Алексей Мирошниченко

Алексей Мирошниченко

Алексей Григорьевич Мирошниченко. Родился 16 августа 1974 года в Донецке. Российский артист балета, хореограф, педагог. Главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (2009-2020). Заслуженный артист Российской Федерации (2018).

Алексей Мирошниченко родился 16 августа 1974 года в Донецке.

Позже его семья переехала в Санкт-Петербург, где он и вырос.

С ранних лет занимался балетом. В 1992 году окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой как артист балета, учился у профессора Валентина Оношко. Затем стал танцовщиком в Мариинском театре. Выступал преимущественно в деми-характерном амплуа.

С 1997 года стал работать как хореограф. Начинал с того, что для студентов Академии Русского балета он поставил номер на музыку «Детского альбома» Петра Чайковского, а в Мариинском театре — балет «Свадебка» Игоря Стравинского.

В 2002 году окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой как балетмейстер, учился в классе профессоров Игоря Бельского (скончался в период обучения Мирошниченко) и Георгия Алексидзе.

В 2003-2008 преподавал на кафедре балетмейстерского образования в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Завершив карьеру танцовщика, продолжил работать в Мариинском театре как балетмейстер. Поставил танцы в операх «Парсифаль» Рихарда Вагнера, «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева, «Сомнамбула» Винченцо Беллини. Был ассистентом режиссера и хореографа на постановках «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, «Служанка-госпожа» Джованни Баттиста Перголези.

Для солистов балетной труппы Мариинского театра сочинил такие миниатюры, как «Отшельники» на музыку Карла Орфа, «Адажио» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Павана» на музыку Габриеля Форе, «Фугата» на музыку Астора Пьяццоллы, Helios-Fighter на микс из произведений экспериментальной немецкой группы Einstürzende Neubauten и французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси, Nanou на музыку ирландского композитора и диджея Aphex Twin, а также «Получи, что ты дал» на музыку английского электронного дуэта Plaid.

хореограф Алексей Мирошниченко

С 2004 года Алексей Мирошниченко стал репетитором балетов неоклассика Уильяма Форсайта в Мариинском театре. В том же году принял участие в «Мастерской новой хореографии», организованной Большим театром по инициативе тогдашнего руководителя его балетной труппы Алексея Ратманского. В рамках «Мастерской» Мирошниченко осуществил постановку «Венгерских танцев» на музыку одноименного инструментального цикла Иоганнеса Брамса.

В 2005 году по приглашению New York Choreographic Institute Мирошниченко работал со студентами The School of American Ballet и труппой New York City Ballet. В 2009 году по заказу NYCB поставил балет «Дама с собачкой» Родиона Щедрина.

Сотрудничал с российскими драматическими и оперными театрами. В 2002 году в Новосибирском академическом театре оперы и балета создал вечер одноактных балетов, в программе которого были: «Дороги любви» (на музыку из произведений Курта Вайля, Жозефа Косма и Франсиса Пуленка) и «Симфония для матричных принтеров» (на музыкальный микс из композиций User и сочинений Вольфганга Амадея Моцарта).

В 2007 году поставил балет «Ринг» на музыку российского хип-хоп проекта 2H Company, премьера состоялась в Мариинском театре.

В 2008-м сочинил танцы в спектакле режиссера Валерия Фокина «Женитьба» по одноименной пьесе Николая Гоголя в Александринском театре (Санкт-Петербург).

Главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского

С 2009 по 2020 годы состоял во главе балетной труппы Пермского театра оперы и балета. Художественная деятельность Алексея Мирошниченко в Перми была отмечена различными наградами, в частности, он стал лауреатом премии «Золотая Маска» как балетмейстер-хореограф (в 2018 году за спектакль «Золушка»), получал местные премии. Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса и Мирошниченко выдвинулся в число ведущих музыкальных театров России.

В 2016 году журнал о балете и танце Dance Europe назвал Пермский балет и балет Мариинского театра лучшими танцевальными компаниями года, а Алексея Мирошниченко — лучшим руководителем года.

Алексей Мирошниченко — хореограф неоклассического направления. С 2009 года ставил в основном для Пермского балета. В репертуаре театра идут такие его балеты, как: «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, «Вариации на тему рококо» на музыку Петра Чайковского, «Шут» Сергея Прокофьева, «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адольфа Адана, «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича, новая редакция «Лебединого озера» Петра Чайковского, «Золушка» Сергея Прокофьева, «Жар-птица» Игоря Стравинского. В 2012 году первым в России осуществил постановку балета Уильяма Форсайта The Second Detail («Вторая деталь»).

Мирошниченко в Перми много работал с балетами дягилевского репертуара. «Поскольку я оказался в городе, с которым была связана жизнь Дягилева в детские и юношеские годы, то почему бы не развивать эту тему?», — говорил он.

Укреплял Алексей Мирошничеко и классическую составляющую пермского балета, которой славится этот театр. Вместе с пермским училищем он поставил для театра на основе классической лексики оригинальный балет на мало сегодня известную музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», заглавными героями которого впервые стали герои из балета Чайковского «Спящая красавица». Кроме того, придумал хореограф и новую концепцию для двух самых популярных балетов Чайковского: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

Перенес Алексей Мирошниченко из Мариинского театра и никогда в Перми целиком не шедший балет «Баядерка» в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани. Причем, для этой классической редакции он со своими постоянными соавторами, художником-постановщиком Альоной Пикаловой и художником по костюмам Татьяной Ногиновой, придумал нечто необычное: чтобы визуально увеличить пространство крохотной пермской сцены и в полной мере воссоздать на сцене мир Древнего Востока.

Важную роль видел руководитель балетной труппы и в укреплении репертуара за счет переноса на пермскую сцену признанных образцов западной классики: балетов Аштона, Макмиллана, Форсайта и других знаменитых хореографов.

Сочинил хореографию на музыку нескольких произведений российского композитора Леонида Десятникова: «В сторону Лебедя» (номер был впервые исполнен артистами The New York City Ballet, а затем его танцевали солисты Мариинского театра Александр Сергеев и Олеся Новикова), «Как старый шарманщик…», «Ноктюрн».

«Спектакль – это не только танец, это и музыка, и темпы, и свет, и декорации. И для того, чтобы сложилось полное впечатление, все технические моменты должны быть на высоте: технические перемены, ансамбль, наполнение, общий посыл, энергия и так далее», — говорил Алексей Мирошниченко.

балетмейстер Алексей Мирошниченко

Алексей Мирошниченко — автор танцев в фильмах «Музыка, ушедшая из России» (2002) режиссера Петра Троицкого, «Нулевой километр» (2007) режиссера Павла Санаева.

В 2017 году в фильме «Матильда» режиссера Алексея Учителя он поставил все танцевальные сцены (зрители увидели фрагменты балета «Голубая птица и принцесса Флорина», который Мирошниченко поставил для студентов Пермского хореографического училища, они и танцуют в массовых сценах). Также Алексей Мирошниченко сыграл роль балетмейстера императорских театров, а пермская балерина Дарья Тихонова стала дублершей актрисы, играющей роль Матильды Кшесинской.

В 2020 году он стал членом жюри в шоу «Большой балет» (4 сезон) на телеканале «Россия К». Цель шоу — открыть широкому зрителю молодых звезд балета, дать возможность молодым артистам проявить себя, продемонстрировав не только безупречную технику, но и драматический талант, представить богатое наследие классического балета и лучшие образцы современной хореографии. Члены жюри не только указывают на недочеты в работе участников, но и стараются помогать советами, проводят мастер-классы, делятся своим богатым опытом и помогают найти нужный подход в подготовке каждого образа.

Личная жизнь Алексея Мирошниченко:

Не женат.

Балетные постановки Алексея Мирошниченко:

1997 — «Детский альбом» на музыку Петра Чайковского;
1997 — «Свадебка» Игоря Стравинского;
2004 — «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса;
2006 — «В сторону Лебедя» на музыку Леонида Десятникова;
2007 — «Как старый шарманщик…» на музыку Леонида Десятникова;
2007 — «Ринг» на музыку 2H Company;
2009 — «Дама с собачкой» Родиона Щедрина;
2010 — «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова;
2010 — «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля;
2011 — «Вариации на тему рококо» на музыку Петра Чайковского;
2011 — «Шут» Сергея Прокофьева;
2014 — «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адана;
2014 — «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля;
2014 — «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса;
2015 — «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича;
2015 — новая редакция «Лебединого озера» Петра Чайковского;
2016 — «Золушка» Сергея Прокофьева;
2017 — «Жар-птица» Игоря Стравинского;
2017 — «Щелкунчик» Петра Чайковского;
2018 — «Баядерка» Людвига Минкуса;
2019 — «Шахерезада» Николая Римского-Корсакова

Фильмография Алексея Мирошниченко:

2017 — Матильда — балетмейстер императорских театров

Работы Алексея Мирошниченко в кино как хореографа:

2002 — Музыка, ушедшая из России;
2007 — Нулевой километр;
2017 — Матильда

Награды и звания Алексея Мирошниченко:

— Заслуженный артист Российской Федерации (2018);
— премия Открытого российского конкурса «Арабеск» (2010) за номер «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова;
— премия им. Ф. Лопухова Международного конкурса артистов балета Vaganova-Prix (1998) за номер «Отшельники» Карла Орфа;
— премия им. С. П. Дягилева администрации города Перми (2011) за постановку балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля;
— премия XII Пермского краевого театрального фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса» (2013) за художественную стратегию в руководстве пермской балетной труппой;
— премия Пермского края в сфере культуры и искусства (2014) за премьеру на пермской сцене балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в хореографии Кеннета Макмиллана (выступил художественным руководителем проекта);
— премия «Душа танца» журнала «Балет» (2014) в номинации «Маг танца»;
— премия «Золотая маска» в номинации «работа балетмейстера-хореографа» (2018) за спектакль «Золушка».

Оцените статью
Добавить комментарий