Алла Евгеньевна Осипенко. Родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде. Советская и российская артистка балета, актриса, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1957). Народная артистка РСФСР (1960).
Алла Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде.
По матери является потомком знаменитого художника Владимира Лукича Боровиковского.
Дед — Александр Александрович Боровиковский, известный в Петербурге фотограф.
Прадед — Александр Львович Боровиковский, сенатор и тайный советник, был поэтом, печатался в «Отечественных записках».
Дядя — пианист Владимир Софроницкий.
Отца Аллы в 1937 году репрессировали. Ее мать с ним развелась. Позже, когда Алла получала паспорт, мама просила ее, чтобы она сменила фамилию Осипенко на другую. Но Алле это показалось предательством по отношению к отцу, и она сказала категорическое «нет!».
По словам Аллы Осипенко, балериной хотела стать ее мать. Сама она также от рождения любила танцевать, но имела кривые ноги. Осипенко вспоминала: «Когда в доме собирались родственники и друзья, мама садилась за рояль, а я танцевала. Гости перешептывались: «Ах, какая очаровательная Ляляша, жаль, конечно, но балериной ей не быть!» К трем годам ноги у меня выпрямились. Но это еще ничего не значило».
В первом классе она увидела объявление, что в школе организуется хореографический кружок, стала его посещать. А в конце учебного года учитель хореографии посоветовал бабушке отдать ее в хореографическое училище.
21 июня 1941 года, накануне начала войны, была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. В эвакуацию они сначала уехали в Кострому, потом их перевезли под Молотов (ныне Пермь). Балету училась в церкви. В сильные морозы приходилось заниматься в пальто.
Весной 1944 года, после снятия блокады, вместе с училищем вернулась в Ленинград.
В 4-5 классах была ученицей Л.М. Тюнтиной. В 1948 году Л. Якобсон поставил с её участием «Méditation» («Размышление») П.И. Чайковского, хореографическую миниатюру, снискавшую шумный успех за пределамии ЛХУ.
В 1950 году закончила училище, ее педагогом была великая Агриппина Яковлевна Ваганова. Работы в Ленинградском хореографическом училище: Трио — «Музыкальный момент», на муз. Ф.Шуберта (постановка В.Чабукиани); Дуэт — «Размышление» П. И. Чайковского (партнёр Р. Клявин) в пост. Л.Якобсона.
Алла Осипенко в молодости
После окончания училища сразу была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. С 1954 по 1971 — прима-балерина театра. В 1971 году покинула Кировский театр. Она вспоминала: «Моя карьера в Кировском театре сложилась не так, как бы мне хотелось. Да, была точка отсчета — «Каменный цветок». Да, наутро мы проснулись знаменитыми! Но в дальнейшем я ведь из классического репертуара ничего станцевать не смогла, не смогла дотянуться до того уровня, который был в «Каменном…» А там, честно говоря, не было какого-то особого исполнения. Там фигура хорошо легла на образ. И потом. Я была, вероятно, первая балерина в Советском Союзе, которую выпустили на сцену обтянутой в трико. Без пачек. Еще и поэтому роль как-то особенно прозвучала».
Работы Аллы Осипенко в Кировском театре:
Маша — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, — пост. В. Вайнонена;
Большие лебеди — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Л. Иванова-М. Петипа, редакция К. Сергеева;
Два лебедя — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева;
Фея Сирени — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, — пост. М. Петипа, возобн. В. Пономарёва;
Мария — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, — пост. Р. Захарова;
Подруга Раймонды — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева;
Царица бала — «Медный всадник» Р. Глиэра, — пост. Р. Захарова;
Pas de trois — III акт балета «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа;
Монна — «Жизель» А. Адана, — пост. Коралли-Перро-Петипа;
Трио нимф — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, — пост. Л. Лавровского;
Гамзатти — «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа;
Уличная танцовщица — «Дон Кихот» Л. Минкуса, — пост. Петипа-Горского;
Фея Сирени — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева;
Никия — «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа;
Одетта / Одиллия — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Иванова-Петипа, ред. К. Сергеева;
Фея Лета — «Золушка» С.Прокофьева, — пост. К. Сергеева;
Раймонда — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева;
Grand pas — «Лауренсия» А. Крейна, — пост. В. Чабукиани;
Панночка — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, — пост. Б. Фенстера;
Вакханка — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, — пост. Л. Лавровского;
Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» С. Прокофьева, пост. Ю. Григоровича;
2 партии — в хореогр. миниатюрах «Поцелуй» («Триптих на темы Родена»), на муз. К.Дебюсси (партнёр Вc. Ухов) и «Прометей», на муз. В. Цытовича (партнёр Аскольд Макаров), — «Хореографические миниатюры», — пост. Л. Якобсона;
Его Любимая — «Берег надежды» А. Петрова, — пост. И. Бельского;
Фригия — «Спартак» А. Хачатуряна, — пост. Л. Якобсона;
Дездемона — «Отелло» А. Мачавариани, — пост. В. Чабукиани;
Сари — «Тропою грома» К. Караева, — пост. К. Сергеева;
Мехмэнэ-Бану — «Легенда о любви» А. Меликова, — Ю. Григоровича;
Мазурка. Прелюд. Седьмой вальс — «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, — пост. М. Фокина;
Нина — «Маскарад» Л. Лапутина, — пост. Б. Фенстера;
6-й вальс — в хореогр. цикле «Новеллы любви» («Вальсы Равеля»), — пост. Л. Якобсона (партнёр И. Уксусников);
Девушка («Жемчужина») — «Жемчужина» Н. Симонян, — пост. К. Боярского;
Смерть — «Человек» В. Салманова, — пост. В. Катаева;
Злюка — «Золушка» С. Прокофьева, — пост. К. Сергеева;
Красавица — «Блудный сын» С.Прокофьева, — пост. М.Мурдмаа — Бенефис М.Барышникова, Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова.
В 1956 году первой из советских балерин получила премию имени Анны Павловой, утвержденную за четверть века до того. После нее эту премию олучили Галина Уланова и Майя Плисецкая.
Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (8.03.1960).
В 1966-1970 годах преподавала классический танец в ЛХУ имени Вагановой.
С 1971 по 1973 — солистка балетной труппы «Хореографические Миниатюры» под руководством Л. Якобсона. Танцевала в балетах: «Полёт Тальони», на муз. В.-А.Моцарта; «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга; «Жар-птица», на муз. И. Стравинского; «Лебедь» на муз. К. Сен-Санса; «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха; «Блестящий дивертисмент» М.Глинки.
С 1973 года работала в «Ленконцерте», среди ее работ: Дуэт Джульетты и Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, — пост. М.Мурдмаа; Pas de deux, на муз. А. Адана, — пост. Дж. Марковского; Pas de deux — «Талисман» Р. Дриго, — пост. М. Петипа; Клеопатра — одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э.Лазарева, — пост. И. Чернышёва.
Выступала в спектаклях Ленинградского малого театра оперы и балета, среди ее работ: Ночная красавица — «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин») Б.Бартока, — пост. М. Мурдмаа; Песня — «Прерванная песня», на муз. И. Калныньша, — пост. Б. Эйфмана; Партия — «Двухголосие», на муз. из репертуара «Пинк Флойд», пост. Б. Эйфмана; Жар-птица — «Жар-птица» И.Стравинского, — пост. Б. Эйфмана; Настасья Филипповна — «Идиот», на муз. П. И. Чайковского, — пост. Б. Эйфмана; Партия — в композиции «Автографы», на муз. Л.Бетховена (партнёр Марис Лиепа), — пост. Б. Эйфмана.
С 1977 по 1982 — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Б. Эйфмана.
Танцевала ведущие партии классического и современного репертуара в постановках советских балетмейстеров.
Балерина много раз могла остаться на Западе, но родину так и не покинула. Она рассказывала: «Первое предложение остаться я получила еще в 56-м, когда ездила с Театром Станиславского в Париж. В 58 году мне в Югославии предлагали остаться: «Вы не исключительно классическая танцовщица, вы должны и модерн танцевать. Мы вам дадим немножко денег, немножко апартаментов…». Впрочем, году в 76-м мы с мужем (и партнером) Джоном Марковским чуть было не ухали. Я поддалась на его уговоры. Может быть, он был прав, когда говорил: «Это и для Вани будет лучше. Сына надо увезти от этой жизни!» Пришло приглашение, но нам его не отдали, сказали: не приходило! Но то, что приглашение было, я знаю точно. Брат эмигрировавшего актера Лёскина говорил мне: «У меня в письме написано, что приглашения вам и мне посланы одновременно. Я его получил, а вы?..» Мы так и не уехали. Слава Богу!».
С конца 1980-х преподавала в ведущих балетных труппах Италии, Франции, США, Канады и России.
Активно снималась в кино. Создала ряд ярких образов в фильмах Александра Сокурова. В 2000-е исполнила несколько ролей в телесериалах.
Алла Осипенко сейчас
Алла Осипенко много работала на Западе, но всегда возвращалась в Россию. «Мои бабушки не говорили: Родина, они говорили: Россия. Они говорили: «Мы пережили пять царей: Александра Второго, Александра Третьего, Николая Второго, Ленина и Сталина!» Понятие «вождь-учитель» для них было как закрытая книга. Они пережили пять царей! Так что я воспитана в любви к России, и воспитана очень серьезно. Ностальгия, как и любовь к России, родилась вместе со мной. Поэтому там меня ничто не радует», — отмечала она.
Алла Осипенко является президентом Международного благотворительного фонда содействия развитию танцевального искусства «Терпсихора».
Алла Осипенко
Личная жизнь Аллы Осипенко:
Трижды была замужем.
Первый муж — Анатолий Нисневич (1937-2012), артист балета, педагог.
Анатолий Нисневич — первый муж Аллы Осипенко
Второй муж — Геннадий Воропаев (1931-2001), советский и российский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР.
В браке родился сын Иван (1963-1997), который окончил театральный вуз, но потом занимался бизнесом. Сын скоропостижно скончался от внутреннего кровотечения.
Внук — Данила Воропаев, актер.
Алла Осипенко и Геннадий Воропаев
Третий муж — Джон Иванович (Янович) Марковский (род. 23 февраля 1944), советский артист балета, балетмейстер. Брак распался.
Творческий союз балерины с Джоном Марковским называли «дуэтом века». Сама Алла Осипенко говорила: «Выдающихся танцовщиц и танцовщиков очень много, а дуэты можно сосчитать по пальцам: Люком-Шавров, Уланова-Сергеев, Дудинская-Чабукиани, Максимова-Васильев, и, как говорят, мы с Марковским. Когда мне было 14-15 лет, Якобсон на меня с Клявиным поставил дуэт „Размышление“. Мы имели огромный успех! Потом я продолжала танцевать этот номер с другими партнёрами, но никогда больше не удалось достичь такого партнёрского слияния, какое было с Клявиным. И я задумалась, как найти постоянного партнёра, близкого по духовной, по творческой отдаче. Мне повезло, что я встретила Джона Марковского. Сейчас считается, что надо танцевать с разными партнёрами. Но мне кажется, в этом случае многое теряется в работе над образом. Мы общались с Джоном с утра до ночи, без конца говорили, репетировали — дома, на отдыхе, наши тела абсолютно друг друга ощущали. Это великое счастье. Мне очень жаль, что это ушло».
Алла Осипенко и Джон Марковский
Фильмография Аллы Осипенко:
1960 — Хореографические миниатюры (фильм-спектакль)
1964 — Секрет успеха (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1969 — Сказ о холопе Никишке (короткометражный) — Птица-мечта
1982 — Голос — соседка Юли по больничной палате
1983-1986 — Скорбное бесчувствие — Ариадна
1985 — Зимняя вишня — Софья Николаевна, бывшая свекровь Ольги
1986 — Фуэте — подруга
1986 — Ампир (короткометражный) — Больная героиня
1988 — Филиал — Виктория Львовна, соседка
1989 — Отче наш — балерина
1989 — Имя твоё — Ксения
1993 — Второе дыхание (документальный)
1995 — Зимняя вишня (сериал) — Софья Николаевна, мать бывшего мужа Ольги
1997 — Исповедь балерины (документальный)
2002 — Сеньоры и грандсеньоры (короткометражный)
2003 — Русский ковчег (Russian Ark) — балерина
2007 — Луна в зените — ведущая концерта
2010 — Точка невозврата: Нуреев, Барышников, Годунов (документальный)
2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)
2011 — Возмездие — старая цыганка
2012 — Исповедь фаталистки. Алла Осипенко (документальный)
2013 — Дар — ведьма