Анастасия Платоновна Зуева. Родилась 5 (17) декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области) — умерла 23 марта 1986 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Заслуженная артистка РСФСР (1933). Народная артистка РСФСР (1938). Народная артистка СССР (1957).
Анастасия Зуева родилась 5 (17 по новому стилю) декабря 1896 года в селе Спасское Венёвского уезда Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области).
Семья была довольно зажиточной, что позволило Анастасии учиться.
Обучалась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но не окончила, поскольку мечтала стать актрисой.
В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного.
С 1916 года — актриса 2-й студии МХТ, среди ее работ: «Зелёное кольцо», З.Н. Гиппиус — Варя; «История лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева — мадам Фритче (пост. Е. Краснопольской); «Младость» Л.Н. Андреева; «Сказка об Иване-дураке» М.А. Чехова по Л.Н. Толстому.
Анастасия Зуева в молодости
В 1924 году была принята в труппу МХАТ им. Горького.
В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем — Матрёну в инсценировке романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Писатель Максим Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка — помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра Михаилом Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года и до конца жизни.
Театральные работы Анастасии Зуевой в МХАТ им. Горького:
«Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Приживалка;
«Ревизор» Н. В. Гоголя — гостья;
«Синяя птица» М. Метерлинка — Тильтиль;
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — княжна Тугоуховская;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Приживалка Турусиной;
«Пугачёвщина» К. А. Тренёва — Кума;
«Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Василиса Волохова;
«Унтиловск» Л. М. Леонова — Матушка;
«Воскресение» по Л. Н. Толстому — Матрёна;
«Три толстяка» по сказке Ю. К. Олеши — тётушка Ганимед;
«Хлеб» В. М. Киршона — Мокрина;
«Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Настасья Петровна Коробочка;
«Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Домна Пантелевна;
«Егор Булычов и другие» М. Горького — знахарка Зобунова;
«Гроза» А. Н. Островского — Феклуша;
«Достигаев и другие» М. Горького — Чугунова;
«Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — мисс Уордль;
«Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Марья;
«Земля» Н. Е. Вирты — Марфа;
«Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Анна Чуднова;
«Последняя жертва» А. Н. Островского — Глафира Фирсовна;
«Лес» А. Н. Островского — Улита;
«Зелёная улица» А. А. Сурова — Авдотья Ивановна;
«Илья Головин» С. В. Михалкова — Луша;
«Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Кухарка;
«Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Анна Чуднова;
«Безымянная звезда» М. Себастиана — мадемуазель Куку;
«Три сестры» А. П. Чехова — Анфиса;
«Хозяин» И. Соболева — Лукерья;
«Егор Булычов и другие» М. Горького — знахарка Зобунова;
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Пошлёпкина;
«Дульсинея Тобосская» А. М. Володина — Анна — Мария;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Манефа;
«Уходя, оглянись…» Э. Я. Володарского — Варвара Антоновна;
«Чеховские страницы» по А. П. Чехову — Старуха;
«Школа злословия» Р. Шеридана — Миссис Кэндер;
«На дне» М. Горького — Анна;
«Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова — Баба;
«Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута — Домохозяйка;
«Растратчики» по В. П. Катаеву;
«Блокада» Вс. В. Иванова.
Вклад в театральную и шире — богемную жизнь Москвы внесла и квартира актрисы в Камергерском переулке — напротив МХАТа. Она на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы — здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников — будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома.
По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Вс. Н. Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Аастасия Платоновна простодушно спросила — «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил — «потом Настя, потом…».
Анастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Поэт Борис Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы:
Анастасии Платоновне Зуевой.
Прошу простить. Я сожалею.
Я не смогу. Я не приду.
Но мысленно — на юбилее,
В оставленном седьмом ряду.
Стою и радуюсь, и плачу,
И подходящих слов ищу,
Кричу любые наудачу,
И без конца рукоплещу.
Смягчается времен суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.
Меняются репертуары,
Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как ваш.
Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днем,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нём.
Для вас в мечтах писал Островский
И вас предвосхищал в ролях,
Для вас воздвиг свой мир московский
Доносчиц, приживалок, свах.
Движеньем кисти и предплечья,
Ужимкой, речью нараспев
Воскрешено замоскворечье
Святых и грешниц, старых дев.
Вы — подлинность, вы — обаянье
Вы вдохновение само.
Об этом всем на расстояньи
Пусть скажет вам мое письмо.
В кино начала сниматься в 1932 году, дебютировав в фильме «Просперити».
В 1946 году сыграла одну из главных ролей в комедии «Первая перчатка». По сюжету тренер по боксу общества «Метеор» Иван Васильевич Привалов (Владимир Володин) в парке, у силомера, встречает «свою мечту» — отставного военного Никиту Крутикова (Иван Переверзев) с великолепными данными, и хочет воспитать из него чемпиона. Анастасия Зуева сыграла жену Привалова. Фильм стал лидером проката, его посмотрели 18 570 000 зрителей.
Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»
В 1952 году за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры» стала лауреатом Сталинской премии второй степени.
Особенно широкую известность ей принесли фильмы-сказки режиссёра Александра Роу, в которых ей доставались роли Сказительницы. Сыграла в картинах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога».
Анастасия Зуева в фильме «Морозко»
Анастасия Зуева в фильме «Варвара-краса, длинная коса»
Анастасия Зуева в фильме «Золотые рога»
Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Написала мемуары.
Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Анастасии Зуевой:
Дважды была замужем.
Первый муж — Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор. Поженились в 1917 году.
В браке родился сын Константин Иванович Евсеев (1918-1986), был назван в честь Станиславского.
Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену — последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, закончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
Внучка — Елена Константиновна Симакова, закончила МГИМО. Правнук — Владимир Александрович Симаков, закончил МГИМО.
Внук — Виктор Константинович Евсеев, закончил МГИМО Правнучка — Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, закончила МИТХТ им. М. В. Ломоносова (кафедра Н. А. Преображенского).
Второй муж — Виктор Александрович Оранский (1899-1953), композитор. Поженились в начале 1930-х годов.
Анастасия Зуева и Виктор Оранский
Фильмография Анастасии Зуевой:
1932 — Просперити
1940 — Светлый путь — Аграфена, старая ткачиха
1940 — Пятый океан — Дарина Егоровна, мать Наташи
1941 — Боевой киносборник №6 — Прасковья
1944 — Юбилей — Мерчуткина
1944 — Родные поля — Леска Бугорная
1946 — Первая перчатка — жена Привалова
1950 — Донецкие шахтёры — Евдокия Прохоровна, жена Степана Недоли
1951 — Спортивная честь — Екатерина Николаевна Гринько, мать Виталия и Тони
1952 — Ревизор — Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша
1955 — Васёк Трубачёв и его товарищи — тётя Дуня, тётка Васька
1956 — Дело № 306 — свидетельница
1958 — Жених с того света (короткометражный) — Анна Михайловна, кассир
1959 — Хождение по мукам — просительница у Махно
1960-1961 — Воскресение — Матрена Харина
1960 — Русский сувенир — Егоркина, жена сибирского охотника
1960 — Поднятая целина (фильм-спектакль)
1960 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Настасья Петровна Коробочка, помещица
1963 — Понедельник – день тяжёлый — посудомойка (нет в титрах)
1964 — Фитиль (короткометражный) — женщина в очереди
1964 — Одиночество — Аксинья
1964 — Морозко — Сказительница
1964 — Живёт такой парень — Марфа, кума
1967 — Огонь, вода и… медные трубы — Сказительница
1967 — Кремлёвские куранты (фильм-спектакль) — Анна Власьевна, жена Чуднова
1968 — Барсуки (фильм-спектакль) — Анисья, мать Семёна и Павла
1969 — Цветы запоздалые (фильм-спектакль) — Прохоровна, сваха
1969 — Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) — Зобунова, знахарка
1969 — Варвара-краса, длинная коса — Сказительница
1971 — Поженились старик со старухой (короткометражный) — Авдотья Никитична
1972 — Золотые рога — Сказительница
1972 — Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) — миссис Уордль
1972 — День за днём — бабуня, деревенская повитуха и санитарка в больнице
1975 — О нашем театре (документальный)
1976 — Ну, публика! (фильм-спектакль) — Петровна
1976 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Манефа
1977 — Чеховские страницы (фильм-спектакль) — старуха
1977 — И снова Анискин — Григорьевна, Лизавета Григорьевна Толстых
1979 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Коробочка
1981 — Уходя, оглянись… (фильм-спектакль) — Варвара Антоновна, бабушка Бори и Вити
1982 — Там, на неведомых дорожках… — Глафира Андреевна, бабушка Мити
Озвучивание Анастасии Зуевой:
1936 — Бесприданница
1950 — Сказка о рыбаке и рыбке (анимационный) — старуха
1951 — Высокая горка (анимационный)
1953 — Волшебный магазин (анимационный)
1953 — Волшебная птица (анимационный)
1959 — Приключения Буратино (анимационный) — черепаха Тортила (нет в титрах)
1981 — Крепыш
1984 — Сказка о царе Салтане (анимационный) — сватья баба Бабариха
Награды и звания Анастасии Зуевой:
Заслуженная артистка РСФСР (1933)
Народная артистка РСФСР (1938)
Народная артистка СССР (1957)
Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры»
Два ордена Ленина (1948, 27.02.1967)
Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976)
Орден «Знак Почёта» (03.05.1937)
Орден Дружбы народов (12.01.1982)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»