Андрей Сергеевич «Андрон» Кончаловский (Михалков-Кончаловский). Родился 20 августа 1937 года в Москве. Советский, российский и американский режиссёр, сценарист, общественный и политический деятель.
Кончаловский написал тридцать четыре сценария, в качестве режиссёра снял двадцать семь фильмов, поставил восемь спектаклей, в том числе пять опер, несколько массовых представлений, опубликовал шесть книг и более ста публицистических статей.
Народный артист РСФСР (1980). Президент киноакадемии «Ника». В 2014 году был удостоен главного режиссёрского приза Венецианского кинофестиваля, «Серебряного льва», за постановку экзистенциальной драмы «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», а в 2016-м — за картину «Рай».
Родился 20 августа 1937 года в семье писателя Сергея Владимировича Михалкова и поэтессы и переводчицы Натальи Петровны Кончаловской. Названный с рождения Андреем, в самом начале творческой деятельности молодой режиссёр стал именовать себя Андрон, а также принял двойную фамилию — Михалков-Кончаловский.
Прадед по материнской линии — русский художник Василий Суриков. Дед — художник Пётр Кончаловский.
Отец — Сергей Михалков, драматург, поэт, известный детский писатель.
Мать — поэтесса, переводчица Наталья Петровна Кончаловская.
Старшая сестра Екатерина — дочь от первого брака Натальи Кончаловской. Была замужем за советским писателем Юлианом Семёновым.
Младший брат — известный кинорежиссёр Никита Михалков.
В 1997 году в наградном указе Президента РФ фамилия указана как Михалков (Кончаловский). С середины 1990-х годов постепенно, а после смерти отца, С. В. Михалкова, в 2009 году окончательно утвердилось именование Андрей Сергеевич Кончаловский.
Детство прошло в семейном «поместье» Михалковых на Николиной Горе в ближнем Подмосковье.
Учился в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано у Р. Ю. Чернова (до 1952), в Музыкальном училище при Московской консерватории у А. Г. Руббаха (закончил в 1957) и в Московской государственной консерватории у Л. Н. Оборина (1957-1959, не закончил).
В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
Находясь в юности под влиянием творчества Акиры Куросавы, Кончаловский дебютировал фильмом «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. В роли главной героини Алтынай снял молодую балерину Наталью Аринбасарову, на которой потом женился.
В 1969 году режиссёр впервые обращается к русской классике и снимает фильм «Дворянское гнездо» по одноимённому роману Ивана Тургенева. Следующая картина экранизирует классическое произведение Антона Чехова — «Дядя Ваня» (1970). Этот фильм приносит Кончаловскому первый успех за рубежом, режиссёр был удостоен приза «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
Международное признание приносит Кончаловскому и вышедший на экраны в 1974 году фильм «Романс о влюблённых», удостоенный Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах. В 1979 году «Сибириада», четырёхсерийная мелодрама о нескольких поколениях покорителей Сибири, была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 1972 году получил звание лауреата Государственной премии Казахской ССР после всесоюзного успеха фильма «Конец атамана» по сценарию Кончаловского (о ликвидации чекистами белого атамана Дутова, 30 млн зрителей за 1972 год).
В 1980 году получил звание народного артиста РСФСР.
Любимые фильмы Кончаловского:
«Четыреста ударов»
«Восемь с половиной»
«Аталанта»
«Наудачу, Бальтазар»
«Огни большого города»
«Фанни и Александр»
«Крёстный отец»
«Семь самураев»
«Дорога»
«Виридиана»
В условиях ограничения творческой свободы, по мнению критиков, Кончаловский создал честные, искренние, правдивые, опередившие своё время фильмы: помимо картины «Первый учитель» это киноэпопея «Сибириада», музыкальная мелодрама «Романс о влюблённых», «История Аси Клячиной…» (мелодрама снята в 1966, но прорвалась на широкий экран только в 1988). Киноведами особо отмечается нонконформизм и творческая смелость молодого режиссёра, который, не объявляя себя прямо диссидентом, тем не менее нашёл в себе силы пойти против тоталитарной системы.
В 1980 году уехал в США, в Голливуд. Снял там несколько фильмов, среди которых выделяется блокбастер «Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. В середине 1980-х имел непродолжительные (один год) романтические отношения с голливудской звездой Ширли Маклейн. Позже Кончаловский разочаровался в американском кино и в начале 1990-х вернулся на родину.
В начале 1990-х годов Кончаловский снимает ряд фильмов, не ставших крупными событиями в российском кинематографе. Новый успех ждёт его за границей. В 1997 году снятый Кончаловским в США мини-сериал «Одиссея» по мотивам историко-приключенческих сюжетов Гомера с Армандом Ассанте в главной роли вызвал широкий зрительский интерес в мире и стал на тот момент самым дорогим телепродуктом. Сериал получил в США телевизионную премию «Эмми». В следующие пять лет Кончаловский, впервые с начала карьеры, не ставит ни одного фильма.
Новый творческий импульс 61-летний режиссёр получает после женитьбы в 1998 году на молодой белорусской актрисе Юлии Высоцкой, с которой Кончаловский познакомился на кинофестивале в Сочи, и этот брак стал самым длительным и счастливым в его жизни. После пятилетнего перерыва Кончаловский уверенно преодолевает творческий спад и в 2002 году выпускает на экраны экстравагантный «Дом дураков» с Высоцкой в главной роли и при участии канадского рок-музыканта Брайана Адамса в качестве камео в романтической сцене. На 59-м Венецианском кинофестивале остросюжетная история обитателей психиатрического интерната в контексте событий первой чеченской войны была отмечена Гран-при жюри.
В 2003 году по пьесе американского писателя Джеймса Голдмана снял историческую драму «Лев зимой».
В 2005 году основал «Продюсерский центр Андрея Кончаловского», который создаёт программы для ведущих каналов российского телевидения — НТВ, РТР, «Культура», «Звезда», продюсирует театральные постановки, осуществляет книгоиздательские проекты. Одной из наиболее популярных телепрограмм, продюсируемых Кончаловским, стало артхаусное кулинарное шоу «Едим дома!» на канале НТВ с Высоцкой в качестве ведущей. Кулинарный документальный сериал выходит в эфир в воскресное утро с сентября 2003 года и является одним из долгожителей на российском ТВ.
В 2007 году вышел фильм «Глянец» — комедийная мелодрама о тривиальных иллюзиях и сверхмерном тщеславии профессиональных обитателей современных глянцевых миров.
В 2009 году был сопродюсером фильма «Последнее воскресение» — о последних днях жизни Льва Толстого. Фильм был удостоен двух номинаций на «Оскар».
В творчестве Кончаловского нашли отражение и авангардистские технологии. В 2010 году сначала в США, а затем в России состоялась премьера новогоднего фантасмагорического фильма «Щелкунчик и Крысиный Король», снятого режиссёром в формате 3D по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана и балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», с участием Эль Фэннинг, Натана Лейна, Фрэнсис де ла Тур и Джона Туртурро. Фильм претендовал на премию «Золотая малина» в номинации «Убивающее глаза использование 3D-эффектов» (данная номинация была введена впервые).
В начале 2014 года Кончаловский, вынужденно надолго застряв во Франции из-за травмы дочери, возобновил творческую деятельность и вернулся к созданию фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в августе включённого в основную программу Венецианского кинофестиваля на острове Лидо. На итальянской вилле режиссёра в Тоскане начался кулинарный проект.
В сентябре 2014 года был удостоен главного режиссёрского приза Венецианского кинофестиваля, «Серебряного льва», за постановку фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Помимо кинематографа Кончаловский с 1987 года много и плодотворно работает на театральных подмостках, а также как постановщик музыкальных и массовых театрализованных зрелищ. За четверть века режиссёр поставил: спектакль «Чайка» (1987) в парижском театре «Одеон», оперы «Евгений Онегин» (1985) и «Пиковая Дама» (1990) в миланском театре «Ла Скала» и парижской Бастилии, три версии оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» (2000, 2002, 2009) на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и в «Метрополитен опера» в Нью-Йорке, «Бал-маскарад» Верди на фестивале в Парме и в Мариинском театре, музыкальное шоу «Наша древняя столица» на Красной Площади в 1997 году в честь празднования 850 летия Москвы. В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Кончаловский устроил эффектное шоу на балюстраде Константиновского дворца.
Вдохновляемый традициями русской и европейской классики и следуя апробированным им в кинематографе приёмам адаптации классических произведений для современного зрителя, режиссёр в 2004 году поставил спектакль «Чайка» в театре имени Моссовета. В 2005 году срежиссировал «Мисс Жюли» в театре на Малой Бронной. В январе 2006 года в варшавском театре «На Воли» прошла премьера «Короля Лира» с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли. В декабре 2009 года к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова на сцене театра Моссовета состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня», в 2012 году там же выпустил спектакль по другой чеховской пьесе — «Три сестры».
Творческая деятельность режиссёра получила признание как в России, так и во многих странах мира.
2002 год — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.
2005 год — офицер ордена Искусств и литературы Франции.
2008 год — «Золотая звезда» международного кинофестиваля в Марракеше: за вклад в развитие мирового кинематографа.
С 2010 года член Общественной палаты Российской Федерации.
В 2010 году получил Орден Почётного легиона во Франции.
В 2010-2013 годах проживает с семьёй как в России, так и за границей, в Италии, в зависимости от того, где работает. С октября 2013 года, после автокатастрофы под Марселем и госпитализации дочери, обосновался во Франции.
В сентябре 2011 года Кончаловский скептически отнёсся к выдвижению фильма своего брата Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» на премию «Оскар», присуждаемую Американской киноакадемией. За несколько лет до этого Кончаловский покинул российский Оскаровский комитет, будучи убеждён, что тот не отражает соотношение сил в российском кинематографе. Кончаловского и Михалкова разъединяют и мировоззренческие разногласия по ключевым государственным и общественно-политическим проблемам. Что, в частности, нашло отражение в книге-дилогии «Низкие истины», где Кончаловский рассказал о взаимоотношениях в творческом семействе.
Анализируя в апреле 2013 года ситуацию в отечественном кинематографе, среди талантливых режиссёров современной России Кончаловский выделил Алексея Балабанова (вскоре ушедшего из жизни) и Валерию Гай Германику.
С апреля 2013 года Кончаловский — президент киноакадемии «Ника».
В марте 2015 года Кончаловский и Михалков предложили В. Путину идею создать национальную сеть общественного питания в форме кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!» — в качестве альтернативы западным сетям фастфуда и с целью импортозамещения. С учётом социально-политической направленности проекта обратились за содействием Правительства России, оценив инвестиции в 971,8 млн руб. с выходом на окупаемость почти через 5 лет. Лицом новой сети должна стать Высоцкая, приготовление блюд будет происходить на региональных фабриках-кухнях, а меню на 30–40% будет готовиться из региональных продуктов. Путин поддержал проект.
В 2016 году фильм режиссера «Рай» участвовал в основной конкурсной программе 73-го Венецианского международного кинофестиваля, где 8 сентября 2016 года состоялась мировая премьера картины. Андрей Кончаловский был удостоен «Серебряного льва» за режиссёрскую работу.
Автомобильная авария
12 октября 2013 года Кончаловский попал в аварию на юге Франции, в которой пострадали он и дочь Мария (род. 28 сентября 1999). Режиссёр не справился с управлением арендованным «Мерседесом», который выскочил на полосу встречного движения и столкнулся с другим автомобилем. Дочь Кончаловского не была пристёгнута ремнём безопасности, получила травмы и в тяжёлом состоянии, без сознания оказалась в реанимации клиники Hôpital de la Timone в Марселе.
Спустя три месяца, по состоянию на 21 января 2014 года, девочка с диагнозом «черепно-мозговая травма» не выходила из комы, состояние оставалось стабильно тяжёлым. Рядом с Марией всё это время находились родители. Спустя пять месяцев после аварии девочка по-прежнему находилась в состоянии искусственного сна. В мае 2014 года сообщалось, что состояние Марии медленно улучшается, у неё есть шансы вернуться к полноценной жизни. В марте 2015 года стало известно, что Мария находится в поверхностной коме, ей сделана операция, девочка перевезена в дом родителей в Италии.
Рост Андрея Кончаловского: 183 сантиметра.
Личная жизнь Андрея Кончаловского:
Андрей Кончаловский женат в пятый раз, его жёны:
1. Ирина Кандат, балерина (с 1955 по 1957).
2. Наталья Аринбасарова, балерина и актриса (с 1965 по 1969).
3. Вивиан Михалкова (Годе), француженка, востоковед (с 1969 по 1980).
4. Ирина Мартынова, диктор телевидения (с 1990 по 1997).
5. Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая (с 1998 года по настоящее время).
Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая
Дети Андрея Кончаловского:
Сын Егор Кончаловский (род. 1966), кинорежиссёр (от второй жены).
Дочь Александра (род. 1970) (от третьей жены).
Дочь Дарья (род. 1980) от актрисы Ирины Бразговки.
Дочери: Наталья (род. 1991) и Елена (род. 1993) (от четвёртой жены).
Дочь Мария (род. 1999) и сын Пётр (род. 2003) (от пятой жены).
Внуки Андрея Кончаловского:
внучка Мария (2001) — дочь Егора;
три внучки от дочери Александры;
три внука и одна внучка от дочери Дарьи.
Фильмография Андрея Кончаловского:
Актёрские работы Андрея Кончаловского:
1961 — Суд сумасшедших Майкл Хаггер
1962 — Иваново детство солдат
1964 — Мне двадцать лет «Застава Ильича» Юрий
1994 — Курочка Ряба клиент в парикмахерской, в титрах не указан
Режиссерские работы и авторство сценариев Андрея Кончаловского:
1960 — Каток и скрипка — сценарист
1961 — Мальчик и голубь — сценарист, режиссёр
1962 — Иваново детство — сценарист
1965 — Первый учитель — режиссёр, сценарист
1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж — режиссёр
1967 — Ташкент — город хлебный — сценарист
1969 — Андрей Рублев — сценарист
1969 — Дворянское гнездо — режиссёр, сценарист
1970 — Дядя Ваня — режиссёр, сценарист
1970 — Конец Атамана — сценарист
1972 — Ждем тебя, парень — сценарист
1972 — Седьмая пуля — сценарист
1973 — Лютый — сценарист
1973 — Поклонник — сценарист
1974 — Романс о влюблённых — режиссёр
1974 — Песнь о Маншук — сценарист
1975 — Одной жизни мало — сценарист
1976 — Раба любви — сценарист
1977 — Транссибирский экспресс — сценарист
1978 — Кровь и пот — сценарист
1978 — Сибириада — режиссёр, сценарист
1980 — Сломанное вишневое деревце — режиссёр
1983 — Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (США) — режиссёр, сценарист
1985 — Поезд-беглец / Runaway Train (США) — режиссёр
1986 — Дуэт для солиста / Duet for One (США)(по пьесе Т.Кемпински) — режиссёр, сценарист
1987 — Стыдливые люди / Shy People (США) — режиссёр, сценарист
1989 — Танго и Кэш / Tango & Cash (США) — режиссёр
1990 — Гомер и Эдди / Homer and Eddie (США) — режиссёр
1991 — Ближний круг — режиссёр, сценарист
1994 — Курочка Ряба — режиссёр, сценарист, продюсер
1995 — Люмьер и компания — режиссёр, сценарист
1997 — Одиссея / The Odyssey (Италия, Великобритания, Германия, Греция, США) — режиссёр
2002 — Дом дураков — режиссёр, продюсер
2003 — Лев зимой — режиссёр
2003 — док Сергей Прокофьев (цикл «Гении») — режиссёр
2003 — док Сергей Рахманинов (цикл «Гении») — режиссёр
2004 — док Юрий Андропов (цикл «Бремя власти») — режиссёр
2004 — док Гейдар Алиев (цикл «Бремя власти») — режиссёр
2005 — док Культура — это судьба — автор идеи, ведущий
2006 — док Александр Скрябин (цикл «Гении») — режиссёр
2006 — док Игорь Стравинский (цикл «Гении») — режиссёр
2007 — док Дмитрий Шостакович (цикл «Гении») — режиссёр
2007 — док Владимир Софроницкий (цикл «Гении») — режиссёр
2007 — Мороз по коже — сценарист, продюсер
2007 — У каждого своё кино
2007 — эпизод «В темноте» («Dans le Noir») — режиссёр
2007 — Глянец — режиссёр
2008 — Демоны Санкт Петербурга — сценарист
2010 — Последнее воскресение — исполнительный продюсер
2010 — Щелкунчик и Крысиный Король — режиссёр, сценарист, продюсер
2012 — Битва за Украину — режиссёр, сценарист
2014 — Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына — режиссёр
2016 — Рай (Paradise) — режиссёр, сценарист, продюсер
2019 — Грех (Sin / Peccato, Il)
2020 — Дорогие товарищи (Dear Comrades)
Видеоклипы Андрея Кончаловского:
2007 — «Дорогие мои москвичи», певец Дима Билан
2007 — «O Sole Mіо», певец Дима Билан
Фильмы о Кончаловском:
2007 — «Андрей Кончаловский. Сцена» — документальный фильм, режиссёр Никита Тихонов
2007 — «Андрей Кончаловский. Экран» — документальный фильм, режиссёр Алексей Колесников
Театральные проекты Андрея Кончаловского:
«Евгений Онегин» — спектакль, Ла Скала, Италия, 1985 г.
«Пиковая дама» — спектакль, Ла Скала, Италия, 1990 г.
«Мисс Жюли» — спектакль, Театр на Малой Бронной, Москва, 2005 г., 2007 г.
«Король Лир» — спектакль, Театр на Воли, Варшава, 2006 г.
«Чайка» — спектакль, Одеон, Париж, 1987 г., Театр имени Моссовета, Москва, 2004 г., гастроли в Италии, 2007 г.
«Дядя Ваня» — спектакль, Театр имени Моссовета, Москва, 2009; гастроли в Италии (2009), в странах Балтии (2009), в Израиле (2010), в США (2011).
«Три сестры» — спектакль, Театр имени Моссовета, Москва, 2012; гастроли в Санкт-Петербурге (2012), в странах Балтии (2012), в Израиле (2013).
Оперы Андрея Кончаловского:
«Наша древняя столица» — музыкальное действо в честь празднования 850-летия Москвы, Красная площадь, 1997 г.
«Война и мир» — опера, Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2000 г., Метрополитен-опера, Нью-Йорк 2002 и 2009 гг.
«Бал Маскарад» — опера, Театро Реджио, Италия, 2001 год., Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2001 г.
«Празднование 300-летия Санкт-Петербурга» — зрелищное шоу, Санкт-Петербург, 2003 г.
«Борис Годунов» — опера, Театро Реджио, Италия, Турин 2010 г.
Библиография Андрея Кончаловского:
1977 — Парабола замысла
1991 — Ближний круг. Взгляд изнутри на советскую жизнь под властью Сталина
1998 — Низкие истины
1999 — Возвышающий обман
2001 — Белая сирень
2006 — Низкие истины семь лет спустя
2007 — На трибуне реакционера (совместно с В. Б. Пастуховым)