами и кто по ним в том монастыре иная игуменья и сестры будут». Сестры должны «царицу-иноку Дарью поминать и душу ее устроить, написать имя ее в повседневные просвиромисалные, и в литейные, и в подстенные сенадики». Также есть подробная духовная грамота от 31 марта 1626 года, где она завещает заупокойные вклады в другие храмы.
Умерла 5 апреля 1626 года, приняв перед смертью схимы. Новый летописец о ее смерти сообщает (с ошибкой в отчестве): «В то же время преставилась царица Дарья [жена] царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, а была пострижена на Тихвине в Девичьем монастыре, и повелели ее похоронить тут же в монастыре; а была [она] дочь Ивана Колтовского, а постриг ее царь Иван Васильевич при своей жизни».
Тело ее погребено в паперти соборной церкви тихвинского Введенского монастыря, на левой стороне, при входе. Над ее могилой в 1814 году было установлено деревянное резное надгробие с позолотой и шитым покрывалом. Позже рядом с ней были погребены ее племянницы. В 1814 году по благословению Петербургского и Новгородского митрополита Амвросия (Подобедова) было установлено новое надгробье, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала плита рядом.
Гробница инокини Дарьи
Введенский монастырь был закрыт в 1926 году, гробница во Введенском соборе (устроен спортзал, школа единоборств, сауна) не сохранилась.
В обители хранился список Тихвинской Богоматери — благословение Дарье одному из тихвинцев, позже поступившее обратно в монастырь, и два покрова на ее гробницу (один — из красного бархата, опушенный горностаем).
Дарья почиталась в Тихвине и окрестностях в качестве местночтимой святой как устроительница и благотворительница Введенского (Царицына) монастыря. Здесь праздновалась ее память — на именины (19 марта) и день преставления (5 апреля).
4 декабря 1998 насельниками Тихвинского Большого Успенского монастыря был освящен поклонный крест близ алтаря Введенского собора. Перед ним совершаются панихиды.