Александр Роу

Александр Роу

Александр Артурович Роу. Родился 8 марта 1906 года в Юрьевеце (ныне Ивановская область) — умер 28 декабря 1973 года в Москве. Советский кинорежиссёр. Знаменитый создатель фильмов-сказок. Народный артист РСФСР (1968).

Александр Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне — Ивановская область).

Имел ирландские и греческие корни.

Отец — Артур Уильям Роу, инженер ирландского происхождения, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство.

Мать — Юлия Карагеоргий, гречанка.

Родился в достаточно состоятельной семье.

В 1914 году его отец Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.

С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой.

С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом у Якова Протазанова на съёмках таких фильмов, как: «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936), а также на картинах других режиссёров.

Александр Роу в молодости

Александр Роу в молодости

В 1937 году стал режиссёром киностудии «Союздетфильм» (затем — ЦКДЮФ имени М. Горького). Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» по одноимённой пьесе Елизаветы Тараховской, в основу сюжета которой легли три русские народные сказки («По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь») — который вышел на экраны в 1938 году. Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой его творчества.

В 1939-м Роу снял фильм-сказку «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.

Постоянно совершенствовал техническую сторону работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.

Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.

режиссер Александр Роу

Далее Александр Роу поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как: «Марья-искусница» (1959), «Морозко» (1964), в 1965 году фильм получил приз «Лев Сан-Марко» (Гран-при) на XXVI Венецианском кинофестивале), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972). Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы — «Конёк-Горбунок» (1941), «Майская ночь, или Утопленница» (1952), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), современных литературных сказок — «Королевство кривых зеркал» (1963).

Лучшим фильмом Александра Роу считается «Морозко». Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов.

Кадры из фильмов-сказок Александра Роу

Кадр из фильма Кащей Бессмертный

Кадр из фильма Морозко

Кадр из фильма Новые похождения Кота в сапогах

Совместно с Р. Захаровым Александр Роу в 1960 году поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Член ВКП(б) с 1943 года.

В 1949 году выступил режиссёром документального фильма «Артек» (приурочен к 25-летию лагеря) и стереофильма «День чудесных впечатлений».

Умер 28 декабря 1973 года в Москве. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил.

Был похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище.

После смерти Роу по написанному им с Потёмкиным сценарию, Геннадий Васильев снял фильм «Финист — Ясный сокол».

Личная жизнь Александра Роу:

Был дважды женат.

Первая жена — актриса Елена Фёдоровна Савицкая.

Вторая жена — Ирина Петровна Зарубина (1907-1976), советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.

Они познакомились на съемках фильма-сказки «Василиса Прекрасная», где Ирина Зарубина исполняла роль безобразной и злобной купеческой дочки Меланьи. Между ними начался роман. Предложение Ирине Александр Роу сделал сразу же после премьеры сказки. В 1939-м они поженились.

В 1940 году у них родилась дочь Татьяна.

Ирина Зарубина — жена Александра Роу

Ирина Зарубина Александра Роу

Режиссёрские работы Александра Роу:

1930 — Праздник святого Иоргена
1933 — Марионетки
1936 — Бесприданница
1936 — О странностях любви
1937 — Белеет парус одинокий
1938 — По щучьему веленью
1939 — Василиса Прекрасная
1941 — Конёк-Горбунок
1941 — Боевой киносборник № 7
1945 — Кащей Бессмертный
1949 — Артек
1949 — День чудесных впечатлений
1950 — Крым
1952 — Майская ночь, или Утопленница
1954 — Тайна горного озера
1956 — Драгоценный подарок
1958 — Новые похождения Кота в сапогах
1959 — Марья-искусница
1960 — Хрустальный башмачок
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 — Королевство кривых зеркал
1964 — Морозко
1968 — Огонь, вода и… медные трубы
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога

Сценарии Александра Роу:

1945 — Кащей Бессмертный Режиссёр
1949 — Артек
1949 — День чудесных впечатлений
1960 — Хрустальный башмачок Режиссёр
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога

Награды и звания Александра Роу:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961);
— Народный артист РСФСР (13.03.1968);
— орден Октябрьской революции;
— орден «Знак Почёта»;
1961 — МКФ в Ванкувере (Почётный диплом, фильм «Хрустальный башмачок»);
1965 — МКФ в Венеции (Гран-при «Золотой Лев Святого Марка», фильм «Морозко»);
1966 — II-й ВКФ (Приз за лучший фильм по разделу детских фильмов, фильм «Морозко») (Киев);
1966 — МКФ фильмов для детей в Тегеране (Серебряная медаль, фильм «Морозко»);
1966 — МКФ-кинообозрение «Капитолийский Юпитер» в Риме (Приз «Капитолийский Юпитер», фильм «Морозко»);
1981 — МКФ детского фильма в Кито (Золотая медаль (посмертно), фильм «Конёк-Горбунок»).

Оцените статью
Добавить комментарий