Алексей Октябринович Балабанов. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) — умер 18 мая 2013 года в Сестрорецке (Санкт-Петербург). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Постановщик фильмов «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Груз 200».
Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
В 1976 году окончил среднюю школу в Свердловске.
В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.
В 1981-1983 годах служил офицером в Советской Армии — в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске, летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.
Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.
В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.
В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.
Алексей Балабанов в молодости
С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.
Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.
Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма — человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, — немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова. Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал «балабановский дух». Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: «Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались».
Широкую известность ему принёс фильм «Брат», вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.
Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: «Денег не было снимать интеллектуальные фильмы… В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел «Антикиллер» Корецкого и решил снять фильм про бандитов — модно было».
Данила Багров — улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает «в чем правда», и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: «Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова — к тому времени я уже видел «Кавказского пленника», где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве».
В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».
Алексей Балабанов и Сергей Бодров младший
В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики — фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи — картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.
В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой — фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл Сергей Маковецкий.
Балабанов говорил: «Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой». «У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится», — отмечал Алексей Балабанов.
В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки», в которой главные роли сыграли Алексей Панин и Дмитрий Дюжев. Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха «стрелок», малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов. Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу — главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы — выстрел в голову.
Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным
В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200», в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения.
Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: «Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».
В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и «режиссера, члена европейской академии».
Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и «чернуху». Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю».
Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 — «Взгляд с экрана», 1992 — «Чистый бес», 1997 — «Во время дождя» (саундтрек к фильму «Брат»). В 1989-м — клип группы «Настя» («Стратосфера»). В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» — «Полковнику никто не пишет» (саундтрек к фильму «Брат 2»).
Смерть Алексея Балабанова
Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга) от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных — упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать.
Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.
Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра Майка Тайсона, но этот проект он не успел завершить.
В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Виссарионовича Сталина. Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности.
Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер», но не успел закончить его сценарий. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине.
Алексей Балабанов
Личная жизнь Алексея Балабанова:
Дважды был женат.
Первая жена — Ирина. В браке родился сын Фёдор (1989 г.р.), стал экономистом.
Вторая жена — Надежда Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». Их познакомил в коридоре «Ленфильма» продюсер фильма «Счастливые дни». Вдова режиссера вспоминала: «Леша сказал мне: «Давайте работать вместе». Потом мы разговорились, и он заявил, что ему очень нравится, что я в юбке, а не в брюках. С этого все началось».
О своем супруге Надежда рассказывала: «Леша был всегда неполиткорректен, но я за это в него и влюбилась, с первого взгляда! Ему было плевать, если скажут, что надо обязательно прийти в белой рубашке и галстуке, – муж надевал тельняшку. Его особенность: Леша никогда никуда не опаздывал. Если говорил, что придет в 5.37, то ровно во столько и приходил. И считал это очень важным качеством для мужчины. Часто повторял: «Главное – не балаболить»… А еще Леша считал, что плохое всегда побеждает хорошее, что и продемонстрировал в своем фильме «Про уродов и людей»: по сюжету там новые и сильные герои победили хороших и слабых».
В браке в 1995 году родился сын Пётр.
Алексей Балабанов и Надежда Васильева
Фильмография Алексея Балабанова:
1995 — Прибытие поезда (киноальманах) — помощник режиссера
2000 — Как снимался Брат-2 (документальный)
2010 — Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный)
2011 — Где ты, брат? (документальный)
2012 — Я тоже хочу — режиссер
2013 — Андрей Панин. Всадник по имени Жизнь (документальный)
Режиссерские работы Алексея Балабанова:
1987 — Раньше было другое время (короткометражный)
1988 — У меня нет друга (короткометражный)
1989 — О воздушном летании в России (документальный)
1989 — Настя и Егор (документальный)
1991 — Счастливые дни
1994 — Замок
1995 — Прибытие поезда (киноальманах)
1997 — Брат
1998 — Про уродов и людей
2000 — Брат-2
2002 — Река (короткометражный)
2002 — Война
2003 — Американец (не был завершен)
2005 — Жмурки
2006 — Мне не больно
2007 — Груз 200
2008 — Морфий
2010 — Кочегар
2012 — Я тоже хочу
Продюсерские работы Алексея Балабанова:
1995 — Откровения незнакомцу (Confidences a un inconnu)
Сценарии Алексея Балабанова:
1987 — Раньше было другое время (короткометражный)
1988 — У меня нет друга (короткометражный)
1989 — Настя и Егор (документальный)
1991 — Счастливые дни
1994 — Замок
1995 — Прибытие поезда (киноальманах)
1997 — Брат
1998 — Про уродов и людей
2000 — Брат-2
2002 — Река (короткометражный)
2002 — Война
2003 — Американец (не был завершен)
2005 — Жмурки
2006 — Мне не больно
2007 — Груз 200
2010 — Кочегар
2012 — Я тоже хочу
Призы и награды Алексея Балабанова:
За фильм «Счастливые дни»:
1991 — Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном;
1991 — Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном;
1992 — Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве
За фильм «Замок»:
1994 — Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1995 — Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине;
1995 — Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»;
1995 — Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум» (Суздаль)
За фильм «Прибытие поезда»:
1995 — За лучший фильм года — приз кинопрессы;
1996 — Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге;
1996 — Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1996 — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Брат»:
1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 — Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе;
1997 — Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте;
1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 — Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине;
1997 — Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Про уродов и людей»:
1998 — Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге;
1998 — Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи;
1998 — Гран-при — премия «Золотой Овен»;
1998 — За лучший игровой фильм — премия «Ника»;
2007 — Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи
За фильм «Груз 200»:
2007 — Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»
За фильм «Кочегар»:
2010 — Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»
За фильм «Я тоже хочу»:
2012 — Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале