Анжелина Эрнестовна Воронцова. Родилась 17 декабря 1991 года в Воронеже. Российская артистка балета.
Анжелина Воронцова родилась 17 декабря 1991 года в Воронеже.
Мать — Ольга Леонидовна Воронцова.
С ранних лет Анжелина была очень пластичной и подвижной, запросто садилась на шпагат. В возрасте пяти лет мама отвела ее на подготовительные курсы при Воронежском хореографическом училище. Однако ей в балете было скучно. И девочка попросилась на художественную гимнастику.
В спорте у нее сразу стало получаться. В десять лет она уже была кандидатом в мастера спорта. Все шло к тому, что она получит звание мастера спорта, однако в шестом классе Воронцова решила бросить спорт. Она говорила, что тяжело переносила разлуку с домом и постоянный прессинг со стороны тренеров. «Мы очень часто ездили на сборы и соревнования. И не на день-другой, а недели на две или три. Нас держали в ежовых рукавицах: тренировались по восемь часов, не могли вволю есть и пить. Никогда не забуду, как ночью тайком бегали с девчонками в туалет, чтобы попить воды из-под крана, и тряслись от страха — вдруг кто-нибудь увидит. Без разрешения тренера шагу нельзя было ступить. Но через эти лишения прошли все знаменитые гимнастки. Без них не завоевать олимпийские медали», — вспоминала она.
После выступления на чемпионате России в 2002 году Анжелину пригласили на сборы в Новогорск, но она сказала, что гимнастикой заниматься больше не будет. «Представила, какие испытания ждут впереди, и испугалась. Мне нравилось работать с предметами, выступать перед публикой», — делилась она.
Анжелина Воронцова в детстве
Далее хореограф Валерий Гончаров, который помогал ей ставить гимнастические номера, посоветовал идти в хореографическое училище. И хотя было несколько поздно (в тот момент она окончила шестой класс, а в хореографическое принимают после третьего), но, учитывая ее хорошие данные, девочку приняли. Таким образом, занялась балетом только в 12 лет.
В 2003-2008 годах училась в Воронежском хореографическом училище, в котором её педагогами были известные в прошлом балерины, народные артистки РСФСР: сначала Марина Леонькина, потом — Набиля Валитова, потом — Татьяна Фролова.
Училась в воронежской гимназии № 4.
В 2007 году Анжелина Воронцова попала на конкурс среди юниоров «Хрустальная туфелька» в Харькове и получила первую премию, а в 2008 году стала лауреатом на ещё более престижном соревновании — «Арабеск» в Перми.
Народный артист СССР Владимир Васильев говорил о талантливой балерине: «Анжелина Воронцова произвела фурор! Она настолько яркая, что я до сих пор под впечатлением! У неё прекрасные внешние и физические данные — необыкновенно большой шаг, великолепный подъём, красивые линии. Плюс редкий артистический дар. И в Мариинке, и в Большом театре есть танцовщицы, одарённые физически, но я нигде не видел девочки, которая в 16 лет обладала бы таким артистизмом! Мы уже имеем имя, которое может стать гордостью всего русского балета! Я горжусь, что именно фонд Улановой, который я возглавляю, её отметил, дав ей эту премию. Мне хочется, чтобы каждое её выступление было такой же яркой страницей в истории нашего искусства. И я сделаю всё, чтобы она шаг за шагом становилась более уверенной, сильной, яркой личностью. Считаю, что она уже сейчас запросто способна танцевать партии классического репертуара — «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро»».
В 2008 году, в 16 лет, после победы на конкурсе «Арабеск», была переведена на третий курс Московской государственной академии хореографии.
Летом 2009 года, принимая участие в XI Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов, Анжелина Воронцова была удостоена золотой медали и I премии (в категории «дуэт»). За всю историю воронежской балетной школы это первая награда подобного уровня.
В 2009 году окончила Московскую государственную академию хореографии по классу педагога Натальи Архиповой и была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стал Николай Цискаридзе, он же был первым партнёром в спектаклях Большого театра.
Дебютировала в Большом театре в 2009 году в партии Маделины Эшер на премьере балета «Заклятие рода Эшеров» в постановке В. В. Васильева на музыку Г. Гетти, проходившего на Новой сцене Большого театра в рамках Большого фестиваля РНО под руководством М. В. Плетнёва.
31 декабря 2009 года дебютировала в партии Мари в балете «Щелкунчик» в дуэте со своим педагогом Николаем Цискаридзе.
Партии Анжелины Воронцовой в Большом театре:
- «Заклятие рода Эшеров» на музыку Г. Гетти, хореография В. Васильева — Маделина Эшер;
- «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева — Повелительница Дриад;
- «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — третья вариация в картине «Тени» — солистка;
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, вторая редакция — Русская невеста;
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича — Мари;
- Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки — Пахита;
- «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева — Беранже;
- «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа — две виллисы;
- «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Мазурка;
- «Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина — солистка;
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Фея Серебра, Фея Смелости, фрейлины;
- «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Генриетта, подруга Раймонды;
- «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, постановка А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена — Мирей де Пуатье;
- «Чипполино» К. С. Хачатуряна, хореография Г. Майорова — Магнолия;
- «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского, хореография И. Килиана — сольная партия — участница;
- «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского, хореография Р. Пети — Лиза;
- «Корсар» А. Адана, хореорафия М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция А. Ратманского и Ю. Бурлаки — па-де-труа одалисок (первая одалиска);
- «Бриллианты» (III часть балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина — сольная партия;
- «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича — вестники победы;
- «Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло — дуэт;
- «Коппелия» Л. Делиба, хореорафия М. Петипа и Э. Чеккетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева — Le Travail.
Ушла из Большого театра вскоре после отставки Николая Цискаридзе. Она поясняла: «Самая главная причина — у меня не было там творческого роста. Но я оставалась в театре, пока там работал мой учитель Николай Максимович Цискаридзе. Мы репетировали с ним спектакли, в которых я не танцевала. Это была огромная работа — багаж, который мог пригодиться мне в дальнейшей карьере. Когда он ушел из театра, я осталась даже без такой, факультативной, работы. На тот момент у меня уже было несколько предложений из разных театров. Самым заманчивым мне показалось приглашение, полученное от Михайловского театра, — танцевать в балете «Пламя Парижа», поставленном Михаилом Мессерером. В репертуаре Большого театра я не была занята. Поэтому попросила у руководства предоставить мне отпуск за свой счет на два месяца. Но меня не отпустили. Я поняла, что не могу два месяца находиться без работы, и ушла в Михайловский. В балете «Пламя Парижа» я станцевала две партии — Диану Мирей и Жанну».
С июля 2013 года Анжелина Воронцова является балериной Михайловского театра, в котором исполняет сольные и главные партии.
Партии Анжелины Воронцовой в Михайловском театре:
- «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, хореография В. Вайнонена в редакции М. Мессерера — Диана Мирейль, Жанна;
- «Лауренсия» А. А. Крейна, хореография В. Чабукиани в редакции М. Мессерера — Лауренсия;
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского, постановка Н. Дуато — Маша;
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского, постановка Н. Дуато — Принцесса Аврора;
- «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в редакции Н. Долгушина — Жизель;
- «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского в редакции М. Мессерера — Китри;
- «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, постановка Н. Дуато — Джульетта;
- «Тщетная предосторожность», музыка Л. Герольда в обработке Д. Ланчбери, хореография Ф. Аштона в редакции М. Мессерера и М. О’Хэйра — Лиза;
- «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани, новая редакция М. Мессерера — Гамзатти;
- «Привал кавалерии» — Мария;
- «Чиполлино» — Редисочка;
- «Белая тьма» — Девушка;
- «Корсар» — Гульнара, Медора;
- «Баядерка» — Гамзатти, Никия;
- «Сильфида» — Сильфида;
- «Золушка» — Золушка;
- «Лебединое озеро» — Одетта-Одилия.
Анжелина Воронцова продолжает осваивать классический репертуар. «Корсар» она начала Гульнарой, а продолжила Медорой. В «Баядерке» дебютировала сначала Гамзатти, а потом Никией.
6 июня 2018 года вместе с Денисом Родькиным они блестяще станцевали Гамзатти и Солора на Гала Бенуа де ля Данс.
Анжелина Воронцова — признанная прима Михайловского театра, одного из ведущих мировых театров.
Личная жизнь Анжелины Воронцовой:
Бывший гражданский муж — Павел Витальевич Дмитриченко (род. 3 января 1984), российский танцовщик, артист балета Большого театра с 2002 по 2014 годы.
17 января 2013 года на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина было совершено нападение. Знакомый Дмитриченко Юрий Заруцкий окликнул Сергея Филина около его дома и плеснул ему в лицо электролитом. СМИ писали, что Анжелина Воронцова могла быть причиной этого покушения — якобы именно из-за того, что Филин притеснял танцовщицу, не давая ей исполнять главные партии в спектаклях, ее возлюбленный Павел Дмитриченко таким образом отомстил за нее.
Во время суда Дмитриченко заявил: «Я хочу сказать, что я не заказывал причинить вред человеку… Это абсолютная неправда, что я ему заказывал облить кислотой Сергея Филина… Я рассказывал Юрию Заруцкому о политике, которая проводится в Большом театре, про те нарушения, которые там есть, про коррупционные действия. Когда он предложил: давай, я его побью, — я согласился на его предложение. Это единственное, что я признаю».
3 декабря 2013 года в Мещанском суде города Москвы объявлен приговор: шесть лет в колонии строгого режима. 6 марта 2014 года Мосгорсуд частично удовлетворил жалобу адвоката Дмитриченко, сократив срок наказания на шесть месяцев. В мае 2016 года, пробыв в заключении более 3 лет, получил условно-досрочное освобождение.
В то же время Николай Цискаридзе отмечал, что Воронцова никак не причастна к нападению на Филина: «Те, кто не знает лично ни Павла, ни Анжелину, ни правды об их взаимоотношениях, делают неправильные выводы. Да, они были вместе, но на момент этого скандала уже расходились… Она блистательная балерина и талантливый человек, доказала это недавним, еще одним великолепным спектаклем «Корсар». Но то, что пытались испортить жизнь – это факт. Кто? Балетные интриганы, давайте так отвечу, без имен».
Анжелина Воронцова и Павел Дмитриченко
Муж — Михаил Петрович Татарников (род. 21 сентября 1978), российский дирижёр. С 2012 по 2018 год — главный дирижёр и музыкальный руководитель Михайловского театра в Санкт-Петербурге. С 2018 года — дирижёр Михайловского театра.
Поженились 21 сентября 2015 года.
Анжелина Воронцова и Михаил Татарников
Награды и звания Анжелины Воронцовой:
2006 — Стипендиат Фонда Галины Улановой (педагог Н. Г. Валитова);
2007 — Лауреат I премии юношеского Международного конкурса «Хрустальная туфелька» (категория «соло») (Харьков, Украина);
2008 — Лауреат I премии Международного конкурса «Арабеск» (категория «соло») (Пермь);
2008 — на Международном конкурсе «Арабеск» (Пермь): Приз Натальи Макаровой «Лучшая танцовщица конкурса»; Приз за лучшее исполнение номера современной хореографии (разделила с пермской участницей конкурса); Приз Дома Дягилева «Надежда России»; Диплом жюри прессы «Открытие конкурса»;
2009 — Золотая медаль и I премия XI Московского международного конкурса артистов балета и хореографов (младшая группа, категория «дуэт»);
2009 — Премия Союза театральных деятелей РФ «Экзерсис», вручаемая студентам выпускных курсов хореографических училищ «за успешное постижение профессии артиста балета» (за исполнение заглавной партии в Гран па из балета «Пахита», спектакль МГАХ);
2009 — Молодёжный грант премии «Триумф».