Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская

Анастасия Александровна Вертинская. Родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1988).

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве в семье известного исполнителя шансона Александра Николаевича Вертинского. Он в 1943 году после долгих лет эмиграции вернулся из Шанхая в СССР.

Мать — Лидия Владимировна Циргвава, художница и киноактриса.

У нее есть старшая сестра Марианна Вертинская, также актриса.

Родители постарались дать своим дочерям наилучшее образование, особый упор при этом делая на занятиях музыкой и изучении иностранных языков. «Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», — вспоминала Анастасия Вертинская.

Как отмечала актриса, у неё была «почти мистическая связь» с отцом. Она вспоминала, как в день самого последнего концерта Вертинского в Ленинграде вечером в доме раздался звонок. «Звонок был какой-то резкий. И мама села ждать, что её соединят с Ленинградом и она будет говорить с папой: время было такое уже вечернее, после концерта. И — да, в этот момент я выбежала в ночной рубашке и спросила: «Мама, что случилось: папа умер»“». После этого рокового дня, ставшего сильнейшим потрясением всей её жизни, Вертинскую не оставляло ощущение, что отец незримо находится рядом. «Я думаю, что он ограждает меня от каких-то бед, может быть, более серьёзных и пытается по-прежнему создать эту иллюзию прекрасной жизни», — говорила она.

Анастасия Вертинская в детстве с отцом и сестрой

Анастасия Вертинская в детстве с отцом и сестрой

В детстве Анастасия Вертинская хотела стать балериной, но её не взяли в балетную труппу, признав «слишком крупной девочкой».

Затем она решила посвятить свою жизнь иностранным языкам, но всё изменилось в 1960 году, когда она пришла к режиссёру Александру Птушко, искавшему исполнительницу главной роли в фильме «Алые паруса». Она была в спортивном костюме с короткой стрижкой и поначалу режиссер собирался отказать ей в пробе. Только после того, как Вертинской подобрали длинный парик и переодели её в платье, Птушко разрешил сделать несколько снимков, оценил выразительность внешности пятнадцатилетней школьницы и утвердил её на роль Ассоль в фильме, где снялись также Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. «Алые паруса» только за первый год проката посмотрели 23 миллиона зрителей. Актриса стала звездой.

Анастасия Вертинская впоследствии рассказывала, что возненавидела фильм «Алые паруса» за то, что он «сделал её знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам», но всегда с большой теплотой отзывалась о своём партнёре по съёмочной площадке — Василии Лановом.

Анастасия Вертинская в молодости

Анастасия Вертинская в молодости

В 1961 году на экраны страны вышел фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева в Коктебеле, Ялте, Баку и Пицунде.

Как рассказывал Чеботарёв, когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актёров на главные роли, он дал им установку: «у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море». Анастасия Вертинская удовлетворяла этому критерию и была приглашёна на роль главной героини. Отказавшись от дублёров, она плавала в ледяной воде, ныряла без акваланга и могла подолгу находиться на глубине.

Правда, у фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье.

«Человек-амфибия» стал лидером кинопроката 1962 года — его посмотрели 65 миллионов зрителей, получил в Триесте на Международном фестивале фантастического кино премию «Серебряный астероид». И, само собой, фильм упрочил статус Анастасии Вертинской как восходящей звезды советского кинематографа.

Сама актриса говорила, что относится к ленте снисходительно, как к первому актёрскому опыту: «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость».

Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия»

Анастасия Вертинская Человек-амфибия

В 1962 году Анастасию Вертинскую, ещё не имевшую театрального образования, приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Юная актриса много гастролировала и в составе актёрских бригад объездила всю страну.

В 1963 году Вертинская поступила в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Там к этому времени уже училась старшая сестра Марианна. На вступительных экзаменах Анастасия провалилась, но педагог согласилась разрешить переэкзаменовку «только из уважения» к её ролям в кино. Подруга сестры Людмила Максакова помогла знаменитой абитуриентке подготовить вступительный репертуар, и вторая попытка оказалась успешной. В числе однокурсников Вертинской были Никита Михалков и Николай Бурляев.

«Я много работала, у меня было маниакальное желание стать актрисой», — позже говорила она.

Между тем студентка Анастасия Вертинская оказалась в центре всеобщего внимания. «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… Бог знает где. Она понимала, что к ней — напряжённый интерес: смесь зависти с благоговением», — вспоминал Никита Михалков, ее будущий муж.

«Ей тюками приходили письма. Баба какая-то за ней гонялась не вполне нормальная, которая сыпала песок ей в глаза», — рассказывала сестра Марианна. А вот актёр Александр Калягин вспоминал о парне, который «бегал за ней по аудиториям с ножом, грозил зарезать её и покончить с собой».

Также всеобщее внимание со стороны студентов к Вертинской было привлечено из-за ее особого творческого подхода к учёбе. «Каждая её работа становилась обсуждавшимся экспериментом. Все бежали… Вертинская сейчас будет играть!» — вспоминал Н. Михалков. Дело в том, что актриса, игнорируя требования преподавателей, в частности, Шихматова, грозившего двойками, «всегда хотела быть кем-то, кем не была в действительности. Без конца что-то затевала, не соответствующее своему амплуа».

Анастасия Вертинская в молодости 2

В 1964 году на экраны СССР вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», где снялись, в числе прочих, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов и Юрий Толубеев. Вертинская сыграла здесь Офелию — роль, о которой мечтали многие актрисы, — и, будучи всё ещё студенткой театрального вуза, создала, как отмечали специалисты, яркий и впечатляющий образ.

Анастасия Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для неё, с одной стороны, серьёзным испытанием, с другой — настоящей школой актёрского мастерства. Особенно много дала ей совместная работа с И. Смоктуновским. «Кухня, которую я увидела в нём, она была… совершенно магической. Тогда я поняла, что профессия актёра — не только ремесло, но и какое-то таинство», — рассказывала актриса.

Фильм, получивший многочисленные награды, в частности, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, принёс Вертинской международную известность, её стали называть «самым талантливым сердцем советского кино», «Вивьен Ли советского экрана».

Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»

Анастасия Вертинская Гамлет

В то же время за четыре года обучения в Щукинском училище не сыграла ни одной «героини». «Мне всё время ставили то 3, то 4 по мастерству — хотя диплом с отличием: педагоги наказывали за то, что я никак не хочу сыграть героиню. То я играла коммунальщицу, которая соседям в еду́ соль подсыпа́ет, то какую-то идиотку… Меня тянуло на хара́ктерные роли», — отмечала она.

Мечта осуществилась лишь в 1973 году, когда Вертинская, к своему восторгу, получила роль Оливии в спектакле «Двенадцатая ночь» Питера Джеймса, главного режиссёра Шеффилдского театра.

После «Гамлета» Вертинская стала одной из самых популярных актрис советского кино. Ещё будучи студенткой театрального училища имени Б. В. Щукина, она получила роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1966-1967).

«Режиссёр Сергей Бондарчук предложил смелую и неожиданную трактовку образа, при котором «маленькая княгиня» становилась трагической фигурой. Недалёкая, неумная, ограниченная женщина. Прелестная, хорошенькая, уютная. Возможно, останься она жива, мы не полюбили бы её. Ведь она была женой князя Андрея, а что она рядом с ним?.. Думаю, их пути всё равно разошлись бы, слишком разными они были. Но Лиза умерла. А в душе князя Андрея на всю жизнь остался этот немой трагический вопрос: «Зачем? За что? За что погиб человек?» Мне кажется, Толстой предостерегает здесь от той роковой ошибки, которую мы иной раз совершаем, не замечая любви ближнего. Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания», — говорила Вертинская о роли Лизы Болконской.

Анастасия Вертинская в фильме «Война и мир»

Анастасия Вертинская Война и мир

В числе высоко отмеченных кинокритикой работ Вертинской того времени также роль Кити Щербацкой («Анна Каренина», 1967), Ольги Борисовны («Преждевременный человек», реж. А. Роом, по незавершённой пьесе Максима Горького «Яков Богомолов»), Галины Петровны («Случай с Полыниным», реж. А. Сахаров, по одноимённой повести К. Симонова), которую сама актриса позже называла (наряду с Моной и Оливией) в числе трёх своих самых любимых.

Успех имел и фильм «Не горюй!» по роману Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен». Режиссёр Георгий Данелия, как он сам вспоминал, приглашая на роль Мэри (дочери доктора Левана Цинцадзе) Вертинскую, вовсе не руководствовался тем, что её мама — грузинка. «Нет, мы даже с Ревазом Габриадзе и забыли об этом. Когда сели за сценарий, то, ещё с первой страницы, знали, что Мэри будет играть Вертинская. Потому что героиня должна была быть красивой, аристократичной. А это именно Настя», — рассказывал он.

Анастасия Вертинская в фильме «Анна Каренина»

Анастасия Вертинская Анна Каренина

В 1967 году Анастасия Вертинская окончила Щукинское училище.

Сезон 1967-1968 годов она провела в театре им. Вахтангова, а в 1968 году перешла в театр «Современник», где проработала до 1980 года.

В «Современнике» её ключевыми ролями стали Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Валентина («Валентин и Валентина» М. Рощина), позже — Оливия («Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира). Своим учителем в театре А. Вертинская называла Олега Ефремова. Вместе они проработали в театре в общей сложности двенадцать лет, — сначала в «Современнике», затем во МХАТе.

В числе наиболее известных мхатовских работ Вертинской были Нина Заречная («Чайка») и Елена Андреевна («Дядя Ваня»). Сценическим достижением Вертинской стала и работа в «Тартюфе», по Мольеру в мхатовской постановке А. Эфроса (1981). Её Эльмира была выделена эстетически, как «дама со знаменитых французских гобеленов или картин Ватто, недоступная в своей невероятной красоте и изяществе». Эфрос, восхищённый работой Вертинской в «Тартюфе», предложил ей на выбор любую из двенадцати пьес — актриса предпочла «Бурю» Шекспира.

Специалисты высоко оценили также её Лизу Протасову («Живой труп» Л. Н. Толстого), Дотти («Прекрасное воскресенье для пикника» Теннесси Уильямса), Наташу («Наедине со всеми» А. Гельмана), Пат («Перламутровая Зинаида» М. Рощина).

В 1971 году Вертинская снялась вместе с Олегом Далем и Андреем Мироновым в философской притче «Тень» Надежды Кошеверовой по пьесе Евгения Шварца. Затем последовал фильм «Человек на своём месте» (реж. А. Сахаров, 1972). Далее — шестилетняя пауза.

Одной из самых заметных работ актрисы в кино в 1970-е годы стала роль Моны в телефильме Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1978) по одноимённой пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна. «Козаков говорил: ну, вы тут сами всё знаете, как знаете, так и сыграйте. Несколько сцен он отдал нам на откуп, и мы их как знали, так и сыграли», — вспоминал ее партнер Игорь Костолевский.

Анастасия Вертинская в фильме «Безымянная звезда»

Анастасия Вертинская Безымянная звезда

В телесериале «Овод» (1980) по роману Этель Лилиан Войнич А. Вертинская сыграла Джемму. В главной роли здесь дебютировал Андрей Харитонов, впоследствии в качестве режиссёра снявший Вертинскую в «Жажде страсти». Затем последовал фильм «Кража» режиссёра Леонида Пчёлкина по пьесе Джека Лондона. Вертинская сыграла здесь главную роль, а партнёром её вновь выступил И. Смоктуновский.

В 1988 году А. Вертинская сыграла две необычные для себя резко отрицательные роли: Герцогиню («унаследованную» от матери) («Житие Дон Кихота и Санчо») и Моргану («Новые приключения янки при дворе короля Артура»). Своеобразным контрастом явилась «бурно-комично» сыгранная ею роль «придурковатой мамаши» в фильме «В городе Сочи тёмные ночи» режиссёра В. Пичула.

В 1989 году А. Вертинская написала пьесу «Мираж, или Дорога русского Пьеро» по мемуарам отца, поставила её и на сцене и сама же сыграла роль Александра Вертинского в спектакле, приуроченном к 100-летию со дня рождения великого шансонье.

С началом перестройки Вертинская, как позже сама вспоминала, преисполнилась общим «духом свободы», тем более что была, по её словам, «генетически предназначена для независимого существования». В 1989 году Анастасии Вертинской предложили преподавать актёрское мастерство в Оксфордском университете. Она согласилась и следующие 12 лет (c перерывами) проработала за рубежом.

После Оксфорда в Париже Вертинская долгое время вместе с Александром Калягиным вела мастер-класс в «Комеди Франсэз» и «Чеховской школе», преподавала также в швейцарской «Школе европейского кино». Поставленный ею с группой учеников (как итог трёхмесячного каждодневного преподавания) спектакль «Чехов. Акт III» (куда вошли третьи акты пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад») с успехом прошёл на сцене парижского театра Nanterre-Amandiers.

В 1991 году вышел режиссёрский дебют Андрея Харитонова «Жажда страсти» по мотивам произведений В. Брюсова, где А. Вертинская создала изысканный образ аристократки, своего рода «бесплотно-декоративный призрак» женщины начала века, страдавшей нарциссической страстью.

В 1994 году режиссёром Ю. Карой был снят фильм «Мастер и Маргарита», попавший в прокат лишь в 2011 году. На роль Маргариты была взята А. Вертинская, которая «обошла» на пробах Елену Майорову, Анну Самохину, Веру Сотникову и Ирину Алфёрову. «У неё масса достоинств. Во-первых, прекрасная актриса, во-вторых — благородство, порода. Кровь — как говорит Коровьев. Ну, в общем-то, она стала фавориткой продюсеров. Хотя многие из актрис хорошо показались и были достойны быть Маргаритой», — объяснял Юрий Кара свой выбор.

Анастасия Вертинская в фильме «Мастер и Маргарита»

Анастасия Вертинская Мастер и Маргарита

В 1999 году А. Вертинская снялась в фильме «Бременские музыканты» (реж. Александр Абдулов, 2000).

Во второй половине 1990-х годов А. Вертинская некоторое время сотрудничала с телевидением: успех имели две её авторские программы — «Золотое сечение» и «Другие берега» (ОРТ).

В 2000-е годы А. Вертинская отошла от активной сценической работы. Она не раз говорила, что причиной тому — отсутствие интересных предложений.

Единственной заметной её ролью в 2000-х годах стала Элиза в антрепризном спектакле «Имаго» (2002) (пьеса М. Курочкина по мотивам «Пигмалион» Бернарда Шоу) в постановке Н. Чусовой — после возвращения из-за рубежа актриса впервые за много лет вышла на сцену и многих шокировала своим крайне необычным образом.

По словам актрисы, играть антрепризные спектакли ей «интересно, если существует достойная пьеса. Но, как правило, для антреприз берут пьесы западные, написанные лет двадцать назад.

Общественная деятельность Анастасии Вертинской

В 1991 году Анастасия Вертинская создала и возглавила Благотворительный фонд русских актёров, с 1996 года — Благотворительный фонд актёров. Организация поставила своей целью помогать нуждающимся ветеранам театра и кино, а также поддерживать интересные инициативы молодых актёров и режиссёров. Фонд многие годы оказывал поддержку дому-музею Бориса Пастернака в Переделкине, музею Чехова, Российской государственной библиотеке по искусству, храму Успения Богородицы в Путинках, театру слепых и слабовидящих детей.

Благодаря усилиям Вертинской были установлены памятники актёрам О. Борисову и В. Капустиной, мемориальная доска на доме, где жил Марк Бернес.

Своей основной жизненной миссией, помимо работы Благотворительного общества, актриса считает восстановление песенного наследия отца. При её участии были реставрированы многочисленные записи Александра Вертинского и выпущены пластинки с архивным материалом: «Alezandre Vertinsky», «Песни любви», «Легенды века».

В 1998 году Вертинская подала в суд на проект «Лучшие песни двадцатого века», когда без её ведома на компакт-диск были записаны две песни Александра Вертинского. Тираж не был аннулирован, но она добилась того, что диски не продавались в Москве и Санкт-Петербурге.

В начале 2009 года в Москве актриса выступила в качестве издателя мемуаров А. Вертинского. В 2012 году приняла участие в записи альбома «Русское солнце» рок-музыканта Александра Ф. Скляра, прочитав для него два стихотворения своего отца.

Анастасия Вертинская

Рост Анастасии Вертинской: 172 сантиметра.

Личная жизнь Анастасии Вертинской:

Будучи студенткой театрального училища, Анастасия Вертинская познакомилась с 20-летним актёром Никитой Михалковым и в 1966 году вышла за него замуж.

«Я была очень влюблена… Меньше всего мы задумывались о том, где нам жить, как зарабатывать деньги, да и жизнь тогда была дешёвой», — вспоминала актриса. Вначале молодожёны жили у Андрея Михалкова-Кончаловского, потом у Михалковых на даче. «У меня не было чувства, что я вышла замуж за артиста. Это был просто мой любимый Никитон. Весёлый, обаятельный, добрейший. Никита всегда был лидером, он очень талантливый… Мы жили и дышали друг другом», — говорила она.

Свадьбу молодые сыграли, когда у них уже был полугодовалый Степан. Через три года после рождения сына супруги расстались. Позже Вертинская объясняла разрыв «жаждой самоутверждения» с обеих сторон. «Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шёл своим путём. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей», — говорила она.

Развод, по словам Вертинской, явился для неё «ужасной трагедией». «Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре — не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой», — делилась она.

С годами их отношения улучшились. «Никита всегда находится в моём близком круге, в церкви я молюсь за него, за его семью, чтобы они были здоровы», — рассказывала актриса.

Анастасия Вертинская и Никита Михалков

Анастасия Вертинская и Никита Михалков

Анастасия Вертинская и Никита Михалков 2

Второй муж — певец Александр Градский. Они поженились в 1976 году, расстались в 1978-м, развелись — в 1980-м.

Сама Анастасия Вертинская говорила, что союз с Александром Градским браком не считает вообще. «Он (союз) продлился крайне недолго и не принёс мне ни особых разочарований, ни особого обольщения. Я скорее склонна считать браком союз с человеком, с которым у меня был около двадцати лет роман», — говорила она.

Под человеком, с которым у нее почти двадцать лет был роман, она имела в виду актера и режиссера Олега Ефремова: «Самым «долговечным» человеком в моей жизни был Олег Николаевич Ефремов», — отмечала актриса.

По словам Вертинской, именно Олег Ефремов с его огромным жизненным опытом дал ей «жизнь как актрисе». «Я его обожала. Ему не было нужно, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось, где поесть», — рассказывала она. По словам Вертинской, Ефремов делал ей предложение, но «в тот период, когда я хотела за него выйти, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила».

Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

Анастасия Вертинская и Олег Ефремов

Актрисе приписывали множество разных романов и даже несуществующих мужей. «Например, Википедия приписала мне четырёх мужей. Если бы я знала, что интернет будет так интересоваться количеством моих мужей, я бы ещё несколько раз вышла замуж, чтобы удовлетворить этот интерес. У меня не было четырёх мужей. Но им хочется, чтобы они у меня были», — говорила она.

Известно о ее отношениях с Борисом Эйфманом и Павлом Слободкиным.

У нее есть трое внуков: Александра Михалкова (род. 1992), Василий (род. 1999) и Пётр (род. 2002). Они зовут её «Нана» и никогда — «бабушка».

Анастасия Вертинская увлекается кулинарией — сибирской, грузинской и китайской кухней. В последние годы она курирует поваров в московских ресторанах Степана Михалкова. Сын предложил ей «разработать именное меню», позволив таким образом реализоваться на новом поприще.

Анастасия Вертинская и Никита Михалков с сыном Степаном

Анастасия Вертинская и Никита Михалков с сыном Степаном

Фильмография Анастасии Вертинской:

1961 — Алые паруса — Ассоль
1961 — Человек-амфибия — Гуттиэре
1964 — Гамлет — Офелия
1967 — Анна Каренина — Кити Щербацкая
1968 — Война и мир — Лиза Болконская
1969 — Влюблённые — Таня
1969 — Не горюй! — Мэри Цинцадзе
1970 — Обыкновенная история — Тафаева
1970 — Случай с Полыниным — Галина Петровна Прокофьева
1971 — Преждевременный человек — Ольга Борисовна
1971 — Тень — принцесса Луиза
1972 — Человек на своём месте — Клара Семёновна Вересова
1974 — Домби и сын — Эдит Грейнджер
1975 — Дома вдовца — Бланш
1978 — Безымянная звезда — Мона
1978 — Двенадцатая ночь — Оливия
1980 — Овод — Джемма
1982 — Кража — Маргарет Старкуэтер
1987 — Дни и годы Николая Батыгина — Лиза Пальцева
1988 — Буря — Просперо / Ариэль
1988 — Житие Дон Кихота и Санчо — герцогиня
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Моргана
1989 — В городе Сочи тёмные ночи — Дуня Фомкина
1989 — Тартюф — Эльмира
1991 — Жажда страсти — Она
1994 — Мастер и Маргарита — Маргарита
1997 — Шизофрения — эпизод
2000 — Бременские музыканты & Co — Атаманша
2002 — Казус — Белли

Озвучивание Анастасии Вертинской:

1979 — Д’Артаньян и три мушкетёра — Констанция Бонасье
1983 — Волчище — серый хвостище (мультфильм) — Лисичка-сестричка
1984 — Медведь — липовая нога (мультфильм) — Лиса Патрикеевна
1988 — Влюбчивая ворона (мультфильм) — Лиса

Оцените статью
Добавить комментарий