Беата Тышкевич (Beata Tyszkiewicz)

Беата Тышкевич

Беата Тышкевич (Beata Tyszkiewicz). Родилась 14 августа 1938 года в Вилянове под Варшавой. Польская актриса, сценарист, фотохудожник, писатель.

Беата Тышкевич родилась 14 августа 1938 года в Вилянове под Варшавой.

По отцу — графиня, по матери — княгиня.

Отец — Кшиштоф Тышкевич, потомок старинного гербового рода Лелива из Вильно (ныне Вильнюс).

Мать — Барбара Рехович, из рода великих князей Потоцких.

Ее предок — последний польский король Юзеф Понятовский, сестра которого в свое время вышла замуж за графа Тышкевича.

Во время Второй мировой войны Беата вместе с братом жила у князя Радзивилла. Позже мать забрала ее в Краков. Беата какое-то время провела в женском монастыре, там же училась в школе.

После войны с мамой и братом вернулась в Варшаву, а отец решил эмигрировать в Англию. Семья жила тяжело: «Я росла, как и все дети войны, пройдя через голод, холод, нужду и обноски», — вспоминала она.

В Варшаве она училась в спецшколе Жмиховской. Воспитывала ее мать, о которой она всегда тепло отзывалась: «Для меня примером была моя мать. В нашем доме было не принято говорить громко, повышать голос, в нем всегда сохранялась одинаковая температура. Мама смиренно принимала мои решения вначале стать трактористкой, потом балериной и, наконец, ветеринарным врачом. Она учила меня радоваться пустякам, находить интерес порой в обыденных вещах».

Несмотря на то, что актрисой становиться не собиралась, ее судьбу решил случай: режиссер увидел ее в школе и предложил эффектной шестнадцатилетней довушке главную роль в фильме «Месть». С работой она блестяще справилась.

Беата Тышкевич в фильме «Месть»

Беата Тышкевич Месть

Широкую известность получила после съемок в картине «Первый день свободы» режиссёра Александра Форда. Она сыграла молодую немку Ингу Роде, изнасилованную после капитуляции Третьего рейха иностранными рабочими.

Также содействовал ее карьере брак с польским кинорежиссёром Анджеем Вайдой, снявшим ее трёх своих фильмах: «Самсон», «Пепел» и «Всё на продажу».

Беата Тышкевич в фильме «Пепел»

Беата Тышкевич Пепел

В 1966 году на экраны вышла картина «Марыся и Наполеон», в котором она исполнила две роли — возлюбленную Наполеона Марию Валевскую и Марысю, современную варшавскую студентку. Фильм с успехом шел в СССР (ее роль озвучила Наталья Фатеева).

Беата Тышкевич в фильме «Марыся и Наполеон»

Беата Тышкевич Марыся и Наполеон

Также советскому зрителю запомнилась по ролям Эвелины Ганской в ленте «Большая любовь Бальзака» и Изабеллы Ленцкой в картине по роману Болеслава Пруса «Кукла».

Беата Тышкевич снималась у многих известных польских режиссёров, среди которых: Тадеуш Конвицкий, Войцех Хас, Анджей Жулавский, Агнешка Холланд, Ежи Антчак, Кшиштоф Занусси, Ежи Гофман, Януш Моргенштерн. Ее приглашали знаменитые режиссеры мирового кино: Андре Дельво, Клод Лелуш, Андрон Кончаловский, Жан Делануа, Клод Зиди, Марта Месарош.

В начале 1970-х актриса часто снималась в других странах — Венгрии, Болгарии, ГДР, СССР.

В Советском Союзе стала очень популярна после роли Варвары Павловны Лаврецкой в фильме «Дворянское гнездо» режиссёра Андрея Кончаловского.

Беата Тышкевич в фильме «Дворянское гнездо»

Беата Тышкевич Дворянское гнездо

С середины 1970-х вместе с третьим мужем жила во Франции. Там снялась в нескольких фильмах и сериалах, в частности у режиссёра Клода Лелюша в фильме «Эдит и Марсель». В 1980-х вернулась в Польшу, стала часто сниматься в кино, но в основном в ролях второго плана.

В 2001 году вышел фильм белорусского кинорежиссёра Михаила Пташука «В августе 44-го…», где Беата Тышкевич исполнила роль пани Гролинской.

Беата Тышкевич в фильме «В августе 44-го…»

Беата Тышкевич В августе 44-го

В 2006 году на XV Международном кинофоруме «Золотой витязь» актриса получила золотую медаль имени С. Ф. Бондарчука «за вклад в мировой кинематограф».

В 2014 году снялась в роли Марты Казимировны Липиньской в российской мелодраме «Линия Марты» режиссера Олега Газе.

Беата Тышкевич в сериале «Линия Марты»

Беата Тышкевич Линия Марты

Ведёт колонку в журнале, входит в состав жюри польского конкурса «Танцы со звёздами», пишет воспоминания и кулинарную книгу, участвует в кинофестивалях (дважды была в жюри МКФ), увлекается фотографией, издает фотоальбомы.

Польские красавицы. Кино с акцентом

Рост Беаты Тышкевич: 173 сантиметра.

Личная жизнь Беаты Тышкевич:

Трижды была замужем. Имеет двух дочерей.

Первый муж — Анджей Вайда, известный польский режиссер. Их знакомство состоялось во время работы над фильмом «Самсон» (1961). Позже, когда он приступил к экранизации знаменитого романа «Пепел» (1965), Беате была предложена главная роль. В атмосфере творчества зарождались и крепли их чувства.

Она вспоминала: «К тому времени Анджей Вайда уже получил широкое международное признание и всем вокруг было нужно, чтобы известная актриса наконец официально соединилась со знаменитым режиссером. Нас повенчала молва. Мы с Вайдой — известная кинопара, нас всюду приглашали: на фестивали, снимали, записывали интервью на телевидении. Была, знаете, такая кинематографическая мода, которая возникла благодаря славе Федерико Феллини и Джульетты Мазины, Антониони и Моники Витти, Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. За рубежом мы с Вайдой автоматически представляли собой посланников польских кинематографистов. Это было логично и удобно как в творчестве, так и в жизни. Но я вовсе не собиралась на него «вешаться». Или пользоваться им ради карьеры. Я не стала актрисой Вайды!».

Поженились в 1967 году. Вместе прожили пять лет. В браке родилась дочь Каролина, она получила юридическое образование, снималась в кино и рекламе, работала ассистентом режиссера у своего отца.

Беата Тышкевич и Анджей Вайда

Беата Тышкевич и Анджей Вайда

Беата Тышкевич и Анджей Вайда 2

Одной из вероятных причин развода с Вайдой, судя по рассказам актрисы, стал ее роман с Андреем Кончаловским, с которым она была знакома еще с 1961 года. Они познакомились, когда она приезжала на Московский международный кинофестиваль в составе польской делегации с фильмом «Сегодня ночью погибнет город».

Роман у них был бурный и, по словам актрисы, едва не дошло до свадьбы: «Андрон увлек меня силой своей незаурядной личности. И многому научил. Мы думали с ним о женитьбе. Он был неотразим, как Пьер Безухов! Полон чувств, любви, красоты, темперамента… Не скрою, Андрон — это явление. После общения с ним трудно воспринимать других мужчин. Со всеми остальными скучно. Он, как никто, умел создать особую романтическую обстановку, исполнял все мои желания, писал стихи, осыпал пылкими признаниями».

Однако затем они разъехались на съемки и Кончаловский женился на Наталье Аринбасаровой.

Отношения с Кончаловским испортились во время работы над фильмом «Дворянское гнездо»: «Андрон ударил меня по щеке, когда у меня не получался эпизод с Лаврецким. Он просил прощения, взволнованно объяснял, как я должна играть… Но что-то очень важное между нами было потеряно навсегда».

Впрочем, позже они смогли забыть прошлые обиды и встречались как друзья.

Беата Тышкевич и Андрей Кончаловский

Беата Тышкевич и Андрей Кончаловский

Во время работы над фильмом «Дворянское гнездо» у актрисы возник роман с актером Валерием Плотниковым — на тот момент студентом третьего курса ВГИКа. Он фотографировал процесс съемок фильма. «После съемок мы еще не раз встречались с Валерием. В Ленинграде, Варшаве, Москве, Париже. Он остался моим верным другом», — вспоминала она.

Валерий Плотников — любовник Беаты Тышкевич

Валерий Плотников любовник Беаты Тышкевич

Второй муж — Витольд Ожеховский, режиссер, у которого она играла в его дипломном фильме «Ее возвращение» (1975). Брак очень быстро распался. Позже актриса называла супружество с Витольдом Ожеховским ошибкой.

Третий муж — Яцек Падлевский, французский архитектор польского происхождения. Яцек был ее первой любовью — они были знакомы с юности и какое-то время встречались. Затем судьба развела их в разные стороны, а спустя много лет они встретились вновь, чтобы создать семью.

Она вспоминала: «Он — моя первая любовь, разумеется, платоническая, которого я нежно называла «Япа». Он писал мне стихи и робко читал их под деревом. Когда мы впервые поцеловались, нам было по семнадцать лет и совсем не хотелось расходиться по домам. После окончания Политехнического института мой Япа уехал в Париж и женился на француженке Катрин. Он остался во Франции и глубоко-глубоко в моем сердце. Его письма я хранила всю свою жизнь. Теперь он неожиданно вернулся. Оказалось, что в его личной жизни наступил кризис. Он расстался с женой, с которой у них два сына. Встретились мы у нашего общего приятеля. Поговорили. Он пошел меня провожать, споткнулся, упал и сломал руку. Я отвезла его в больницу и стала навещать. Вот так возродилась моя первая любовь. Я уезжала на съемки и фестивали, он возвращался во Францию и вскоре снова приезжал ко мне в Польшу. Мне было 38 лет, и у меня вновь появился самый близкий мужчина».

В 1976 году они поженились. Актриса переехала жить во Францию, в Марсель. В 1977 году у них родилась дочь Виктория.

Дочери Беаты Тышкевич

Дочери Беаты Тышкевич

Беата Тышкевич с дочерьми

Беата Тышкевич с дочерьми

Фильмография Беаты Тышкевич:

1957 — Месть (Zemsta) — Клара
1960 — Стеклянная гора (Szklana góra) — Янка
1960 — Общая комната (Wspólny pokój) — Теодозия, девушка-студентка
1961 — Яцек и его президент (Odwiedziny prezydenta) — Ига, мачеха Яцека
1961 — Сегодня ночью погибнет город (Dzis w nocy umrze miasto) — Магда
1961 — Самсон (Samson) — Стася, хозяйка «Волшебного фонаря»
1961 — История золотой туфельки (Historia żółtej ciżemki) — Зофка (нет в титрах)
1961 — День поминовения усопших (Zaduszki) — Катажина
1962 — Запоздавшие прохожие (Spóźnieni przechodnie) — Аля
1963 — Чёрные крылья (Czarne skrzydla) — Зуза, дочь управляющего шахтой
1963 — Крещённые огнём (Skąpani w ogniu) — Рутка (озвучилп Нина Меньшикова)
1963 — Йокмок (Yokmok) — Малгожата, учительница
1963 — Действительно вчера (Naprawde wczoraj) — Ева
1964 — Встреча со шпионом (Spotkanie ze szpiegiem) — Мария Полиньская (озвучила Наталья Фатеева)
1965 — Человек с обритой головой (Man die zijn haar kort liet knippen, De) — Фран
1965 — Рукопись, найденная в Сарагосе (Rekopis znaleziony w Saragossie) — донна Ребекка Узеда (озвучила Данута Столярская)
1965 — Первый день свободы (Pierwszy dzien wolnosci) — Инга Роде
1965 — Пепел (Popioły) — Эльжбета Гинтултувна (Оловская) (озвучила Наталья Фатеева)
1966 — Марыся и Наполеон (Marysia i Napoleon) — Мария Валевская / Марыся (озвучила Наталья Фатеева)
1967 — Песнь торжествующей любви (Pieśń triumfującej miłości) (короткометражный) — Валерия
1968 — Ставка больше, чем жизнь (Stawka większa niż życie) — Кристин Кьельд, шведская актриса
1968 — Пароль «Корн» (Hasło Korn) — Беата Тышкевич (нет в титрах)
1968 — Кукла (Doll, The / Lalka) — Изабелла Ленцкая (озвучила Нина Меньшикова)
1968 — Всё на продажу (Wszystko na sprzedaż) — Беата (озвучила Данута Столярская)
1969 — Окна времени (Idö ablakai, Az) — Эва
1969 — Дворянское гнездо — Варвара Павловна, жена Лаврецкого
1970 — Князь сезона (Książę sezonu) — Зузанна
1973 — Большая любовь Бальзака (Wielka milość Balzaka) — Эвелина Ганская
1974 — Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften) — Шарлотта
1975 — Её возвращение (Jej powrót) — Эмма
1975 — Дом моих сыновей (Dom moich synów) — Алина, жена Тадеуша
1977 — Танцующий ястреб (Tańczący jastrząb) — Веслава, вторая жена Михала
1977 — Ночи и дни (Noce i dnie) — Стефания Хольшаньска, жена Вацлава
1978 — Уленшпигель со святых гор (Sowizdrzał świętokrzyski) — Бригидка, монахиня
1979 — Неблагодарность (Niewdzięczność) — Эльжбета
1979 — В пути (Útközben) — Тереса
1980 — Меньшее небо (Mniejsze niebo) — Эльжбета, жена Артура
1980 — Дон Жуан, улица Карла Либкнехта, 78 (Don Juan, Karl-Liebknecht-Straße 78) — Беата Вебер
1981 — Самозащита (W obronie własnej) — Мария
1981 — Контракт (Kontrakt) — Нина, сестра Дороты
1983 — Синтез (Synteza) — бабушка
1983 — Эдит и Марсель (Édith et Marcel) — мать Марго
1984 — Ускорение (Przyspieszenie) — 5 разных ролей
1984 — Новые амазонки (Seksmisja) — Берна
1984 — Луизиана (Louisiana) — графиня
1984 — Европейская история — Анна Лоссер
1984 — Ва-банк 2, или Ответный удар (Vabank II czyli Riposta) — графиня Жвирска
1984 — 1944
1985 — Сезон охоты на фазанов (Sezon na bażanty) — Ивона
1985 — В старинной усадьбе (W starym dworku, czyli niepodleglosc trójkatów) — Анастазия Нибекова
1987 — Комедиантка (Komediantka) — Пепа Цабиньская
1987 — Кингсайз (Kingsajz) — дама на базаре
1988 — Бернадетт (Bernadette)
1989 — Двое (Two / Deux) — мадам Муллер
1991 — Фердидурка (Ferdydurke) — тётка
1991 — Очень важная персона (V. I. P.) — мать Романа
1992 — Прикосновение руки (Dotkniecie reki) — Гелда
1992 — Прекрасная незнакомка (Piekna nieznajoma) — дама
1993 — Маленький апокалипсис (La Petite apocalypse) — Анна Пичикова
1993 — И в замке радость я найду (Jajo dinozaura) — Евелин
1993 — Две луны (Dwa księżyce) — жена министра
1994 — Панна с мокрой головой (Panna z mokra glowa) — графиня Эвелина Опольска
1996 — День кита (Dzień wielkiej ryby) — Зофия, жена адвоката
1997 — Слава и хвала (Sława i chwała) — жена дипломата
1997 — Немцы (Niemcy) — Берта Зонненбрух, жена профессора
1998 — Золото дезертиров (Zloto dezerterów) — графиня
1999-2017 — И в горе и в радости (Na dobre i na złe) — Мария Радон
1999-2000 — Прокажённая (Trędowata) — графиня Цвилецкая
1999 — Крюгерранды (Krugerandy) — директор школы
2000 — Влюблённые (Zakochani) — тётя Нели
2000 — Анна Каренина (Anna Karenina) — дама в салоне Бетси
2001 — В августе 44-го — Гролинская
2005-2007 — Магда М. (Magda M.) — мать Рафала
2006 — Площадь Спасителя (Plac Zbawiciela)
2007 — Рысь (Ryś) — уборщица Ренка
2008-2009 — Сейчас или никогда! (Teraz albo nigdy!)
2008 — Не ври, любимый (Nie kłam, kochanie) — Неля, тётя Марцина
2008 — Ещё не вечер (Jeszcze nie wieczór) — Ружа
2009 — Замена (Zamiana) — Эвелина
2011 — Письма к М. (Listy do M.) — Малина, мать Влади
2011 — Анатомия любви. Эва, Пола и Беата (документальный)
2013 — Перед смертью (Pre Mortem) (короткометражный) — мать капитана
2014 — Линия Марты — Марта Казимировна Липиньская
2015 — Праведник (Sprawiedliwy) — графиня

Вокал Беаты Тышкевич:

1970 — Князь сезона (Książę sezonu)

Библиография Беаты Тышкевич:

2007 — Не всё на продажу. Воспоминания актрисы

Оцените статью
Добавить комментарий