Алла Дмитриевна Ларионова. Родилась 19 февраля 1931 года в Москве — умерла 25 апреля 2000 года в Москве. Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1990).
Алла Ларионова родилась 19 февраля 1931 года в Москве.
Отец — работник райпищеторга.
Мать — завхоз в детском саду.
Известно, что Алла Ларионова появилась на свет на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Свое имя получила в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой, в то время очень популярной.
Во время войны ее отец ушел в ополчение, а она с мамой эвакуировались в татарский городок Мензелинск, в котором Алла часто выступала перед ранеными в местном госпитале — читала стихи. Позже она узнала, что лежал в мензелинском госпитале и Зиновий Гердт, с которым через много лет они встретились на съемках картины «Фокусник».
Первый опыт работы в кино получила, когда училась в школе — снималась в массовках. Ее отношения с кинематографом начались в 1947 году, когда восьмикласснице Алле Ларионовой прямо на улице ассистент режиссёра по актёрам предложил: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». И она тут же ответила: «Да!».
Алла была уже тогда достаточно высокой, курносой, с косичками и веснушками. Ларионову поставили на учёт в актёрский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Первое появление в кадре — фильм А. Довженко «Мичурин».
Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учёбу Алла совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки.
После окончания школы поступила в ГИТИС, затем, в 1948 году, во ВГИК, где курс набирал Сергей Герасимов. Как позднее узнает Ларионова, она Герасимову категорически не понравилась. «У неё нос большой и губы. Она некрасивая и нефотогеничная», – сказал он своей жене Тамаре Макаровой. Но Макарова, которой девушка приглянулась, уговаривала: «Серёженька, присмотрись к ней повнимательней, она славненькая – какие глазки, какие волосики!». И в итоге убедила Герасимова взять Ларионову на свой курс.
Широкая известность пришла к ней в 1953 году, когда на советские экраны вышел фильм-сказка Александра Птушко «Садко». В картине Алла Ларионова исполнила роль Любавы, жены Садко.
Фильм получил признание на кинофестивале в Венеции. Успех Ларионовой в Венеции был фантастическим. Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и исключительно в превосходной степени: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», а еще: «Солнце Венеции в волосах у Аллы». Ее партнёр по фильму актер Сергей Столяров за исполнение роли Садко был причислен к лучшим актёрам мира за полувековую историю кино. А на молодую актрису посыпались предложения от иностранных режиссёров, в том числе и от Чарли Чаплина. Она стала первой советской киноактрисой, которую позвали в Голливуд.
Алла Ларионова в фильме «Садко»
Настоящую славу и всеобщее признание в СССР принесла актрисе главная роль в знаменитом фильме режиссёра Исидора Анненского «Анна на шее» — одном из лидеров кинопроката середины 1950-х годов. На съёмках она познакомилась с Александром Вертинским (сыграл роль князя).
В советское время толпы людей осаждали кинотеатры, стояли в очередях за билетами, чтобы увидеть эту картину. «Анна на шее» стала звездным часом Ларионовой. А в целом роль чеховской Анны на всю жизнь стала её визитной карточкой.
Алла Ларионова в фильме «Анна на шее»
Каждая роль Аллы Ларионовой становилась событием в кино.
Далее был успех шекспировской «Двенадцатой ночи», в которой Алла сыграла графиню Оливию. Однако с этой работой были связаны и крайне неприятные моменты в жизни актрисы — ей приписали моральное разложение из-за связей с тогдашним министром культуры Александровым. Кто-то написал анонимку в ЦК.
Актриса вспоминала: «Как—то министр был в нашей студии на «Ленфильме». Увидел меня и застыл как вкопанный и простоял так все время, пока я пробовалась на роль Оливии в «Двенадцатой ночи».
А затем на киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки запрещалось. Ее надолго отлучили от кино, ничего не объясняя. «Это страшно угнетало. Я попыталась что—то выяснить, и мне такого наговорили про мои отношения с Александровым, что у меня волосы дыбом встали», — рассказывала Ларионова.
После замены министра она написала письмо его сменщику Михайлову и попросила разобраться с порочащими ее имя сплетнями. «С трудом я заставила себя это письмо написать. Потом, собравшись с духом, позвонила в приемную. Ответил мужской голос, наверное, помощника. Я представилась и сказала: «Мне необходимо встретиться с министром!..» Говорила с таким напором, что голос в трубке, какое—то время помолчав, попросил перезвонить через несколько дней. В следующий раз сказали, что министр принять не сможет, но в министерстве меня выслушают. Я приехала. Меня встретили добрые молодцы с такой ухмылочкой на лице, что я разрыдалась. Оставила им письмо и убежала. Звоню неделю спустя и слышу радостное: «Алла Дмитриевна! Как хорошо, что вы позвонили! Мы постараемся все исправить…» Через несколько дней в газете статья о предстоящей поездке во Францию большой делегации советских кинематографистов. И — глазам не верю, среди прочих имен — мое…», — рассказывала Алла Дмитриевна. Новый министр написал ответ актрисе, в котором сообщал, что все выяснил и «уже отдал все соответствующие распоряжения».
Заметными стали образы красавицы-скотницы Оксаны в «Полесской легенде», Раисы в «Ведьме», Анны Одинцовой в ленте «Отцы и дети».
Алла Ларионова в фильме «Отцы и дети»
Когда в Советском Союзе впервые прошла Неделя французского кино, она познакомилась с известным французским актером Жераром Филиппом, который ею восхищался. Ходили даже слухи об их романе. Но сама актриса это отрицала: «Ох уж эти слухи! Да, мы симпатизировали друг другу. Он спросил, как меня зовут, потом с трудом произнес по—русски: «Алла Ларионова» и, указывая на себя пальцем, сказал: «А я — Жерар Филипп». Однажды я назвала его «Жерарчик», а он в ответ: «Алчик». На прощальном приеме он написал на ресторанном меню такие строки: «Со мной сидит блондинка в платье голубом, и я в нее влюблен».
Алла Ларионова много раз была в Южной Америке. Как—то в Бразилии свое восхищение ей высказала Анна Маньяни. Как вспоминала Ларионова, она тогда сидела вместе с Сергеем Бондарчуком в кинозале: «Я знаю, вы русские. Мне интересны ваши фильмы. А это твой жених? — И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна Маньяни — королева итальянского кино».
С середины 1960-х карьера актрисы пошла на спад. Однажды Георгий Юматов в состоянии алкогольного опьянения решил отвезти домой Аллу Ларионову и неудачно затормозил, она ударилась головой и рассекла себе губу. После этого артистка практически перестала сниматься в кино, так как шрам был слишком заметен.
В 1970-е годы её популярность снизилась. В последние годы жизни практически не снималась, хотя и была удостоена в 60-летнем возрасте звания Народной артистки.
В советское время участвовала в практиковавшихся на больших стадионах празднествах под названием «Товарищ кино». Вместе с актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской объездила всю страну со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» (играла роль, которую ранее исполняла Людмила Целиковская).
В 1990-е также много ездила по России на кинофестивали.
Алла Ларионова в фильме «Запретная зона»
Последним фильмом Аллы Ларионовой стала курсовая работа одного из студентов ВГИКа (который когда-то заканчивала и она сама) — «Тихий ангел прилетел…».
В свои последние годы играла в антрепризах. А в последний год жизни Гильдия актёров кино России удостоила её призом «За выдающийся вклад в профессию».
После приезда в Москву с гастролей из Белгорода вечером 25 апреля 2000 года, она легла спать и больше не проснулась. Актриса умерла в Страстную неделю, перед Пасхой. Причиной смерти стал от обширный инфаркт.
Похоронена 28 апреля на Троекуровском кладбище Москвы, рядом с могилой мужа Николая Рыбникова.
Алла Ларионова (документальный фильм)
Личная жизнь Аллы Ларионовой:
У Ларионовой был роман с актёром Иваном Переверзевым, который начался во время съемок в картине «Полесская легенда». Некоторое время они проживали в гражданском браке, но затем у Переверзева начались отношения с другой женщиной и она, будучи беременной, ушла от него. У актрисы от Переверзева родилась дочь Алена.
Иван Переверзев — отец первой дочери Аллы Ларионовой
Беременной Ларионовой сделал предложение известный актер Николай Рыбников. Они познакомились еще в театральном институте, Рыбников часто бывал дома у Ларионовых, был знаком с ее родителями, но на Аллу смотрел почти равнодушно — он был в то время увлечен другой девушкой.
«Я плакала по ночам в подушку, а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся», — рассказывала Алла Дмитриевна. Рыбников даже хотел совершить самоубийство из-за того, что Алла долго не отвечала ему взаимностью.
Они поженились 2 января 1957 года и вскоре у нее появилась дочь от Переверзева. Алену Рыбников удочерил и относился к ней как к родной.
В 1961 году от Рыбникова она родила дочь Арину (умерла в 2004).
Вместе они прожили 33 года.
Алла Ларионова и Николай Рыбников
Фильмография Аллы Ларионовой:
1952 — Садко — Любава, жена Садко
1953 — Вихри враждебные — Вера Иволгина
1953 — Команда с нашей улицы — пионервожатая Оля
1954 — Анна на шее — Анна
1955 — Двенадцатая ночь — Оливия
1955 — Судьба барабанщика — Валентина
1956 — Главный проспект — Вера
1956 — Дорога правды — Женя
1957 — Полесская легенда — Оксана, красавица-скотница
1958 — Ведьма — Раиса
1958 — Отцы и дети — Одинцова Анна Сергеевна
1959 — Млечный путь — Лиза
1960 — Трижды воскресший — Светлана Сергеевна
1961 — Две жизни — Нина
1964 — Ко мне, Мухтар! — Колесова
1964 — Три сестры — Наталья
1965 — Третья молодость — Любовь Леонидовна
1966 — Дядюшкин сон — Наталья Дмитриевна Паскудина
1966 — Дикий мёд — Варвара Княжич, военный корреспондент
1966 — Длинный день Кольки Павлюкова — Любава, продавщица, жена Дмитрия
1967 — Фокусник — Елена Ивановна
1969 — Старый знакомый — модельер
1971 — Седьмое небо — Оксана Георгиевна
1971 — Молодые — Екатерина Петровна
1975 — Семья Ивановых — Валентина Николаевна Чистохвалова, мать Алексея
1977 — Есть идея! — императрица Екатерина ІІ
1980 — Атланты и кариатиды — Дарья Макаровна Карнач
1988 — Запретная зона — Неклесова
1993 — Троцкий — Каридад Меркадер