Анатолий Васильевич Эфрос

Анатолий Эфрос

Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя — Натан Исаевич Эфрос). Родился 3 июля 1925 года в Харькове — умер 13 января 1987 года в Москве. Советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Натан Эфрос, ставший известным как Анатолий Эфрос, родился 3 июля 1925 года в Харькове в еврейской семье.

Отец — инженер, работал на авиационном заводе.

Мать — переводчик научно-технической литературы.

В годы Великой Отечественной войны Анатолий был в эвакуации в Перми и вплоть до 1945 года работал слесарем на авиационном заводе.

С ранних лет увлекался театром. В 1943 году поступил в актёрскую студию Юрия Завадского при Театре им. Моссовета, находившемся в то время в эвакуации.

В 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель. После института он попытался остаться в аспирантуре, но ему отказали.

Некоторое время работал в маленьком передвижном театре у своего педагога Марии Осиповны Кнебель, труппа которой гастролировала по всей стране, живя в железнодорожном вагоне.

Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году. На профессиональной сцене дебютировал в том же году спектаклем «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука в Московском областном драматическом театре им. Островского.

В 1951-1953 годах Анатолий Эфрос работал в Рязанском драматическом театре, где поставил спектакли: «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; «Любовь на рассвете» Я. А. Галана; «Собака на сене» Лопе де Вега; «Горячее сердце» А. Н. Островского; «Девицы-красавицы» А. Д. Симукова; «Камни в печени» А. Е. Макаёнка; «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина; «Мачеха» по О. де Бальзаку.

С 1954 года работал в качестве режиссёра-постановщика в Центральном детском театре. Там встретился со своим педагогом — уволенной из МХАТа Марией Кнебель (позже возглавившей театр). Эфрос быстро сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров Москвы. ЦДТ при Эфросе перестал быть исключительно детским. В ЦДТ Эфрос ставил много пьес Виктора Розова. В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров.

Постановки Анатолия Эфроса в Центральном детском театре:

«Чужая роль» С. В. Михалкова;
«В добрый час!» В. Розова;
«Мы втроём поехали на целину» Н. Ф. Погодина (совместно с М. О. Кнебель);
«Сказка о сказках» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова;
«Борис Годунов» А. С. Пушкина;
«В поисках радости» В. С. Розова;
«Вольные мастера» З. Дановской;
«Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика;
«Бывшие мальчики» Н. А. Ивантер;
«Неравный бой» В. С. Розова;
«Перед ужином» В. С. Розова;
«Цветик-семицветик» В. П. Катаева;
«Женитьба» Н. В. Гоголя;
«Они и мы» Н. Г. Долининой.

Анатолий Эфрос в молодости

Анатолий Эфрос в молодости

Анатолий Эфрос был убеждённым сторонником К. С. Станиславского, немодного в те годы в театральных кругах, и в середине 1950-х опубликовал статью «Бедный Станиславский!», в которой резко критиковал Николая Охлопкова и Бориса Равенских за фальшивую театральщину и тягу к «представлению». В целом Эфрос считался сторонником старого МХАТа.

В 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена. За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр. Он отдавал предпочтение современной драматургии. Эфрос и здесь ставил Виктора Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского.

Постановки Анатолия Эфроса в Московском театре им. Ленинского комсомола:

«В день свадьбы» В. С. Розова;
«104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского;
«Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова;
«Снимается кино» Э. С. Радзинского;
«Каждому своё» С. И. Алешина (совместно с Л. К. Дуровым);
«Чайка» А. П. Чехова;
«Судебная хроника» Я. И. Волчека (совместно с А. М. Адоскиным);
«Мольер» М. А. Булгакова.

Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года. В начале 1967 года Эфрос был отстранён от руководства театром — ряд артистов, которым он не давал работы, нажаловались на режиссера. Юрий Завадский, Олег Ефремов и Юрий Любимов пытались бороться за Эфроса, но безуспешно.

В том же 1967 году Эфрос был назначен режиссёром Театра на Малой Бронной, который в то время возглавлял Андрей Гончаров. Из «Ленкома» ему разрешили взять с собой актёров-единомышленников, в том числе Льва Дурова и Ольгу Яковлеву. Однако первый же поставленный Эфросом на Малой Бронной спектакль — «Три сестры» — подвергся критике и в конце концов был запрещён. После запрета другого спектакля — «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского некоторые актёры дрогнули и покинули опального режиссёра.

Сменивший Гончарова Дунаев не мешал Эфросу создавать свой собственный театр внутри Театра на Малой Бронной. И в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра. Именно в этот период о театре Эфроса и его актёрах заговорили как о художественном направлении. На Малой Бронной Эфрос обрёл новых единомышленников в лице Николая Волкова и Леонида Броневого.

Анатолий Эфрос 3

Проблемы в Театре на Малой Бронной у Эфроса начались в 1979 году со спектакля «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя». Спектакль, однако, не получился. В частности, не удалась центральная роль — Автора — актеру Михаилу Козакову. Неудача подорвала авторитет Эфроса в труппе. В 1982 году Эфрос вновь поставил на Малой Бронной «Трёх сестер», но в этот раз столкнулся с непривычным для него равнодушием зрителей. Неуспех стал дополнительным аргументом в той борьбе, которую повёл директор театра И. Коган против Эфроса и служившего ему надёжным тылом Дунаева. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого оба режиссёра, Эфрос и Дунаев, оказались вынуждены покинуть театр.

Постановки Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной:

«Три сестры» А. П. Чехова;
«Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского;
«Платон Кречет» А. Е. Корнейчука;
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова;
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира;
«Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова;
«Человек со стороны» И. М. Дворецкого;
«Брат Алеша» В. С. Розова по мотивам романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»;
«Ситуация» В. Розова;
«Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера;
«Женитьба» Н. В. Гоголя;
«Снятый и Назначенный» Я. И. Волчека (совместно с Л. Дуровым);
«Отелло» У. Шекспира;
«Месяц в деревне» И. С. Тургенева;
«Веранда в лесу» И. М. Дворецкого;
«Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского;
«Дорога» по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя;
«Лето и дым» Т. Уильямса;
«Директор театра» И. М. Дворецкого;
«Воспоминание» А. Н. Арбузова;
«Три сестры» А. П. Чехова;
«Наполеон Первый» Ф. Брукнера;
«Директор театра» И. М. Дворецкого.

Помимо театра, Анатолий Эфрос много работал на телевидении, поставил ряд спектаклей, снял несколько телевизионных и нетелевизионных фильмов[, в том числе «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших лент советского интеллектуального кино. Самые известные телевизионные спектакли Эфроса — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», с Юрием Любимовым в роли Мольера, и «Страницы журнала Печорина».

Анатолий Эфрос 4

В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо давно не ладившего с властями Юрия Любимова, который, находясь в зарубежной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР. Противостояние длилось несколько месяцев, после чего был издан указ об освобождении Любимова с поста художественного руководителя театра с формулировкой: «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин».

В сложной ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно. И сам Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью, расценил его согласие возглавить театр как штрейкбрехерство и предательство.

Большая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя. Несколько известных актёров даже демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник». Также ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский.

Эфрос поставил в театре несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, поставленный им ещё в 1975 году. Но труппа режиссёра так не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова.

Постановки Анатолия Эфроса в театре на Таганке:

«Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
«На дне» М. Горького;
«У войны — не женское лицо» С. А. Алексиевич;
«Прекрасное воскресенье для пикника» Т. Уильямса;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова (возобновление);
«Полтора квадратных метра» Б. А. Можаева (совместно с С. Н. Арцыбашевым);
«Мизантроп» Ж.-Б. Мольера.

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти и подписал коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова. Однако уходить ему было некуда. В ноябре 1986 года театр гастролировал в Польше, где проходили обсуждения спектаклей Эфроса, в ходе которых, по свидетельству Аллы Демидовой, резко осуждался его приход в Театр на Таганке.

Смерть Анатолия Эфроса

Психологическое и эмоциональное напряжение, которое испытывал режиссёр в связи с разраставшимся конфликтом, послужило косвенной причиной инфаркта, повлекшего его смерть. Привыкший жить в атмосфере любви, художник оказался в изоляции, среди ненавидящих глаз, в ситуации общественного остракизма. Вымазанные дерьмом ручки в его кабинете были только внешним выражением отравленной атмосферы, в которой он пытался остаться художником, ставить спектакли и жить привычной жизнью. Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни.

Последним его спектаклем стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986 года.

Анатолий Эфрос скончался 13 января 1987 года в своей квартире в Селиверстовом переулке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Могила Анатолия Эфроса

Могила Анатолия Эфроса

Личная жизнь Анатолия Эфроса:

Жена — Наталья Анатольевна Крымова (1930-2003), советский и российский театральный критик, театровед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), кандидат искусствоведения (1971).

На момент их знакомства Наталье было 18 лет. Она хотела быть актрисой, но провалилась на экзамене. Ее знакомый актер из театра Моссовета как-то привел к ней в гости Анатолия Эфроса, тогда еще студента. Потом Наталья попала в ГИТИС на спектакль «Двенадцатая ночь», в котором Эфрос играл Мальволио. Его игра ее поразила. Далее она рассказывала: «Потом я увидела его как-то у института. Он подошел и сказал: «А что если я вас подожду?» Я сказала: «Ну, подождите…» И пошла на консультацию. Потом выхожу — он стоит: «Пойдемте гулять!» И мы пошли. И прогуляли целый день. А поздно вечером пришли на Красную площадь. И вдруг он мне сказал: «Мне надо ждать, когда вы окончите институт, или мы можем сразу пожениться?» Я говорю: «Можем сразу…» Вот так за один день стало понятно, что нам надо быть вместе».

В браке 10 октября 1954 года родился сын Дмитрий Анатольевич Крымов, советский и российский художник, сценограф, театральный режиссёр и педагог.

Наталья Крымова с сыном

Наталья Крымова с сыном

Анатолий Эфрос и сын Дмитрий

Анатолий Эфрос и сын Дмитрий

Анатолий Эфрос и Наталья Крымова

Анатолий Эфрос и Наталья Крымова

В течение 25 лет у Анатолия Эфроса был театральный роман с актрисой Ольгой Яковлевой. Оба были в браке (мужем Ольги был легендарный капитан советской футбольной сборной Игорь Нетто, безумно любивший жену). Вся театральная Москва была уверена, что между режиссером и актрисой отношения выходили за рамки чисто творческого союза. Их сравнивали с Таировым и Коонен, Мейерхольдом и Райх, Владимировым и Фрейндлих.

Об их первой встрече Ольга Яковлева рассказывала: «К нам пришел какой-то странный человек, у которого были странные глаза, как будто посаженные на затылке. Он как-то странно причесывал рукой волосы. И не смотрел прямо, а будто бы через какую-то пелену или призму. Это потом я поняла, что он очень открытый человек. Он всегда настаивал на том, что люди должны быть открыты, и театр, и любая репетиция должна быть открытой — для посвященных и непосвященных. Это была такая религия».

Как только Анатолий Васильевич пришел в Театр имени Ленинского комсомола, он сразу начал ставить «В день свадьбы» Розова. Одна актриса заболела, и он заменил ее Яковлевой. Но по-настоящему их первым спектаклем с Эфросом актриса называла постановку «104 страницы про любовь».

Известно, что Нетто очень ревновал жену к Эфросу. Позже брат Игоря Нетто рассказывал, что когда хоронили футболиста, Ольга Яковлева не проронила ни слезинки. Но когда умер Анатолий Эфрос — она рыдала навзрыд и ее долго не могли оттащить от его гроба.

Анатолий Эфрос и Ольга Яковлева

Анатолий Эфрос и Ольга Яковлева

Анатолий Эфрос и Ольга Яковлева 2

Фильмография Анатолия Эфроса:

1967 — Классы (документальный)
1981 — Слово о театре (документальный)

Режиссерские работы Анатолия Эфроса:

1960 — Шумный день
1961 — Високосный год
1962 — Двое в степи
1970 — Борис Годунов. Сцены из трагедии (фильм-спектакль)
1971 — Марат, Лика, Леонидик (фильм-спектакль)
1972 — Платон Кречет (фильм-спектакль)
1973 — Человек со стороны (фильм-спектакль)
1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера (фильм-спектакль)
1974 — Таня
1975 — Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль)
1976 — Фантазия
1976 — Милый лжец (фильм-спектакль)
1977 — В четверг и больше никогда
1978 — Острова в океане (фильм-спектакль)
1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль)
1983 — Ромео и Джульетта (фильм-спектакль)
1983 — Месяц в деревне (фильм-спектакль)
1988 — У войны не женское лицо (фильм-спектакль)
1988 — Буря (фильм-спектакль)
1989 — Тартюф (фильм-спектакль)

Сценарии Анатолия Эфроса:

1974 — Таня
1975 — Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль)
1989 — Убегающий август

Библиография Анатолия Эфроса:

1975 — Репетиция — любовь моя
1985 — Продолжение театрального рассказа
1989 — Профессия: режиссер
1993 — Книга четвертая.

Оцените статью
Добавить комментарий