Александр Птушко

Александр Птушко

Александр Лукич Птушко, урожденный Птушкин. Родился 6 (19) апреля 1900 года в Луганске — умер 6 марта 1973 года в Москве. Советский режиссёр, кинооператор, художник-мультипликатор, сценарист и педагог. Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).

Александр Птушко родился 6 (19 по новому стилю) апреля 1900 года в городе Луганск.

Рос в семье крестьян.

Отец — Лука Артемьевич.

Мать — Наталья Семёновна Птушкина.

В детстве хорошо рисовал. За счёт чего на выставке работ учеников реального училища, в котором занимался Александр, его рисунки признали лучшими. Их высоко оценила Мария Улазовская, жена Николая Шверника, и в дальнейшем помогла Птушко переехать в Москву и поступить в Государственную школу кинематографии на заочное отделение.

С 1919 года служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. После Гражданской войны работал актёром и художником-декоратором в Народном доме и корреспондентом газеты «Донецкая кочегарка».

В 1923-1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства. Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор, секретарь орготдела Союза строителей Москвы), пока не решился стать режиссёром.

С 1927 года работал на «Москинокомбинате» («Мосфильме») как художник и режиссёр-мультипликатор, конструировал куклы.

В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина совместно с Юрием Меркуловым и Иваном Никитченко. В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта».

Режиссёр Александр Птушко вошел в историю киноискусства как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых уникальных возможностей кино.

Наиболее значительной работой Птушко в 1930-е годы стала полнометражная мультипликационно-игровая картина «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в которой наряду с многочисленными (от 1500 до 3000) куклами играл живой актёр.

Новаторские методы комбинированных съёмок, конструкции и приспособления на протяжении многих лет применялись другими советскими режиссёрами, а сам фильм оказал большое влияние на становление чешской школы мультипликации. Песня «Моя лилипуточка», стилизованная под творчество Александра Вертинского, мгновенно стала хитом.

Дочь Птушко вспоминала: «Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошёл по Европе, фильм обрёл второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку. Но были и другие аналогии, они пугали. В нашей стране был один Гулливер, ему фильм понравился. Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла — равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой… Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией». Отцу не верили. Тогда многие искали фигу в кармане».

Успех той картины, был высоко оценён как в СССР, так и за рубежом, что позволило Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на «Мосфильме». С 1936 по 1940 год его команда поставила около десяти короткометражных кукольных фильмов: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты» и пр. Часть из них были цветными и снимались по трёхцветному способу Павла Мершина. К работе также привлекались Павел Баженов и другие мастера палехской миниатюры.

режиссёр Александр Птушко

В 1939 году Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого, который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках. В сказке режиссёр предпочел не мультипликации, а комбинированные съёмки и оптическое совмещение объектов, когда актёров располагали на разном расстоянии от камеры, чтобы уменьшить/увеличить их пропорции (спустя годы нечто подобное повторил Питер Джексон в трилогии «Властелин колец»).

Во время Великой Отечественной войны Александр Птушко был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в Алма-Ату, где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов. Руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах: «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя» и др. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую он не смог.

В 1932-1949 годах исполнял обязанности профессора ВГИКа и заведующего кафедрой художественного факультета. В 1944-1946 годах был директором киностудии «Союзмультфильм». В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок.

После войны Александр Птушко начал снимать игровые фильмы, экранизируя былины, народные сказки, произведения русской литературы: «Каменный цветок» (1946), «Садко» (1952), «Илья Муромец» (первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком, 1956), «Алые паруса» (1961), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Сказка о царе Салтане» (1968), «Руслан и Людмила» (1972).

Кадры из фильмов Александра Птушко

Кадр из фильма Илья Муромец

Кадр из фильма Алые паруса

Кадр из фильма Сказка о царе Салтане

Фильмы Птушко пользовались большим успехом не только в СССР, но и на Западе: в Великобритании «Илья Муромец» вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast), в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon. Американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана, как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу. Совместный советско-финский фильм «Сампо» (1958) шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), а «Садко», выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962-м как «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad).

Птушко был автором и соавтором многих сценариев, режиссёром комбинированных съёмок к ряду фильмов например, таких как: «Дети капитана Гранта», «Вий». Он не только конструировал, но и собственноручно собирал куклы и всевозможные механизмы. По его инициативе заработали цеха по производству бутафории, термостат для вулканизации латексной пены в крупных размерах в Химках. С 1960 по 1963 год Птушко был художественным руководителем Творческого объединения «Юность» детских и юношеских фильмов при киностудии «Мосфильм».

На Западе Птушко называли «советским Уолтом Диснеем». Ряд критиков сравнивали его с итальянским режиссёром Марио Бавой, также известным своими работами в кинофантастике, в том числе вольной экранизацией «Вия».

Александр Птушко мечтал экранизировать «Тараса Бульбу» и «Слово о полку Игореве», по которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца.

Скончался 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Личная жизнь Александра Птушко:

Александр Птушко был несколько раз женат.

Дочь от первого брака — Наталия Птушко (1926-2008), была ассистентом и вторым режиссёром на киностудии отца «Мосфильм», а также и в его картинах. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с отцом.

Режиссёрские работы Александра Птушко:

1928 — Шифрованный документ
1928 — Случай на стадионе
1929 — Сто приключений
1930 — Кино в деревню
1930 — Крепи оборону!
1932 — Властелин быта
1935 — Новый Гулливер
1937 — Сказка о рыбаке и рыбке
1938 — Весёлые музыканты
1939 — Золотой ключик
1946 — Каменный цветок
1948 — Три встречи
1952 — Садко
1956 — Илья Муромец
1958 — Сампо
1961 — Алые паруса
1964 — Сказка о потерянном времени
1966 — Сказка о царе Салтане
1972 — Руслан и Людмила

Сценарии Александра Птушко:

1928 — Шифрованный документ
1928 — Случай на стадионе
1929 — Сто приключений
1930 — Кино в деревню
1930 — Крепи оборону!
1932 — Властелин быта
1935 — Новый Гулливер
1936 — Репка
1936 — Лиса и волк
1937 — Сказка о рыбаке и рыбке
1937 — Завещание
1938 — Весёлые музыканты
1938 — Пёс и кот
1938 — Маленький-удаленький
1962 — Фитиль
1966 — Сказка о царе Салтане
1967 — Вий
1972 — Руслан и Людмила

Операторские работы Александра Птушко:

1942 — Песнь о великане

Художественные работы Александра Птушко:

1936 — Репка
1936 — Лиса и волк
1936 — Лиса и виноград
1936 — Волк и журавль
1944 — Телефон
1945 — Пропавшая грамота
1945 — Теремок
1961 — Друг мой, Колька!
1962 — Бей, барабан!
1967 — Вий

Награды Александра Птушко:

1934 — МКФ в Венеции — Приз за лучшую программу, представленную государством на фестивале — «Новый Гулливер»;
1935 — Заслуженный артист РСФСР;
1944 — Два ордена Трудового Красного Знамени;
1946 — МКФ в Канне — Премия жюри за лучшее цветовое решение — «Каменный цветок»;
1947 — Сталинская премия первой степени;
1953 — МКФ в Венеции — Приз «Серебряный лев» — «Садко»;
1956 — МКФ в Югославии — Почётный диплом режиссёру — «Золотой ключик»;
1957 — Народный артист РСФСР;
1958 — МКФ в Эдинбурге — Почётный диплом — «Илья Муромец»;
1965 — МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове — Приз режиссёру — «Сказка о потерянном времени»;
1968 — ВКФ в Ленинграде — Приз — «Сказка о царе Салтане»;
1969 — Народный артист СССР
1976 — МКФ детских и юношеских фильмов в Салерно — Специальная премия жюри — «Руслан и Людмила»;
— Орден «Знак Почёта»;
— Медаль — «За доблестный труд В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы».

Оцените статью
Добавить комментарий