Анджей Вайда (Andrzej Wajda)

Анджей Вайда

Анджей Витольд Вайда (польск. Andrzej Witold Wajda). Родился 6 марта 1926 года в Сувалках (Польша) — умер 9 октября 2016 года Варшава (Польша). Польский режиссёр театра и кино.

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках (Польша).

Отец — Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни.

Мать — Анеля, была школьной учительницей.

К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы.

В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Третий рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.

После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.

Во время учёбы Вайда работал вторым режиссёром на фильме «Пятеро с улицы Барской», который ставил режиссёр Александр Форд.

Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало Польской школе кинематографа. Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1957), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году.

В СССР этот фильм вышел на экраны исключительно потому, что получил премию киноконкурса, проходившего в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого бойца Армии Крайовой, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Перстенёк с орлом в короне», «Страстная неделя», «Катынь».

Жанр сатирической комедии не слишком характерен для творчества Вайды. Режиссёр отдал ему должное в фильмах «Невинные чародеи» и «Охота на мух» (по сценарию Януша Гловацкого).

Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по С. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по повести Н. С. Лескова, «Бесы» (по роману Ф. М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Пан Тадеуш» по поэме А. Мицкевича. Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: «Березняк», «Барышни из Вилько» и «Аир».

Анджей Вайда на съёмочной площадке

Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения. На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощрённые аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы.

В фильме «Настасья» (1994) по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Вайда использовал стилистику театра кабуки. Среди наиболее совершенных в эстетическом отношении фильмов Вайды — жёсткая социальная притча «Земля обетованная». «Антикапиталистический» пафос фильма сочетается с выразительностью киноязыка, временами напоминающего о творчестве Сергея Эйзенштейна.

«Есть в истории польской культуры, в истории Польши понятие «wieszcz», на русский почти непереводимое — то ли пророк, то ли учитель жизни, то ли духовный лидер. Это слово относится к троим — Адаму Мицкевичу, Станиславу Выспяньскому, Юлиушу Словацкому. Они и впрямь были ‘их — все’, люди, словно облеченные нацией некоей духовной властью, ибо не было польского государства, даже страны такой не было, просто три куска, захваченные соседями. Но была культура. Была поэзия. Был театр. Были ‘wieszcze’. Оказалось, что этого достаточно, чтобы нация не потеряла душу, чтобы она дождалась свободы и независимости. Сегодня у поляков есть и Польша, и поэзия, и даже понтифик в Риме, но должность великого национального поэта как бы ушла из поэзии на экран и воплотилась именно в этом человеке, Анджее Вайде, которому исполнилось семьдесят пять. Сейчас это поняли во всем мире. Я думаю, мы можем гордиться тем, что поняли это много лет назад, много раньше других», — говорил о нем Мирон Черненко, старый друг и коллега Вайды.

Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без наркоза», «Человек из железа», «Дантон». Вайда стал одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран. Фильм «Дантон», посвящённый событиям Великой французской революции, был насыщен аллюзиями на современность и воспринимался зрителями как злободневная политическая притча.

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».

Анджей Вайда режиссер

Был председателем Союза польских кинематографистов (1977-1982), художественным руководителем кинообъединения «Х» (1972-1983). В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней. Сенатор польского Сейма (1989-1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992-1994). С 2000 года руководит Варшавской киношколой собственного имени.

Вайда являлся последовательным антикоммунистом и не скрывает негативных взглядов на СССР. Однако Анджей Вайда открыто говорил о том, что не придерживается строго антироссийских политических взглядов. Так, художественный замысел фильма «Катынь» польский кинорежиссер прокомментировал следующим образом: «Нужно отделять систему, режим — от народа, отделять Сталина и москалей от наших друзей. Помните, были такие стихи Мицкевича «Приятелям москалям и русским друзьям»? – уже тогда была проблема, как написать стихотворение к друзьям. Вот и мы хотели, чтобы этот фильм тоже был обращен к друзьям, с открытостью и надеждой на взаимное понимание. Этот фильм выступает только против одного – против советской системы, которую воплощал Сталин. Почему мы должны обо всех советских людях, которые воевали, думать плохо?».

В фильмах Вайды снимались крупнейшие актёры польского кино. Его фильм «Пепел и алмаз» принёс мировую известность Збигневу Цибульскому. Фильм «Всё на продажу» стал символической передачей эстафеты от безвременно ушедшего Цибульского к сменившему его в амплуа национального актёра № 1 Даниэлю Ольбрыхскому, снимавшемуся затем в «Пейзаже после битвы» и многих других картинах режиссёра. «Человек из мрамора» дал путёвку в актёрскую жизнь Ежи Радзивиловичу. «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Дантон» и «Корчак» стали вершинами актёрской биографии Войцеха Пшоняка. Много снимал Беату Тышкевич.

Далее у Вайды также снялись Богуслав Линда, Збигнев Замаховский, Збигнев Запасевич, Ольгерд Лукашевич, Анджей Северин, Ежи Штур, Кристина Янда.

Кроме польских актёров, Вайда снимал и многих иностранных звёзд, включая Бернара Блиё, Сергея Гармаша, Александра Домогарова, Джона Гилгуда, Жерара Депардьё, Тома Уилкинсона, Ламбера Вильсона, Сергея Шакурова, Омара Шарифа, Ханну Шигуллу, Армина Мюллер-Шталя, Изабель Юппер.

Когда Анджей Вайда получил в 1987 году кинематографическую Премию Киото, он решил пожертвовать всю сумму на создание в Кракове музея японского искусства. Проект создал бесплатно японский архитектор Арата Исодзаки. Музей японского искусства и техники Манггха был торжественно открыт 30 ноября 1994 года.

Анджей Вайда на вручении премии Оскар

Анджей Вайда на вручении премии Оскар

Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), Государственной премией ПНР (1974), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора.

Смерть Анджея Вайды

Скончался 9 октября 2016 года в Варшаве после непродолжительной болезни.

Церемонии прощальной мессы проходили в костёле святого Яцека на улице Фрета в Варшаве и костёле доминиканцев в Кракове. На варшавской мессе присутствовали: бывшая жена Вайды Беата Тышкевич, дочь Анджея Вайды Каролина Вайда, бывший президент Польши Александр Квасьневский, президент Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц, Михал Жебровский, Малгожата Потоцкая, Гражина Шаполовская, Дорота Веллман, Марек Кондрат, Катаржина Коленда-Залеская и другие. Литургию проводил вспомогательный епископ варшавский, титулярный епископ Обби, Рафал Марковский. Гомилию читал ксёндз Анджей Лютер.

19 октября 2016 года урна с прахом режиссёра, согласно воле покойного, была похоронена в могиле его матери на Сальваторском кладбище в Кракове.В церемонии похорон приняли участие президент Польши Анджей Дуда, бывший президент Польши Бронислав Коморовский, Анна Дымна, Анджей Северин, Даниэль Ольбрыхский, Кшиштоф Глобиш, Кристина Янда, Гражина Торбицкая, Богдан Борусевич, президент Кракова Яцек Майхровский и другие известные люди. Прощальные письма прислали Лех Валенса, Агнешка Холланд и Роман Поланский.

Анджей Вайда. Интервью

Рост Анджея Вайды: 175 сантиметров.

Личная жизнь Анджея Вайды:

Первая жена — известная польская актриса Беата Тышкевич, она много играла в его картинах. После пяти лет брака супруги расстались. Их общая дочь Каролина стала актрисой.

Анджей Вайда и Беата Тышкевич

Анджей Вайда и Беата Тышкевич

Второй раз был женат на Кристине Захватович, театральной художнице и актрисе. Вместе они прожили 44 года — с 1972-го, в котором поженились.

Анджей Вайда с женой Кристиной Захватович

Анджей Вайда с женой Кристиной Захватович

Фильмография Анджея Вайды:

1954 — Поколение — (Pokolenie)
1957 — Канал — (Kanał)
1958 — Пепел и алмаз — (Popiół i diament)
1959 — Лётна — (Lotna)
1960 — Невинные чародеи — (Niewinni czarodzieje)
1961 — Самсон — Samson
1961 — Сибирская леди Макбет — (Sibirska Ledi Magbet)
1962 — Любовь в двадцать лет — (Miłość dwudziestolatków)
1965 — Пепел — (Popioły)
1967 — Врата Рая — (Gates to Paradise)
1968 — Всё на продажу — (Wszystko na sprzedaż)
1968 — Слоёный пирог — (Przekładaniec)
1969 — Охота на мух — (Polowanie na muchy)
1970 — Пейзаж после битвы — (Krajobraz po bitwie)
1970 — Березняк — (Brzezina)
1971 — Пилат и другие — (Pilatus und andere)
1972 — Свадьба — (Wesele)
1974 — Земля обетованная — (Ziemia obiecana)
1976 — Теневая черта — (The Shadow Line)
1976 — Человек из мрамора — (Człowiek z marmuru)
1978 — Без наркоза — (Bez znieczulenia)
1979 — Барышни из Вилько — (Panny z Wilka)
1979 — Дирижёр — (Dyrygent)
1981 — Человек из железа — (Człowiek z żelaza)
1982 — Дантон — (Danton)
1983 — Любовь в Германии — (Eine Liebe in Deutschland)
1986 — Хроника любовных происшествий — (Kronika wypadków miłosnych)
1988 — Бесы — (Les Possédés)
1990 — Корчак — (Korczak)
1992 — Перстенёк с орлом в короне — (Pierścionek z orłem w koronie)
1994 — Настасья — (Nastasja)
1995 — Страстная неделя — (Wielki tydzień)
1996 — Девочка Никто — (Panna Nikt)
1999 — Пан Тадеуш — (Pan Tadeusz)
2000 — Приговор Франтишеку Клосу — (Wyrok na Franciszka Kłosa)
2002 — Месть — (Zemsta)
2007 — Катынь — (Katyń)
2009 — Аир — (Tatarak)
2013 — Валенса. Человек из надежды — (Wałęsa. Człowiek z nadziei)

Оцените статью
Добавить комментарий